Файл: Правовое регулирование приватизации государственных и муниципальных предприятий (Правовые основы формирования законодательства о приватизации государственных и муниципальных предприятий в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Необходимо отметить, что потенциал создания в России сбалансированной системы нормативных правовых актов в сфере приватизации государственных и муниципальных предприятий, заложенный в Законе № 1531-1, не был реализован.

В результате в России длительное время отсутствовала адекватная правовая база преобразования отношений собственности на средства производства. Закон № 1531-1 в изменившихся условиях уже не мог выполнять роль стабилизирующего фактора всей системы приватизационного законодательства. Это предопределило необходимость его замены новым законодательным актом, в котором в первую очередь требовалось регламентировать механизм взаимодействия субъектов приватизационного процесса нормотворчества.

Данная проблема была частично решена с введением в действие Закона № 123-ФЗ и в большей степени Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее: Закон № 178-ФЗ) (Рос. газ. 2002. 26 янв.).

Однако процессы приватизации не оказали должного положительного влияния на стабилизацию производства, уровень инвестиционной активности, а также на материальное положение основной массы населения.

Более того, в ряде случаев приватизационные мероприятия способствовали спаду производства, разрыву хозяйственных связей, снижению управляемости экономикой, резкому усилению социальной дифференциации и политической напряженности в обществе. Приватизация на практике сопровождалась некоторыми отступлениями от Конституции Российской Федерации. Необходимо отметить, что в Конституции Российской Федерации нет прямых упоминаний о приватизации. Однако ряд ее положений позволяет сделать выводы, имеющие основополагающее значение для приватизационной деятельности. В Основном законе страны признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Федеральное законодательство о приватизации предоставляет широкие полномочия в реализации государственного имущества субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления. Так, п. 2 ст. 4 Закона № 178-ФЗ прямо указывает, что приватизация государственного имущества в субъектах Федерации осуществляется на основе законов субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации.


В Конституции Российской Федерации закреплена принципиальная возможность «отчуждения имущества для государственных нужд». Так, согласно ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации «никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения». В соответствии с этим ст. 235 ГК РФ определяет, что «обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества». Таким образом, речь идет о необходимости принятия Федерального закона «О национализации», который, как нам представляется, крайне необходим для правовой базы развития отношений собственности в современной модели социального рыночного хозяйства.

Учеными и практическими работниками обозначены несколько потенциальных направлений проведения политики частичной национализации. Среди этих направлений можно выделить национализацию как законную реакцию на формальные нарушения установленных организационно-правовых процедур, а также в порядке отмены откровенно криминальных проявлений в ходе приватизации.

1.2.Понятие и порядок приватизации государственных и муниципальных предприятий

Проблема создания эффективной системы управления государственной и муниципальной собственностью как одной из основ экономики государства, а также перспективы деятельности государственных и муниципальных предприятий сегодня особенно актуальны. [8.C.248]

Приватизация — это не только продажа государственного и муниципального имущества, но и формирование новых экономических структур, создание для частных компаний возможности осуществлять предпринимательскую деятельность в тех областях экономики, в которых ранее это было невозможно. [13.C.70]

Приватизация — это процесс реформирования государственной и муниципальной собственности посредством передачи данного имущества в собственность физических и юридических лиц в целях формирования новых собственников и освобождения государства от затрат по содержанию части имущества и управлению им.


Термин «приватизация государственного имущества» используется для обозначения передачи в частную собственность имущества государственных и муниципальных предприятий, хотя объектами приватизации являются и иные виды государственного имущества, такие как жилье, земельные участки.

В качестве субъектов отношений, складывающихся в процессе приватизации, выступают собственники государственного и муниципального имущества и уполномоченные ими лица и органы, а также лица, которые являются покупателями имущества.

Государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации, - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации) (ст. 214 ГК РФ). [4]

Муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям (ст. 215 ГК РФ). [4] То есть собственником государственного и муниципального имущества, а, следовательно, и субъектом приватизационных отношений являются соответственно Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

Лица, приобретающие объекты приватизации, называются покупателями государственного и муниципального имущества (ст. 5 закона №178-ФЗ) [5].

Покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25%.

Открытые акционерные общества не могут являться покупателями размещенных ими акций, подлежащих приватизации [7.C.44].

Законодательство о приватизации предусматривает определенную классификацию ее объектов, основанием которой является степень возможности приватизации тех или иных объектов. [12.C.51]

Исходя из этого основания, объекты приватизации всегда подразделялись на:

  • имущество, приватизация которого запрещена;
  • имущество, приватизация которого ограниченна (данное имущество закрепляется в государственной собственности до принятия решения о его приватизации);
  • имущество, приватизируемое в особом порядке (по решениям Правительства РФ, без участия нерезидентов и т.п.);
  • приватизируемые объекты, в том числе в порядке обязательной приватизации. Наиболее полно данная классификация объектов приватизации была приведена в Государственной Программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2284). [13.C.71]

Закон 2001 г. [5] предусматривает иную классификацию имущества, исходя из возможности его приватизации, содержащую два вида имущества:

  • имущество, не подлежащее приватизации (объекты гражданских прав, оборот которых не допускается (объекты, изъятые из оборота), а также имущество, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности);

• имущество, подлежащее приватизации. [5]

Приватизации не подлежит имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности. [5]

Так, приватизация запрещена в отношении следующих объектов: недра, лесной фонд, водные ресурсы, воздушное пространство, ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны Российской Федерации, а также частотный и орбитальный ресурс космических систем, охраняемые или особым образом используемые природные территории с находящимися на них объектами недвижимости, средства республиканского бюджета Российской Федерации, Республиканского валютного резерва Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, фонда социального страхования, занятости и социальной поддержки населения Российской Федерации и других государственных внебюджетных фондов, Центрального банка российской федерации, а также Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней российской федерации, в том числе Алмазный фонд российской федерации, золотой запас Российской Федерации, Центральный банк российской федерации, предприятия, обеспечивающие выпуск и хранение денежных знаков, государственных казначейских билетов, облигаций и других государственных ценных бумаг, штатное и табельное военное и иное имущество, учреждения и организации, финансирование которых более чем на 50 процентов осуществляется за счет республиканского бюджета Российской Федерации, движимые и недвижимые объекты исторического и культурного наследия федерального значения по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, и др. (Государственная Программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 24 декабря 1 9 9 3 г. № 2 2 8 4 и прогнозный план (программа) Приватизации федерального имущества и основные направления Приватизации федерального имущества на 2014-2016 годы утв. Распоряжением правительства Российской федерации от 1 июля 2013 г. N 1111-р). [12.C.44]


Имущество, подлежащее приватизации, включает в себя имущество, приватизация которого ограниченна или осуществляется в особом порядке. Во- первых, это стратегические предприятия и акционерные общества, для приватизации которых необходимо соответствующее решение Президента РФ: федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ, а также открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы государства, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ. Во- вторых, акции РАО «Газпром» и РАО «ЕЭС», а также являющиеся субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок и находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти в области управления железнодорожным транспортом федеральные государственные унитарные предприятия, которые приватизируются на основании федерального закона (ст. 7 Федерального закона №178-ФЗ) [5]

Действие Федерального закона от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении:

  1. Земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы. [5]
  2. Природных ресурсов.
  3. Государственного и муниципального жилищного фонда.
  4. Государственного резерва.
  5. Государственного и муниципального имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации.
  6. Государственного и муниципального имущества в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации. [5]
  7. Безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества религиозного назначения, а также безвозмездно в собственность общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в собственности указанных организаций. [5]
  8. Государственного и муниципального имущества в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также федерального имущества, передаваемого государственным корпорациям в качестве имущественного взноса Российской Федерации. [12.C.43]
  9. Государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении.
  10. Государственного и муниципального имущества на основании судебного решения.
  11. Акций в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом.
  12. Акций открытого акционерного общества, а также ценных бумаг, конвертируемых в акции открытого акционерного общества, в случае их выкупа в порядке, установленном ст. 84.8 Федерального закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». [15.C.13]
  13. Имущества, переданного центру исторического наследия Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий.
  14. Имущества, передаваемого в собственность Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства в качестве имущественного взноса Российской Федерации.
  15. Федерального имущества в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, принимаемыми в целях создания условий для привлечения инвестиций, стимулирования развития фондового рынка, а также модернизации и технологического развития экономики. [5]