Файл: Роль «Электронного правительства» в системе государственного управления (республика Коми).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ
1.1 Сущность электронного правительства
1.2. Место электронного правительства в государственном управлении
2. АНАЛИЗ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
2.1 Оценка электронного правительства Республики Коми
2.2 Система электронного документооборота правительства Республики Коми
2.3 Перспективные направления электронного правительства Республики Коми
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Эта тема особенно актуальна сегодня для России, в которой сейчас идет активное формирование электронного государства. Электронное правительство как новая фаза развития государственного управления требует научного и теоретического осмысления, так как это понятие возникло сравнительно недавно. В центре внимания находятся такие сферы деятельности как коммуникация между органами власти и гражданами, предоставление государственных услуг в электронном виде и т.д.
Экспертное сообщество склонно к оптимистическим прогнозам в области формирования электронного правительства, однако некоторые из них прогнозируют лишь очередную волну нарастания коррупции. Программа по созданию электронного правительства сегодня- это неотъемлемая часть работы государства, необходимая для вхождения России в глобальное информационное сообщество наравне с другими странами.
Старт созданию электронного правительства был дан в 2002 году федеральной целевой программой «Электронная Россия». Одной из целей программы было отмечено «повышение качества взаимоотношений государства и общества путем расширения возможности доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти, повышения оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг, внедрения единых стандартов обслуживания населения».
В 2011 году была запущена программа «Информационное общество», основную часть которой занимает проект создания электронного правительства. Следует отметить, что пока эти реформы были не слишком эффективны и выявили недостаточную теоретико-методологическую базу для развития электронного правительства в России.
Характер влияния электронного правительства на государственную структуру весьма противоречивый. В одном случае он способствует решению существующих проблем, в другом - лишь усугубляет их. Необходимо изучение методов, использованных зарубежными странами, а также детальный анализ уже существующей практики в России, чтобы предложить пути решения возникающих проблем при построении электронного правительства в нашей стране.
Целью работы является изучение электронного правительства Республики Коми
Задачи:
- раскрыть сущность электронного правительства
- оценит электронное правительство Республики Коми
- исследовать перспективы электронного правительства Республики Коми
Предметом работы является сущность системы электронного правительства
Объектом работы является Республика Коми
Степень научной разработанности проблемы. Основой научного исследования в области становления и развития информационного общества стали теории таких ученых, Абросимовой М.А., Ворониной И.А., Войтович В.Ю., Кабашова С. Ю., Королева И.Д., Мезенцева А.С., Махнева А.П. и др.
Исходя из анализа степени разработанности проблемы, можно сделать вывод, что, благодаря работе ученых, в современном мире создана научная база для дальнейшего исследования и совершенствования проблемы создания электронного правительства. Но в связи с тем, что данная проблема новая и многогранная нельзя говорить о том, что работа завершена, так как социально-политические аспекты функционирования электронного правительства в Российской Федерации исследованы недостаточно.
Методы исследования: анализ, синтез, дедукция, описание, наблюдение
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ
1.1 Сущность электронного правительства
Концепция электронного правительства появилась в начале 1990-х годов, но на практике была лишь частично реализована к концу десятилетия. Электронное правительство появилось впервые в промышленно развитых странах. В настоящее время многие страны в мире имеют проекты электронного правительства; наиболее экономически развитые государства имеют самые передовые электронные ресурсы, которые позволяют на этой базе разрабатывать электронное правительство.
Под электронным правительством понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счёт широкого применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов. Основная задача проекта «Электронное правительство» - обеспечение открытости и прозрачности деятельности правительства, установление интерактивного диалога правительства с обществом[1].
Создание электронного правительства означает перевод деятельности правительства в онлайн-форму. Цель этой трансформации аналогична цели передачи деятельности частной компании к сети интернет, то есть для повышения эффективности работы. Концепция электронного правительства заключается в облегчении доступа граждан к большому количеству разнообразной информации. Что касается пользы для общества, то электронное правительство позволит упростить взаимодействие граждан с государственными исполнительными органами. Скорость обмена информацией между чиновниками и гражданами резко возрастает. Основной характеристикой продвинутого электронного правительства является интерактивность.
Создание электронного правительства включает в себя несколько этапов:
- Создание законодательства, регулирующего отношения в сфере оказания услуг онлайн государственными органами, а также совершенствование защиты от киберпреступлений;
- Формирование федеральных, региональных и муниципальных сайтов, на которых размещается информация для граждан;
- Становление сайтов интерактивными, где будут располагаться ответы на наиболее часто задаваемые вопросы и будут осуществлять частичная консультация граждан;
- Создание на сайтах системы, позволяющей гражданам участвовать в опросах, принимать участие в форумах;
- Правительство и ведомства предлагают онлайн-услуги по оплате налогов, штрафов, а также услуги, связанные с продлением лицензий, регистрацией юридических лиц и др.
На последнем этапе развития все федеральные, региональные и муниципальные сайты объединяются в единый государственный портал, который предлагает комплекс услуг для населения. Портал дает возможность гражданам возможность участвовать в обсуждениях онлайн, предлагать поправки законодательства, участвовать в голосовании в режиме онлайн, а также другие возможности, развивающие демократию.
При воплощении концепции электронного правительства в реальность, в конечном формате оно должно выполнять несколько важных функций: оказание помощи населению в повседневной жизни (онлайн-услуги) и обеспечение участия населения в демократическом процессе. Эти две функции не тождественные и не должны замещать друг друга в ходе формирования электронного правительства. С одной стороны, электронное правительство является инструментом для лучшего управления, а также для того, чтобы улучшить связь между правительством, бизнесом и гражданами. С другой стороны, некоторые специалисты считают, что использование IT в управлении может свойственно изменить отношения в обществе, помочь достигнуть реальной демократии, что однозначно окажет влияние на сознание людей.
Российская Федерация идет по пути развития электронного правительства. Согласно данным нового доклада ООН E-Government Survey 2016, опубликованного 28 июля 2016 года, Россия потеряла в рейтинге развития электронного правительства в государствах восемь позиций по отношению к 2014 году и занимает 35 место. Итак, основываясь на статистике, мы можем утверждать, что наша система электронного правительства отстает от других стран, вследствие чего мы должны идти в ногу со временем и совершенствовать систему электронного правительства.
Переход к онлайн-услугам, конечно, облегчит и улучшит жизни людей, но это не поможет людям стать ближе к реальной демократии, так как на сегодняшний день сохраняются проблемы регулирования государственных интернет ресурсов, созданных для осуществления гражданами своих основных конституционных прав.
Нормативную правовую базу электронного правительства составляет ряд законов, документов стратегического планирования, иных нормативных правовых актов. В их число входят, в частности: Федеральные законы «Об информации, информационных технологиях и о защите информации[2]», «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг[3]», «О персональных данных[4]», «Об электронной подписи[5]»; Указ Президента Российской Федерации Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011 – 2020 годы)[6]».
На данный момент распоряжение Правительства «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде[7]» устанавливает перечень государственных услуг:
• Услуги в сфере образования и науки;
• Услуги в сфере здравоохранения;
• Услуги в сфере социальной защиты населения;
• Услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
• Услуги в сфере имущественно-земельных отношений, строительства и регулирования предпринимательской деятельности.
Перечисленный перечень услуг должен осуществляться органами государства и муниципалитета на электронных ресурсах. В теории, основываясь на законодательстве, упомянутая деятельность представляется вполне осуществимой, но на практике возникают проблемы при получении данных услуг гражданами. Многие из услуг не оказываются не только на муниципальном уровне, но и на региональном.
В целях предоставления всесторонней и верной информации, а кроме того, в целях ее своевременного обновления, должны быть сформированы общие условия, характеризующие единый конкретизированный список публикуемых данных, процедуры оказания услуг, сроки и постоянность их размещения и обновления, а также нормы, регулирующие доступ граждан на сайты.
Для эффективной работы каждого ведомства необходимо определить перечень сведений, которые подлежат раскрытию из ведомственных информационных систем в режиме реального времени, но при этом так же необходимо определить и нормативно-технические требования к информационной безопасности сайтов различных органов государственной власти. Интернет-сайты должны быть созданы с определенными организационно-технологическими требованиями, которые бы позволили обеспечить равный доступ всех категорий граждан и организации, включая различные диаспоры, а также людей с ограниченными возможностями. Необходимо отметить, что доступ пользователей к Интернет-ресурсам, интерактивным сервисам, электронным платежам осуществляется с различных платформ, включая и мобильные устройства. Значительным процентом людей, посещающих данные сайты, являются люди с нарушением зрения, слуха или подвижности, потому что именно данный вариант является наиболее благоприятным и удобным для данной категории граждан.
Необходимо и обеспечить применение механизмов, направленных на достоверность и юридическую значимость размещаемой информации, которые бы также контролировали данную информацию. Стоит подчеркнуть, что оформление сайтов государственных органов должно содержать государственную символику Российской Федерации. Для полноты реализации данных идей следует разработать методические рекомендации по данному вопросу.
Должны быть разработаны механизмы контроля над соблюдением установленных требований к Интернет-сайтам органов государственной власти, а также должна быть определена ответственность уполномоченных должностных лиц.
Мир быстро совершенствуется, поскольку новые технологии проникают во все сферы нашей жизни. У людей есть новые возможности войти в контакт и общаться. Электронное правительство может облегчить участие гражданина в общественной и политической жизни, обеспечив доступ к общественной информации и предложив форум для общественных обсуждений, позволяющий людям следить за политическими решениями правительства и даже за воздействием на них, но только если электронные правительства доступны для всего населения. Но, не смотря на общую доступность для населения, всегда будут люди, не имеющие желания использовать новые технологии. Поэтому альтернативные офлайн государственные службы должны всегда быть доступными. Тем не менее, мы должны идти в ногу со временем и развивать концепцию электронного правительства.