Файл: Принципы эффективного контроля деятельности предприятия(Содержание внутреннего финансового контроля и его задачи).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях неопределенности основной целью контроля деятельности предприятия является защита интересов компании, акционеров, инвесторов, клиентов путем контроля соблюдения законодательства, стандартов профессиональной деятельности, нормативных актов, правил, а также сглаживание и урегулирование конфликтов интересов, обеспечение надежности, которая соответствует характеру и масштабу деятельности организации и минимизация рисков, возникающих в процессе её работы [11].

В научной литературе не сложилось единого представления о контроле в целом, и внутреннем контроле, в частности. В научной литературе содержание контроля раскрывается, в основном, как функция управления и вид управленческой деятельности или организационная форма управления и принятия решений. Внутренний контроль представляет собой комплекс регламентированных руководством организационных мер, нормативов в соответствии с законодательством, требований к полноте, достоверности и точности документации и финансовой отчетности, а также к исполнению распоряжений руководства и обеспечению сохранности активов [2].

При этом рассматривая контроль как один из ключевых элементов управления, необходимо отметить, что исключительно с помощью процесса контроля достигаются цели, поставленные руководством. Иначе говоря, контроль является той функцией, которая обеспечивает успешное функционирование организации. Контроль предупреждает возникновение кризисных ситуаций, путем выявления нарушений в процессе деятельности до того, как они нанесли вред организации, позволяет сопоставить плановые результаты с фактическими показателями деятельности [3, 4].

Это означает, что эффективность корпоративного управления в организации достигается, прежде всего, прозрачностью управленческих процессов и операций для руководства, акционеров и инвесторов, что в последующем позволяет принимать обоснованные решения. При этом независимую оценку функционирования системы внутреннего контроля осуществляет внутренний аудит, ключевыми целям которого являются: установление достоверности финансовой отчетности, обеспечение сохранности активов, оптимизация налогообложения [5].

Таким образом, достижение эффективности корпоративного управления в организации возможно только при формировании системы её внутреннего контроля, позволяющей обеспечить в организации: скорость разработки и реализации решений; оперативное выявление рисков; юридическую чистоту и соответствие законодательству; рациональное использование и безопасность ресурсов; достоверность отчётности [6].


Мировая тенденция ведёт к расширению контролирования всех процессов в компаниях, что обусловлено растущим уровнем конкуренции и, в связи с этим, в потребности раннего выявления и исключения ошибок на всех уровнях. Для построения внутреннего контроля в российских организациях необходимо учитывать и опыт зарубежных корпораций на основе западных законодательных актов, утверждающих нормы и требования внутреннего контроля в организации.

Исходя из этого, целью курсовой работы является исследование принципов эффективного контроля деятельности предприятия.

Для достижения поставленной цели в данной работе были решены следующие задачи:

1) рассмотреть теоретические аспекты организации внутреннего контроля;

2) исследовать принципы эффективного контроля экономического субъекта.

Предметом исследования являются методические подходы организации системы контроля на предприятии.

Объектом исследования в данной работе является эффективность принципов системы контроля предприятия.

Теоретической и методологической базой исследования послужили научно-практические публикации в исследовании области контроля предприятий таких авторов как М.Портер, М. Гельвановский, П. Завьялов, В.Е. Хруцкий, И.В. Корнеева, Н.С. Яшин, Р.А. Фатхуднинов и других.

В процессе исследования применялись общие методы исследования: анализ, системный подход, наблюдение, сравнение, обобщение, синтез, формализация, методы анализа финансовой отчетности: вертикальный, горизонтальный, коэффициентный и др.

Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованных источников.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1. Содержание внутреннего финансового контроля и его задачи

В Перечне терминов и определений контроль определяется как «организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его внутренними документами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля. К институтам внутреннего аудита относятся назначаемые собственниками экономического субъекта ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или группы внутренних аудиторов»[1].


Внутренний контроль регулируется законо­дательными актами и отдельными нормативны­ми документами, большинство из которых се­годня еще разрабатываются.

Проблемы развития контрольной систе­мы, со своими целями и задачами, функциями и механизмами, областями деятельности кон­тролирующих органов, в бухгалтерской управ­ленческой науке в значительной мере, по мере доступности исследуемых позиций, проанали­зированы.

Экономический агент в своей системе хо­зяйствования внутренний контроль ставит на такое место, которое не только определяет его функциональность в управлении предприяти­ем, но и включает исследование экономических объектов.

Система внутреннего контроля – это определенные меры, которые осуществляются в организации для достижения максимальной эффективности исполнения трудовых обязанностей работниками при осуществлении каких-либо фактов хозяйственной жизни. Также внутренний контроль занимается вопросом законности и экономической обоснованности данных фактов для организации. Кроме этого внутренний контроль обладает широким инструментарием для ежедневного мониторинга финансово-хозяйственных процессов в организации и предоставления информации руководству для принятия управленческих решений[2].

Внутренний контроль обеспечивает: достоверность и своевременность информации; осуществление управленческих решений[3].

Характеризуя структуру системы внутреннего контроля стоит рассмотреть её основополагающие компоненты. В соответствии с международным стандартом «Интегрированной концепции внутреннего контроля», которого надо отметить придерживаются и в России, таких компонентов насчитывается пять (рисунок 1.1).

Рис. 1.1. Компоненты системы внутреннего контроля[4]

Концепция системы обладает линейной структурой, это значит, что ее компоненты идут последовательно друг за другом. Базой является контрольная среда. Оценка рисков является следующим компонентов системы внутреннего контроля предприятия. Далее руководство переходит к осуществлению контрольных процедур. После окончания которых, результаты переправляются в центры ответственности - это и есть следующий компонент под названием «обмен информацией».

На любой стадии процесса управления неизбежны отклонения фактического состояния объекта управления от планируемого. Для оперативной информации о качестве и содержании подобных отклонений нужно периодически проводить внутренний контроль на предприятии .


Внутренний контроль предприятия - это выполнение субъектами предприятия следующих действий, таких как:

а) определение фактического состояния предприятия (объекта контроля);

б) сопоставление фактических данных с планируемыми;

в) оценка выявляемых отклонений и степени их воздействия на аспекты функционирования компании;

г) обнаружение причин зафиксированных отклонений.

Цель внутреннего контроля — информационное обеспечение всей системы управления с целью принятия результативных решений.

По мнению большинства авторов, основная цель внутреннего контроля находится в прямой зависимости от цели предприятия и заключается в достижении оптимальной величины финансового результата его деятельности. В настоящее время развитие системы внутреннего контроля фокусируется на динамических бизнес-системах и бизнес-процессах.

Исходя из того, что затраты производственных предприятий играют основную роль в формировании результата деятельности предприятия, целесообразно распространить концепцию контроллинга и на систему управления затратами. Необходимы комплексные механизмы управления затратами, инструменты и методы оптимизации затрат, которые действуют не изолированно и однократно, а комплексно, системно и регулярно. Контроллинг как система включает в себя несколько функциональных подсистем, в том числе и подсистему контроллинга затрат.

Ряд исследователей сходятся во мнении, что контроллинг затрат следует отнести в особое направление системы внутреннего контроля. Однако в трактовке понятия «контроллинг затрат» нет единого понимания. Рассмотрим некоторые из них. Л.Н. Юдина[5] считает, что в системе внутреннего контроля основное акцент ставится на «оценке обоснованности затрат, поиску причинно – следственных связей между затратами и результатами, разграничению уровня ответственности за расходы и доходы».

Основные научные подходы к определению сущности понятия «внутренний контроль» представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1 - Основные научные подходы к определению сущности понятия «система контроля»

Анализируя подходы, можно сделать вывод, что система контроля обеспечивает менеджмент предприятия релевантной информацией для достижения оперативных и стратегических целей предприятия в существующих условиях.


Рис. 1.2. Элементы системы внутреннего контроля

Согласно ПЗ-11/2013 внутренний контроль – это «…процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект обеспечивает … эффективность и результативность своей деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов, … достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности, соблюдение применимого законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета».

Исходя из положений ПЗ-11/2013, становится очевидно, что система внутреннего контроля должна быть построена по сквозному принципу.

Такая система базируется на процессе деятельности всего предприятия, который можно представить в виде системы управления, основанной на цикле Э. Деминга[6] (рис. 1.3).

Рис. 1.3. Цикл Э. Деминга

Субъект управления реализует первый и четвертый этапы цикла, объект управления реализует второй этап, а обратная связь реализует третий этап цикла.

В научных источниках предлагаются различные подходы к понятию «контроль». Так, согласно одному из них контроль может рассматриваться как процесс сравнения фактических и планируемых данных.

Процесс контроля можно, исходя из цикла Э. Деминга, разбить на три этапа: предварительный, текущий, заключительный.

Предварительный контроль выполняется в ходе первого этапа цикла Э. Деминга, он направлен на проверку корректности запланированных действий. На втором этапе цикла осуществляется текущий контроль, например в виде контроля работы подчиненных со стороны руководителя подразделения. На третьем этапе цикла Э. Деминга осуществляется заключительный контроль.

В процессе проектирования системы внутреннего контроля необходимо понимать, что правильность подбора показателей влияет на его качество и результативность (персонал может стремиться к выполнению показателей контроля, а не к достижению поставленных целей). Контролер должен проводить анализ и оценку и по их результатам разрабатывать мероприятия, ориентированные на предотвращение потенциально возможных негативных воздействий выявленных рисков. Управление процессом должно быть направлено на повышение единства заданных показателей контролируемого подразделения.

Исходя из этого, необходимо построить такую систему контроля, которая бы охватывала все подразделения организации и при этом обеспечивала руководство организации необходимой оперативной информацией. Созданные в рамках такой системы внутреннего контроля аналитические отчеты позволяют в сжатые сроки осуществлять коррекцию и повышать устойчивость предприятия как субъекта управления.