Файл: Нормативный договор.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 157

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Впервые договор как источник права был предложен в античные времена. Дискуссии о месте нормативно-правовых договоров в системе источников права ведутся среди правоведов, представителей континентального права с начала XX века, в то время как в англосаксонской правовой семье данный источник права является довольно распространённым. Длительное время в отечественной правовой науке данному типу правового источника уделялось недостаточное внимание. В настоящее время нормативные договоры заняли прочное место среди источников права.

Актуальность изучения данных категории в современный период обусловлена целым рядом объективных факторов. Во-первых, данный тип правового источника в настоящее время регулирует значительную долю общественных отношений. Во-вторых, несмотря на то, что данный вид источника права нашел широкое применение в регулировании общественных отношений, в настоящее время, можно говорить о недостаточной теоретической разработанности данной юридической категории.

Объектом исследования данной работы являются общественные отношения, связанные с заключением договоров нормативного содержания.

Предметом исследования является нормативный договор как источник правовых норм.

Целью данной работы является всесторонний анализ договора нормативного содержания как источника права, а также особенностей применения их в современном российском праве.

Достижение указанной цели требует решения следующих задач:

  • определить сущности понятия нормативного договора;
  • охарактеризовать признаки и свойства нормативного договора;
  • выявить теоретические проблемы понятия договора нормативного содержания;
  • проанализировать особенности действия нормативного договора как источника права;
  • исследовать роль международных договоров в иерархии нормативно-правовых актов Российской Федерации.

Данная проблематика изучается учеными уже на протяжении длительного времени, в связи с чем, имеет высокую степень разработанности в современной научной литературе и нашла свое отражение в трудах таких правоведов как В. И. Каминской, О. С. Иоффе, Н. И. Матузова, А. В. Малько М. Д. Шаргородского, Ю. К. Краснова, В. В. Надвикова, В. И. Шкатулла, В. А. Ойгензихт, И. В. Григорьевой, Б. А. Булаевского и других.

Вместе с тем рассмотрение данных категорий невозможно в отрыве от современного российского законодательства, поскольку нормативные договоры регулируют значительную долю общественных отношений.


Нормативной базой при написании данной работы послужила Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О международных договорах Российской Федерации», а также иные подзаконные акты.

Для иллюстрации теоретического материала, в работе используется практика право применения. Также, для всестороннего изучения данных категории считаем необходимым обратиться к использованию категорий и фикций в зарубежных странах

Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы и заключения. В первой главе исследуется правовая природа нормативного договора, анализируются свойства и виды нормативного договора. Во второй главе исследуется проблематика применения нормативного договора как источника права, а также анализируется место международных договоров в системе права Российской Федерации. Заключение содержит краткие выводы сделанные в ходе работы.

Глава 1. Договор нормативного содержания: понятие, свойства и признаки

Понятие и виды договоров нормативного содержания

Восприятие договора в качестве правового источника берет свое начало из античных времен. В настоящее время нормативный договор занял прочные позиции в регулировании общественных отношений. Вместе с тем, в настоящее время отсутствует единый подход к дефиниции данной категории. В первую очередь это связано с различными подходами к правовой природе договора.

Необходимо отметить, что дискуссии о разделении договоров нормативного содержания и индивидуальных договоров, а также о правовой природе нормативного договора ведется длительное время.

Так, представители конвенциального подхода придерживаются мнения, что при заключении договоров возникают «микро нормы», которые можно отнести к правовым нормам, но данные правовые нормы являются индивидуальными и распространяются только на заключивших договор.

Договоры нормативного содержания являются весьма распространенными для англосаксонской системы права. По мнению американского ученого-правоведа О. Винсента «Из условий соглашений, заключаемых людьми для регулирования своих отношений на договорной основе, возникает независимый источник права. Добровольность договорных соглашений эквивалентна единодушному согласию участников правоотношений, устанавливающих некое общее правило».[1]


Из отечественных ученых-правоведов поддерживающих данную теорию можно выделить Т. В. Кашанину, которая в своих работах указывает на «наличие в обществе трех уровней нормативности: общегосударственном, локальном (на уровне коллективных субъектов права) и индивидуальном саморегулировании (на уровне индивидуумов). Одним из видов последнего выступает договорное регулирование, в результате которого вырабатываются «микро нормы» – правила поведения, рассчитанные на точно определенных людей либо дополняющие, конкретизирующие отдельные элементы общегосударственных норм».[2]

Для отечественной правовой науки данный подход является крайне дискуссионным, большинство ученых придерживается мнения о необходимости выделения двух категорий договоров: индивидуальных и нормативных. Можно говорить о том, что в нашей стране преобладает доктрина юридического позитивизма. Данный подход предполагает разделение договор по объему регулирования на источники нормативного и поднормативного регулирования.

Как отмечалось раннее, в настоящее время отсутствует единая дефиниция данного понятия.

Так В. В. Иванов в своих работах указывает, что «нормативный договор – это совместный правовой акт, оформляющий выражение обособленных согласованных автономных волеизъявлений двух или нескольких формально равных субъектов права, устанавливающих условия, исполнение условий которых предполагается обязательным».[3]

В работах А. Д. Демина можно встретить следующий подход к определению договоров нормативного содержания: «договорный акт, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для многочисленного и формально неопределенного круга лиц, рассчитанный на неоднократное применение, действующий независимо от того, возникли или прекратились предусмотренные им конкретные правоотношения».[4]

Вместе с тем, существует и более широкий подход к определению данной правовой категории, например советский ученый Н. Г. Александров предлагает следующие определение договора нормативного содержания «согласованное волеизъявление двух или нескольких формально равных (в момент заключения договора) субъектов, совершаемое с целью вызвать юридические последствия».[5]

Кроме того, в юридической науке принято квалифицировать нормативные договоры, рассмотрим классификацию предложенную В. А. Лаптевым, так в своей статье он выделяет международные, внутригосударственные, административные, гражданско-правовые и трудовые нормативные договоры.[6] Учитывая иерархию нормативных договоров, в зависимости от их юридической силы и с учетом дислокации применения, предлагается рассмотреть внутренние (внутригосударственные) нормативные договоры, регулирующие экономические отношения, в частности конституционные и федеративные, административные, а также коллективные договоры и соглашения.


  1. Конституционные и федеративные нормативные правовые договоры.

Историческим примером конституционного договора служит Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик, принятый на I Съезде Советов СССР 30 декабря 1922 г. Как верно отметил С. С. Занковский, договор об образовании СССР наряду с Декларацией об образовании Союза Советских Социалистических Республик (которые совместно составили Основной Закон – Конституцию 1923 г.) заложил основу создания прообразов будущих союзных и союзно-республиканских министерств, при этом союзные республики наделялись правами, в том числе в сфере экономики, по «остаточному принципу».[7]

  1. Административные нормативные договоры.

Являются ключевыми источниками права, определяющими отношения между органами исполнительной власти и обеспечивающими их функционал в системе государственного управления, в том числе в сфере регулирования экономической деятельности. Данные договоры способствуют, что называется, продуктивно действовать сообща органам исполнительной власти, поскольку без координации их совместных действий не будет в полной мере обеспечиваться эффективность их работы.

В юридической литературе встречаются подходы, согласно которым к административным договорам относят как нормативные договоры, так и индивидуальные. Существует мнение о конституционной природе всех административных договоров, в частности, по мнению Д. С. Андреева, административный договор – «это искусственная конструкция, представляющая попытку объединить разно порядковые юридические явления: договорное правовое установление (конкретное) и норму права (абстрактное)».[8]

Многочисленные подходы в отечественном правоведении к вопросу классификации административных договоров по различным основаниям удачно исследуется Л. В. Щербаковой. В частности, заслуживает внимания деление административных договоров в зависимости от состава участников (между государственными органами; между государственными органами и организациями; между государственными органами и гражданами).[9]

Примером административных договоров между органами государственной власти служит Соглашение от 21 января 2010 г. № 01-69/1, № ММ-27-2/1 «О сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы», в рамках которого стороны обмениваются информацией для целей контроля за соблюдением таможенного, валютного и налогового законодательства, а также совершенствуют систему мер, обеспечивающую соблюдение законодательства.[10]


  1. Коллективные договоры и соглашения.

Известно, что социальное партнерство в сфере труда оформляется коллективными договорами и соглашениями. Несмотря на то, что данные нормативные договоры чаще исследуются учеными-трудовиками, предмет данных договоров содержит нормы права, так или иначе влияющие на предпринимательско-правовые отношения (экономическую деятельность предприятия, внутрипроизводственные отношения и т.д.). Более того, за необоснованный отказ работодателя от заключения коллективного договора или соглашения установлена административная ответственность (ст. 5.30 КоАП), что свидетельствует об особом правовом режиме и публичной защите интересов лиц при заключении подобных договоров.

Действующим законодательством социальное партнерство осуществляется на шести уровнях: федеральный, межрегиональный, региональный, отраслевой, территориальный и локальный (ст. 26 ТК РФ).

Нормативные договоры играют важную роль в регулировании общественных отношений, которую следует учитывать в правоприменении. Публичный характер такого договорного нормотворчества наряду с его частными аспектами, как и любой сделки (как автономии воли сторон), свидетельствует о необходимости более глубокого изучения природы подобных договоров в сфере предпринимательства.

Исходя из вышеизложенного, проанализировав приведенные выше точки зрения ученых по данному вопросу, можно сделать выводы, о том, что большое влияние на формирование дефиниции договора нормативного содержания оказывает подход к месту и роли договора в правовой системе страны. Для нашей страны характерен в большей степени позитивистский подход. Изучив представленные точки зрения, можно дать обобщенное определение договора нормативного содержания – это особый вид договора, одной из сторон которого является государство, признаваемый источником правовой системы и устанавливающим общеобязательные правила поведения.

Свойства, признаки и виды договора с нормативным содержанием

Изучив точки зрения различных авторов на определения понятия договора нормативного содержания, необходимо отметить их высокую степень разрозненности. Именно поэтому считаем, что для всестороннего рассмотрения данного понятия необходимо выделить специфические характеристики и признаки договора нормативного содержания. Именно выделив специфические черты явления можно сделать выводы о его содержании.