Файл: Принципы эффективного контроля деятельности предприятия(Содержание внутреннего финансового контроля и его задачи).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Так как на предприятиях на сегодняшний день функционирует множество бизнес-процессов, имеющих собственные системы контроля, то количество их показателей может быть значительно, а процесс расчета и сведения их в единую систему достаточно трудоемок в условиях «ручной» организации контроля.

Для повышения качества проверок целесообразно использовать средства автоматизации.

Однако разработка автоматизированных инструментов контроля (исключительно для этой функции управления) на сегодняшний день нецелесообразна, что обусловлено присутствием контроля на всех стадиях управления и необходимостью использования потоков информации, имеющихся у предприятия. Имеет смысл использовать инструменты для управления предприятиями и, прежде всего, отечественные современные ERP-системы (enterprise resource planning systems), разработчиками которых выступают такие организации, как: «1С», «Галактика», «Парус», «Информконтакт», «Монолит-Инфо», «Нетрика»[7].

Таким образом, организация системы внутреннего контроля, обеспечение работы всех ее элементов требуют глубокого и осмысленного подхода, использования дополнительных ресурсов. В рамках процессного подхода СВК не может быть рассмотрена как задача только одной функциональной службы, так как по своей сути имеет сквозной характер, пронизывающий все уровни управления предприятием. Она требует отдельного внимания и места при описании бизнес-процессов предприятия. Для снижения затрат при организации и эксплуатации, повышения эффективности системы внутреннего контроля имеет смысл использовать информационные системы, которые позволяют решить ряд вопросов, обеспечивая качественную и своевременную информацию для целей менеджмента.

1.2. Структура и принципы системы контроля

Так как система контроля считается значимым элементом управленческого контроля, с целью выявления структуры системы следует ознакомиться с характерными чертами ее элементов, для чего следует классифицировать ее по разным признакам.

Полунина Ю.В. и Желтов П.А. в книге «Система внутреннего контроля предприятия» дают понять, что аргументированная классификация дает возможность основательнее понять суть аудита как неотъемлемой составляющей части управления, выявить механизм функционирования выражаемых ею отношений, раскрыть специфические черты её элементов.


Однако данная сфера мало разработана. Нет целостности в выборе признаков классификаций, нет комплексности в подходах. Нужны уточнения в классификациях внутреннего аудита предприятия с учётом изменившихся условий хозяйствования. В методологическом плане полезны классификации внутреннего контроля, представленные ниже.

Также различают внутренний контроль в зависимости от применяемых методов и приемов контроля, указанных на рисунке 1.4:

Рисунок 1.4. Классификация внутреннего контроля в зависимости от применяемых методов и приемов контроля[8]

Помимо задач исключительно контрольного характера, внутренние аудиторы имеют право осуществлять финансовую диагностику, заниматься разработкой экономической стратегии, проводить маркетинговые исследования, управленческое консультирование. К институтам внутреннего аудита ᴏᴛʜᴏϲᴙт также и ревизионные комиссии, деятельность кᴏᴛᴏᴩых регламентирована действующим законодательством.

Учитывая зависимость от времени существуют следующие виды контроля: стратегический контроль, оперативный контроль, тактический контроль.

По этапам проведения контрольных мероприятий виды контроля: предварительный контроль, текущий контроль, последующий контроль.

По степени охвата данных внутренний контроль подразделяется на 2 вида: сплошной контроль, выборочный контроль.

В зависимости типа системы внутреннего контроля он может осуществляться 2 способами: с помощью ЭВМ или вручную, возможна частичная автоматизация отдельных стадий контроля.

Имеется еще довольно большое количество признаков, согласно которым можно классифицировать внутренний контроль. Они приведены в таблице 1.2.

Таблица 1.2 - Классификация внутреннего контроля и аудита[9]

Приведенная в таблице 1.2 классификация не исчерпывающая, однако в ней приведены главные классификационные признаки, нужные для верного представления системы внутреннего контроля и аудита.

Структура контроллинга схематично представлена на рис. 1.5.

Рис. 1.5. – Структура контроллинга[10]

Философия контроллинга, как было отмечено ранее, характеризуется предупреждающей деятельностью по исследованию функционирования предприятия, его текущих и перспективных возможностей. Реализация этой деятельности базируется на четырех принципах контроллинга: движения и торможения, своевременности, стратегического создания, документирования.


Принцип движения и торможения формирует объективные условия для постоянного обнаружения и введения нового, прогрессивного, а также эффективного в деятельность предприятия, при этом учитывая специфику и возможности[11].

Принцип своевременности определяется способностью предприятия к своевременной реакции на изменения внешней и внутренней среды.

Принцип стратегического сознания выполняется только в случае, если какие-либо решения и действия анализируются с позиции его соответствия стратегическим программам.

Принцип документирования дает возможность в любое время определить посылающего и принимающего информацию, а также его содержание и период времени. Принцип документирования можно отнести к инструменту, который контролирует соблюдение вышеизложенных принципов.

Таким образом, основная задача контроллинга заключается в том, чтобы нацелить управленческую систему предприятия на достижение его главных целей. Поэтому контроллинг представляет собой сложную систему, в которую включены различные компоненты, такие как постановка целей, планирование, управленческий учет, контроль, управление информационными потоками и разработка предложений для принятия эффективных управленческих решений. Ввиду своей интегрированности контроллинг предоставляет синтетическую, целостную картину предприятия, как прошлом, настоящем и будущем.

В заключении нужно отметить то, что накопленный в нашем государстве опыт наглядно свидетельствует, что грамотно выстроенная система контроля содействует оптимизации прибыли, сохранению рабочих мест, гарантирует существование компании в наиболее сложных условиях.

2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ ЭФФЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА

2.1. Формы, методы контроля

На современных предприятиях на практике контроль классифицируют на предварительный, текущий (оперативный), последующий.

К числу объектов, подвергаемых предварительному контролю, относят: расчетную документацию, сметы, расходную документацию на выдачу денежных средств, материальных средств, трудовые договора, договора, связанные с текущей деятельностью организации.


Под текущим (оперативным) контролем понимается наблюдение за протеканием хозяйственных процессов и операциями, связанными с обработкой бухгалтерских и оперативно-технических данных. Ключевой целью текущего контроля является своевременное выявление отрицательных отклонений в хозяйственной деятельности, их устранение и поиск резервов увеличения производительности труда, снижения уровня себестоимости выпускаемой продукции (работ, услуг).

Реализация оперативного контроля производится в процессе проведения хозяйственных операций, ежедневно на отдельных участках, что чаще всего дает возможность контролирующему лицу своевременно выявлять недочеты, ошибки и осуществлять меры, направленные на их устранение.

В отличие от предварительного контроля, реализация последующего контроля осуществляется по итогам проведения хозяйственных операций.

Данная мера позволяет в полном объеме охватить проверяемые объекты, позволяет провести более глубокое их изучение. Цель реализации последующего контроля – выявление законности, своевременности и экономической целесообразности финансовой и хозяйственной деятельности экономического субъекта, выявление упущений и недостатков, фактов бесхозяйственности, фактов хищений, разработка мероприятий, направленных на недопущения данных ситуаций в будущем. Достоинством данного вида контроля является возможность оценки отрицательных и положительных тенденций в совершенствовании подконтрольного объекта, выявлении слабых мест в хозяйственной деятельности, проведении всестороннего и глубокого анализа накопленного опыта, недостатков предварительного и оперативного контроля.

Вместе с тем по характеру хозяйственных операций контроль классифицируется как организационно-технический, административно-экономический, внутрихозяйственный.

Целью проведения организационно-технического контроля является проверка качественности выпускаемых товаров (работ, услуг), соблюдения нормативов расходования сырья и материалов в организации, эффективности использования основных фондов в производственном процессе, проверка исправности контрольно-измерительной техники, соблюдения установленных технологий осуществления производственных процессов и т. п.

Реализация на практике мер административно-экономического контроля дает возможность анализировать в целом хозяйственную деятельность экономического субъекта, то есть проводить итоговый анализ. Проведение административно-экономического контроля основывается на количественных и качественных показателях, что позволяет давать предварительную оценку деятельности экономического субъекта, изучать влияние различных факторов на достижение прогнозируемых результатов, выявлять резервы и разрабатывать меры, позволяющие повысить эффективность финансово-хозяйственной деятельности. На практике реализацию административно-экономического контроля осуществляют сотрудники финансового, планово-экономического, юридического отделов, сотрудники бухгалтерии и др[12].


Проведение внутрихозяйственного контроля осуществляется с целью оценки исполнения хозяйственных и финансовых операций, выявления степени их экономической эффективности, достоверности, законности, целесообразности, для обеспечения сохранности имущественных активов.

Однако необходимо отметить, что ввиду воздействия различных факторов, в том числе недостаточного уровня квалифицированности специалистов в сфере действующего налогового и бухгалтерского законодательства, на сегодняшний день бухгалтерский учет не в полном объеме исполняет свои контрольные функции.

С целью повышения роли бухгалтерского учета в обеспечении финансовой устойчивости экономического субъекта целесообразным является установление связей между системой бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Построение внутреннего или корпоративного контроля в организации производится с учетом его организационно-правовой формы. Также здесь учитываются форма собственности, структура управления, отраслевые особенности деятельности. Главной задачей системы внутреннего контроля является оперативная передача решений аппарата управления соответствующим структурам и контроль над их эффективной реализацией. Первоначально для этого необходимо располагать информацией об условиях, в которых осуществляется административное управление деятельностью экономического субъекта и достигнутых результатах, а также владеть оценочной информацией по управлению и финансовым результатам деятельности.

Некоторые из специалистов считают, что ведение бухгалтерского учета несовместимо с выполнением контрольных функций. Другие полагают, что «...вести учет - это значит не только отражать хозяйственные операции, получать о них сведения, но и обязательно контролировать эти сведения…»[13].

Бесспорным является факт, что бухгалтерия – это одна из составных частей системы управления финансово-хозяйственной деятельностью каждого экономического субъекта.

В настоящее время, когда во многих организациях оказались ликвидированными планово-экономические отделы, ввиду чего на сотрудников бухгалтерии наряду с осуществлением функции учета возложено исполнение таких управленческих функций, как планирование и контроль. Также практика свидетельствует о том, что учет и контроль представляют собой тесно взаимосвязанные между собой, но самостоятельные управленческие функции.

Разделяя точку зрения М. Кириченко[14], отметим, что Минфин России до настоящего времени не разработал нормативных документов по организации внутреннего контроля на предприятии, что планировалось осуществить сразу после вступления в силу Федерального закона № 402-ФЗ. Организация внутреннего контроля опирается на последние достижения экономической науки и практики, ориентиром служит модель рыночной экономики, используется опыт западных стран с развитой рыночной экономикой, основывается на международно-признанных принципах управления.