Файл: Возможности религии, церкви в воспитании современных школьников..pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы исследования организации духовно-нравственного воспитания в школе.
1.1 Русская Православная Церковь как институт духовного образования и воспитания
1.2 Особенности православного воспитания
2 Анализ социально-педагогических возможностей курса «Основы Православной культуры».
2.1 Духовно-нравственное воспитание как педагогическое явление.
2.2 Цели и задачи духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста
• обеспечение взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации – семьёй, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры, средствами массовой информации.
Основы театрального искусства – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, развитие идейно-эмоционального восприятия и этической оценки жизненных явлений. В таком понимании – это воспитание Человека.
Наша педагогическая работа в данном направлении вместе с учениками начальной школы подчинена одному результатом – рождение спектакля на сцене, рождению нового произведения искусства, которое способно зажечь в юных актерах и зрителях подлинную театральную радость. В ходе организации театральной деятельности необходимо показать и обсудить с ребятами:
• как создается спектакль, знакомятся с театральными профессиями (актер, режиссер, звукорежиссер, директор, художник, суфлер);
• мастерство актера (сценическое действие, речь, жесты, мимика, выразительность образа героя);
• какую роль играют в спектакле макеты и декорации;
• роль музыкально-шумового оформления спектакля и его виды (фонограмма, «живая музыка» и др.);
• зритель в театре (этика поведения в театре);
• театральные термины: актер, режиссер, декорации, бутафория, афиша, портер, зрители, сцена, зрительный зал.
Темы и сюжеты должны быть близки жизненному опыту младших школьников, находясь у них эмоциональный отклик, способствовать творческой активности, работе фантазии, желанию стать лучше, добрее, отзывчивее, сострадательнее. Важно не столько то, что поставят на сцене, а важен процесс, т.е. как они творят, упражняются в творческом воображении, насколько увлекаются творческим вымыслом, активно ли включаются в жизнь героев, готовы ли изменять что-либо в себе. Творческий процесс развивает и способен изменять природные способности детей.
Могут ли быть ошибки в процессе театральной деятельности? Безусловно. В целях предотвращения подмены воспроизведения формы взрослого театра, предлагаю предложить уместным некоторые методические рекомендации:
- Работу необходимо строить на основе принципов реалистического искусства как необходимого условия для решения поставленных педагогом художественно-нравственных воспитательных задач. Надо внимательно отнестись к выбору репертуара, театральных игр, предлагаемых для развития наблюдательности, воображения, эмоциональной памяти, общения.
- Процесс обучения и воспитания сильно пострадает, если педагог подойдет к репетициям как режиссер. Его задумки, идеи, воля не должны делать детей беспомощными исполнителями, неспособными на собственное творчество. Важно, чтобы анализ сценки, спектакля стал живым процессом, требующим от детей комплексного подхода, работы не только мысли, чувств, но и воображения, а также эмоционального отклика на предлагаемые обстоятельства.
- Необходимо учитывать накопленный детьми жизненный опыт и для правильного распределения ролей.
- В ходе организации театральной деятельности особое внимание должно уделяться сценическому общению – главному процессу воздействия партнеров (детей) друг на друга, т.е. взаимным действиям в существующих или придуманных обстоятельствах. В том, что эти действия взаимны, взаимосвязаны, и есть природа театра.
Занятия театральной деятельностью способствуют формированию у младших школьников универсальных учебных действий:
- личностные: потребность сотрудничества, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы; проявление индивидуальных творческих способностей, осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития. Развитие индивидуальных способностей в работе над общим делом: постановкой спектакля, оформлением декораций и др.
- регулятивные: развитие эмоциональной сферы личности, уверенности в себе и веры в творческие возможности, умения сопереживать, стремления помочь. Развитие творческого потенциала личности. Овладение этическими нормами. Социализация личности в процессе альтруистической деятельности.
- познавательные: школьники овладевают первыми общими знаниями о театральном искусстве, осваивают знания о событиях прошлого, получают практические умения сценической деятельности. Развитие культуры речи, обогащение словарного запаса терминологической лексикой: «действие», «образ», «событие».
- коммуникативные: умение включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность, работать в группе, учитывать мнения партнёров; предлагать помощь и сотрудничество; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, формулировать собственное мнение и позицию, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Развитие коммуникативной компетенции, умение работать в коллективе, умение общаться в различных жизненных ситуациях.
Планируемые результаты личностного и метапредметного характера:
Личностные результаты.
• совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, воспитание творческой активности ребёнка,
• развитие таких нравственных качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.
• развитие речевой культуры;
• развитие эстетического вкуса.
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные:
Воспитанники научатся:
• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
• планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
• осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
• анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные:
Воспитанники научатся:
• пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении событий Рождественской истории и просмотре видеозаписей, презентаций;
• проводить сравнение и анализ поведения героя;
• понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
• проявлять индивидуальные творческие способности в сценической деятельности, выполнении творческих работ.
Коммуникативные:
Воспитанники научатся:
• включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
• работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
• обращаться за помощью;
• формулировать свои затруднения;
• предлагать помощь и сотрудничество;
• слушать собеседника;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• осуществлять взаимный контроль;
• адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения потому, что смысл праздника Рождества для детей всегда имеет нравственную направленность (любовь, дружба, доброта, честность, смелость). Развиваются коммуникативные качества личности, школьники обучаются вербальным и невербальным видам общения.
Участвуя в работе над спектаклями, пьесами, младшие школьники познают окружающую действительность, в их душах утверждаются благородные чувства, воспитывается любовь к родной земле, формируются благородные нравственные качества.
Четыре года театральной работы дали свои плоды: большое число детей свободно владеют импровизационными умениями; умело используют средства театральной выразительности: мимику, жест, движения и средства интонации; владеют простейшими исполнительскими навыками и активно участвуют в театрализованных представлениях; с удовольствием выполняют творческие задания; стали намного добрее, общительней, внимательней друг к другу.
Таким образом, можно сделать вывод о позитивных результатах развития способностей и личностных качеств младших школьников в процессе театральной деятельности, в основе содержания которой лежат события Библейской истории.
Выводы по 2 главе
Духовно-нравственное воспитание следует рассматривать и как организованную деятельность воспитателей, направленную на формирование у воспитанников духовно-нравственных качеств.
В младшей школе в задачах духовно-нравственного воспитания целесообразным будет ограничиться тем, чтобы сориентировать детей в сложном мире духовных ценностей, определиться с духовно-нравственными понятиями и тем смыслом, которым они наполняются и как проявляются в реальной жизни.
Проблема духовно-нравственного воспитания в нашей многонациональной стране, поднятая в «Концепции духовно-нравственного воспитания гражданина России», автору близка и небезразлична. Работая над методической проблемой «Духовно – нравственное воспитание ребенка через знакомство с православной культурой посредством театральной деятельности», автор пришел к выводу, что театральная деятельность – одно из эмоциональных средств, формирующих вкус детей, воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой.
Театр формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку, ответственность. Воспитательные возможности театральной деятельности широки. Участвуя в ней, дети познают Библейскую историю, знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Не смотря на то, что понятие «духовности» прочно вошло в жизнь современного общества, определение этого термина весьма туманно. Духовность весьма абстрактно понимается как нечто высшее, иногда как образованность или культура, интеллектуальное и эстетическое развитие, или объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей, и т.д. В результате такой неопределенности и смутного представления общества о целях, задачах и средствах духовно-нравственного воспитания рождается масса кривотолков, споров, а порой даже конфликтов.
Проведя анализ учебно-научной литературы и практической деятельности по данной тематике можно сделать следующие выводы:
- Церковь представляет собой сложный социально-духовный институт, осуществляющий разработку системы верований, смыслов и ценностей, которые обеспечивают людей решением вопросов, относящихся к сфере предельных категорий бытия.
- Образовательные инициативы церкви как социально-духовного института могут быть направлены как на духовное воспитание и образование отдельной личности, так и на формирование социальных общностей. Одним из примеров реализации воспитания детей на основе духовных ценностей являются православные воскресные школы. Воспитательный процесс в значительной степени носит целенаправленный характер, он пред-полагает определенное направление воспитательных усилий, осознание их конечных целей, а также включает в себя содержательную сторону и средства достижения этих целей.
- Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения не узкая психолого-педагогическая проблема, это проблема, от решения которой зависит будущее страны, поэтому духовно-нравственное воспитание должно проникать во все звенья образования и реализовываться на всех этапах становления личности.
- Духовно-нравственное воспитание — это процесс, органично соединяющий цели, принципы, содержание, формы и методы духовного и нравственного воспитания. В младшей школе в задачах духовно-нравственного воспитания целесообразным будет ограничиться тем, чтобы сориентировать детей в сложном мире духовных ценностей, определиться с духовно-нравственными понятиями и тем смыслом, которым они наполняются и как проявляются в реальной жизни.
- Особенностью курса «Основ Православной культуры» является то, что он может быть представлен как отдельной дисциплиной, так и полностью интегрированным в школьные дисциплины.
- Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения потому, что смысл праздника Рождества для детей всегда имеет нравственную направленность (любовь, дружба, доброта, честность, смелость). Развиваются коммуникативные качества личности, школьники обучаются вербальным и невербальным видам общения.
Участвуя в работе над спектаклями, пьесами, младшие школьники познают окружающую действительность, в их душах утверждаются благородные чувства, воспитывается любовь к родной земле, формируются благородные нравственные качества.