Файл: Роль «Электронного правительства» в системе государственного управления (республика Коми).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наработанный практический опыт информатизации отраслей государственного управления, в том числе образования, здравоохранения, безопасности жизнедеятельности граждан и многих других направлений в Республике Коми, показал необходимость обеспечения прежде всего концептуального закрепления векторов информатизации.

В настоящее время в Республике Коми наработан достаточно обширный практический материал по формированию концепций информатизации как региона, так и его отдельных отраслей социально-экономического развития.

Внедрение ИКТ обеспечивается последовательной разработкой комплекса следующих документов: Концепция, Системный проект, Технический проект.

Для реализации единой государственной политики в сфере региональной информатизации в Республике Коми на период 2010 - 2012 гг. распоряжением Правительства Республики Коми от 16 августа 2010 года N 361-р была утверждена Концепция информатизации Республики Коми, в рамках которой определен перечень мероприятий по информатизации Республики Коми, в том числе в следующих сферах: здравоохранения и социальной защиты населения, образования и науки, культуры и в системе культурного и гуманитарного просвещения, обеспечения безопасности жизнедеятельности и других сферах. План мероприятий по реализации Концепции исполнен в полном объеме.

На основании указанной Концепции разработана Государственная программа Республики Коми "Информационное общество", которая является логическим продолжением реализации государственной политики информатизации региона.

На муниципальном уровне завершаются работы по утверждению муниципальных подпрограмм "Электронный муниципалитет" как неразрывной части соответствующих программ по развитию управления в муниципальном образовании.

Обеспечение функционирования инфраструктуры электронного правительства в Республике Коми потребовало принятия организационных и материально-технических мер: было принято решение в объединении сначала кадровых, а затем и материально-технических ресурсов, что позволило сократить общие затраты на обеспечение функционирования в регионе ИТ-инфраструктуры.

Централизация ресурсов информатизации включает следующие положения:

- современная ИТ-инфраструктура и прежде всего коммуникационная среда создают предпосылки для консолидации приложений и данных в современных центрах обработки данных (далее - ЦОД), представляющих собой комплексное организационно-техническое решение, предназначенное для создания высокопроизводительной и отказоустойчивой информационной инфраструктуры, в Республике Коми создан единый региональный центр обработки данных - государственное автономное учреждение Республики Коми "Центр информационных технологий" (далее - ГАУ РК "ЦИТ");


- использование единых форматов, данных для информационных потоков;

- соблюдение единых нормативных положений, регулирующих информатизацию сферы ИКТ.

Достижение централизации ресурсов информатизации обеспечено за счет создания в Республике Коми следующей организационной структуры.

Согласно постановлению Правительства Республики Коми от 20 июня 2012 года N 255 "О Комитете информатизации и связи Республики Коми" Комитет информатизации и связи Республики Коми (далее - Комитет) является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию в сфере информатизации, связи, предоставления государственных и муниципальных услуг, а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми на решение задач в сфере навигационной деятельности, координирующим по этим направлениям деятельность органов исполнительной власти Республики Коми.

Комитет осуществляет функции и полномочия учредителя государственных учреждений Республики Коми в сфере информатизации и связи.

Согласно распоряжению Правительства Республики Коми от 30 декабря 2010 года N 609-р о мероприятиях по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в Республике Коми на трехлетний период Комитет определен органом исполнительной власти Республики Коми, ответственным в целом за координацию работ по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в Республике Коми (далее - Единая служба заказчика).

Согласно постановлению Правительства Республики Коми от 30 декабря 2010 года N 497 "Об Операторе электронного правительства в Республике Коми" ГАУ РК "ЦИТ" определено уполномоченной организацией, ответственной за реализацию единой технологической политики построения инфраструктуры электронного правительства в Республике Коми, за обеспечение функционирования государственных информационных систем Республики Коми и инфраструктуры электронного правительства в Республике Коми, - Оператором электронного правительства в Республике Коми.

2.2 Система электронного документооборота правительства Республики Коми


Система электронного документооборота в Республике Коми осуществляется в соответствии с постановлением, его разрабатывают для того, чтобы определить правила взаимодействия сторон, которые участвуют в межведомственной системе электронного документооборота (МСЭД), правила разрешений конфликтов и обеспечить информационную безопасность МСЭД.

Основные функции участников МСЭД заключаются в том, чтобы:

- формировать и актуализировать перечень работников участников МСЭД, которые представляют собой пользователей программного продукта СЭД, закреплять перечень распорядительным документом участников МСЭД, предоставлять перечень операторам МСЭД;

- формировать и актуализировать перечень работников участников МСЭД, которые имеют право на то, чтобы использовать электронную подпись, закреплять перечень распорядительной документацией участников МСЭД, предоставлять перечень операторам безопасности МСЭД;

- формировать и актуализировать перечень работников участников МСЭД, которые имеют право на заверение бумажных копий электронной документации, закреплять перечень распорядительной документацией участников МСЭД;

- формировать и актуализировать нормативно-справочную информацию, которая необходима для того, чтобы организовать делопроизводство, предоставлять эту информацию операторам МСЭД;

- организовать работу с документами согласно Постановлению, внутреннему регламенту делопроизводства участников МСЭД и иных нормативных документов.

Функции операторов МСЭД заключаются в том, чтобы:

- организационно и методически обеспечить МСЭД;

- организовать и обеспечить поддержку пользователя программного продукта СЭД;

- формировать и актуализировать нормативно-справочную информацию программного продукта СЭД;

- обеспечить эксплуатацию технико-технологической инфраструктуры МСЭД;

- обеспечить работоспособность программно-технических средств, которые составляют технико-технологическую инфраструктуру МСЭД;

- обеспечить целостность обрабатываемой информации;

- обеспечить резервное копирование, восстановить и архивировать базы данные МСЭД;

- обеспечить комплекс мер, которые направлен на то, чтобы обеспечить информационную безопасность МСЭД.

Документ независимо от носителя оформляется, как правило, на бланке установленного образца. При документировании информации с использованием СЭД необходимо:

- определение типа документов;

- определение вида документов;


- заполнение выбранной УФД;

- заполнение раздела УФД «Маршрут документов»;

- сохранение результатов ввода данных;

- отправление документа по выбранным маршрутам.

В процессе обмена электронной документацией могут возникнуть конфликтные ситуации в следующих случаях:

- оспаривается факт отправления либо получения электронных документов;

- оспаривается время отправления либо получения электронной документации;

- оспаривается содержимое отправленной электронной документацией;

- оспаривание идентичности экземпляра электронной документации и подлинников, копий электронной документации на бумажных носителях;

- оспаривается целостность электронной документации;

- оспаривается факт назначения исполнителя либо указанного срока исполнения поручения.

В настоящее время система электронного документооборота Республики Коми трансформировалась из системы документооборота (30% функционала) в систему управления задачами (70% функционала). В качестве дальнейшего развития функционала системы предстоит решить следующие задачи:

- дальнейшее тиражирование системы с включением в нее всех участников делового взаимодействия;

- внедрение дополнительных инструментов, направленных на более эффективное и удобное использование системы;

- обеспечение интеграции с другими информационными системами.

В первую очередь, это организация комплексного взаимодействия с такими системами, как МЭДО РФ (федеральная система документооборота), АИС "Обращения граждан", системами электронного документооборота, эксплуатируемыми в муниципальных образованиях Республики Коми.

2.3 Перспективные направления электронного правительства Республики Коми

Применение качественной нормативно-справочной информации представляет собой один из основных факторов для результативной информатизации.

Разработка и внедрение системы управления данного фактора ориентированы на то, чтобы создать централизованное хранилище идеальных нормативно-справочных данных. В нем размещают, хранят и актуализируют нормативную справочную информацию, которая используется в межведомственном электронном взаимодействии органов местного самоуправления в Республике Коми и органов исполнительной власти Республики Коми для того, чтобы обеспечить единообразное представление объектов информационного обмена, данные о них содержатся в муниципальных и государственных информационных ресурсах и применяются в деятельности ОГВ и ОМСУ по осуществлению их функций и предоставлять государственных (муниципальных) услуги в электронном виде.


При решении задачи построения информационной модели данная система перейдет в класс систем MDM - Master Data Management. Использование подобного решения позволит обеспечить очень высокую согласованность данных, находящихся в разных информационных системах и предоставляемых различными ведомствами и структурами.

Развитие информационно-аналитических систем. Ключевые задачи развития ЕИАС в регионе заключаются в том, чтобы:

- расширить количественный и качественный состав показателей, которые собираются в ЕИАС;

- осуществлять интеграцию с ведомственными ИС для того, чтобы автоматически или автоматизировано наполнять данными ЕИАС;

- осуществлять интеграцию с системой управления НСИ для того, чтобы повысить аналитичность собираемых данных;

- повысить уровень вовлечения сотрудников ОГВ, ОМСУ и иных структур в работу с ЕИАС.

В том числе, одна из основных задач заключается в том, чтобы принять НПА для признания данных, которые находятся в ЕИАС, эталонными отчетными данными. С помощью этого все органы власти, единожды внеся данные в ЕИАС, могут больше не предоставлять их иным участникам информационного взаимодействия по прямым запросам, это значительно понизит нагрузку на работников.

В дальнейшем реализовываются работа в сфере анализа и исследования комплексных сетей, также сетей социального взаимодействия. Цель этих работ заключается в том, чтобы обеспечить возможности оперативного, стратегического и тактического исследования социально-политической обстановки в республике, выявить факторы и события, которые связаны с тем, что обостряется социальная напряженность, прогнозируются социально-политические риски в Республике Коми.

Развитие данного направления направлено на решение следующих методических и технологических проблем и задач:

Развитие этого направления ориентировано на то, чтобы решить следующие методические и технологические проблемы и задачи, которые заключаются:

- в избыточности и сложности моделей сохранения информации применительно к парадигме "больших данных";

- в сложности написания запроса выборки слабосвязанной информации;

- в необходимости регулярной оптимизации полнотекстовых индексов для того, чтобы поддержать производительность системы на приемлемом уровне;

- в практически полном отсутствии методов автоматизированной обработки текста, это критично в условиях постоянного потока неструктурированного контента;

- в отсутствии функциональности предоставления графической отчетности (графики, диаграммы);