Файл: Правовое регулирование приватизации государственных и муниципальных предприятий (Правовые основы формирования законодательства о приватизации государственных и муниципальных предприятий в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3. Особенности приватизации унитарных предприятий

Одним из основополагающих направлений формирования современной национальной программы экономического развития регионов РФ является разработка и реализация государственной земельной политики субъекта Российской Федерации, обеспечивающей повышение эффективности управления земельными ресурсами на региональном уровне.

От того насколько эффективно используются земельные ресурсы зависит экономическое благополучие как пользователя земельного участка, так и региона в целом. В настоящее время эффективность использования земельных участков значительно снизилась. В связи с чем возникает острая необходимость в решении вопроса повышения эффективности использования земли. В соответствии со статьей 3 закона № 212-ФЗ [6] собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков: до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации. Иногда предприниматели, реализуя свои потребности, выкупают земельные участки в собственность (например, при строительстве крупных имущественных комплексов, под приватизированными предприятиями и др.). Однако для осуществления других целей они, как правило, используют участки земли на других правах, производных от права собственности (ограниченных вещных правах или обязательственном праве аренды), например при строительстве средним и малым бизнесом торговых, офисных, производственных и других объектов, в связи с невыгодностью и высокой стоимостью земельных участков, предприниматели приобретают на них право аренды, что значительно уменьшает их расходы [3]. Это обуславливается высокой налоговой ставкой на земельные участки, что невыгодно при ведении бизнеса, а также отсутствием льгот на приобретение земельных участков. Повысить эффективность землепользования промышленных предприятий можно только вовлечением земли в рыночный оборот.

Для хозяйственных обществ приобретение земельных участков в собственность дает возможность привлечения дополнительных средств путем вторичной эмиссии, так как при этом повышается уверенность инвесторов в стабильности и выгодности предполагаемого вложения и снижается оценка риска инвестиций. Достигается прозрачность рынка за счет приобретения земельного участка в собственность — появляется возможность получения реальной информации о недвижимости хозяйственных обществ, а также возможности возмещения убытков в полном размере. Предприятие, расположенное на собственном земельном участке, может реально оценить свой потенциал и определить эффективные способы и направления его использования, повысить в конечном счете отдачу от всего комплекса недвижимости [1].


Однако завышенная кадастровая стоимость препятствует вовлечению неиспользуемых муниципальных и государственных земель в хозяйственный оборот. Установление договорных отношений по использованию земель, в зависимости от размера кадастровой стоимости определяются не только земельный налог, но и арендная плата, выкупная стоимость, плата за сервитут [5]. Таким образом, необходимо разработать политику, направленную на стимулирование субъектов предпринимательской деятельности к приватизации земельных участков, находящихся у них на праве аренды. При этом возможно установление льготной стоимости выкупной цены земельного участка, находящегося в аренде у предприятия в течение определенного периода, либо выдача льготных кредитов субъектам предпринимательской деятельности на выкуп земельного участка. Несмотря на невозможность некоторых субъектов предпринимательской деятельности реализовать свои цели и приобрести земельные участки для собственных (предпринимательских) нужд, с целью повышения эффективности своего производства, при целевом и рациональном использовании таких земельных наделов, наблюдается наличие в пользовании у некоторых хозяйствующих субъектов излишних земельных площадей; преждевременное, а в отдельных случаях необоснованное занятие земельных участков; их неэффективное использование; разбросанность объектов и, как следствие, увеличение площадей, нарушенных коммуникациями и т. п. Использование земельных площадей предприятиями и другими хозяйствующими субъектами происходит стихийно, без учета земельного фактора. Ключевой проблемой совершенствования землепользования является неупорядоченность размещения объектов промышленности. В связи с чем необходимо создать такой механизм, который бы побуждал частных правообладателей земли и инвесторов самостоятельно производить установленные изменения землепользования без дополнительной нормативной, административной и финансовой поддержки со стороны органов власти.

Необходимо стимулировать зонирование предприятий путем поддержки и льготных условий на территории таких земель и тем самым развития определенной деятельности. Эти особенности должны состоять в том, что правообладателям земельных участков и иных объектов недвижимости станет невыгодно продолжать деятельность в той или иной зоне в силу увеличения земельных платежей, установленных с учетом разрешенного использования, а также установление повышенных налоговых ставок на такие земельные участки, в результате чего, собственникам предприятий невыгодно будет использовать данную землю не по целевому назначению, и собственники будут стараться использовать такие земли рационально, а при невозможности такого использования — продавать или иным образом отчуждать такие земли [4]. Кроме того, зонирование не позволяет увеличивать производственные площади и, соответственно, ограничивает возможности наращивания объемов производства, а также вынуждает нести расходы на дополнительное технологическое оснащение и поддержание допустимых выбросов в жестких нормативных пределах; выгодно использовать земельные участки в соответствии с установленными градостроительными регламентами, что обеспечивает получение более высокой прибыли, осуществлять перепрофилирование, перебазирование объектов промышленности [2].


Таким образом, необходимо разработать механизм взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с субъектами предпринимательской деятельности, в ходе которого приватизируемые земли, представляющие собой особую инвестиционную привлекательность для государства, могут быть переданы в собственность отдельным субъектам предпринимательской деятельности для использования земельных ресурсов по целевому назначению и развитию бизнеса и экономики региона. Государству необходимо предоставлять льготные условия по приобретению в аренду, а в последующем и в собственность земельных участков субъектами хозяйствующей деятельности, и разрабатывать программы поддержки таких участников рыночных отношений.

Выводы:

В заключение главы можно сделать следующие выводы:

- лишение частной собственности на основании ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации возможно только по решению суда и при условии равноценного возмещения изъятого имущества.

Других преимуществ защиты частной собственности Основной закон не называет. Нет в нем и указаний на то, в каких размерах и объемах должна существовать та или иная форма собственности. Хотя некоторые объекты могут быть в исключительной собственности Российской Федерации. [21]

Это положение применяется на постоянной основе, а не на какой-то промежуток времени. Значит, названные в ст. 71 Конституции Российской Федерации [1] объекты федеральной собственности не подлежат приватизации. Значительное количество законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих соответствующие правоотношения, не приведены в единую систему и нередко противоречат друг другу. Законодательные акты, государственные программы приватизации содержат многочисленные отсылки к подзаконным нормативным правовым актам, принятие которых, как правило, запаздывает.

Приватизационному процессу придан ярко выраженный административно-распорядительный характер. Способы приватизации схематизированы и унифицированы, что затрудняет учет региональной и отраслевой специфики. Заложенные в программе приватизации требования распространяются и на муниципальную собственность, чем нарушаются права органов местного самоуправления. [12.C.32]

Несовершенство законодательства способствует возникновению конфликтных ситуаций, которые нередко являются предметом разбирательства в судебном порядке.


Глава 2. современная проблематика приватизации государственных и муниципальных предприятий

2.1. Проблемы правового регулирования приватизации государственных и муниципальных предприятий

Анализ материалов контрольных мероприятий Счетной палаты, в том числе переданных в правоохранительные органы в период с 1995-го по 2016 год, свидетельствует о многочисленных случаях нанесения значительного ущерба государству из корыстных побуждений со стороны руководителей приватизированных предприятий, должностных лиц органов государственной власти и управления и новых собственников (акционеров). Широкое распространение получили случаи учреждения руководителями предприятий дочерних структур с внесением основных фондов, объектов недвижимости либо иного ликвидного имущества основного предприятия в качестве доли в уставный капитал вновь образованных хозяйствующих субъектов. В результате рядовые работники фактически становились собственниками заведомо убыточных предприятий. [18.C.59]

Итогом таких действий является существенное уменьшение доли государства на предприятиях, имеющих федеральные пакеты акций, и, как следствие, утрата государственного контроля за деятельностью важных объектов промышленности. Нарушения со стороны представителей государственных органов в основном выражались в злоупотреблении должностными полномочиями в интересах коммерческих структур в целях получения личной выгоды. [22.C.7]

По оценкам правоохранительных органов, недостаточное внимание к комплексному прогнозированию последствий приватизации конкретных предприятий, акцент на приоритетное решение текущих задач пополнения бюджета за счет продажи государственной собственности, а также безответственность ряда должностных лиц нередко приводили к реальным потерям в сфере обеспечения обороноспособности и национальной безопасности страны. Так, например, после приобретения американской фирмой контрольного пакета акций курского АО "Кристалл", выпускавшего комплектующие изделия для систем наведения ракетного комплекса "Игла", было прекращено производство специзделий и утрачена уникальная технологическая база. [22.C.8]


В результате применения для предприятий сферы оборонной промышленности механизма искусственного банкротства к выгоде узкого круга заинтересованных лиц разрушались вполне успешные производства, а сами предпр-ятия и их активы уводились из-под контроля государства, в том числе переходили в собственность нерезидентов. При этом в ряде случаев инициаторами искусственного возбуждения дел о несостоятельности (банкротстве) предприятий оборонно-промышленного комплекса выступали не только коммерческие структуры, но также федеральные ведомства и организации, в том числе государственные предприятия топливно энергетического и коммунального комплекса [18.C.55].

Сложившаяся неблагоприятная ситуация в этой важнейшей сфере экономических преобразований, предопределена, как нам представляется, прежде всего нестабильностью правовой базы, отсутствием системного подхода. Правовому обеспечению приватизации государственного имущества и, соответственно, гарантированности при этом прав и интересов всех граждан России должны быть посвящены нормы всех отраслей права, в том числе уголовного. [20.C.66]

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что главным упущением правового обеспечения процесса приватизации было отсутствие системного подхода при разработке соответствующей законодательной базы. Правовая база постоянно отставала как от реальных процессов приватизации, так и от стремительно развивающихся "новаций" в сфере экономической преступности. Противоречивость норм приватизационного законодательства стала одними из основных причин нарушений в сфере распределения государственного или муниципального имущества, создала препятствия на пути к достижению стратегических целей приватизации, в том числе социальных.

В числе пробелов законодательного регулирования, которые можно выделить, проанализировав процесс приватизации, являются следующие:

не завершена работа по обеспечению соответствия норм приватизационного законодательства нормам Конституции РФ и Гражданского кодекса РФ. Действующее законодательство обнаруживает свою неполноту именно в части, касающейся обеспечения гарантий защиты прав государства как собственника.

Это противоречит как требованиям Конституции Российской Федерации [1], так и нормам Гражданского кодекса Российской Федерации [4], которым должно соответствовать законодательство о приватизации;

законодательно не установлены критерии отнесения предприятия к числу производящих продукцию, имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности государства;