Файл: Возможности религии, церкви в воспитании современных школьников..pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы исследования организации духовно-нравственного воспитания в школе.
1.1 Русская Православная Церковь как институт духовного образования и воспитания
1.2 Особенности православного воспитания
2 Анализ социально-педагогических возможностей курса «Основы Православной культуры».
2.1 Духовно-нравственное воспитание как педагогическое явление.
2.2 Цели и задачи духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста
Реализация православного воспитания в воскресных школах основывается на трансцендентных (абсолютных − в рамках религий); социоцентрических (общечеловеческих; групповых − расовых, национальных); антропоцентрических (индивидуальных) ценностях.
Воспитание, основанное на трансцендентных ценностях, базируется на понимании того, что православие – это религия личного Бога. Оно предлагает особую интерпретацию личности – неповторимой и уникальной, выступающей как особая ценность и ориентированной в социальном плане.
Для православной нравственности важнейшим является понятие благо, которое дало множество производных: благонравие, благочестие, благопристойность, благородство и благодеяние человека, как элемент реализации божественной высшей идеи. В христианском смысле: благо – это Бог – это высшее добро [2].
Развитие общества привело к тому, что в настоящее время люди выработали для себя общечеловеческие ценности: гуманизм, правда, добро, истина. Но, тем не менее, каждый народ имеет свою иерархию духовных ценностей [8]. В России это патриотизм, коллективизм, соборность, широта души, взаимопомощь. В православном понимании любовь к Родине начинается с ближайшего окружения, и лишь затем расширяется до устройства мира.
Воспитание, основанное на развитии социоцентрических ценностей, также предполагает всестороннее развитие личности. В воскресных школах оно реализуется через:
- организацию совместного досуга старших и младших детей с акцентом на взаимопомощь и деятельное общение;
- совместный труд: уборку территории, мытье посуды в столовой;
- коллективные занятия, игры и конкурсы;
- подготовку театральных постановок с нравственной и религиозной тематикой (например, притчи);
- разучивание патриотических и русских народных песен;
- реконструкцию народных праздников и обычаев.
Важнейший аспект православной культуры – это формирование личности особого типа, а именно: личности, ориентированной в социальном плане на сохранение самотождественности и духовной автономии, и, вместе с тем, несущей индивидуальную ответственность за судьбы мира [2]. В воспитании, основанном на антропоцентрических ценностях, происходит возвышение индивидуальности в структуре человеческих ценностей.
Базовыми ценностями являются самореализация, польза, искренность, индивидуальность. Поэтому ребенок, оказавшийся в духовно- ориентированной православной среде, участвовавший во внутренней жизни Церкви, получивший знания и опыт взаимодействия с людьми, разделяющими его ценности, осознает, что от него самого и его выбора многое зависит. И при этом велика ответственность перед обществом за свою жизнь и свои поступки [4, с. 83].
Воспитание, основанное на антропоцентрических, ценностях реализуется через индивидуальную работу с каждым воспитанником воскресной школы. Бережное отношение к личности ребенка, формирование комфортной среды вокруг него, оперативное преодоление и разрешение конфликтных ситуаций – все это поможет ребенку начать работу над собой. Тогда он сможет вырасти в зрелую личность, способную принимать решения в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения перед собой, близкими людьми, своей страной и человечеством.
Практика реализации программ духовно- нравственного воспитания в воскресных школах показала, что дети нуждаются в духовном общении. Как правило, такое общение выходит за территорию приходских храмов, перерастает в повседневное общение, формирует круг общения детей на досуге. Воспитанники продолжают вместе участвовать в мероприятиях, с удовольствием посещают социальные учреждения и получают опыт использования свободного времени для собственного блага и блага других.
С нашей точки зрения, главное в воспитании − создание условий для саморазвития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности. Мы полагаем, что положение современной воскресной школы, находящейся на стыке религиозной и светской систем образования открывает перед ней новые перспективы развития. Исходя из особенностей, возможностей и пожеланий прихода, организаторы воскресной школы могут выбрать для нее наиболее приемлемую стратегию. Именно Церковь в состоянии сформировать в душах молодого поколения качества, основанные на общечеловеческих ценностях: доброту, открытость, достоинство, трудолюбие, патриотизм, сострадание, благородство, благочестие и многое другое [9].
Таким образом, если принять воспитание как целенаправленную организацию процесса вхождения ребенка в современное общество, который протекает с учетом знаний духовных ценностей, формирования системы ценностных отношений ребенка к окружающему миру во всех его проявлениях, то становится ясно, что главным результатом воспитания будет всесторонне развитая личность. Это, прежде всего, духовно и нравственно, эстетически и интеллектуально развитый здоровый человек, труженик, семьянин, коллективист. Он будет сыном своего народа, гражданином России, определившимся со смыслом жизни в этом прекрасном и в то же время сложном мире.
Выводы по 1 главе
Церковь – является достаточно сложным социально-духовным институтом, который имеет различные направления деятельности и является одним из важных элементов нашего общества. Одним из направлений деятельности церкви можно выделить образовательные инициативы, которые направлены как на духовное воспитание и образование отдельной личности, так и на формирование социальных общностей в плане повышения их духовной интегрированности.
Сейчас особое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию школьников, и по нашему мнению, главное в этом воспитании − создание условий для саморазвития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.
Опыт церковно-приходских и воскресных школ в нашей культуре достаточно богат и мы полагаем, что на данный момент положение современной воскресной школы, находящейся на стыке религиозной и светской систем образования открывает перед ней новые перспективы развития. Исходя из особенностей, возможностей и пожеланий школы, можно найти тот баланс между светским и церковным образованием, который будет наиболее полезен в воспитании подрастающего поколения. Ведь именно Церковь в состоянии сформировать в душах молодого поколения качества, основанные на общечеловеческих ценностях: доброту, открытость, достоинство, трудолюбие, патриотизм, сострадание, благородство, благочестие и многое другое.
2 Анализ социально-педагогических возможностей курса «Основы Православной культуры».
2.1 Духовно-нравственное воспитание как педагогическое явление.
В течение известного периода прошлого столетия, когда идеология нашего государства имела ярко выраженный атеистический характер, когда школа и педагогика в целом были отделены от религии, у верующих граждан нашей страны практически не было возможности для осуществления религиозного воспитания и образования своих детей. В конце 80-х – начале 90-х гг. ХХ в. такая возможность стала реальностью, и перед Православной Церковью выявилась перспектива возрождения институтов религиозного воспитания и образования, в частности воскресных школ.
В «Программе развития воспитания в системе образования России на 1999—2001 годы» (приказ МО РФ от 18.10.89 № 574) подчеркнуто, что духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни являются важнейшей составляющей развития общества и государства.
Выражением государственной политики в области воспитания стали сформулированные в законе Российской Федерации «Об образовании» принципы гуманистического характера образования. В соответствии с законом РФ «Об образовании» воспитание трактуется как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание благоприятных условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» (приказ МО РФ от 11.02.02 № 393) определено существенное расширение поля деятельности школы: усилия школы должны быть направлены на воспитание нравственной, предприимчивой и самостоятельной личности, личности, обладающей общекультурной компетентностью, ответственной за общезначимые ценности, способной самоопределяться в культурном пространстве ценностей, ориентированной на высшие ценности бытия. Именно в процессе обучения и воспитания у детей и молодежи создаются реальные представления о подлинных и мнимых ценностях жизни, формируется способность к самостоятельному выбору духовно-нравственных ценностей.
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения не узкая психолого-педагогическая проблема, это проблема, от решения которой зависит будущее страны, поэтому духовно-нравственное воспитание должно проникать во все звенья образования и реализовываться на всех этапах становления личности.
Следует отметить, что школа должна не только сохранять, развивать и транслировать духовное наследие, но и закладывать основы социальной ответственности.
Духовно-нравственное воспитание — это процесс, органично соединяющий цели, принципы, содержание, формы и методы духовного и нравственного воспитания. Целью духовно-нравственного воспитания является приобщение подрастающего поколения к духовно-нравственным ценностям (гуманистическим, этнонациональным, религиозным и т. д.) путем создания условий для нахождения воспитанниками личностных смыслов духовнонравственных ценностей и формирования готовности действовать в соответствии с ними. В связи с тем, что в процессе духовно-нравственного воспитания происходит принятие, усвоение культурных ценностей, накопленных предыдущими поколениями (например, моральных — добродетельность, долг, честь, достоинство, совесть), его необходимо рассматривать как социокультурный процесс.
Духовно-нравственное воспитание следует рассматривать и как организованную деятельность воспитателей, направленную на формирование у воспитанников духовно-нравственных качеств.
Духовно-нравственное воспитание как феномен имеет все признаки системы. Система — это целое (составленное из частей; соединение), состоящее из множества закономерно связанных друг с другом элементов, представляющее собой определенное целостное образование, единство. Структурными компонентами духовно-нравственного воспитания как системы являются цель и задачи; содержание; взаимодействие участников воспитательного процесса — воспитателя и воспитанников; управление (процесс); средства, формы, методы и технологии воспитания. Функционирование системы духовно-нравственного воспитания подчинено определенной цели, связано с развитием духовнонравственных качеств человека, с управлением воспитательным процессом, наличием определенных методов и средств воспитания.
На наш взгляд, результативность духовно-нравственного воспитания во многом зависит от успешного решения задач, связанных с осознанным принятием человеком личностно значимых и общественно необходимых духовно-нравственных ценностей. Осознанное усвоение духовно-нравственных ценностей личностью включает в себя: формирование теоретических представлений о духовно-нравственных ценностях; перевод духовно-нравственных ценностей в структуру личностно значимых ценностей; внутреннюю готовность следовать духовно-нравственным ценностям; практическую деятельность, имеющую в основе духовно-нравственные ценности; самокоррекцию поведения в соответствии с духовно-нравственными ценностями [6].
Содержание и организационные формы духовно-нравственного воспитания разрабатываются с учетом подходов, требования которых направлены на развитие духовно богатой, социально активной, нравственно и физически здоровой личности.
Духовно-нравственное воспитание необходимо осуществлять с учетом системно-деятельностного подхода, согласно которому существование, развитие и воспитание человека осуществляется только в деятельности, которая имеет содержательную (знания, правила и нормы поведения) и организационно-процессуальную (умения, навыки и др.) стороны.
В соответствии с гуманистическим подходом человек рассматривается как духовно-нравственный субъект культуры, как культурная ценность. Духовно-нравственное воспитание в соответствии с этим подходом основывается на субъект-субъектных отношениях, на отношении воспитателя к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, направлено на развитие духовно-нравственного потенциала человека.
Практика показывает: чем значительнее воспитательное влияние на внутреннюю сферу личности человека, тем существеннее результат.
Духовно-нравственное воспитание может быть рассмотрено и как социальное воспитание, которое проявляется в единстве целенаправленного и стихийного воздействия на личность, ибо в процессе социализации формируются и развиваются духовные потребности личности, не заданные человеку от рождения.
Результативность духовно-нравственного воспитания как процесса социализации, то есть адаптации и интеграции человека в общество с целью саморазвития и самореализации, будет значительнее при условии снижения негативного, неуправляемого влияния среды, усилении ее положительного воздействия, использовании всего арсенала воспитательных средств.