Файл: Выбор стиля руководства в организации (ООО «PA Феникс-Плюс»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В ежедневной работе каждый руководитель сталкивается с проблемой согласованности своих действий с действиями подчиненных. Успех работы менеджера зависит от очень многих обстоятельств: содержания задачи и сроков её решения, личности руководителя, особенностей коллектива или характера подчиненного, специфики сложившееся ситуации и др. Но все же, вопрос «когда какой управленческий стиль применять?» является, пожалуй, наиболее сложным в менеджменте. Стиль руководства, зачастую, определяет результаты деятельности организации. Существуют множество примеров того, как сильный руководитель, выбрав правильный стиль руководства, приводит отстающий коллектив к пробуждению своих способностей и тем самым улучшает ситуацию в организации. Также можно поступить, наоборот, при выборе неудачного стиля руководства организации можно погубить эффективность коллектива.

В данном курсовом проекте мы рассмотрим структуру стиля управления организацией, проанализируем несколько типов управления организацией, а именно авторитарный, демократический и либеральный, приведем плюсы и минусы, данных стилей. На примере взятой фирмы, ООО «PA Феникс-Плюс», проанализировав её характеристики, определим стиль руководства и постараемся дать рекомендации по улучшению стиля и увеличению эффективности труда и отношений между начальником и подчиненным.

Цель работы определить стиль руководства компании, помогающий эффективной работе компании

Задачи:

-рассмотреть составляющие менеджмента;

-охарактеризовать объект исследования;

-проанализировать стиль руководства данной компанией;

-предложить некоторые рекомендации по улучшению данного стиля руководства;

Объект: Организация ООО «PA Феникс-Плюс»

Предмет исследования стиль руководства, применяемый руководителями данной компании.

Методологической основой исследования послужили работы, труды ниже указанных отечественных и зарубежных ученых, данные государственной статистики, интернет-источники и т.д.

1.Теоритические основы формирования стиля руководства в организации

Для эффективного управления руководителю, менеджеру необходимо иметь представление о современных классификациях стилей лидерства и управления, различных возможных моделях поведения руководителя формирование и функционирование как формальной структуры организации, так и неформальной, социально-психологической структуры рабочей группы, коллектива непосредственно связаны с выдвижением руководителей в организации (её подразделениях) и лидеров в малых группах и в целом в коллективе.


Руководство как единый процесс может быть, разбить на отдельные действия и шаги руководителя. Они направлены на достижение промежуточных, оперативных целей. Руководство непосредственно связано с оказанием влияния на подчиненных, учеников, друзей и т.п. Готовность персонала следовать приказам и распоряжениям руководителя, определяется следующими факторами:

-степенью понимания смысла распоряжения;

-совместимостью распоряжений с индивидуальными потребностями и интересами сотрудников;

-интеллектуальными физическими способностями подчиненных;

-личных взаимоотношений;

-организаторских талантов руководителя;

-качества руководства;

-мотивации.

Одним из элементов руководства является обязательное наличие общей цели, на достижение которой будут направлены совместные усилия. Личные цели отдельных индивидов заставляют менеджера либо выполнить их для решения общей задачи, либо подчинить их достижению общей цели, то есть цели индивида в группе должны быть либо подчинены целям всей группы, либо они не должны мешать их достижению. Чтобы подчинить цели индивида целям группы руководитель должен применить всю свою энергию, иногда и власть.

Несмотря на то что, руководство – существенный компонент эффективного управления, эффективные лидеры не всегда являются одновременно и эффективными управляющими. Об эффективности лидера можно судить по тому, в какой степени он или она влияют на других. Иногда эффективное лидерство может и мешать формальной организации. Например, влиятельный неформальный лидер может сделать так, что трудовой коллектив начнет ограничивать выпуск продукции или производить товары или услуги низкого качества. Файли, Хаус и Керр устанавливают различие между управлением и лидерством: «Управление можно определить как умственный и физический процесс, который приводит к тому, что подчиненные выполняют предписанные им официальные поручения и решают определенные задачи. Лидерство же, наоборот, является процессом, с помощью которого одно лицо оказывает влияние на членов группы». Управляющий становится во главе организации в результате намеренного действия формальной организации – делегирования полномочий. Лидерами, с другой стороны, становятся не по воле организации, хотя возможности вести за собой людей тоже можно увеличить путем делегирования полномочий. Члены организации знают, кто их руководитель, а вот ведомые не всегда знают, что их ведут. Наконец, действия лидеров не ограничиваются рамками каких-либо полномочий и структур. Очень часто руководитель является лидером совершенно без всякой привязки к его или её формальной должности в иерархии. Более подробное отличие руководства от лидерства описано в таблице 1.


Таблица 1.

Отличие руководства от лидерства

Руководство

Лидерство

1.Официально регулирует отношения группы

1.Регулирует межличностные отношения в группе

2.Связано со всей системой общественных отношений и является элементом макросреды

2.Является элементом макросреды (как малая группа)

3.Целенаправленный процесс осуществляется под контролем

3.Возникает стихийно

4.Стабильность

4.Зависимость от настроения группы

5.Более определено санкциями

5.Менее определено санкциями

6.Процесс принятия решений не связан с группой и зависит от ряда обстоятельств

6.Решения принимают непосредственно по деятельности группы

7.Сфера деятельности руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе

7.Сфера деятельности лидера – в основном малая группа

1.1.Понятие стиля руководства и факторов его формирования

Отдельный тип стиля руководства не встречается в чистом виде. В реальности в поведении каждого руководителя наблюдаются общие черты, различных стилей при преобладающей роли какого-либо одного из них. Возможность и целесообразность сочетания различных компонентов стилей руководства определяется наличием в каждом стиле определенных черт, ролевых функций которые меняются в зависимости от ситуации.

На формирования стиля руководства оказывается также уровень иерархии управления, вид деятельности (линейный, функциональный) и конкретные ситуации (руководитель может быть автократом в одних ситуациях и демократом – в других).

У молодого специалиста свой собственный стиль руководствам вырабатывается в первые три года. Стиль может формироваться стихийно, без специальных знаний и навыков, тогда главным определяющим фактором будет служить:

-черты характера;

-личные качества;

-общий уровень воспитанности и образованности;

-пример другого руководителя.

Каждый руководитель в процессе управленческой деятельности выполняет свои обязанности в свойственном только ему стиле. Стиль руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив кс инициативному и творческому подходу к выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Принятый стиль руководства может служить характеристикой качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а так же создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных взаимоотношений и поведения. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего о человеческих отношениях или, прежде всего о выполнении задачи – все отражает стиль руководства данного руководителя.


Можно выделить основные факторы, характеризующие стиль руководства:

Требования, предъявляемые к руководителям в отношении их компетентности, деловитости, ответственности, личных качеств, нравственности, характера, темперамента и пр.;

Специфика системы – её цели и задачи, управленческие структуры и технология управления, функции руководителя;

Окружающая производственная среда – технологический уровень производства, форма организации труда, обеспеченность материальными ресурсами и т.п.;

Особенности руководимого коллектива – его структура и уровень подготовленности, характер сложившихся в нем взаимоотношений, его традиции и ценности. Стиль работы определяет не только деятельность руководителя, он непосредственно оказывается на всех сторонах деятельности системы и непосредственно на подчиненных.

Все определения стиля управления сводятся к совокупности характерных для менеджера приемов и способов решения задач управления, т.е. стиль – это система постоянно применяемых методов руководства. На рисунке 1 представлены факторы, определяющие стиль руководства.

Общие условия труда

Актуальная ситуация

Цели и задачи

Личности сотрудников

Личность руководителя

Структура группы

Размер группы

Место рабочей группы в организации

Рис.1 Факторы определяющие стиль руководства

Как видно стиль и метод руководства существуют в определенном единстве. Стиль представляет собой форму реализации методов руководства, принятую данным менеджером в соответствии с его личными, субъективно-психологическими характеристиками.

Факторы, влияющие на стиль управления.

Выбор руководителем того или иного стиля руководства определяется рядом объективных и субъективных факторов.

Объективные факторы:

-тип организации

-специфика основной деятельности организации

-специфика решаемых задач

-условия выполнения задач

-способы и средства деятельности организации

-уровень развития организации

-стиль руководства, формы и методы работы вышестоящего руководителя

-ступень управленческой иерархии, на которой находится руководитель

-совпадение стиля руководства руководителя с теми ожиданиями, которые высказывают подчиненные.

Субъективные факторы:

-индивидуально-психологические особенности личности руководителя (характер, темперамент, способности, волевые качества и др.);


-наличие у руководителя авторитета. Авторитетный руководитель, как правило, более демократичен, потому что авторитет является той силой, которая воздействует на подчиненных кроме прямого управленческого воздействия. И наоборот, отсутствие авторитета руководитель пытается компенсировать жесткими, директивными действиями;

-уровень общей и управленческой культуры, образования

-имеющийся общий и управленческий опыт. Таким образом, факторов, влияющих на выбор стиля управления организацией много, все они тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга, а иногда и вступают в противоречия между собой. Вот почему нет единого правила, позволяющего руководителю определить, как следует вести себя в той или иной ситуации.

Изучение современных тенденций в моделях управления организацией приводит нас к факту смены доминирующих принципов управления. Демократический стиль сменил авторитарный, однако в последнее время стало популярным понятие «лидерства» как новой концепции управления, придающей каждой компании изрядную долю уникальности. Лидерство предусматривает не наличие харизматичного начальника, который «тянет» на себе коллектив, а превращение каждого сотрудника в лидера на своей должности. Это происходит через понимание не только собственных целей и задач на данной позиции, а через виденье всей картины целиком, осознание места компании на рынке.

Скорее всего, такое управленческое решение подойдет тем организациям, которые находятся в стадии становления или реорганизации, или работают в сфере венчурного, инновационного бизнеса. Лидерство плохо сочетается со стабильными и детально проработанными принципами управления организацией, в какой-то ситуации оно даже способно их разрушить.

Кроме того, лидер – это всегда человек, а не просто работник на своем месте. Своей харизматичностью, способностью увлечь он может решить многие производственные или управленческие задачи, однако если кому-то в коллективе он придется не по вкусу, неизбежно разделение на группы и последующее противопоставление. Сгладить эту проблему поможет так называемое разделенное лидерство, когда деятельность нескольких лидеров сводится воедино во благо компании. Оно требует от участников умения идти на компромисс и отказываться от имиджа «сильного лидера».

Пока что управление организацией путем лидерства идет вразрез с общепринятыми представлениями о менеджменте организации и применение его в данных реальных условиях возможно при совпадении нескольких фактов: наличие лидера, готовность сотрудников к использованию в работе инновационных инструментов, особая, уникальная отрасль бизнеса, где действует компания.