Файл: Возможности религии, церкви в воспитании современных школьников..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Каждое новое время приводит с собой новую школу. Школа как часть общественного пространства «встроена во время страны», и неминуемо отражает эпоху, выявляя новые общественные тенденции и идеологические доминанты. Духовно-нравственное воспитание в современной школе – одно из приоритетных направлений. Изучение дисциплин ориентировано на знакомство с Православной культурой как неотъемлемой частью российской исторической и культурной традиции, приобщение обучающихся к духовному достоянию, развитие социального опыта, кругозора и мировосприятия, формирование культурной идентичности и гражданской позиции, заявленных во ФГОС среднего полного образования. Ученик должен представлять, во имя чего и ради чего он живет на земле, к чему необходимо стремиться человеку, сообразуя свою жизнь с вечными человеческими ценностями (ФГОС 1.5; 10.1).

Особое место в системе социальных институтов, оказывающих влияние на развитие личности и целенаправленно создающих условия для духовно-ценностной ориентации человека, занимает возрождаемое сегодня религиозное воспитание, в связи, с чем отмечается необходимость его осмысления в контексте сохранения лучших традиций отечественного образования. В российской науке в силу известных причин долгое время не уделялось должного внимания изучению Православной Церкви как социального института. Однако, несмотря на определенный интерес исследователей к изучению влияния религиозных организаций на социализацию человека, этот вопрос остается малоизученным, а зачастую оказывается и вовсе неисследованным большое количество проблем, связанных с развитием человека в условиях приходов как структурных единиц общества. Здесь же и находится проблема воскресной школы как организации, реализующей учебно-воспитательные функции.

В педагогике проведен ряд исследований, посвященных рассмотрению тех или иных аспектов феномена воскресной школы, а именно О. Л. Янушкиявичене рассматривал роль воскресной школы в контексте духовного воспитания, работу воскресной школы с детьми в контексте диалога отечественныых светской и церковной образовательных традиций исследовала Ю. Т. Антипенко, проблемы формирования духовной культуры подростков в воскресной школы рассматривала Л. А. Марченко.

Однако, несмотря на наличие исследований в данной области, теоретических и методических разработок применительно к специфике функционирования православных воскресных школ недостаточно, что препятствует заинтересованным в развитии этих школ субъектов профессионально организовать собственно педагогический процесс в них.


Практическая востребованность данной тематики представителями научно-исследовательской и организационно-управленческой сфер социально-педагогической деятельности обусловила необходимость написания данной курсовой работы.

Цель исследования: изучение теоретических и практических особенностей православного воспитания.

Объект исследования — воспитание современных школьников.

Предмет исследования — возможности религии, церкви в воспитании современных школьников.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

- охарактеризовать Церковь как социальный институт;

- раскрыть особенности религиозного (православного) воспитания;

- рассмотреть социально-педагогические возможности курса «Основы Православной культуры»;

- охарактеризовать духовно-нравственное воспитание как педагогическое явление;

- определить цели и задачи духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста;

- описать опыт театральной деятельности в начальной школе как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников (на примере МАОУ СОШ № 56).

Методы курсовой работы: метод анализа и синтеза, исторический метод, метод сравнения, общенаучный системный подход.

Курсовая работа состоит из двух глав, введения и заключения, списка использованных источников. В первой главе рассмотрены теоретические вопросы, касающиеся особенностей православного воспитания, во второй главе рассмотрены практические вопросы, относящиеся к организации православного воспитания, определены основные трудности и проблемы. В заключении предоставлены основные выводы по работе.

1 Теоретические основы исследования организации духовно-нравственного воспитания в школе.

1.1 Русская Православная Церковь как институт духовного образования и воспитания

В последнее десятилетие наша страна переживает глубокий кризис, охвативший все сферы общественной жизни. В поисках путей выхода из этого кризиса в общественном сознании укореняется идея, что основополагающим средством преодоления этого кризиса является совершенствование духовного мира человека. На этом фоне взоры государственных деятелей, политиков, деятелей культуры, философов и ученых все чаще обращаются в сторону традиционных, существовавших на протяжении долгого исторического периода институтов и, прежде всего, институтов религии и церкви.


В советский период господствовала точка зрения на религию как на исторически преходящий феномен, обреченный на постепенное исчезновение. Много писалось о классово-идеологическом содержании религии, ее иррациональности и т.д. В настоящее время оценка социальной роли и функции религии радикально изменились. Религия осмысливается как вечный, непреходящий, исторически закономерный институт, который играет значительную роль в жизни человека, утверждая приоритет духовности над экономическими, социальными, эстетическими и иными ценностями, ориентациями и регуляторами. Организационным институтом влияния на духовный мир человека является институт церкви. Для реализации этой своей функции за многовековую историю церковь накопила огромный потенциал. Осмысление наследия церкви в деле духовного образования и воспитания по возможности использования его в практической деятельности является актуальной задачей.

Проблема церкви как института образования и воспитания получила в исследованиях значительно меньшее отражение. В мирской светской социологии и религиоведении советского периода образовательная и воспитательная функция церкви в большинстве случаев вообще не рассматривалась, поскольку господствующая атеистическая идеология считала этот институт скорее антиобразовательным учреждением, продуктом невежества и непросвещенности. Все названные функции церкви могли рассматриваться только критически, с незначительным извлечением некоторых "рациональных зерен". В этом случае брались для рассмотрения некоторые общечеловеческие функции данного общественного института, чаще всего нравственные аспекты религиозного мировоззрения. В этой связи необходимо отметить работы, посвященные нравственной сущности христианства Н.И. Мартыненко, П.Н. Красникова, В.И. Шердакова, О.И. Кирикова и др.

Церковь представляет собой сложный социально-духовный институт, осуществляющий разработку системы верований, смыслов и ценностей, которые обеспечивают людей решением вопросов, относящихся к сфере предельных категорий бытия.

Эти два измерения института церкви - социальный и духовный -проявляются на протяжении всей истории его существования. Однако в различных социальных контекстах, в том или ином государстве, на том или ином отрезке истории эти две грани института церкви проявляются неодинаково. Как правило, либо государство стремится использовать церковь в своих интересах, либо церковь стремится взять на себя функции государства. В этом случае начинают преобладать социальные компоненты церкви в ущерб духовным. Об том свидетельствует и история взаимоотношения православной церкви с Российским государством. Тесный союз церкви с государством приводит к обмирщению церкви, ослаблению ее роли как духовного наставника русского народа. Поэтому в русском обществе всегда существовала борьба за ресакрализацию церковной жизни, восстановление ее духовного потенциала.


Однако делая крен в сторону исполнения своих социальных функций, выступая, прежде всего, как социальный институт, церковь никогда не переставала проявлять себя как духовная сила. Церковь обеспечивает внесение в наличный конкретно-исторический социум некоторых идеализированных моделей жизни, некоторых духовных матриц и программ, обеспечивающих укоренение человека в абсолютное, своеобразную "детерминацию от вечности". Это органическое соединение земного, преходящего, трансцендентного, вечного образует непреходящую культурную значимость в плане становления человеческой судьбы; и призвания человека в историческом процессе. Именно в этом человекосозидательном моменте заключен главный духовно-образовательный потенциал церкви, ее возможности в духовном образовании и воспитании человека.

Образовательные инициативы церкви как социально-духовного института могут быть направлены как на духовное воспитание и образование отдельной личности, так и на формирование социальных общностей в плане повышения их духовной интегрированности и возрастания меры сопричастности каждого каждом в рамках конкретного ансамбля.

Как было показано выше, своеобразие церковной организации как социального института заключается, прежде всего, в том, что церковь стоит на границе двух измерений духовно-социального процесса: между институциональным и неинституциональным содержанием человеческой жизни (официально-оформленное и неформальное место в обществе - место в природе, культура - натура и т.д.).

В силу этого пограничного положения церкви, как духовно-социального института, церковная организация выполняет опосредующую функцию: переводит неинституциональные характеристики человеческой жизни в институциональные. Неформально-инициативное (рождение, любовь, зов высокого служения и др.) оформляются как особое таинство, ставятся под защиту ("за церковную ограду"). Таковы обряды крещения, венчания, посвящения в монашество и другие мероприятия, санкционирующие деяния человека в их высокой ответственности перед Богом и перед людьми.

С той же силой протекает и обратный процесс: закрепленное рамками институциональных отношений содержание человеческой жизни рождает неформальные духовные инициативы, идущие в мир, расширяет свои границы до масштабов сверхнормативных. Особенно в сфере нравственного поступка происходит такое трансцендтирование и расширение до уровня неинституциональных отношений.

Так церковная организация обеспечивает внесение в наличный конкретно исторический социум некоторых идеализированных моделей жизни, некоторых духовных матриц и программ, обеспечивающих своеобразную "детерминацию от вечности".


Обеспечивает церковь и индивидуализацию духовных инициатив, встраивание конкретной личности в ту или иную духовную программу, идущую из недр конкретного этноса и высших иерархий культурного универсума. Связь институционального и неинституционального церковная организация осуществляет не напрямую, но посредством принципа уподобления, осуществляющегося по формуле: "Как вверху, так и внизу" ("Как на небе, так и на земле"). Эти ситуации опосредования божественной и человеческой меры в богословской рефлексии отражены в символической форме. Ключевым символом здесь выступает образ "Лествицы Иаковля", начинающейся на земле и уходящей в бесконечную глубину неба".

Это органическое соединение земного и божественного, индивидуального и всеобщего образует непреходящую культурную значимость в плане становления человеческой судьбы и призвания человека в историческом процессе. Именно в этом человекосозидательном моменте заключен главный образовательный потенциал церкви как духовно-социального организма, ее возможности в духовном образовании и воспитании человека [1].

1.2 Особенности православного воспитания

Одним из примеров реализации воспитания детей на основе духовных ценностей являются православные воскресные школы. Воспитательный процесс в значительной степени носит целенаправленный характер, он пред-полагает определенное направление воспитательных усилий, осознание их конечных целей, а также включает в себя содержательную сторону и средства достижения этих целей. В определении цели воспитания главенствующую роль приобретает выбор системы ценностей [4].

Основными направлениями учебно-воспитательной работы в современных воскресных школах являются просветительское (катехизическое), социальное служение, культурно-образовательное и военно-спортивное.

Катехизическое направление преследует главную цель − воспитание в вере, включающее в себя обучение христианскому вероучению и евангельской нравственности; социальное служение способствует взращиванию в воспитанниках христианских качеств (милосердия, жертвенности, терпения и других). Культурно-просветительское направление включает и просветительскую работу, и эстетическое воспитание и, в конечном итоге, главная цель − духовно-нравственное развитие детей. Военно-спортивное направление нацелено на морально-волевое, физическое развитие и патриотическое воспитание.