Файл: Принципы эффективного контроля деятельности предприятия(Содержание внутреннего финансового контроля и его задачи).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Классификация компонентов системы внутреннего контроля на пять элементов дает возможность аудиторам отслеживать разнообразные аспекты системы внутреннего контроля аудируемого лица.

Важно отметить, что:

- Порядок компании и особенности функционирования системы внутреннего контроля зависят от размеров и сложности аэрируемого лица. Таким образом, может отсутствовать ясное разграничение элементов системы внутреннего контроля, но их основные цели совпадают с целями компаний более крупного размера.

- Для описания разнообразных аспектов системы внутреннего контроля и оказание влияния на аудит может использоваться пять элементов, которые должны быть рассмотрены в ходе аудита.

- Основная задача аудитора – это оценка того, насколько способны, или каким образом специфические средства контроля могут обеспечить предотвращение, выявление или исправление существенных искажений в данных о группе операций, об остатках по счетам учета или раскрытий информации, и в соответствующих предпосылках, а не в определении принадлежности таких средств контроля к какому-либо из пяти элементов системы внутреннего контроля.

На основании вышесказанного, нельзя не отметить тот факт, что все элементы СВК находятся в тесной взаимосвязи друг с другом, так, например, устойчивая контрольная среда может существенно повысить качество контрольных действий, в свою очередь, средства контроля находятся в тесной информационной зависимости от учетной системы. Процесс внедрения системы внутреннего контроля продаж является обязательной составляющей бизнес-плана каждой организации. Роль системы внутреннего контроля в организации трудно переоценить. Своевременная и достоверная бухгалтерская (управленческая) отчетность является гарантом принятия эффективных управленческих решений. В свою очередь, искажение данных в отчетности может быть вызвано ошибками в обработке первичных документов, различными нюансами в структуре бизнес-процессов, недобросовестной работой персонала и др. Эффективным решением данных проблем является внедрение и развитие в организации системы внутреннего контроля, которое в будущем способно обеспечить значимое конкурентное преимущество[25].

2.3. Принципы эффективного контроля

Для того чтобы контроль мог выполнить свою истинную задачу, т.е. обеспечить достижение целей организации, он должен обладать несколькими важными принципами.


Принципы эффективного контроля:

1. Стратегическая направленность контроля. Деятельность в тех областях, которые не имеют стратегического значения, следует измерять не очень часто, и о полученных результатах можно никому не сообщать до тех пор, пока отклонения не станут необычно большими. Контроль должен отражать общие приоритеты организации и поддерживать их.

2. Ориентация на результаты. Конечная цель контроля состоит не в том, чтобы собрать информацию, установить стандарты и выявить проблемы, а в том, чтобы решить задачи, стоящие перед организацией. Проведение измерения и оповещение об их результатах важно только как средство достижения этой цели. Если вы хотите сделать контроль эффективным, вы должны тщательно следить за тем, чтобы эти самоочевидные средства контроля не заняли более важного места, чем цели организации.

3. Соответствие делу. Методы и системы контроля должны соответствовать контролируемому виду деятельности. Неподходящий механизм контроля может скорее маскировать, а не собирать критически важную информацию.

4. Своевременность контроля. Своевременность контроля заключается не в исключительно высокой скорости или частоте его проведения, а во временном интервале между проведением измерений или оценок, который адекватно соответствует контролируемому явлению. Значение наиболее подходящего временного интервала такого рода определяется с учетом временных рамок основного плана, скорости изменений и затрат на проведение измерений и распространение полученных результатов.

5. Гибкость контроля. Например, если неожиданно возникает новый фактор издержек, вызванный, скажем, необходимостью адаптации к недавно принятому законодательству, то до тех пор, пока он не будет встроен в систему контроля фирмы, система контроля не сможет отслеживать производственные издержки. Система контроля должна приспосабливаться к изменениям внешней и внутренней среды.

6. Простота контроля. Избыточная сложность ведет к беспорядку, потери контроля над ситуацией. Контроль должен соответствовать потребностям и возможностям людей, взаимодействующих с системой контроля и реализующих ее.

7. Экономичность контроля. Затраты на контроль должны перекрываться повышением доходов организации от его использования.

8. Регулярность. Контроль должен носить постоянный характер.

9. Открытость. Контроль должен осуществлять официально уполномоченными на это должностными лицами.

10. Объективность. Контроль должен основываться на объективных количественных и качественных нормативах. Контроль не следует проводить из недоверия.


11. Гласность. Результаты контроля необходимо доводить до сведения подчиненных.

2.4. Влияние принципов эффективности системы контроля на предприятие

Эффективность системы внутреннего контроля является ключевым признаком стабильности и надежности деятельности экономического субъекта. Повышенный интерес к вопросам аудита системы внутреннего контроля связан с выявлением рисковых обстоятельств в жизнедеятельности организации, что, в свою очередь, требует создания действенного механизма защиты от рисков в целях продолжения деятельности организации и стабильности ее работы. Изучая организацию системы внутреннего контроля предприятия - клиента, аудитор должен получить достаточные надлежащие доказательства достоверного отражения фактов хозяйственной жизни в бухгалтерской (финансовой) отчетности (БФО). Однако аудиторская практика показывает, что в ряде случаев данному вопросу уделяется недостаточное внимание со стороны руководства и собственников.

Любое аудиторское обследование принято начинать с изучения и анализа среды, в которой осуществляется деятельность аудируемого лица. Такое изучение позволит получить предварительную оценку организованной на предприятии руководством системы контроля с целью следования определенной политике, предусматривающей упорядоченное и эффективное ведение финансово - хозяйственной деятельности конкретного экономического субъекта. Поэтому на первоначальном этапе аудита предлагается установить основные организационные аспекты работы клиента и оценить влияние указанных факторов на имеющуюся систему внутреннего контроля.

Предварительный анализ имеющейся системы внутреннего контроля должен быть направлен на выявление рисков хозяйственной деятельности аудируемого лица и оценки их влияния на слаженность работы всех звеньев контроля, отвечающих за формирование отчетных показателей. Важно знать, что риски, касающиеся подготовки и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, могут существенно повлиять на работоспособность системы внутреннего контроля при отражении как новых фактов хозяйственной жизни в деятельности субъекта, так и уже имеющихся. Руководству необходимо предусмотреть в этой связи соответствующие действия и способы управления возникшими рисками. С этой целью предлагается определить значимость риска и степень его воздействия на всю систему внутреннего контроля в целом и отдельные ее элементы в частности.


Вопросы, связанные с появляющимися рисками хозяйственной деятельности, требуют в большинстве случаев кардинального пересмотра отдельных элементов системы внутреннего контроля.

При этом не исключена вероятность игнорирования отдельных аспектов, например из - за высоких материальных затрат на приобретение возможных средств контроля, способных предотвратить либо устранить ряд негативных последствий в отношении того или иного рискового события. В данной ситуации аудитору следует оценить все компоненты аудиторского риска, стараясь минимизировать риск необнаружения (РНо), иначе определенная часть аудиторского риска будет являться информационным риском заинтересованных пользователей. В частности, необходимо уделить более пристальное внимание неотъемлемому риску (РН) при выяснении возможного отсутствия (временного или постоянного) соответствующих средств и процедур внутреннего контроля. Данный компонент аудиторского риска может быть доминирующим, так как напрямую связан с воздействием внешних факторов. Выяснение состояния средств контроля приводит к необходимости анализа риска средств контроля (РСК) для снижения возможных угроз надежности рассматриваемой системы. Таким образом, логичен обобщающий вывод относительно риска существенного искажения информации (РСИИ), представляющего собой произведение указанных выше компонентов.

Грамотно организованный внутренний контроль влияет на эффективное формирование субъекта. От него зависят:

- выявление, предупреждение и устранение недостатков;

- выявление, предупреждение и устранение искажения информации;

Способ организации внутреннего контроля организация выбирает самостоятельно и может быть в виде[26]:

- создания отдела внутреннего контроля;

- создания отдела внутреннего аудита;

- создания ревизионного отдела;

- заключения договора со сторонней компанией.

При организации внутреннего контроля, в связи с отсутствием официальных рекомендаций, следует руководствоваться опытом отечественной и зарубежной практики.

Система внутреннего контроля в организации разрабатывается самостоятельно в зависимости от специфики деятельности и отраслевых особенностей хозяйствующего субъекта [5,6]. Система внутреннего контроля представляет собой один из важнейших инструментов выработки политики и принятия решений, достижении всех целей и задач организации, сохраняет активы для их эффективного использования, а также является предметом для составления достоверной бухгалтерской отчетности.


СВК (система внутреннего контроля) - это процесс, организованный и осуществленный представителями собственника организации, а также руководством и другими сотрудниками, которые обеспечивают уверенность в достижении определенных целей с точки зрения надежности бухгалтерской и финансовой отчетности, результативности и эффективности хозяйственных операций, и соответствия деятельности нормативно - правовым актам, которые действительны на момент деятельности организации.

Организация эффективной системы внутреннего контроля зависит от нескольких факторов:

- ресурсное обеспечение системы внутреннего контроля;

- достоверность стратегических установок, целей и задач;

- степень автоматизации учетных работ и формирование данных отчетности;

- правильное понимание руководством роли внутреннего контроля в управлении организацией;

- внешние условия функционирования организации, ее размеры, организационная структура, масштабы и виды деятельности.

Существует три основных подхода к построению системы внутреннего контроля:

1. Это создание собственной службы внутреннего контроля (в том случае, если у организации есть все необходимые ресурсы).

2. Это передача функции внутреннего контроля специализированной компании, иными словами - аутсорсинг. Здесь главную роль играет внешний консультант, который и выполняет все обязанности по обеспечению правильной работы системы внутреннего контроля определенной организации.

3. Это привлечение служб внутреннего контроля, а также привлечение высокоспециализированных экспертов, которые обладают и нужными знаниями, высоким образованием, а, следовательно, и опытом работы в данной сфере. Таким образом, функции контроля распределяются между двумя субъектами. Такой вид контроля называется косорсингом.

Как показала практика на сегодняшний день, есть еще много недочетов при создании действительно эффективной службы внутреннего контроля. Это замедляет процесс развития и функционирования некоторых направлений деятельности организации.

Примером могут послужить такие ошибки, как: низкая культура внутреннего контроля, возможно, это связано с дисциплинарными нарушениями игнорирование принципа разделения полномочий бездействие руководства в отношении выявленных проблем недооценка рисков даже при очень высоких финансовых результатах.

Роль системы внутреннего контроля заключается в нахождении оптимального совмещения ключевых стратегий риска и контроля бизнес - процессов. К типичным проблемам российских организаций можно отнести: излишнюю бюрократизацию контроля; отсутствие процедур внутреннего контроля для какого - либо процесса; конфликт интересов в системе контроля; использование устаревшей информации по проведению контрольных процедур, здесь также проблема в квалификации сотрудников[27].