Файл: Авторитет и лидерство в системе менеджмента(Понятие и сущность лидерства).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 2
Следует иметь в виду,что властью обладают как руководители,так и подчиненные.Руководитель обладает властью над последними потому, что они зависят от него в таких вопросах, как увеличение зарплаты, распределение работы, повышение в должности, удовлетворение социальных потребностей.Наоборот, в других ситуациях подчиненные имеют власть над руководителями, так как тот находится в зависимости от них по ряду вопросов.Это может быть конкретная точная информация, неформальные контакты с людьми в других подразделениях,качественное выполнение задания работниками.Руководитель должен учитывать это,так как в противном случае у подчиненных будет наблюдаться негативная реакция. Использование власти в одностороннем порядке может вызвать у подчиненных такую реакцию, при которой они захотят продемонстрировать свою собственную власть. Это, в свою очередь, может привести к лишнему напряжению,уклонению от выполнения своих обязанностей и к снижению эффективности предприятия.Поэтому руководитель-лидер должен разумно пользоваться властью и поддерживать уравновешенный баланс власти.
Эффективный руководитель должен использовать свою власть не в приказной манере, предполагающей однозначное подчинение.Он должен создавать и поддерживать надлежащую,приемлемую для всех,психологическую атмосферу. Автор книги «Экономика и социология труда» Генкин Б.М. в своей работе тесно связывает процесс управления кадрами на предприятии более с социальным аспектом, нежели с экономическим[9] : перемены в управлении персоналом должны быть направлены на максимальное использование и развитие способностей сотрудников предприятия, на создание благоприятной психологической атмосферы, что является, по мнению автора, важнейшим условием для творческой деятельности. Описанный в книге механизм управления персоналом является стандартным воплощением ключевых функций менеджмента: планирование – организация – мотивация – контроль, которыми пользуются в той или иной мере абсолютно все современные предприятия.Важное место отводится процессу планирования изменений в системе управления кадрами,выделяется значение творческого подхода в процессе исполнения трудовых обязанностей, однако остается неясным, кто именно должен определять области его проявления: когда и где следует применять творческие подходы, и в каких ситуациях, областях необходимо четко следовать приказам управляющего предприятием.. Описывая идеальную организационную структуру, автор говорит о необходимости создания единой службы управления персоналом, объединяющей функции вышеназванных отделов. Эти предложения автора вышеназванной книги могут относиться к предприятиям, имеющим многочисленных сотрудников, имеющим также возможность расширить штат (принять новых сотрудников), либо направить дополнительные средства на обучение, подготовку людей к работе в единой службе управления персоналом (подготовка к выполнению комплексных функций).Эти задачи стоят перед руководителем-лидером. Авторы книги «Как управлять человеческим капиталом, чтобы реализовать стратегию» Хьюзлид М., Беккер Б., Битти Р. в своей работе также предлагают определенный механизм управления персоналом, основанный на разработке и решении трех проблем, связанных с оценкой и эффективностью управления рабочей силой : проблема отношений,проблемы мер,проблема реализации.[10]
Памятка лидера
- Поставить задачу коллективу; изложить её с воодушевлением и постоянно напоминать о ней.
- Планировать работу, определять скорость её выполнения и разрабатывать обязанности, чтобы обеспечить преданность делу отдельных людей и целых коллективов.
- После консультаций ставить конкретные цели для каждого работника, регулярно - не менее одного раза в год - обсуждать с каждым его успехи.
- Делегировать принятие решений; советоваться с людьми.
- Выражать понимание ценности работы каждого члена коллектива; объяснять свои решения, чтобы помочь людям претворять их в жизнь; ежемесячно информировать о состоянии дел и политике.
- Обучать и развивать людей; поддерживать установленные правила и процедуры, показывать пример тем, кто нарушает их.
- Там где намечаются объединения и праздники поощрять их; присутствовать на собраниях и говорить об убеждениях людей – в интересах задачи, коллектива и индивидуума.
- Заботиться о благополучии членов коллектива, улучшать условия труда, реагировать на жалобы и уделять внимание функциям.
- Никогда не забывать, что ваше мнение вовсе не всегда хорошо, есть и другие мнения, отнюдь не худшие.
- Следить за процессом работы; извлекать уроки из успехов и ошибок, регулярно обходить рабочие места, наблюдать, слушать, хвалить.
- Вы должны выработать привычку: все, с чем вы сталкиваетесь, рассматривать с точки зрения пользы вашего дела.
- Выполнять обещания в срок. Если не смогли выполнить - не оправдывайтесь, а определите новый срок и сдержите слово, пусть с опозданием.
- Быть внимательным и объективным к «бесполезным» предложениям.
- Отклонять ненужные предложения, но тактично и вежливо.
- Будучи уверенным, в себе, избегать быть самоуверенным, самоуверенность - предпосылка использования не лучших приемов и методов в работе.
- Чтобы эффективно подчинять, надо уметь подчиняться, хотя бы обстоятельствам.
- Воспитывать подчинённых ненавязчиво, но верно, поощрять их плодотворный труд и инициативу.
- Руководствоваться в работе тремя «не»: не раздражаться, не теряться, не распыляться.
- Быть терпимым к недостаткам людей, если эти недостатки не мешают вашей работе.
- Хвалить не на людях, поощрять с глазу на глаз.
- Уметь слушать, иметь бесконечное терпение.
- Предоставлять сотрудникам максимум свободы для достижения целей предприятия.
1.2.Сущность и формы власти.
Для достижения эффективности любого предприятия требуется согласованность действий всех ее участников. Руководитель должен владеть всеми силами , средствами и методами, с помощью которых он достигнет успеха. Каждый раз, когда руководитель дает указания работнику или группе исполнителей, он думает, что его работники сразу же отреагируют и последуют желаемые действия. Но в жизни так бывает не всегда. Даже при более или менее полном осознании человеком своих задач и функций может не последовать ожидаемых действий.
Власть – это «способность влиять на поведение других людей». Определение власти как организационного процесса подразумевает, что - «власть – это потенциал, имеющийся у ее пользователя, т.е. она существует не только тогда, когда применяется; между тем, кто использует власть, и тем, к кому она применяется, существует взаимозависимость; тот, к кому применяется власть, имеет некоторую свободу действий».
Власть реализуется в управлении как совокупность полномочий, компетентности и лидерства. Власть бывает формальной и реальной.Обычно руководитель имеет власть над подчиненными, потому что они зависят от него в таких вопросах, как содержание рабочего задания, повышение зарплаты, повышение в должности и т.д. Однако в некоторых случаях подчиненные имеют власть над руководителем, так как он зависит от них в таких вопросах, как сотрудничество, получение достоверной информации и т.д. Власть внутри организации постоянно смещается в соответствии с тем, как субъекты справляются с неопределенностью.
Власть–ключ к работе управляющего(руководителя, менеджера).Поскольку управляющие достигают поставленных целей посредством других людей, первостепенный фактор этого процесса–власть, с помощью которой руководитель стремится влиять на других людей таким образом, чтобы они выполняли работу, порученную организации и обеспечивали достижение ее целей. Несмотря на значение власти, многие управляющие избегают использовать этот термин из-за таких его оттенков значения, как могущество и подчинение силе. Существует два способа использования управляющим своей власти таким образом, чтобы работа стала более значимой для работников. Они могут создавать необходимую рабочую обстановку, что включает не только физическую планировку оборудования, но иногда также и рабочие графики. Они могут применять для повышения психологического удовлетворения от самой работы расширение работы, обогащение ее содержания и участие. Многие компании создают автономные рабочие группы, которые позволяют работникам брать на себя ответственность за свою собственную долю в производстве и сохранять ее.
Влиять – это значит целенаправленно воздействовать на кого-то или быть причиной чьего-то поведения. Власть– это возможность и способность влиять на других в целях изменения поведения.
Субъекты власти.
В организации власть относится к индивиду, к группе и организации в целом. Власть как организационный процесс подразумевает, что власть – это потенциал, имеющийся у её пользователя, т. е. она существует не только тогда, когда применяется. существует взаимосвязь между тем, кто использует власть и по отношению к кому она применяется. Тот, к кому применяется власть, имеет определённую свободу действий. Таким образом, власть – это социальный термин.
Тип власти
Власть пронизывает всю жизнь организации, поддерживает ее структуру. Таким образом, можно утверждать, что без власти организации не существует. В организации существуют три типа отношений власти: линейные отношения,прямое прохождение управленческих команд от руководителя вниз через цепь команд; штабные отношения, которые устанавливаются в первую очередь для того, чтобы помогать или давать советы линейным руководителям и функциональные отношения, в которых одному управляющему дается определенная власть над подразделением другого.Типологию видов власти, основанную на трех источниках власти, создал немецкий социолог и экономист Макс Вебер (1864 – 1920) - личных качествах, традициях и обычаях, формальном законе.
Традиционно выделяется пять основных форм власти:
1. Власть, основанная на принуждении.
2. Власть, основанная на вознаграждении.
3. Экспертная власть.
4. Эталонная власть .
5.Законная власть.[11]
Методологически можно выделить два аспекта власти, в реальности неразрывно связанных между собой: власть как специфическое благо и власть как особого рода отношение.Как и всякое благо, власть способна удовлетворить потребности индивидов, т.е. власть позволяет своему обладателю получить доступ к важным для него ресурсам .В современном управлении организациями выделяют несколько источников власти.Источник власти — контроль руководителя над ресурсами, используемыми для удовлетворения каких-либо потребностей подчиненного.В условиях рыночной экономики источники власти внутри предприятия в процессе его развития могут трансформироваться. Это особенно характерно для зарубежных компаний, работающих в условиях развитых рыночных отношений.Обычно различают три источника власти. Сначала власть принадлежит непосредственно основателям компании (или отдельной личности, ее основавшей) — власть личности (первый источник власти). Это их волей, желаниями и усилиями создается предприятие. Основатели несут за него полную ответственность, порой рискуя для ее создания личными сбережениями. После того как предприятие создано, появляется второй источник власти — власть собственников. Этой властью обладают как основатели компании, так и ее инвесторы по праву владения всем имуществом предприятия. Однако когда оно начинает функционировать как самостоятельная организация, его деятельность начинает зависеть также от сотрудников предприятия, поставщиков и потребителей. Теперь компания представляет собой организационную структуру, являющуюся источником ее мощи и власти. Это третий источник власти — власть самого предприятия. Но бывают также случаи, когда фирма становится банкротом, а ее основатели теряют свои руководящие посты.Такое происходит в результате заблуждения руководителя — основателя компании: я сам по себе и полностью независим. Руководство предприятия никогда не должно забывать о том, что оно существует только благодаря тому, что сотрудники готовы работать с ним в тесном контакте. Между тем, именно высшее руководство предприятия легко поддается искушению считать, что судьба предприятия, рабочих и служащих зависит только от его решений. На деле все обстоит иначе: существование руководства зависит от работы сотрудников и от рынка. Поэтому источником личной власти основателей предприятия является деятельность организации в целом. Сам же руководитель выступает в роли лидера, обладающего властью лишь по воле данной организации. Необходимо, чтобы учредители и владельцы компании, формирующие организационную структуру, политику и стиль работы предприятия, сами добровольно следовали собственным установкам. Нельзя делать исключений ни для себя, ни для своих друзей, ни для своих родственников.Собственность предприятия может использоваться исключительно в интересах самой компании, а не ее основателей. Доходы компании не являются личной собственностью ее владельцев и основателей. Они должны в первую очередь обращать внимание на нужды предприятия, а уже затем определять свой доход.Сотрудники предприятия не являются слугами ее учредителей, а трудятся в интересах организации. Таким образом, как для основателей компании, так и для ее владельцев важно понять, что ощущение собственной значимости и чувство собственника не может служить основным источником власти.Знание этого очень важно и актуально в современном мире. В дополнение к формальным полномочиям, руководителю требуется власть, так как он зависит от людей как в пределах своей цепи команд, так и вне ее. Джон П. Коттер подчеркивает это, когда утверждает, что руководителю необходимо развивать власть, «потому что руководители всегда зависят от некоторых людей, которые им не подчинены, и во-вторых, потому что практически никто в современных организациях не примет и не будет полностью подчиняться непрерывному потоку его приказов только потому, что он — начальник». Он утверждает,что менеджер может усилить свою власть, заставив людей понять,что они зависят от него при получении необходимых ресурсов…[12] Во всех предприятиях для достижения эффективного функционирования необходимо надлежащее применение власти.В различных подразделениях организации руководитель зависит от своего непосредственного начальства, подчиненных и коллег. Фактически эти группы представляют собой часть окружающей руководителя среды. Без содействия этих людей руководитель не может эффективно осуществлять свои функции. Многие руководители также напрямую зависят от людей и организаций, находящихся вне их собственной организации — поставщиков, заказчиков, конкурентов, регулирующих их деятельность ведомств и профсоюзов. В идеальном варианте все эти люди и силы будут охотно сотрудничать с руководителем и предоставлять все необходимое для выполнения работы и достижения целей организации. К сожалению, реальный мир делает эту работу несколько сложнее. Даже в том случае, когда руководитель обладает четко определенными полномочиями направлять усилия подчиненных, это не всегда оказывается возможным. Подчиненные могут отказаться выполнить просьбу руководителя, тем самым сводя на нет его полномочия. Современные работники намного образованнее своих предшественников и меньше подчиняются традиционной власти.[13]Даже если такой проблемы не возникнет, руководитель часто зависит от людей, которые ему формально не подчинены. Например, по части информации и услуг, линейный управляющий теперь все больше зависит от штабного управленческого персонала, над которым у него нет никакого контроля. В некоторых ситуациях у штабного персонала есть только совещательные полномочия, и в осуществлении своих рекомендаций аппаратчики зависят от линейных руководителей. Эта зависимость от факторов и людей, которыми нельзя управлять напрямую, является основной причиной трудностей, которую испытывает руководящий персонал. Однако страдают не только чувства. Если руководитель не в состоянии эффективно взаимодействовать с этими многочисленными «неуправляемыми» силами, он или она не может выполнять свою собственную работу, а это обязательно снизит эффективность как индивидуального трудового вклада, так и деятельности всей организации. Власть и влияние, инструменты лидерства, являются фактически единственными средствами, которыми располагает руководитель для разрешения подобных ситуаций. Если руководитель не обладает достаточной властью, чтобы влиять на тех, от кого зависит эффективность его деятельности, он или она не сможет получить ресурсы, необходимые для определения и достижения целей через других людей. Таким образом, власть, хотя часто и неправильно используемая, является необходимым условием успешной деятельности организации. Как сказал социолог Роберт Бирстед, «власть лежит в основе любой организации и поддерживает ее структуру. Без власти нет организации , нет порядка».[14] Концепция зависимости также подтверждает несостоятельность еще одного распространенного мнения о власти. Многие люди понимают под властью возможность навязывать свою волю, независимо от чувств, желаний и способностей других. Если бы это было так, то назначенные руководители организаций всегда имели бы власть для оказания влияния, по крайней мере, на своих собственных подчиненных. Однако сейчас повсеместно признается, что влияние и власть в равной мере зависят от личности, на которую оказывается влияние, а также от ситуации и способности руководителя. Не существует реальной абсолютной власти, так как никто не может влиять на всех людей во всех ситуациях. В условиях организации, например, власть только отчасти определяется иерархией. Сколько власти имеет тот или иной человек в данной ситуации определяется не уровнем его формальных полномочий, а степенью зависимости от другого лица. Чем больше зависимость от другого лица, тем больше власть данного лица. Можно сформулировать это следующим образом: сила власти лица А над лицом В равняется силе зависимости лица В от лица А.[15] Таким образом,можно заключить, что власть позволяет руководителю распоряжаться действиями и поведением подчинённых, направлять их в русло интересов организации, например,побуждать более эффективно работать, предотвращать или подавлять возникающие между ними конфликты. Обычно руководитель имеет власть над подчиненными потому, что последние зависят от него в таких вопросах, как повышение заработной платы, продвижение по службе, расширение полномочий, удовлетворение социальных потребностей и т.п.[16] Однако, в некоторых ситуациях подчиненные имеют власть над руководителем, так как последний зависит от них в таких вопросах, как необходимая для принятия решений информация, неформальные контакты с людьми в других подразделениях, чье содействие необходимо для руководителя, влияние, которое подчиненные могут оказывать на своих коллег, и способность подчиненных выполнять задания. Ярким примером власти подчиненных над руководителем являются исключительно благоприятные контракты, которые могут получить известные артисты и спортсмены. Их начальство, конечно, предпочло бы не выплачивать никому более миллиона долларов, т.е. сумму, намного превышающую их собственный заработок. Однако, у них почти нет выбора, так как их организация и, следовательно, они сами в большой степени зависят от этих лиц в достижении своих целей, а конкуренция в популярных видах спорта очень велика.[17] Эффективный руководитель обязан сознавать, что подчиненные также обладают властью,и поэтому использование им в одностороннем порядке своей власти приведет к такой реакции работников, при которой они захотят продемонстрировать свою собственную власть. А это может снизить эффективность работы и предприятие не достигнет поставленных целей. Поэтому эффективный руководитель старается поддерживать разумный баланс власти: достаточной для обеспечения достижения целей, но не вызывающей у подчиненных чувства обездоленности и, отсюда, — непокорности. Кроме подчиненных, над руководителем могут иметь власть его коллеги. Например, если руководитель по финансовым или производственным вопросам зависит от услуг отдела по обработке данных, начальник этого отдела будет иметь над ним некоторую власть. Возросшее значение компьютеров в организациях привело к тому, что возросла власть персонала отделов обработки данных"[18]. Чем больше необходимой информации, ресурсов или услуг один руководитель дает другому, тем больше его или ее власть над этим другим руководителем. Поскольку секретари начальников как правило знают, с кем нужно связаться, чтобы получить конкретную информацию, то они также часто держат в руках значительную долю власти. Джон П. Коттер отмечает, что руководитель может увеличить свою власть, дав другим возможность увидеть, что они зависят от него в вопросах ресурсов, необходимых для их работы. Эти ресурсы могут означать доступ к важным персонам, информации, услугам, деньгам, нужным собраниям и т.д. Дэйвид Мак-Клеланд, чьи исследования показывают, что эффективный руководитель имеет большую потребность во власти, также замечает, что эффективный руководитель никогда не будет проявлять свою власть в приказной, ожидающей подчинения манере. Наоборот, позитивное или социализированное лицо, осуществляющее власть, скорее заботится о реализации групповых целей, помощи группе в их формулировании, обеспечивая группу средствами для их достижения, оказывая членам группы поддержку, утверждая для каждого объем его компетенции.[19]
1.3 Лидерство и власть
Все эти основы власти являются средствами, благодаря которым лидер в организации может заставить людей трудиться во имя достижения целей предприятия.Они же,конечно, являются и средствами, с помощью которых неформальный лидер может препятствовать достижению организацией ее целей[20]. Об успехах менеджера судят не потому, что именно он делает, а по тому, как он побуждает к работе других. Побуждать, или мотивировать, людей можно, только психологически воздействуя на них. В управленческой литературе способность оказывать влияние на поведение людей называется властью. Власть может относится к индивиду, группе и организации в целом. Определение власти как организационного процесса подразумевает, что: Власть – это потенциал, имеющийся у ее пользователя, т.е. она существует не только, когда применяется; Между тем, кто использует власть, и тем, к кому она применяется, существует взаимозависимость; Тот, к кому применяется власть, имеет определенную свободу действий; Власть может существовать, но не использоваться. Если сотрудник работает по правилам, то у начальника нет необходимости применять имеющуюся у него власть. Власть – это функция зависимости, а точнее взаимозависимость. Чем больше один человек зависит от другого, тем больше власти и у того, и у другого. Обладание властью – это возможность влияния на удовлетворение потребностей.
Власть – это социальный по своей сути термин. Власть имеет один индивид в отношении к другому, одна группа – в отношении другой и т.п. ,концепция власти строится на взаимодействии людей и групп в организации.[21] Власть используют и начальники, и подчиненные для того, чтобы достичь своих целей и укрепить свои полномочия. Власть пронизывает всю жизнь организации, поддерживает ее структуру. Без власти нет организации.[22] Успех и неудачи в применении власти или реакции на нее в основном определяются пониманием значения власти, знанием, как и когда ею пользоваться, а также способностью предвидеть последствия её использования. Власть никогда не бывает абсолютной и не изменяющейся. Власть – это отношения в динамике, отношения, изменяющие и ситуацию, и людей ,отношения, изменяющиеся во времени. Известно, как изменяются рейтинги руководителей, проведенных в разное время. Поэтому понимание отношений власти требует уяснение конкретной ситуации и тех, кто в нее вовлечен.Как считают Ф.Хедеури,М.Альберт и М.Мескон, лидерство– это способность влиять на индивидуумов и группы, направляя их на достижение организационных целей.[23] Организационный лидер - это человек,который одновременно является эффективным лидером и менеджером. Его задача – влиять на других так, чтобы они выполняли порученную им организацией работу. Многие авторы,давая определения лидерства, пытались сформулировать специфический вклад лидера в дело организации. Например, Д. Катц и Р. Кан считали, что лидерство – это «мощный инкремент, выходящий за рамки механического соответствия рутинным требованиям организации». Питер Друкер в своем определении лидерства развил эту мысль: «Лидерство – это способность поднять видение человека на большую высоту, поднять его эффективность до более высоких стандартов и сформировать личность, выходящую за рамки обычных ограничений».[24]