Файл: Правовое регулирование приватизации государственных и муниципальных предприятий (Правовые основы формирования законодательства о приватизации государственных и муниципальных предприятий в России).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.2.Понятие и порядок приватизации государственных и муниципальных предприятий
1.3. Особенности приватизации унитарных предприятий
Глава 2. современная проблематика приватизации государственных и муниципальных предприятий
2.1. Проблемы правового регулирования приватизации государственных и муниципальных предприятий
2.3. Оптимизация законодательства о приватизации государственных и муниципальных предприятий
не созданы правовые механизмы, препятствующие осуществлению так называемых криминальных банкротств предприятий;
не завершен процесс законодательного урегулирования вопросов разграничения государственной собственности на федеральную, государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную.
В ходе приватизации получили широкое распространение новые для России виды экономических преступлений: подделка ценных бумаг, мошеннические операции с ваучерами, недобросовестные рекламные кампании, организация "финансовых пирамид" и другие. По оценке правоохранительных органов, в ходе приватизации сформировались условия, позволившие проводить операции по отмыванию теневых капиталов, по передаче значительной части государственного и муниципального имущества в собственность криминальных и полукриминальных структур, усиливая тем самым их влияние на различные сферы экономики и политической жизни, коррумпированность государственного аппарата. [21]
Одной из причин криминализации экономики и нанесения экономического ущерба государству в ходе приватизации являются серьезные пробелы и недостатки законодательства, а также отсутствие необходимого государственного контроля.
В связи с тем, что современная экономическая преступность все больше приобретает транснациональные черты, чрезвычайно актуальной становится задача создания "единого фронта" правоохранительных органов и высших органов финансового контроля различных государств в борьбе с экономическими преступлениями, в том числе с мошенничеством и коррупцией в сфере приватизации государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, с точки зрения законности и целесообразности проведения приватизации можно сделать следующий вывод: приватизация государственного или муниципального имущества в России осуществлялась, в основном, с нарушением закона, при отсутствии эффективной нормативной базы, правовая система была несовершенной, т.к. создавалась довольно спонтанно.
2.2.Проблемы использования земельных участков приватизированных государственных и муниципальных предприятия
Одним из основополагающих направлений формирования современной национальной программы экономического развития регионов РФ является разработка и реализация государственной земельной политики субъекта Российской Федерации, обеспечивающей повышение эффективности управления земельными ресурсами на региональном уровне. От того насколько эффективно используются земельные ресурсы зависит экономическое благополучие как пользователя земельного участка, так и региона в целом.
В настоящее время эффективность использования земельных участков значительно снизилась. В связи с чем возникает острая необходимость в решении вопроса повышения эффективности использования земли.
В соответствии со статьей 3 закона № 212-ФЗ [6] собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков: до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
Иногда предприниматели, реализуя свои потребности, выкупают земельные участки в собственность (например, при строительстве крупных имущественных комплексов, под приватизированными предприятиями и др.). Однако для осуществления других целей они, как правило, используют участки земли на других правах, производных от права собственности (ограниченных вещных правах или обязательственном праве аренды), например при строительстве средним и малым бизнесом торговых, офисных, производственных и других объектов, в связи с невыгодностью и высокой стоимостью земельных участков, предприниматели приобретают на них право аренды, что значительно уменьшает их расходы [3]. Это обуславливается высокой налоговой ставкой
на земельные участки, что невыгодно при ведении бизнеса, а также отсутствием льгот на приобретение земельных участков.
Повысить эффективность землепользования промышленных предприятий можно только вовлечением земли в рыночный оборот. Для хозяйственных обществ приобретение земельных участков в собственность дает возможность привлечения дополнительных средств путем вторичной эмиссии, так как при этом повышается уверенность инвесторов в стабильности и выгодности предполагаемого вложения и снижается оценка риска инвестиций. Достигается прозрачность рынка за счет приобретения земельного участка в собственность — появляется возможность получения реальной информации о недвижимости хозяйственных обществ, а также возможности возмещения убытков в полном размере.
Предприятие, расположенное на собственном земельном участке, может реально оценить свой потенциал и определить эффективные способы и направления его использования, повысить в конечном счете отдачу от всего комплекса недвижимости [1].
Однако завышенная кадастровая стоимость препятствует вовлечению неиспользуемых муниципальных и государственных земель в хозяйственный оборот. Установление договорных отношений по использованию земель, в зависимости от размера кадастровой стоимости определяются не только земельный налог, но и арендная плата, выкупная стоимость, плата за сервитут [5]. Таким образом, необходимо разработать политику, направленную на стимулирование субъектов предпринимательской деятельности к приватизации земельных участков, находящихся у них на праве аренды. При этом возможно установление льготной стоимости выкупной цены земельного участка, находящегося в аренде у предприятия в течение определенного периода, либо выдача льготных кредитов субъектам предпринимательской деятельности на выкуп земельного участка.
Несмотря на невозможность некоторых субъектов предпринимательской деятельности реализовать свои цели и приобрести земельные участки для собственных (предпринимательских) нужд, с целью повышения эффективности своего производства, при целевом и рациональном использовании таких земельных наделов, наблюдается наличие в пользовании у некоторых хозяйствующих субъектов излишних земельных площадей; преждевременное, а в отдельных случаях необоснованное занятие земельных участков; их неэффективное использование; разбросанность объектов и, как следствие, увеличение площадей, нарушенных коммуникациями и т. п. Использование земельных площадей предприятиями и другими хозяйствующими субъектами происходит стихийно, без учета земельного фактора.
Ключевой проблемой совершенствования землепользования является неупорядоченность размещения объектов промышленности. В связи с чем необходимо создать такой механизм, который бы побуждал частных правообладателей земли и инвесторов самостоятельно производить установленные изменения землепользования без дополнительной нормативной, административной и финансовой поддержки со стороны органов власти. Необходимо стимулировать зонирование предприятий путем поддержки и льготных условий на территории таких земель и тем самым развития определенной деятельности. Эти особенности должны состоять в том, что правообладателям земельных участков и иных объектов недвижимости станет невыгодно продолжать деятельность в той или иной зоне в силу увеличения земельных платежей, установленных с учетом разрешенного использования, а также установление повышенных налоговых ставок на такие земельные участки, в результате чего, собственникам предприятий невыгодно будет использовать данную землю не по целевому назначению, и собственники будут стараться использовать такие земли рационально, а при невозможности такого использования — продавать или иным образом отчуждать такие земли [4].
Кроме того, зонирование не позволяет увеличивать производственные площади и, соответственно, ограничивает возможности наращивания объемов производства, а также вынуждает нести расходы на дополнительное технологическое оснащение и поддержание допустимых выбросов в жестких нормативных пределах; выгодно использовать земельные участки в соответствии с установленными градостроительными регламентами, что обеспечивает получение более высокой прибыли, осуществлять перепрофилирование, перебазирование объектов промышленности [2].
Таким образом, необходимо разработать механизм взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с субъектами предпринимательской деятельности, в ходе которого приватизируемые земли, представляющие собой особую инвестиционную привлекательность для государства, могут быть переданы в собственность отдельным субъектам предпринимательской деятельности для использования земельных ресурсов по целевому назначению и развитию бизнеса и экономики региона. Государству необходимо предоставлять льготные условия по приобретению в аренду, а в последующем и в собственность земельных участков субъектами хозяйствующей деятельности, и разрабатывать программы поддержки таких участников рыночных отношений.
2.3. Оптимизация законодательства о приватизации государственных и муниципальных предприятий
1. Основной целью приватизации, особенно крупных предприятий, должно быть не получение доходов в бюджет, а привлечение инвестиций для развития, расширения производства, технического перевооружения, а в ряде случаев приватизация будет позитивной альтернативой банкротству. [13.C.71]
Экономически оправданной является приватизация в первую очередь убыточных или малоприбыльных, обремененных долгами активов, и она должна проводиться с целью недопущения банкротства и модернизации производства. При этом целесообразно приватизировать такие предприятия с использованием таких механизмов, которые позволят полученные от их продажи денежные средства использовать на техническое перевооружение этих предприятий и привлечение на них грамотных кадров и современных управленческих технологий. [12.C.42]
В то время как продажа стратегически значимых активов, приносящих государству доход не только налоговыми выплатами, но и за счет дивидендов, с этой точки зрения является очень сомнительным шагом.
В этой связи каждый случай приватизации крупного предприятия (преобразование ФГУПа в акционерное общество с последующей продажей его акций или продажу пакета акций уже существующего акционерного общества) должен рассматриваться как отдельный проект. [13.C.72]
В этой связи очень важным является полноценное общественное обсуждение с участием депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, органов власти субъектов Российской Федерации, независимых экспертов, ученых. По результатам общественного обсуждения должен делаться вывод о целесообразности приватизации конкретного стратегически значимого объекта, формулироваться основные цели приватизации, определяются способы и условия приватизации, размере выставляемого на продажу пакета акций, круге потенциальных покупателей. Далее, в случае принятия Правительством РФ решения о приватизации такого имущества, проводятся переговоры с потенциальными покупателями, производится их отбор и путем торгов определяется покупатель. [12.C.35]
Согласно Бюджетному кодексу РФ [2] в настоящее время доходы от приватизации федерального имущества не включаются в федеральный бюджет в качестве неналогового источника формирования доходов, а автоматически направляются на сокращение дефицита бюджета или увеличение его профицита, причем без указания конкретной суммы в тексте Федерального закона о федеральном бюджете.
При этом Парламент России практически никак не участвует в решении вопросов о приватизации крупнейших стратегических и инфраструктурных предприятий страны. На мой взгляд, представляется целесообразным обсудить возможность фиксировать в законе о бюджете сумму планируемых поступлений от приватизации в качестве либо неналоговых доходов федерального бюджета, либо источника покрытия его дефицита и тем самым обеспечить участие Парламента в решении вопросов о приватизации значимых предприятий. В этом случае прогнозный план приватизации федерального имущества стал бы приложением, по существу составной частью федерального закона о федеральном бюджете.
Сама прогнозируемая величина доходов от приватизации будет носить безусловно оценочный характер, и она должна формироваться на основе разработки индивидуальных проектов приватизации, о которых было сказано выше.