Файл: Формирование духовно-нравственных ценностей в начальной школе во внеурочной деятельности (на примере МАОУ Мысовская СОШ № 56).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие духовно-нравственного воспитания и развития
1.2 Особенности формирования духовно-нравственных ценностей в начальной школе.
2. Основы духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности
2.1 Цели и задачи духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности
2.2 Внеурочная деятельность младших школьников и ее направления
коммуникативные: умение включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность, работать в группе, учитывать мнения партнёров; предлагать помощь и сотрудничество; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, формулировать собственное мнение и позицию, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Развитие коммуникативной компетенции, умение работать в коллективе, умение общаться в различных жизненных ситуациях.
Культурно – образовательные события …. Рождество Христово.
Один из главных христианских праздников - Рождение Спасителя Иисуса Христа. С событиями Рождества Христова младшие школьники знакомятся на протяжении четырех лет обучения в начальной школе. Самым доступным видом деятельности для школьников является театральная игра.
Благодаря театрализации, ребенок не только познает мир, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу, приобщается к фольклору, национальной культуре. Поэтому задача приобщения детей к театрализованной деятельности становится в наше время актуальной.
Содержание деятельности:
В 1 классе младшие школьники инсценируют стихотворение Саши Черного «Рождественское». Ученики познают смысл таинственного слова «Рождество». Рождество – это день рождения маленького человека, которому радуются родные и близкие, поздравляют, дарят в этот день подарки. Так было и с Рождением Того, Кого почитает весь мир.
Из-за переписи населения Дева Мария и Иосиф пришли в родной город Вифлеем. Мест в гостинице не было, поэтому им пришлось заночевать в пещере — хлеву для укрытия скота от непогоды. Здесь и родился Божественный Младенец. Новорожденного Христа положили в ясли – кормушку для скота, поэтому сегодня мы называем так самую младшую группу в детском саду.
Первыми поздравили Младенца с днем Рождения животные, подарив ему свою любовь, тепло и ласку. В инсценировке используются мягкие игрушки. (Приложение)
Во 2 классе учащиеся участвуют в театральной постановке «Рождественская Елочка». Знакомство с историей Праздника Рождества продолжается. Младшие школьники познают как колючая елочка становится символом праздника Рождества. Это ей награда за свою скромность и доброту. Ученики получают первые навыки театрального искусства, что способствует формированию умений коллективного творческого взаимодействия и общения.
Это было одним из самых запоминающихся событий года для второклассников. В процессе подготовки этого спектакля родители тоже не остались в стороне: именно они сшили великолепные костюмы, нарисовали яркие декорации и, конечно, переживали за детей, поддерживали. На спектакль пришли мамы, папы, бабушки и дедушки. Каждому занятому в спектакле ученику хотелось, чтобы именно его родственники и друзья гордились им, хотелось порадовать свою семью и стать для нее не просто ребенком, а настоящим актером, которому зрители аплодируют и кричат «бис!» (Приложение).
Итоги работы во 2-ом классе показали явный прогресс в чтении, которое стало более выразительным и четким. Также дети стали более собранными и ответственными, научились сдерживать, умело выражать свои эмоции.
В 3-ем классе с учащимися ставится спектакль «Рождественский Дед» по мотивам русской народной сказки «Морозко». Третьеклассники не только расширяют свои знания о истории Рождества, но и узнают как создается спектакль по мотивам народной сказки. Происходит интеграция событий Рождества в содержании народной сказки. Младшие школьники полнее узнают как создается спектакль, знакомятся с театральными профессиями, на уроках изобразительного искусства готовят декорации. Третьеклассники осваивают умения сценической деятельности, получают первый опыт актерского мастерства. Развивается культура речи, обогащается словарный запас терминологической лексикой.
В 4-ом классе школьники пополняют знания о истории Рождества Христова. Рождественские события раскрываются в пьесе.
Ученики узнают, что на свет появился не простой ребенок, а Божественный Младенец. Знали это не только Дева Мария и святой Иосиф. Первыми пришли поклониться Спасителю пастухи. Им явился ангел и сказал: «…я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк.2:8-14).
Пастухи оставили свои стада, пошли в сторону Вифлеема и обнаружили в пещере Деву Марию, Иосифа и Младенца в яслях. На небе зажглась необычная звезда. С востока пришли поклониться новорожденному Христу трое мудрецов. Волхвы принесли в дар Младенцу подарки: золото, смирну и ладан. (Приложение )
Этапы реализации события и виды деятельности учащихся:
1. Знакомство родителей учащихся с содержанием предстоящей проектной театральной деятельности на родительском собрании. Включение родительской общественности в подготовку и проведение спектаклей.
2. Знакомство учащихся с событиями Рождественской истории на занятия кружка «Этика: азбука добра» во внеурочное время.
3. Демонстрация презентаций и мультфильмов Рождественской тематики.
4. Подготовка сценария и распределение ролей.
5. Подготовка рисунков «Рождество Христово» на уроках изобразительного искусства.
6. Изготовление Рождественских подарков на уроке технологии.
7. Изготовление декораций, выпуск афиши.
8. Участие в выставке рисунков и творческих работ в Свято-Николаевском храме города Бабушкин.
9. Выступление с постановкой на школьном или общегородском концерте Дома культуры «Снежный» города Бабушкин.
Планируемые результаты личностного и матапредметного характера:
Личностные результаты.
- совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, воспитание творческой активности ребёнка,
- развитие таких нравственных качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.
- развитие речевой культуры;
- развитие эстетического вкуса.
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные:
Воспитанники научатся:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
- анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные:
Воспитанники научатся:
- пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении событий Рождественской истории и просмотре видеозаписей, презентаций;
- проводить сравнение и анализ поведения героя;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности в сценической деятельности, выполнении творческих работ.
Коммуникативные:
Воспитанники научатся:
- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
- работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения потому, что смысл праздника Рождества для детей всегда имеет нравственную направленность (любовь, дружба, доброта, честность, смелость). Развиваются коммуникативные качества личности, школьники обучаются вербальным и невербальным видам общения.
Участвуя в работе над спектаклями, пьесами, младшие школьники познают окружающую действительность, в их душах утверждаются благородные чувства, воспитывается любовь к родной земле, формируются благородные нравственные качества.
Четыре года театральной работы дали свои плоды: большое число детей свободно владеют импровизационными умениями; умело используют средства театральной выразительности: мимику, жест, движения и средства интонации; владеют простейшими исполнительскими навыками и активно участвуют в театрализованных представлениях; с удовольствием выполняют творческие задания; стали намного добрее, общительней, внимательней к друг другу.
Таким образом, можно сделать вывод о позитивных результатах развития способностей и личностных качеств младших школьников в процессе театральной деятельности, в основе содержания которой лежат события Библейской истории.
Общие выводы.
Проблема духовно-нравственного воспитания в нашей многонациональной стране, поднятая в «Концепции духовно-нравственного воспитания гражданина России», мне так близка и не безразлична.
Анализируя педагогическую деятельность, вижу результат своего труда в учениках, которым нравится ходить в школу, нравится учиться. Они не боятся ошибиться, потому что знают, что вместе мы добьемся хорошего результата. Мои ученики радуются успеху своего товарища и помогают, когда у него что- то не получается.
Отзывы учителей, работающих в дальнейшем с моими ребятами хорошие. А дети не забывают свою первую учительницу. Давать хорошие и прочные знания – это прямая обязанность каждого учителя, но формировать в маленьком человеке духовно-нравственные качества (любовь к Родине, своей семье; уважение к родителям и старшим; честность, открытость, дружелюбие и т.д.) - считаю своей не менее важной задачей. У меня есть осознание личной ответственности за каждого моего ученика. Хочется видеть своих учеников успешными в будущем, полезными и хорошими членами нашего государства.
Работая над методической проблемой «Духовно – нравственное воспитание ребенка через знакомство с православной культурой посредством театральной деятельности», пришла к выводу, что театральная деятельность во внеурочное время – одно из эмоциональных средств, формирующих вкус детей, воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой.
Театр формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку, ответственность. Воспитательные возможности театральной деятельности широки. Участвуя в ней, дети познают Библейскую историю, знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят младшего школьника перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к нравственным, духовным ценностям. Это – конкретный зримый результат.
… Чем станешь ты, театр, для них?
Весельем дня иль теплым домом,
Который ждет всегда детей своих,
Ушедших в будущее человеком незнакомым.
Как знать, быть может, память растревожит
Тот уголок душевного тепла,
В котором сохранились
Радость, творчество и красота…
2.4 Возможности проектной деятельности как формы организации духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности
В материалах методического сопровождения федерального государственного образовательного стандарта второго поколения особым приоритетом при организации внеурочной образовательной деятельности в начальных классах является внеурочная проектная деятельность.
Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:
- направлены на достижение конкретных целей;
- включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;
- имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;
- в определенной степени неповторимы и уникальны.
Цель работы над проектами в начальной школе – развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся. [9]
Задачи проектной деятельности:
- Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
- Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
- формирование социально адекватных способов поведения.
- Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
- воспитание целеустремленности и настойчивости;
- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
- формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
- Формирование умения решать творческие задачи.
- Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).