Файл: Роль «Электронного правительства» в системе государственного управления (республика Коми).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ
1.1 Сущность электронного правительства
1.2. Место электронного правительства в государственном управлении
2. АНАЛИЗ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
2.1 Оценка электронного правительства Республики Коми
2.2 Система электронного документооборота правительства Республики Коми
2.3 Перспективные направления электронного правительства Республики Коми
1.2. Место электронного правительства в государственном управлении
Информационные технологии давно и прочно вошли в повседневную жизнь современного жителя России. Интернет-активностью населения никого не удивить, в заседаниях Государственной думы принимают участие 18-летние блогеры, ставшие в определенных кругах популярнее и известнее первых лиц государства, представители первого эшелона государственной власти всерьез и часто обсуждают проблемы правового регулирования блокчейна, криптовалюты, смарт-контрактов и прочих, а судя по тенденциям последних лет, в скором времени довольно острой может стать проблема чрезмерного вовлечения населения в виртуальное пространство в ущерб реальному.
Смысл приведенных выше примеров сводится к тому, чтобы констатировать: уровень развития технологий и их интеграции в жизнь каждого человека и общества в целом делает очевидной необходимость государства следовать духу времени.
В противном случае, об эффективности государственного управления не может быть и речи, а сам институт государственной службы в глазах среднестатистического жителя России может превратиться в архаизм (что, в свою очередь, сведет на нет все усилия государства, направленные на повышение правовой культуры, искоренение распространившегося в конце прошлого века правового нигилизма, культивирование социальной ответственности индивидуума и прочие смежные области). Ведь если предназначением государственного управления является упорядочение деятельности субъектов страны в рамках единого правового поля, установления общих правил и норм функционирования, обеспечение контроля за их соблюдением, то одним из факторов достижения эффективности государственного управления является применение информационных технологий в текущей деятельности государственного аппарата.
В последнее время часто встречающимся в государственном управлении стало понятие «электронного правительства».
Компилируя существующие точки зрения содержания данного понятия, можно считать, что электронным правительством именуется система технических, информационных и организационных средств и приемов, а также созданная в ее рамках инфраструктура, которая, используя преимущественно возможности информационных и телекоммуникационных технологий, оптимизирует взаимодействие разных элементов государственного аппарата между собой и выстраивает диалог между властью и населением, в том числе, с целью оптимизации предоставления государственных услуг и реализации государственных функций.
Как верно отметил В.Ю. Войтович, если ранее государственный сектор информационные технологии применялся для внутреннего использования в отдельных учреждениях, то теперь информационные технологии, функционирующие по принципу «быстрее, лучше, дешевле, доступнее», работают на интересы широких масс в форме услуг государства[8].
Важно понимать, что электронное правительство – не только инструмент взаимодействия государства с его жителями. Оно не должно и не может сводиться исключительно к комфортному для заявителей предоставлению услуг государством. Электронное правительство также неотъемлемо включает в себя систему внутреннего взаимодействия различных структур и ведомств между собой, в том числе в процессе исполнения каждым из них определенных функций. С помощью функционирующей в России системы межведомственного электронного взаимодействия в целях предоставления государственных и муниципальных услуг осуществляется взаимодействие по вопросам обмена документами и информацией, в том числе в электронной форме, между органами, предоставляющими государственные услуги, органами, предоставляющими муниципальные услуги, подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, иными государственными органами, органами местного самоуправления, органами государственных внебюджетных фондов, многофункциональными центрами.
На данный момент благодаря порталу государственных услуг каждый имеет возможность дистанционно, без очередей и отрыва от работы записаться на прием к врачу, подать документы на получение паспорта, оплатить штрафы и налоги, совершить ряд других действий. Оперируя словами законодателя, данный портал есть «государственная информационная система, обеспечивающая предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров государственных и муниципальных услуг».
До принятия указанного закона имело место утверждение Президентом страны Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации[9], в числе основных задач которой значится «формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий».
В качестве ожидаемых результатов указано осуществление взаимодействия государства, граждан и бизнеса преимущественно на основе применения информационных и телекоммуникационных технологий. В этом направлении уже сделаны значительные подвижки, способ исполнения которых, впрочем, не совсем соответствует интересам бизнеса. Так, на данный момент практически окончательно осуществлен переход на электронные кассы.
Объективно это значительный и положительный шаг в развитии взаимодействия бизнеса и государства с помощью электронного правительства. В этой связи уместно привести позицию крупнейшего общественного объединения предпринимателей нашей страны – ООО МСП «ОПОРА РОССИИ», согласно которой внедрение онлайн-касс создает новые возможности по использованию электронных сервисов субъектами предпринимательской деятельности, применяющими контрольно-кассовую технику, при ведении наличных расчетов и расчетов с использованием платежных карт. За счет создаваемых реформой возможностей бизнес может улучшить собственные технологии к управлению активами и персоналом.
Субъективно же, для представителей отечественного бизнеса, выбранный способ перехода на электронные кассы, как и сроки, определенные законодателем для этапов такого перехода, повлек немало издержек, дополнительных ощутимых затрат, а к концу июня 2017 года (окончание одного из этапов перехода на электронные кассы) – и вовсе поставил 75 % малого и среднего предпринимательства в стране под угрозу штрафных санкций за несоблюдение соответствующего законодательства (по банальной причине – в регионах резко ощутили дефицит оборудования, необходимого для установки и регистрации на предприятиях и торговых точках новых аппаратов, соответствующих требованиям законодательства).
До этого был ряд этапов, связанных с внедрением ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система от Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка РФ) и постепенным переходом на онлайн регулирование торговли алкоголем и полный переход на электронное взаимодействие при операциях с алкогольной продукцией (производство, торговля, продажа в заведениях общественного питания и пр.).
Таким образом, электронный формат во взаимодействии государства с гражданами и организациями постепенно, не всегда идеально и без проблем, но все же внедряется в общественную жизнь, в основы функционирования государства и его органов, в начала взаимодействия частного сектора с публичным. Чрезвычайно важным в данном процессе является соблюдение как темпа развития информационных технологий, чтобы в определенном смысле слова не отстать государственному аппарату от жизни общества, так и определенной, иногда очень тонкой черты, за которой наступает гиперрегулирование каждого шага, излишняя зарегулированность, от которой предостерегает теория государства и права.
2. АНАЛИЗ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
2.1 Оценка электронного правительства Республики Коми
В Республике Коми реализуются мероприятия по региональной информатизации, построению информационного общества и электронного правительства в Республике Коми. Внедрение информационно-коммуникационных технологий и совершенствование организационной структуры органов государственной власти Республики Коми основывались на концептуальных подходах Концепции информатизации Республики Коми 2010 года.
В целях дальнейшего развития, наращивания темпов информатизации в Республике Коми и повышения ее эффективности положения и принципы информатизации должны быть актуализированы, определены новые направления внедрения информационно-коммуникационных технологий, разработаны и реализованы решения по оптимизации существующей информационной инфраструктуры, а также по совершенствованию организационного, методического и нормативного правового обеспечения процесса информатизации в Республике Коми.
Объектами информатизации, являются процессы, которые протекают в рамках реализации взаимодействия следующих уровней:
G2C (government-to-citizen) - между государственными службами (на уровне правительства, ведомств и регионов) и гражданами;
G2B (government-to-business) - между государством и частными компаниями;
G2G (government-to-government) - между органами государственного управления.
Данные процессы определяют правила и принципы взаимодействия всех субъектов информатизации в рамках осуществления своей деятельности ("жизненного цикла").
Субъектами информатизации, рассматриваемыми в рамках настоящей Концепции, выступают:
- органы государственной власти Республики Коми (далее - ОГВ);
- администрации муниципальных образований в Республике Коми;
- подведомственные учреждения и (или) организации, осуществляющие государственные или муниципальные работы по осуществлению функций органов исполнительной власти Республики Коми и органов местного самоуправления в Республике Коми;
- государственное автономное учреждение Республики Коми "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Коми" (далее - ГАУ РК "МФЦ"), муниципальные автономные учреждения МФЦ;
- организации-поставщики коммерческих, информационных и иных услуг;
- граждане.
В рамках реализации мероприятий по информатизации органы государственной власти Республики Коми руководствовались положениями Концепции информатизации Республики Коми, утвержденной распоряжением Правительства Республики Коми от 16 августа 2010 года N 361-р.
При реализации распоряжения Правительства Республики Коми от 16 августа 2010 года N 361-р достигнуты основные цели информатизации Республики Коми: повышение качества жизни граждан, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.
Реализация основных мероприятий по развитию информационного общества и электронного правительства, направленных на достижение указанных целей, обеспечила необходимые предпосылки для развития информационно-телекоммуникационных технологий и институтов информационного общества на территории Республики Коми.
Сформирована базовая методология и политика информационного взаимодействия между субъектами информационного общества.
Выстроена организационная структура управлением информатизацией региона, сформирована нормативно-правовая основа информационного взаимодействия субъектов.
Создана единая информационно-коммуникационная инфраструктура электронного правительства Республики Коми.
Разработаны и внедрены (находятся на этапе внедрения или тиражирования) отраслевые государственные информационные системы Республики Коми.
Внедрена информационно-аналитическая система поддержки принятия управленческих решений органов государственной власти Республики Коми, органов местного самоуправления.
Обеспечено развитие системы обеспечения удаленного доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти и инфраструктуры предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде и через МФЦ.
Конкретные цели и задачи определялись в соответствии с федеральными стратегиями, концепциями и программами, программными документами и решениями государственных органов Республики Коми.