Файл: Эффективность менеджмента организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования заключается в том, что в сегодня обострились проблемы выживания фирм. Это связано прежде всего с быстрым ростом конкуренции, примечательно в тех отраслях, где наблюдается бурная изменчивость организационных и технологических условий ведения бизнеса. Это требует поиска новых методов и технологий управления предприятиями в условиях динамичной среды и усиления конкурентного давления. Из этого следует, что вопрос обеспечения эффективности развития и совершенствования инструментария управления, наиболее актуален.

Чтобы оставаться конкурентоспособными, большинство компаний должны постоянно искать возможность для повышения своей эффективности. Многие консультанты предлагают использовать методологии Lean Manufacturing, Six Sigma, теорию ограничений и другие модные концепции, с тем, чтобы улучшить процессы управления, повысить эффективность деятельности. Однако следует понимать, что повышение эффективности управления основывается, прежде всего, на эффективности управленцев, которая не может быть подменена любой из предлагаемых методик.

Степень разработанности проблемы: Вопросам эффективности управления посвящены многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых, среди которых Ю.В. Вертакова, И. Ансофф, И.В. Гонтарева, П. Друкер, В.П. Грузинов, Р. Каплан, Э.Н. Кузьбожев, А.Е. Карлик, М. Мейер, Н.И. Лыгина, Э.Н. Кузьбожев, В.А. Плотников, Д. Нортон, Е.В. Сибирская и др. Полученные ими научные результаты составили теоретическую и методологическую основу работы.

Целью работы является исследование показателей, критериев и факторов развития эффективности управления.

В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

  • изучить теоретические подходы к определению эффективности управления;
  • раскрыть методические основы оценки эффективности управления;
  • охарактеризовать концепции повышения эффективности управления в практике зарубежных и российских компаний;
  • выявить организационно-управленческие методы повышения эффективности труда руководителя.

Объект исследования – малые предприятия связи.

Предмет исследования – управленческие и организационно-экономические отношения, связанные с обеспечением эффективности управления.

Теоретической и методологической основой работы послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых по проблеме оценки эффективности управления. При проведении исследования использовались методы: системного анализа, факторного анализа, а также методы бизнес-планирования, метод анализа данных, экспертных оценок, графические и другие методы обработки, обобщения и представления информации.


Эмпирическую базу исследования составляют фактические данные, содержащиеся в монографиях, информация, опубликованная в специальной научной литературе, периодической печати, глобальной информационной сети.

Глава 1. Теоретические и методологические основы оценки эффективности менеджмента.

1.1. Теоретические подходы к определению эффективности управления

Значение термина «эффективность» связано с двумя латинскими словами - effectus (эффект) – результат действия, последствие, и - effectivus (эффективный) –действенный, дающий результат, производительный. Исходя из этого, некоторые авторы предпочитают использовать термин «результативность»[1], вместо термина «эффективность». Эффективность правления можно трактовать не столько как какой-то результат (желаемый, планируемый, достигнутый), сколько как условия и возможность, при которых результат может быть получен.

Для понимания сущности эффективности управления, необходимо рассмотреть исходные понятия, представлены в табл. 1.

Таблица 1

Основные понятия, связанные с эффективностью менеджмента

Понятие

Определение

Эффект

абсолютное свойство любого взаимодействия или процесса, характеризующее их результат

Экономический эффект

величина абсолютная, фиксирующая какой-либо полезный результат, который выраается в стоимостной оценке. Обычно – прибыль или экономия затрат и ресурсов

Эффективность

носит управленческий характер и отражает прежде всего степень достижения поставленных целей

Экономическая эффективность

характеризует соотношение результатов с затратами, которые необходимы для их достижения

Социальная эффективность

отражает степень достижения социальных параметров управления

Эффективность менеджмента

это результативность деятельности конкретной управляющей системы, которая отражается в различных показателях как объекта управления (организации в целом и её подразделений), так и субъекта управления (собственно управленческой деятельности)


На основании вышеизложенного, можно сдать вывод, что, эффективность управления отражает сложную связь между результатом (эффектом) и обуславливающими его условиями. В роли условий могут быть приняты либо ресурсный потенциал, либо произведенные операционные затраты, либо способность к саморазвитию, и т.д. Например, Всемирный банк определяет эффективность как способность использовать производственный потенциал для удовлетворения общественных потребностей[2], применительно к характеристике отдельных стран.

Эта интерпретация отражается во многих концепциях и научных определениях исследуемого термина. В.И. Приходько и Т.Ю. Иванова считают, что все школы менеджмента были направлены на поиск способов наиболее эффективного использования физического и интеллектуального потенциала объекта управления в предпринимательских целях[3]. Эта точка зрения имеет много общего с определением коэффициента полезного действия технических устройств.

Оценкой эффективности через уровень использования стратегического потенциала предприятия занимаются, в частности, такие ученые, как И. В различной литературе по экономике и менеджменту можно найти ряд других определений эффективности. Власов П. К. и Киселева А. А. определяют эффективность как лучший результат функционирования полученный за наименьшее время, при затратах наименьшего количества ресурсов и обеспечивающий долгосрочную перспективу. В данном определении отсутствует база сравнения. То есть при таком подходе эффективность рассматривается исключительно как, «мгновенная» категория, а «наименьшее количество ресурсов» превращается в их отсутствие, и, соответственно, эффективность становится физически недосягаемой. Собственно авторы рассматриваемой работы и приходят к выводу, что «эффективность относительна и в существенной мере субъективна»[4].

Из данных определений можно сделать вывод, что составляющими комплексного свойства «эффективность управления» являются:

  • результативность управленческой деятельности – показывающая степень соответствия полученных результатов их плановым значениям;
  • ресурсоемкость управленческой деятельности как отношение целевого эффекта к затраченным на его достижение ресурсами всех видов (трудовыми, материально-техническими, энергетическими, информационными, финансовыми и т.п.);
  • оперативность управленческой деятельности, определяемая в данной работе расходом времени, необходимого для достижения цели функционирования по ее отдельным выше перечисленным аспектам.

Эффективное управление предполагает распределение сил и энергии между тремя объектами интереса руководителя:

  • процессы (подходы и инструменты работы);
  • суть бизнеса (выработка идей развития компании, понимание будущего фирмы);
  • развитие корпоративной культуры (влияние на то, как люди представляют свою деятельность и строят отношения внутри компании).

Полагаем, что руководитель, желающий эффективно предвидеть события и выбирающий эффективный стиль управления, должен уделять много времени сути бизнеса. Конечно, конкретные цифры зависят от специфики и этапа развития компании, но идеальным можно считать следующее соотношение: 50% затрат времени уходит на процессы, 40% – на сущность бизнеса и 10% – на корпоративную культуру.

Эффективный руководитель в современном обществе: тот, кто умеет правильно ставить и решать задачи. Начиная со второй половины XX века эффективность бизнеса стала измеряться не количеством произведенной продукции/оказанных услуг, а соотношением понесенных затрат и полученного результата. Технический прогресс, компьютеризация, многократное усиление конкуренции породили новые профессии и формы работы. Наиболее ценным человеческим ресурсом стали не рабочие, занятые физическим трудом, а работники умственного труда, активно использующие свои знания, творческие способности и воображение. Друкер поясняет: «Работник умственного труда не производит материальный продукт: обувь, детали машин и т.п. Он производит знания, идеи, информацию. Сами по себе такие продукты бесполезны. Другому человеку с другим набором знаний необходимо взять его работу в качестве исходных данных и превратить их в конечный продукт, облечь в реальную форму»[5]. Управление такими сотрудниками потребовало нового подхода к организации процесса работы и новых критериев оценки результата. По Друкеру, руководители нового времени - это «работники умственного труда, которые в силу своего положения или имеющихся знаний обязаны в ходе своей деятельности принимать решения, оказывающие значительное влияние на результат работы всей организации». Подводя итог теоретическим рассуждениям, Друкер отмечает, что эффективность в работе - это не только привычка поступать правильно и целесообразно, но и комплекс определенных практических методик. Следование этим методикам является еще одной правильной привычкой, которую должен обязательно усвоить руководитель.

Таким образом, эффективность управления - это характеристика результативности деятельности управляющей системы, отражающаяся в различных показателях как объекта управления, так и управленческой деятельности (субъекта управления), имеющих как количественные, так и качественные характеристики.


1.2. Методические основы оценки эффективности управления

В современной научной литературе представлено множество методов оценки эффективности управления. Рассмотрим основные существующие подходы, модели и методы оценки предприятия с точки зрения эффективности управления его деятельности.

Разработка, внедрение и применение на практике моделей и методов оценки управления деятельностью и развитием является важным условием улучшения финансово-экономического состояния предприятия. Теории и практике управления уделяется достаточно много внимания. Вопрос эффективного управления освещается в современной литературе. В настоящее время единого подхода к оценке эффективности управления не существует. Ввиду того, что на практике размерность оценок достаточно велика, а количественные сравнения параметров управляемого объекта зачастую провести невозможно, оценить все аспекты управления не удается. Поэтому в ряде случаев оценка эффективности управления ограничивается анализом финансово-экономического состояния фирмы.

Рассмотрим существующие общеизвестные модели эффективности управления. Ведущими управленческими моделями в настоящее время являются:

  • модель сбалансированной системы показателей Лоренца Мейсела;
  • Balanced Scorecard System, BSC (система сбалансированных показателей) Нортона Каплана;
  • Economic Value Add (добавленная экономическая стоимость);
  • пирамида эффективности К. МакНейра, Р.Ланча и К.Кросса;
  • EP2M (Effective Progress and Performance Measurement) Кристофера Адамса и Питера Робертса.

Рассмотрим более подробно перечисленные модели.

  1. BSC-модель Лоренца Мейсела была предложена в 1992 г. Отражает следующие параметры (блоки): взаимоотношения с клиентами, внутреннюю деятельность, финансовое обеспечение, перспектива людских ресурсов. В модели акцент сделан на то, что руководство предприятия должно быть более внимательным к своему персоналу и оценивать эффективность не только процессов и систем, но и его сотрудников[6].
  2. BSC (Balanced Scorecard System) Нортона-Каплана – сбалансированная система показателей (сбалансированная счетная карта, сбалансированная система оценочных индикаторов, система сбалансированных показателей эффективности) – это система стратегического управления и оценки ее эффективности, которая отражает цели и задачи предприятия в системе показателей. Опубликована в 2001 г. и изначально предназначалась для банковской сферы. Включает те же блоки что и модель Мейсела, но вместо блока «перспектива людских ресурсов» используются инновации, развитие и обучение[7].