Файл: Возможности религии, церкви в воспитании современных школьников..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание — это интегральный, стратегический ресурс общества, обеспечивающий ему духовную безопасность, а осмысленные, усвоенные человеком духовно-нравственные ценности выступают не только в качестве руководства к общественно приемлемому поведению, но и как основание самоопределения и самореализации личности [5].

2.2 Цели и задачи духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста

Профессор Свято-Владимирской Духовной Семинарии Софья Сергеевна Куломзина, доктор богословия и магистр по педагогике, посвятившая религиозному воспитанию детей всю свою жизнь, обобщая свой многолетний опыт церковно-педагогической работы за рубежом, так формулирует главные задачи православного воспитания: помогать детям обрести ощущение реальности Бога в нашей жизни.

Но это может быть целью именно религиозного воспитания, которое осуществляют соответствующие институты – семья или воскресная школа, православная гимназия, т.е. именно религиозные учреждения. В светских учреждениях подобная цель не может быть поставлена, и именно этим определяется их светских характер. У нас же порой любое духовное воспитание ассоциируется с постановкой именно таких задач, отсюда и большое количество споров вокруг вопроса о введении в общеобразовательных школах курсов духовно-нравственного содержания.

Что же может быть целью духовно-нравственного воспитания в светских общеобразовательных учреждениях? Только то, с чего вообще начинается духовная жизнь – познание самого себя. Ведь для того чтобы стремиться к раскрытию в своем сердце таких качеств как, например любовь, кротость или милосердие нужно осознать их отсутствие или поврежденность в себе. А вся духовная жизнь человека как раз и направлена на такое раскрытие. Без осознания своего несовершенства всё духовно-нравственное делание, как то - молитва, пост, участие в богослужениях или дела милосердия, помощь нуждающимся, благотворительность, прощение обид и т.д. приведет только к одному знаменателю – фарисейской гордости. И причем к тем большей, чем усерднее будет это делание [11].

Познание самого себя, своего внутреннего мира – вот цель духовно-нравственного образования и воспитания в светских школах, которая, в свою очередь может стать фундаментом уже для религиозного воспитания в семье или религиозном образовательном учреждении, приходе и т.д.


В младшей школе в задачах духовно-нравственного воспитания целесообразным будет ограничиться тем, чтобы сориентировать детей в сложном мире духовных ценностей, определиться с духовно-нравственными понятиями и тем смыслом, которым они наполняются и как проявляются в реальной жизни. Например, дети должны усвоить, что кротость – это способность понять и простить другого человека; а смирение – решимость исполнить волю Божью и оно совсем ничего общего не имеет с трусостью или слабостью. При этом жития святых, эпизоды Священного Писания, церковной или отеческой истории будут являться средством к выполнению поставленной задачи.

Пока трудно говорить о «системе» средств духовно-нравственного воспитания - никакой «системы» еще нет, как чаще всего нет и четкого понимания целей такого воспитания. Однако это не означает, что нет никаких подвижек в этой области. Путем проб и ошибок делаются попытки «нащупать» путь духовно-нравственного воспитания как на уровне отдельных учебных заведений, так и на уровне целых субъектов Российской Федерации. И есть уже некоторый опыт, позволяющий делать выводы и определить место учебного курса «Основы Православной культуры» среди других возможных средств духовно-нравственного воспитания [5].

Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. При этом нравственность лежит в сфере общечеловеческих ценностей: не убивай, не кради, не лги, - одинаково звучит на всех континентах и у всех народов и во всех религиях, а духовность – специфическая религиозная область. У каждой религии свое представление о духовности, которое является важнейшей глубинной характеристикой данной религии, отличающей ее от других религий. Обусловлено это, прежде всего представлением конкретной религиозной традиции о Боге и о Его промысле.

Например, как уже указывалось выше, Православие считает, что человек призван к богоподобию, т.е. приобретению качеств, свойственных Божеству, при этом указываются и сами эти качества. Но, во-первых, далеко не каждая религия считает нужным и уж тем более возможным приобретение богоподобия в силу своих специфических антропологических, богословских воззрений и взглядов на взаимоотношение Бога и человека. А во-вторых, религии различно воспринимают Бога: так, если первейшей характеристикой Бога в Православии является любовь, то в Исламе – это скорее милость, справедливость и милосердие. Для христиан Бог – любящий Отец, для мусульман – милостивый Властелин. Или, если для православных Христос – прежде всего Спаситель, то для католиков – Искупитель, а для протестантов – Избавитель. Отсюда, даже если бы была одинаковая устремленности к богоподобию, результат будет существенно отличаться в различных религиях.


Кроме того, сами духовно-нравственные категории в различных религиозных практиках наполняются различным смыслом, проистекающим из специфичности антропологических воззрений конкретной религии. Все это обуславливает различное духовное содержание при видимой внешней схожести нравственных установок как религиозных практик так и светской культуры. Даже само понятие «духовность» в различных религиях понимается по-разному.

Всем этим и обусловлено наличие большого выбора средств духовно-нравственного воспитания, которое может быть представлено в трех основных направлениях: в виде основ светской этики, в виде основ религиозной культуры вообще, либо в виде основ конкретной традиционной религиозной культуры [9].

Светская этика представляется предметами философской направленности, например философия, история философии, или история мировой художественной культуры, основы жизненного самоопределения и другими подобными курсами. Кроме того, светская этика может быть достаточно органически интегрирована в такие привычные предметы, как литература и история.

Основы религиозной культуры могут представлять предметы исторического вектора: история религий, история религиозной культуры, история религиозных идей и т.д.

И, наконец, основы традиционных религий могут быть представлены в виде Православной, Исламской, Буддистской или Иудейской культуры, поскольку именно эти религии являются для России традиционными.

Особенностью курса «Основ Православной культуры» является то, что он может быть представлен как отдельной дисциплиной, так и полностью интегрированным в школьные дисциплины. Это обусловлено колоссальной ролью Православной Церкви в формировании Российского государства и тем, что Православие для России является культурообразующим мировоззрением. Оно стало той благодатной почвой или, лучше сказать, средой, в которой взросли далеко не только православные деятели культуры. Поэтому в школах с подавляющим преобладанием православных детей желательно, чтобы «Основы Православной культуры» были представлены как в виде отдельного курса, так и интегрированы в такие школьные дисциплины как литература, русский язык, история, ОЖС, МХК.


2.3 Театральная деятельность в начальной школе как средство духовно- нравственного воспитания младших школьников (на примере МАОУ СОШ № 56)

Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

Человек, как Храм, закладывается в детстве. В сегодняшней жестокой действительности ребенку необходимо введение в традиционную духовную культуру . Ведь культура – это организованная человеком среда обитания, это совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека, человека и общества.

Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности школьника?

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях Православия.

Сегодня многие ценности подвергаются мощному воздействию отрицательных явлений окружающей среды. Утрате ценностей способствуют изменения, связанные с открытым и увеличивающимся социальным неравенством, с нарушением равновесия семьи, в которой происходит утрата вертикальной традиции преемственности поколений, с существенным снижением правил этического поведения в обществе.

Театральное творчество позволяет наилучшим способом развивать все хорошее, что изначально заложено в ребенке. Театральные средства своими многогранными возможностями способны не только развивать, формировать нравственные качества младших школьников, но и позволяют вернуть к жизни утраченные забытые смыслы, вечные истины, предотвратить детскую жестокость, сформировать гармоничную личность.

Известно, что у первоклассников могут быть проблемы, существенно снижающие эффективность процесса обучения. Большинство этих проблем относятся к трем группам: личностные, образовательные, поведенческие.


Например, многие дети нечетко говорят, зажаты, стеснительны, не уверены в себе, часто не могут правильно выразить свои мысли и эмоции (1 группа). У некоторых наблюдается проблема с памятью и слабое развитие фонематического слуха (2 группа). Также в 1-ом классе школьники часто отвлекаются, не собраны и не владеют произвольностью поведения (3 группа).

Чтобы преодолеть проблемы первой группы, мы вместе с детьми стали учить скороговорки и пословицы, разыгрывать диалоги. Далее первоклассники стали разыгрывать сценки, где каждый получал роль и слова к ней. После этого к речи было добавлено движение. Дети с удовольствием играли этюды со словами и без слов, работали над техникой речи, мимикой и позами.

Игра – самый близкий и доступный вид деятельности, способствующий самовыражению, раскрытию индивидуальных проявлений личности, характера ребенка. Влияние искусства на становление и развитие личности очень велико. Занятия театральной деятельностью а именно, постановка пьес, спектаклей по мотивам произведений православной культуры дарят детям радость познания прошлого (Библейские события: Рождество Христово, Воскресение Иисуса Христа – Пасха, Масленица…)

Подготовка, демонстрация инсценировок создают условия младшим школьникам познавать окружающий мир, строить взаимодействие и общение друг с другом, развивают их способности в различных видах деятельности. Так же театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает к духовным ценностям. И не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям. У младших школьников появляется стремление поделиться этой радостью с другими: родителями, учителями и учениками своей школы.

Цель театральной деятельности в школе - формирование думающего, чувствующего, активного, уверенного в своих силах школьника, любящего людей, готового к творческой деятельности в любой сфере.

Задачи театральной деятельности:

• знакомство со спецификой театрального искусства;

• знакомство с основными Библейскими событиями, особенностями культуры своего народа;

• приобщение детей к общечеловеческим ценностям: любовь, доброта, милосердие, щедрость, ответственность, честность и т.д.;

• обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

• формирование умений коллективного творческого взаимодействия и общения;