Файл: Авторитет и лидерство в системе менеджмента(Понятие и сущность лидерства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Бывает, добрый руководитель оказывает подчиненному "медвежью" услугу;

авторитет педантизма - в этом случае менеджер прибегает к мелочной опеке и жестко определяет все стадии выполнения задания подчиненным,

тем самым сковывая их творчество и инициативу;
авторитет чванства - руководитель высокомерен, гордится и старается всюду подчеркнуть свои бывшие или мнимые нынешние заслуги.

Такому руководителю кажется, что эти "заслуги" обеспечивают ему высокий авторитет;

авторитет подавления - менеджер прибегает к угрозам, сеет страх среди подчиненных. Он ошибочно полагает, что такие приемы укрепят его авторитет. В конечном итоге это лишает людей уверенности, инициативы, рождает перестраховку и даже нечестность.[38]

Авторитет, как уже указывалось, является важнейшим фактором личного влияния.

Авторитет руководителя, связанный с выполнением его основных функций согласно занимаемой должности, должен подкрепиться личным примером и высокими моральными качествами.

Правильное формулирование и укрепление авторитета менеджера способствует и управлению конфликтами и стрессами.

Кроме формальных полномочий, менеджеру нужна власть, поскольку он зависит от людей как в пределах, так и вне своей цепи инстанций. Именно эту мысль подчеркивает Дж. П. Коттер, утверждая, что менеджерам необходимо развивать власть, «так как они всегда зависят от ряда людей, которые формально им не подчиняются, и потому, что в современных организациях практически никто не будет полностью подчиняться непрерывному потоку приказов только потому, что их отдает босс».[39] Надлежащее применение власти – необходимое условие эффективности любой организации.

Каждый менеджер зависит от своего непосредственного начальника, подчиненных и коллег. По сути, они – часть его среды. Без их помощи он не сможет эффективно выполнять свои обязанности. Многие менеджеры также зависят от индивидуумов и организаций за рамками их организации: поставщиков, клиентов, конкурентов, регулирующих органов и профсоюзов. В идеальной ситуации все эти люди и силы должны были бы с готовностью сотрудничать с менеджером и предоставлять ему все необходимое для выполнения его задач, однако, к сожалению, в реальном мире все намного сложнее.

Даже если менеджер явно обладает полномочиями направлять усилия подчиненных,это не всегда возможно. Как говорил Ч. Барнард и уже упоминали мы, обсуждая полномочия,подчиненные могут отказаться выполнить требование менеджера, отрицая его полномочия.[40] Современные работники намного образованнее своих предшественников и меньше подчиняются традиционной власти. Даже если такая проблема не стоит, менеджеры часто зависят от людей, которые им вообще формально не подчиняются.


Именно эта зависимость от факторов и людей, которых он не может напрямую контролировать, является основной причиной расстройств руководителей организаций. Но на карту поставлены не только эмоции. Если менеджер не способен эффективно справляться с этими «неконтролируемыми» силами, он не сможет выполнять свои должностные обязанности, что непременно приведет к снижению и его эффективности, и эффективности его организации.

Обычно менеджер имеет власть над подчиненными, поскольку они зависят от него в таких вопросах, как повышение зарплаты, рабочие задания, повышения по службе и т. д. Но в некоторых ситуациях подчиненные имеют власть над менеджером, так как он зависит от них в таких вопросах, как информация, необходимая для принятия решений, неформальные контакты с людьми в других подразделениях, в содействии которых он нуждается, влияние подчиненных на их коллег и их способность выполнять порученные задания.Суммируя факторы, обусловливающие власть подчиненных, Д. Меканик пишет: «В той степени, в какой один человек зависит от другого, он ему подвластен. Члены организации зависят друг от друга благодаря контролю над доступом к информации, людям и инструментарию, которые я определяю так.

• Информация – это знания об организации, людях, нормах,

процедурах, методах и т. д.

• Люди – это все члены организации и лица за ее пределами, от которых

она зависит.

• Инструментарий – это любой аспект физических активов и ресурсов

организации (оборудование, машины, деньги и т. д.)».[41]

Власть подчиненных подтверждают исследования. Одно из них показало, что власть имеет даже обслуживающий персонал больниц, поскольку врачи зависят от него. Эта зависимость обусловлена коротким пребыванием врачей на своих должностях, огромным объемом административной работы и малой заинтересованностью врачей в ней. В результате возникла молчаливая договоренность, по которой обслуживающий персонал в обмен на выполнение некоторых административных функций врачей получил больше полномочий в принятии решений. Если врач нарушал уговор, персонал скрывал от него информацию и не подчинялся требованиям, что сильно усложняло работу врачей.[42]

Менеджер должен понимать, что поскольку его подчиненные зачастую обладают властью, активное использование своей власти в одностороннем порядке может привести к тому, что они также решат продемонстрировать свою власть. А это, как правило, обычно ведет к пустой затрате усилий и худшему достижению целей. Поэтому эффективный менеджер всегда стремится поддерживать оптимальный баланс власти, достаточной для достижения целей, но не вызывающей у подчиненных чувства беспомощности и неприятия.Кроме подчиненных, над менеджером могут иметь власть его коллеги. Например,использование компьютерной техники в организациях привело к резкому усилению власти системных администраторов. Чем больше полезной информации, ресурсов или услуг один менеджер предоставляет другому, тем больше его власть над ним. Огромную власть в последнее время приобрели секретари руководителей организаций, которые, как правило, знают, у кого можно получить ту или иную информацию. Дж. П. Коттер утверждает, что менеджер может усилить свою власть, заставив людей понять, что они зависят от него при получении необходимых ресурсов: доступа к влиятельным людям, информации, услугам,деньгам и т. д.[43]


Обсуждая власть менеджмента и организационную эффективность, И. К. Шетти отмечает, что, полагаясь на традиционную власть, организация может столкнуться с проблемами,поскольку это может противоречить ценностям современного работника, который стремится к причастности к делам организации и к участию в некоторых ее действиях. Кроме того, это может привести к недостаточному использованию человеческих ресурсов, поскольку люди,обладающие информацией о проблеме или способах ее решения, не всегда являются частью системы формальных полномочий в организационной структуре. В итоге это может привести к снижению продуктивности и повышению неудовлетворенности сотрудников.[44]

Власть подразумевает степень влияния менеджера на подчиненного. Конкретные способы влияния весьма разнообразны.В способах управленческого влияния на подчиненных можно выделить: эмоциональное влияние и рассудочное влияние.

Важнейшим фактором личного влияния является авторитет. Авторитет – это заслуженное доверие, которым руководитель пользуется у подчиненных, вышестоящего руководства и коллег по работе, признание личности, оценка коллективом соответствия субъективных качеств менеджера объективным требованиям.[45]

Важным механизмом реализации власти является лидерство. Управляющий, не обладающий навыками лидерства, подобен спасателю, который боится воды, не имеет значения запас знаний, если он не может быть использован.Выделяют четыре стиля лидерства:

  • Эксплуататорско-авторитарный стиль
  • Благожелательно-авторитарный стиль
  • Консультативно-демократический стиль
  • Демократический стиль, или система группового участия.

Составляющими любой организации являются процессы взаимодействия, реализации власти, влияния, лидерства, которые помогают менеджерам обеспечить достижение целей организации.

В следующей главе мы попытаемся выяснить,какими лидерскими качествами обладает руководитель дизайнерской компании “Гети Овит”,осуществляющей свою деятельность в г.Иджеване Республики Армения ,известный скульптор Армен Давтян,каким пользуется авторитетом и какой вид власти он применяет. При знакомстве с коллективом сразу стало понятно,что благоприятный эмоциональный климат обеспечивает сам руководитель,доброжелательно относящийся как к работникам,так и к гостям,ко мне лично.Благожелательно-авторитарный стиль управления успешно сочетается с эмоциональным влиянием,обеспечивая положительный психологический климат в коллективе.видно,что руководитель пользовался реальной властью над подчиненными. Примечательно,что руководитель и работники сидели за большим круглым столом собственного изготовления и обсуждали новый заказ (сроки,цены,материал).Состоялся обмен мнениями,заказ был принят,оговаривались детали.Это уже говорило о демократичном стиле управления руководителя,который обеспечивал доступ к информации, услугам,деньгам.


Более подробный анализ лидерских качеств руководителя мы представим в следующей главе по результатам проведенного нами исследования.

3. Анализ лидерских качеств руководителя дизайнерской компании “Гети Овит”.

Анализ лидерских качеств руководителя дизайнерской компании по художественной обработке камня «Гети овит»,скульптора Армена Давтяна.

Предпринимательская компания «Гети овит» основана в 2004 году в городе Иджеване Тавушского марза Республики Армения. Руководителем является известный в Армении скульптор Армен Хачикович Давтян. Данная организация предоставляет населению следующие услуги:

    • Художественная обработка камня
    • Изготовление памятников,скульптур,хачкаров
    • Отделочные работы.

В ходе общения с членами данной организации сразу стало понятно,что руководитель компании,скульптор Армен Давтян,пользуется большим авторитетом не только в данном коллективе,но и во всей области.Всю свою жизнь он посвятил скульптуре,творчеству,создал много скульптур,хачкаров (крест-камень) с высоким художественным вкусом.Его знают и уважают многие жители Тавушского марза.Особенно ценят его человеческие качества.Не исключение в этом отношении и члены его предпринимательской компании. Во время интервью с руководителем,скульптором Арменом Давтяном были раскрыты такие человеческие качества как харизматичность,профессионализм,а также деловые и уважительные отношения с каждым сотрудником. По моему мнению, в данном коллективе очень душевная и творческая атмосфера. Мной было проведено исследование психологического климата коллектива «Гети овит». Были выделены следующие критерии психологического климата коллектива «Гети овит». На мой взгляд, права и обязанности каждого сотрудника данной организации разделены очень четко, что позволяет достичь наибольшей эффективности.Отношения между работниками и руководителем уважительные,доброжелательные. Что касается руководителя ,у него есть свои ценности,касающиеся работы.

Проанализировав психологическую обстановку данной организации, можно сделать вывод, что она нацелена на работу, на достижение поставленных целей.

Было проведено также исследование лидерских качеств руководителя данной компании .На мой взгляд, руководитель коллектива «Гети овит» обладает важными лидерскими качествами.Самыми главными из них являются наличие определенной цели,стремление развить организацию и умение привлечь клиентов, тем самым увеличивая прибыль предприятия.Руководитель организации четко идет к поставленной цели, преодолевая все преграды на своем пути.


Следующей чертой характера, присущей руководителю данной организации, является умение управлять своей жизнью, мотивировать себя, ставить самому себе цели  и предпринимать для их реализации действия. На мой взгляд – это первый шаг к лидерству. Именно эти лидерские качества служат фундаментом для дальнейших успехов. Немаловажным качеством лидера данной организации является харизматичность – умение притягивать необходимых людей.  В то же время руководителю Армену Давтяну присущи такие качества, как открытость, решительность, энергичность, мужество, позитивный взгляд на вещи, уверенность, внимательность, умение слушать, трудолюбие. Безусловно руководителю данной компании присуще такое качество, как честность по отношению к сотрудникам. Каждый сотрудник получает столько, сколько он заслуживает, как морально, так и материально. Исследование лидерства в дизайнерской компании «Гети Овит». В исследовании использовался опрос, как метод сбора информации. Опрашивались все работники . Всем участникам опроса были выданы анонимные анкеты с вопросами и примерными ответами на них.

Анализируя все ответы, я получила следующие результаты:

1) Самыми значимыми качествами руководителя выделили следующие:

1. Умение четко ставить задачи перед подчиненными и правильно распределять должностные обязанности - 50%

2. Способность ладить с другими людьми, интеллект, эмоциональная уравновешенность - 30%

3. Инициативность - 60%

4. Заботливость и заинтересованность в личных и рабочих проблемах сотрудника - 20%

5. Целеустремленность и уверенность в поставленной цели -60% опрошенных

2) К своему лидеру 90% опрошенных относятся положительно, это показатель того, что в организации хороший руководитель, которого уважают.

Исследование стилей руководства.

По результатам опроса были выявлены следующие стили управления в организации: авторитарный - 25% опрошенных, демократический - 75% опрошенных.

Все эти стили направлены на то чтобы мобилизовать персонал так, чтобы работа была приятна, чтобы персонал стремился достичь цели, все варианты достижения оговариваются. И это хорошо сказывается на деле.

И большинство опрошенных респондентов эти стили руководства устраивают. (75%).

Исследование использования власти над подчиненными.

Руководитель компании «Гети овит» применяет в основном власть, основанную на вознаграждении (100%), т.е. он за хорошую работу,за креативные идеи вознаграждает персонал, используя:

1. Премии - 81,25%