Файл: Принципы эффективного контроля деятельности предприятия(Содержание внутреннего финансового контроля и его задачи).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Организация системы контроля – это распределение различных функциональных обязанностей между аппаратом управления экономического субъекта и сотрудниками организации.

Утверждение целевой политики контроля происходит на уровне руководящего звена согласно целям и задачам экономического субъекта, о чем осведомляется каждый сотрудник организации. Различные контрольные мероприятия позволяют обеспечить разграничение функций менеджеров, которые должны характеризоваться как простые, понятные, не вызывающие противоречий и не дублирующие друг друга.

По итогам проведения контрольных мероприятий, необходимо формировать отчетность, представленную в виде акта, служебной записки, справки, отражающие описание результатов и их полную оценку.

В случае выявления хищений, злоупотреблений, упущений контролирующее лицо обязано уведомить об этом руководство, провести подготовку проекта, реализация которого позволит устранить выявленные недостатки и принять руководству требуемые управленческие решения. В рамках экономического субъекта ответственность между сотрудниками делегируется согласно занимаемым должностям и возложенным полномочиям.

В процессе разработки мероприятий по устранению выявленных нарушений и злоупотреблений необходимо:

- для каждого подразделения экономического субъекта сформировать перечень проверяемых фактов хозяйственной жизни, оказывающих воздействие на формирование показателей, характеризующих их производственную деятельность;

- предоставить каждому подразделению необходимую правовую информацию;

- сформировать перечень потенциальных ошибок, нарушений, и дать рекомендации по их недопущению.

Существует мнение, что синонимом понятия «внутренний контроль» является также понятие "внутренний аудит"[15].

Но рассматривая внутренний аудит, в качестве разновидности экспертной деятельности, он воспринимается неоднозначно.

Для высшего менеджмента организации, как правило, нет принципиальных различий между внутрихозяйственным контролем и контролем, который осуществляется внутренним аудитором. Но служба внутреннего аудита должна проводить оценку достоверности учетной информации, представляемой в бухгалтерской отчетности. Вместе с тем, на данное подразделение возлагается обязанность, связанная с регулярным проведением контрольных мероприятий над соблюдением действующего законодательства с целью предупреждения потенциальных нарушений, постоянного консультирования менеджеров различных уровней по вопросам налогообложения и т.д[16].


В рамках хозяйствующего субъекта, уровень системы внутреннего контроля взаимосвязан с рядом факторов, к числу которых необходимо отнести: сложность организационной структуры, правовую форму, виды осуществляемой деятельности, ее масштабы, целесообразность реализации контрольных мероприятий для разных сторон деятельности, отношение руководящего звена к мерам контроля и финансовой устойчивости.

Объективно учитывая современные условия рыночной экономики, все более возрастает значение контроля над деятельностью экономического субъекта, а именно в части формирования их финансовых результатов со стороны собственников организаций. С этой целью в рамках законодательства предусматривается формирование в акционерных обществах ревизионных комиссий, уполномоченных осуществлять контроль деятельности аппарата управления в интересах акционеров. Так для организаций иных организационно-правовых форм, предусматривается с целью исполнения аналогичных функций создание службы внутреннего аудита. Авторы согласны с точкой зрения О.Ф. Образцовой, что «...внутренний аудит проверяет, насколько эффективно используются ресурсы компании, правильно ли функционируют процессы, достигаются ли стратегические и тактические цели. По результатам проверки внутренний аудит разрабатывает рекомендации по совершенствованию бизнеса…»[17].

Процесс разностороннего развития международных рынков, налаживание и усиление связей между российскими и зарубежными предприятиями, обмен накопленным опытом по различным вопросам, касающимся экономической деятельности также оказали непосредственное воздействие на внедрение в отечественную практику понятия «внутренний аудит», практическое применение которого в западных организациях стало уже вполне привычным и обязательным направлением внутреннего контроля.

Не умаляя значения внутреннего аудита, следует подчеркнуть, что значительная роль в осуществлении внутреннего контроля принадлежит руководителю организации и юридической службе, в функции которых входит обеспечение соблюдения законов и подзаконных актов. Бухгалтерия организации, обладая высшим правом внутрихозяйственного контроля, должна быть его координирующим центром.

Таким образом, можно сделать вывод, что внутренний контроль становится основным инструментом предупреждения негативных влияний незаконных и нецелесообразных с экономической точки зрения операций и их последствий. Следовательно, внутренний контроль становится своеобразным гарантом недопущения серьезных нарушений в системе бухгалтерского и налогового учета и действующего законодательства.


2.2. Процедурные аспекты внутреннего контроля

Процедуры внутреннего контроля основаны на принципах и стандартах, которые составляют контрольную среду хозяйствующего субъекта, и применяются в соответствии с его характеристиками.

Системы контроля существуют в каждой компании, но по статистическим данным российских аудиторов формирование и функционирование систем внутреннего контроля на предприятиях происходит не в полном объеме, а где-то и совершенно отсутствует.

Проблемы введения системы внутреннего контроля наиболее актуальны для открытых акционерных обществ, отраслевых холдингов, компаний с региональной сетью, а также для компаний, у которых финансовая отчетность предоставляется, как по РСБУ, так и в формате МСФО. Но потребность в такой системе может появится также и в малых и средних компаниях, где обязательно регулируется выполнение приказов и распоряжений руководителя организации, хранение и расходование денежных средств, материальных ценностей и т.д.[18].

С признанием важности внутреннего контроля в управлении компанией и проблемами, которые связаны с несовершенством в действующем контроле, была создана риск - ориентированная модель COSO[19].

В качестве стандарта в этой модели заявлен уровень риска, который приемлем для компании. Проверка уровня остаточных рисков осуществляется непрерывно от основной деятельности организации. Если будут происходит какие-либо отклонения, то в таком случае будет происходить корректировка того бизнес-процесса, контроль над которым не умешает риск. Существенную ответственность за точное функционирование системы внутреннего контроля несет руководство, сами же владельцы компании заинтересованы в эффективности, потому что она понижает риск во вложения. Модели, строящиеся на основе системы, рассчитывают создание критериев и показателей, которые выполняют функцию главных точек, помогающие выявить качество системы. Под критериями риск-защищенности предполагается оценка главнейших процессов, которая отображает смысл системы по элементам и в целом.

С тех пор как Комитет спонсорских организаций Комиссии Тредвея (COSO) опубликовал документ «Концептуальные основы внутреннего контроля» для помощи компаниям и организациям в проведении оценки и улучшении систем внутреннего контроля, система внутреннего контроля по модели COSO претерпела много изменений.


В 2001 году COSO разработал проект по созданию концептуальных основ управления рисками для применения административным аппаратом организаций при оценке системы управления рисками организации.

Проверенный временем документ «Концептуальные основы внутреннего контроля» используют в качестве установленного стандарта для организации процесса внутреннего контроля[20].

Прямая взаимосвязь между целями организациями и компонентами действий управления рисками компании, демонстрирующие процессы, требуемые для их достижения, показана на трехмерной матрице, которая представляет собой куб COSO, состоящий из 8 компонентов.

Категории целей (стратегические, операционные, цели в области подготовки отчетности и соблюдения законодательства) - расположены в верхней части куба, восемь компонентов – горизонтальными блоками, подразделения компании – вертикальными столбцами[21]. Такая диаграмма иллюстрирует возможность организации изучать управление рисками во всех его частях или по категориям целей, компонентам и подразделениям. Восьми ступенчатая модель куба включает в себя следующие компоненты[22]:

- внутренняя среда, которая представляет собой атмосферу в компании и показывает, как к риску относятся сотрудниками компании. Во внутреннюю среду входит философии управления рисками и риск-аппетит, истинность и этические ценности;

- постановка целей, которые в свою очередь должны быть сформированы до того момента, как руководство компании приступит к контролю событий, оказавших влияние на их достижение;

- определение событий, в которые входит внутренние и внешние процессы, которые влияют на результат компании, определяются с учетом их разветвления на риски или возможности. Возможности компании уместно учитывать в процессе создания стратегии и постановки целей. Данные решения принимаются руководством;

- оценка рисков происходит с точки зрения неотъемлемого и остаточного риска;

- руководство реагирует на риски с помощью определения выбора метода реагирования на риск – уклонение от риска, принятие, сокращение или перераспределение риска, – разрабатывая ряд мероприятий, позволяющий определить обнаруженный риск в соответствие с предельным уровнем риска и риск-аппетитом компании;

- средства контроля позволяют эффективно и вовремя обеспечить гарантию, что реакция на возникающий риск обеспечивает разумную гарантию;


- требуемая информация складывается, устанавливается и предоставляется в форме и в сроки, позволяющие сотрудникам выполнять их функциональные обязанности. - Мониторинг - процесс отслеживания и по необходимости корректировка контролируемых событий.

Существует также модель COSO, содержащая 5 элементов. Так, в соответствии с Международным стандарт аудита (МСА), устанавливается обязанность аудитора по «Выявлению и оценке рисков существенного искажения финансовой отчетности в ходе получения понимания деятельности и среды, в которой действует организация» и определяется пять компонентов системы внутреннего контроля, показанные на рисунке 1.2.[23].

Рис. 2.1. Элементы системы внутреннего контроля

Контрольная среда формирует атмосферу в компании, влияющую на понимание персоналом особенностей выполнения контрольных действий и процедур. Данный компонент является фундаментом для всех других компонентов внутреннего контроля, который обеспечивает порядок и дисциплину[24].

Во всех организациях рано или поздно встречаются с разнообразными внешними и внутренними рисками. Важной задачей для оценки рисков будет составление целей, таким образом оценка рисков подразумевает выявление и анализ соответствующих рисков, которые связаны с достижением установленных целей.

Информационные системы оказывают значительное влияние на систему внутреннего контроля, так как они включают в себя финансовую информацию, информацию по операционной деятельности и соблюдению законодательства.

Эффективная коммуникация должна обеспечивать информационные потоки по вертикали и горизонтали организации, между подразделениями в компании. Персонал компании должен получать от высшего руководства ясные и четкие задачи о необходимости выполнения обязанностей в части внутреннего контроля. Эффективная коммуникация, по вопросам связанными с интересами компании, должна быть обеспечена также с внешней средой, например, клиентами, поставщиками, регулирующими органами и акционерами.

Средства контроля помогают провести исполнение требуемых процессов в отношении рисков, мешающих компании в достижении целей. К ним относится такие мероприятия, как согласование, разрешение, проверка, сверка, отчеты по текущей деятельности, сохранение активов и разделение обязанностей.

Система внутреннего контроля требует такого процесса, как мониторинг — процесс периодической оценки качества ее работы.