Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические и методологические основы оценки эффективности менеджмента.
1.1. Теоретические подходы к определению эффективности управления
1.2. Методические основы оценки эффективности управления
Глава 2. Анализ факторов повышения эффективности управления в современных условиях.
2.1. Концепции повышения эффективности управления в практике зарубежных и российских компаний
2.2. Организационно-управленческие методы повышения эффективности труда руководителя
Согласно этой системе, компания оценивает собственную организацию 20 ключей (каждый из которых фактор, имеющий критическое значение для ее функционирования) по 5-балльной системе. Путем определения на каком уровне компания находится в каждом из 20 ключей (табл. 4), идентифицируются ее слабые места. После этого компания разрабатывает и реализует мероприятия по усовершенствованию и развитию выявленных слабых направлений.
Для измерения своих достижений и дальнейшего развития Gillette использовала Программу«20 Ключей», которая позволила[20]:
- сразу увидеть всю концепцию развития компании: 20 ключей - это 20 направлений работы;
- объединить сотрудников всех уровней: ответственных за продвижение методологии, владельцев ключевых процессов, исполнителей;
- структурировать весь процесс улучшений и точно знать, чего и когда ожидать;
- контролировать эффективность процесса внедрения;
- сравнивать свои процессы с процессами в других отраслях и странах.
Таким образом, цель управления развитием – повышение эффективности управления в современном понимании термина «эффективность». Воздействуя в процессе управления на значения тех или иных управляемых факторов внешней или внутренней среды, менеджеры стремятся перевести организацию в состояние, которое характеризуется более высоким уровнем эффективности. Однако, осуществляя такое воздействие, необходимо иметь в виду, что любая организация – это сложная система, и ей, как и любой другой сложной системе, присущ ряд свойств, в значительной степени определяющих ее реакцию на те или иные управленческие воздействия.
2.2. Организационно-управленческие методы повышения эффективности труда руководителя
Питер Друкер, основоположник современного менеджмента, основываясь на многолетних наблюдениях, пришел к парадоксальному выводу: «крепкие профессионалы», отличные специалисты в своем деле крайне редко становятся хорошими руководителями. Это связано с тем, что управление - совершенно особый вид профессиональной деятельности, результат которого напрямую связан с личной эффективностью человека[21]. Личная эффективность, по Друкеру, не является врожденным качеством. Но ей можно научиться, развивая и правильно используя свои сильные стороны. И помогут в этом пять методик, разработанных гуру менеджмента.
Питер Друкер проводит серьезный и всесторонний анализ основных управленческих задач современной компании и предлагает стратегию их решения. Взяв эту стратегию на вооружение, любой менеджер сможет развить в себе навыки, необходимые для успешного управления коллективом с высоким интеллектуальным и творческим потенциалом.
Для руководителя любого уровня существуют четыре основные реалии (они же препятствия), которые практически невозможно контролировать: время, поток событий, сложности взаимодействия с сотрудниками в рамках организации, концентрация на внутренних процессах организации в ущерб внешним целям. Эти препятствия, по мнению Питера Друкера, создают главные помехи для эффективной работы руководителя. Поскольку отменить или полностью устранить их невозможно, автор рекомендует менеджерам прежде всего развить навык расстановки приоритетов. Это поможет в любой ситуации сконцентрироваться на основной задаче и правильно распределить время.
Раскроем пять методик выработки эффективного управления:
- Управление временем. Эффективные руководители всегда знают, на что расходуется их время. И систематически трудятся над управлением той долей своего времени, которую они действительно могут контролировать.
- Установка на конечный результат. Необходимо концентрироваться на глобальных достижениях,выходящих за рамки текущих задач. Контроль необходимо обращать не на процесс выполнения работы, а на конечный результат.
- Развитие сильных сторон в себе и подчиненных. В сложных ситуациях необходимо опираться на сильные стороны и не зацикливаться на слабых. Начинать работу нужно с тех задач, которые вы в состоянии решить.
- Расстановка приоритетов.Эффективный руководитель всегда занимается делами первостепенной важности и никогда не отвлекается на второстепенные.
- Умение принимать правильные решения. Правильные решения - это система: ряд необходимых шагов в заданной последовательности к определенному результату. Эффективному руководителю важно научиться работать в этой системе. Для этого нужно: всегда иметь собственную точку зрения, но не отбрасывать несовпадающие мнения; никогда не принимать спонтанных решений; повышать качество решений, а не их количество; качественное решение - то, которое больше всего приближает к цели при наименьших затратах.
Методика 1. Правила эффективного управления временем.
Время - уникальный ресурс, который всегда находится в состоянии дефицита. Стремление к строгому планированию времени редко приносит нужные результаты. То, как люди проводят время, и то, что они об этом думают, как правило, довольно сильно различается[22].
Эффективный руководитель должен уметь:
- - регистрировать время - т.е. фактически выяснять, на что оно уходит;
- - распределять время - выбирать приоритетные задачи и выделять точное количество времени для их решения;
- - консолидировать время - группировать мелкие дела в крупные блоки бизнес-задач;
Систематизированное управление временем помогает руководителям фиксировать фактические временные затраты и регулярно заниматься пересмотром своего графика.
Такой подход к управлению временем позволяет руководителю:
- вылавливать и исключать «хронофаги» - пожиратели времени;
- делегировать выполнение определенных дел тому, кто справится с ними лучше него;
- сократить непродуктивную трату времени своих подчиненных (собрания и другие мероприятия, не приносящие компании никакой практической пользы).
Все эффективные руководители постоянно контролируют свою деятельность в области управления временем. Они не только постоянно регистрируют и регулярно анализируют затраты своего времени, основываясь на данных анализа своего дискреционного времени, они устанавливают для себя окончательные сроки выполнения наиболее важных заданий[23].
Методика 2. Установка на конечный результат и глобальные цели.
Установка эффективного руководителя на конечный результат может быть выражена в одном главном вопросе:«Что лично я могу сделать для улучшения результатов и успеха моей организации?». Отвечая на этот вопрос, менеджер естественным образом переходит от частных задач к стратегии, от простой продуктивности к ориентации на результат. На этом этапе он приучает себя обдумывать, за что ему платят зарплату и какого вклада ожидают взамен. Ответы на эти вопросы ведут к установлению высоких требований к себе, четкой постановке собственных целей и целей организации и повышению интереса к ценностям.
Таким образом, руководитель устанавливает для себя высокие стандарты. Он берет на себя ответственность за общую цель, а не действует в роли подчиненного.
Тот, кто сфокусирован на своем вкладе в общий успех и берет на себя ответственность за результаты, - в буквальном смысле представитель высшего менеджмента своей компании, даже если он работает на самом низком организационном уровне. Ведь он отвечает за эффективность компании в целом. По Друкеру, фокусирование на личном вкладе в общий успех организации - это ключ к эффективности, поскольку:
- повышает качество работы, стандарты и результаты;
- улучшает отношения с другими людьми - начальниками, коллегами, подчиненными;
- позволяет выбирать оптимальные инструменты управления (например, при проведении собраний или составлении отчетов)[24].
Методика 3. Развитие сильных сторон.
Данная методика эффективного управления особый акцент делает на развитии сильных сторон компании и ее менеджмента. Можно дать руководителям следующие советы:
- Избегать излишней критики, не зацикливаться на недостатках и слабых местах. Концентрация преимущественно на слабых местах и недочетах порождает одни проблемы как в бизнесе, так и во взаимоотношениях в компании, в то время как сосредоточение на сильных сторонах подчиненных, партнеров, вышестоящего руководства и своих собственных делает работу команды максимально продуктивной.
- Оценивать профессионализм без учета симпатий и антипатий. Многим руководителям представляется верным решение окружать себя людьми психологически комфортными, часто в ущерб их профессионализму. Питер Друкер считает такой путь опасным, ведущим к неизбежному фаворитизму, интригам, нездоровому соперничеству - и в итоге к общему снижению эффективности работы.
- Подавать подчиненным личный позитивный пример. Позитивный пример всегда связан с демонстрацией своих собственных сильных сторон (у каждого человека они свои).
Эффективный руководитель знает, что стандарты для деятельности группы людей устанавливаются на примере лидера. Следовательно, он никогда не позволит, чтобы деятельность лидера базировалась на чем-либо, кроме поистине сильных его сторон.
Методика 4. Правила расстановки приоритетов.
Питер Друкер дает руководителям четыре основные рекомендации по расстановке приоритетов[25]. Главное в умении выбрать приоритетные направления в работе компании - не анализ того, что уже было сделано, а смелый взгляд в будущее. Именно обращенность в будущее помогает руководителю выбрать нестандартное (или дерзкое) решение, поставить реалистичные сроки и воплотить утвержденную программу действий в жизнь.
Концентрируйтесь на благоприятных возможностях, а не на проблеме. Смысл этой работы в том, чтобы найти ресурсы для достижения целей завтрашнего дня. «Если и существует какой-нибудь главный секрет эффективности, то это концентрация. Чем сильнее и успешнее человек концентрирует свое время, усилия и ресурсы, тем больше разнообразных задач он сможет решить», -поясняет автор.
Для этого необходимо помнить, что приоритетные задачи всегда обращены в будущее и приближают к цели, в то время как второстепенные в лучшем случае заставляют топтаться на месте.
Выбирайте собственное направление в бизнесе, не плывите по течению вслед за победителями. Именно поэтому так важно избегать зацикливания на рутинных проблемах: они мешают увидеть реальные проблемы вашего дела. Приоритетом должна стать установка на конкурентные преимущества, на то, что ваша компания делает лучше других или вообще впервые.
Только амбициозные планы и задачи, несмотря на все сопутствующие риски, дадут видимый результат - тот, за который стоит бороться. Концентрация на главном и правильном и смелость навязывать собственные решения относительно первоочередности задач - это единственная надежда руководителя стать хозяином своего времени и обстоятельств.
Методика 5. Принятие правильных решений
Выделим пять этапов в процессе принятия эффективного решения:
- осознание руководителем, что проблема носит общий характер и ее можно решить только выработкой нового правила или принципа;
- определение «граничных условий», т.е. специфических требований, которые необходимо обязательно соблюсти в ходе решения проблемы; простейший пример «граничных условий»: работа должна быть сдана 5-го числа в 12 часов дня в объеме 26 печатных листов;
- поиск «правильного» решения, которое полностью удовлетворит все специфические требования («граничные условия»). Затем внимание необходимо переключить на «подгонку»: компромиссы и уступки, чтобы окончательное решение было приемлемо для всех сторон;
- поиск механизма реализации решения;
- обеспечение «обратной связи» - канала, который позволит отслеживать процесс реализации решения и его результат[26].
Но и самое дальновидное решение не сможет быть воплощено в жизнь, если исполнители не будут вовлечены в процесс реализации решения и заинтересованы в его результатах не меньше руководителя.
Таким образом, эффективное управление немыслимо без личной вовлеченности руководителя в успешность компании в целом и без персональной ответственности за свой собственный вклад в общее дело. Руководитель, который не задает сам себе вопрос о своем личном вкладе в результат, не вправе требовать того же от своих подчиненных.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования показателей, критериев и факторов развития эффективности управления, можно обобщить следующие выводы.
Эффективность управления – это характер результативности функционирования управляющей системы, которая отражается в разнообразных показателях как управленческой деятельности (субъекта управления), так и объекта управления имеющих и количественные, и качественные характеристики.
В теории управления качественную сторону итогового результата нпзывают термином критерий эффективности (отличительный признак, мерило, на основании которого дается оценка каждого явления), количественную сторону полученного результата - показателем эффективности.