Файл: Авторитет и лидерство в системе менеджмента(Понятие и сущность лидерства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В данной работе рассмотрим роль лидерства в системе организации менеджмента. Целью работы является изучение понятий авторитет,лидерство,власть, а также определение роли руководителя в процессе его организационной работы.

Мир меняется, меняются отношения между руководителем и сотрудниками. В последние годы развитие компаний и интернационализация их деятельности радикально изменили отношение к персоналу. На рынке труда возникли новые условия: трудовые отношения претерпели изменения в соответствии с социальными ценностями. Трудовая этика вышла на более высокий уровень. Действуют более строгие законы о труде, более высокие стандарты квалификации работников, организованы курсы повышения квалификации и т. д. Предпринимательский подход на рынке стал лидером в рабочей силе. Сегодня Управление человеческими ресурсами разрабатывает новую стратегию для создания единой системы, в которой различные методы работы связаны с персоналом. Для успешных предпринимателей современные предприниматели должны иметь необходимую информацию о методах и методах управления персоналом, которые помогут им реализовать общую стратегию компании.

Отношения между руководителем и персоналом являются важным аспектом функционирования общественных организаций, и говорят, что при выборе работы в первую очередь необходимо выяснить, кто является руководителем и каковы отношения между руководителем и работником. Современные организации, успешные компании, как правило, имеют блестящего лидера, авторитет которого решает многие проблемы. Эффективное выполнение любой деятельности требует от организатора необходимых психологически важных качеств (лидерство, решительность, трудолюбие, ответственность и т. Д.) И высокой степени профессионализма. Менеджер, оснащенный такими функциями, может успешно вести бизнес.

Лидерство - это особый тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективной комбинации различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Лидер является символом единства и поведения трудового коллектива. В любой компании человеческий фактор, как правило, имеет большое значение и его роль незаменима. Руководитель компании должен обладать как лидерскими, так и профессиональными качествами, должен быть хорошим администратором и в то же время стараться найти общий язык со своими подчиненными. Современная теория управления уделяет большое внимание вопросам лидерства и успешного лидерства в организации. Большое количество исследований было написано и опубликовано на эту тему. Лидерство (управление) определяется следующим образом: это целевое влияние лидера на оптимизацию усилий членов организации и ресурсов для достижения целей организации.


Лидерская способность - это способность эффективно влиять на отдельных людей и группы людей.

Влияние - это поведение одного человека, которое вызывает изменение в поведении другого человека.

Власть - способность влиять на поведение других людей.

Авторитет - заслуженное доверие, которым менеджер пользуется среди своих подчиненных, высшего руководства и коллег, признание личности, оценка команды.

Таким образом, эффективное лидерство - это сочетание лидерства, власти, влияния и авторитета в человеке. Если менеджер является лидером из-за его личных качеств, у него есть реальная власть в его руках, и у него есть все методы воздействия на людей, тогда эффективное лидерство возможно. Нет настоящей абсолютной власти, потому что никто не может влиять на всех людей во всех ситуациях. В организации власть лидера основана на поддержке подчиненных. Вопрос лидерства и эффективного лидерства всегда был актуален. Это было в центре внимания как отечественных, так и зарубежных исследователей. Более того, как психологи, так и экономисты занимались этим вопросом. Руководители должны оказывать влияние на работников таким образом, чтобы они могли действовать - эффективная работа, необходимая для достижения целей организации. Чтобы добиться эффективного лидерства и влияния, лидер должен укреплять и осуществлять власть.

Задачами данной курсовой работы являются:

• выявить сущность понятий «лидерство», «власть» и «влияние»

• рассмотреть различные формы власти и влияния;

• показать степень влияния менеджера на подчиненного;

• выявить потребность во власти управления;

• учитывать коэффициент мощности подчиненных;

• выбрать из всех вариантов, которые считаются оптимальными для власти в организации управления

    1. Понятие и сущность лидерства

1.1.Сущность лидерства

Лидерство - это способность влиять на отдельных людей и группы людей. Власть - это способность влиять на поведение других. Помимо формальных полномочий, лидер нуждается во власти, так как он всегда зависит от людей, не подчиняющихся лидеру, например, сотрудников других отделов и организаций, клиентов. Более того, большинство работников современных организаций не будут полностью подчинены всем приказам только потому, что они даны начальником. Для достижения эффективного функционирования организации требуется правильное использование власти. Если лидер не имеет достаточных полномочий влиять на тех, от кого зависит эффективность его деятельности, он не сможет эффективно управлять организацией. Таким образом, важность и актуальность темы данной работы не вызывает сомнений. Об успехах менеджеров судят не по тому, что они делают, а по тому, как они побуждают других работать. Вы можете только мотивировать или мотивировать людей, действуя на них определенным образом или влияя на них. На любом предприятии преобладают убеждения относительно того, как должна быть организована работа, как следует осуществлять управление, как следует стимулировать и контролировать персонал. Совокупность этих убеждений представляет собой организационную культуру предприятия, которая тесно связана с организационным управлением. структура (ОГУ). ОГУ тесно связан с распределением полномочий, с формами осуществления полномочий, с формами власти и влияния на персонал. Лидерство - это уникальное качество управления. Это способность влиять на отдельных лиц и группы, направляя их усилия на достижение целей организации.


Влияние - это любое поведение человека, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения и т. д. от другого человека.

«Лидерство ⎯ это искусство заставлять других делать то, что ты хочешь, так, чтобы они думали, будто сами хотят делать это»,[1]⎯ говорил Дуайт Эйзенхауэр, известный военачальник и американский президент, имея в виду способность лидера оказывать влияние на своих последователей.

«Менеджмент - это искусство достижения того, что необходимо, а лидерство - это искусство решать, что необходимо достичь», - сказал Питер Друкер, классик управления, подразумевая различие между управлением в рамках данной системы и способностью изменять систему. сам. Эту же идею подчеркнул предприниматель Росс Перо, который считал, что «людей нельзя контролировать. Вы можете управлять акциями, а люди должны вести. »

Лидерство как социально-психологическое влияние индивида на группу проистекает из психологии человека, его стремления к совершенству, когда есть необходимость в комплексных действиях (обычно неформальных, спонтанных), которые направляют деятельность людей и групп в интересах компании.

Лидерство является неотъемлемой частью эффективного руководства. Он не существует вне направления, не заменяет администрацию, а дополняет ее; Более того, они могут переходить друг в друга. Лидер также является лидером, но характер его действий отличается от обычного менеджера-администратора. В целом, администраторы управляют в определенной области ответственности и в установленных процедурах и не создают новую. Лидеры, с другой стороны, формируют контекст и сами задачи, являются творческими.

Администраторы предпочитают поддерживать порядок, стабильность и контроль, быстрее решить проблему, часто не до конца усвоив преподносимый ею урок. Лидеры, напротив, готовы терпеть хаос и отсутствие упорядоченности и могут оттягивать решение того или иного вопроса до тех пор, пока как следует не разберутся в нем.[2]

Цели администраторов продиктованы скорее необходимостью, чем их желаниями; они наилучшим образом умеют сглаживать конфликты между сотрудниками и даже целыми подразделениями; для них важно, чтобы обе стороны остались довольны и организация продолжала успешно выполнять свои повседневные функции. Лидеры работают на долгосрочную перспективу, своей энергией вдохновляя подчиненных и стимулируя творческое начало в работе. Их отношения с подчиненными и коллегами часто бывают очень эмоциональными, а их рабочая среда ⎯ хаотичной. Для достижения успеха компаниям нужны как хорошие лидеры,так и опытные администраторы.


Руководитель организации - это человек, который является лидером и эффективно управляет своими подчиненными. Существует три основных подхода к определению факторов эффективного лидерства: 1) подход с позиции личных качеств; 2) поведенческий; 3) ситуационный. [3]

1. Личностная теория лидерства (теория великих людей). Согласно этой теории, эффективные руководители обладают определенными личностными качествами.Это,в первую очередь,профессиональные знания, уровень интеллекта , интересная внешность, правдивость, здравый смысл, инициативность,умение принимать решения, высшее экономическое образование, высокая степень уверенности в себе. Начиная с 40-х г., ученые особенно активно стали изучать собранные факты о соотношении личных качеств и лидерства. Однако до сих пор нет единого мнения о наборе качеств, которые характеризуют настоящего лидера. Оказалось, что в разных ситуациях эффективные руководители обнаруживали разные личные качества. То есть в разных ситуациях требуются различные личные качества.

Поэтому современный вывод такой: не существует такого набора личных качеств, которые присутствуют у всех эффективных руководителей. А человек не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных качеств.

2. Поведенческий подход.

Согласно этому подходу к лидерству, эффективность руководства определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным. Именно от манеры поведения зависит стиль руководства, который может быть или автократичным, или демократичным или либеральным. Основной недостаток этого подхода заключается в бытующем мнении, что существует какой-то один оптимальный стиль руководства. Но многими исследователями доказано, что нет единого для всех стиля руководства и, соответственно, лидерства. Поведенческий подход, исследуя образцы поведения лидеров, пытается усмотреть не то, что делают те или иные лидеры,а то,как они делают,какой стиль их поведения,какие методы они используют. Эти исследования дали возможность рассмотреть деятельность лидера с точки зрения стилей его руководства, среди которых были выделены три основных:авторитарный; демократический; либеральный.[4] 3.Ситуационный подход.

Ситуационный подход в теории лидерства ориентирует руководителя на три фактора его поведения: лояльность в отношениях “руководитель-подчиненный”; определенность в постановке задач и четкость распределения должностных полномочий. В рамках рассматриваемого подхода наиболее эффективным лидерством обладают руководители, образцы поведения которого связаны с организацией и определением структуры отношений в группе (определение ролей, установление коммуникационных потоков, правил и процедур деятельности) и с отношениями между лидером и исследователями (дружественность, взаимное доверие, симпатии, желание что-то сделать друг другу, ответственность и др.). Последнее обстоятельство характеризует ориентацию руководителя либо “на работу”, либо “на человека”.[5] Эффективное лидерство должно быть ориентировано на оптимальное сочетание этих двух направлений. Два первых указанных подхода не смогли выявить логического соотношения между личными качествами или поведением руководителя, с одной стороны, и эффективностью, с другой. Это не означает, что личные качества и поведение не имеют значения для руководителя. Однако доказано, что для достижения эффективного руководства имеют большое значение дополнительные (ситуационные) факторы. К ним относятся: личные качества подчиненных,их потрбности, характер задания, воздействие среды, имеющаяся информация.Поэтому современная концепция лидерства исходит из ситуационного подхода. Он заключается в том, что стиль и метод управления выбираются руководителем,исходя из характера конкретной ситуации. Отсюда можно сделать вывод,что руководитель - лидер должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях.


Для эффективного управления руководитель-лидер должен применять также власть. Хотя понятие власти вызывает отрицательные эмоции с того самого момента, как Джордж Актон сказал: «Власть имеет тенденцию развращать, а абсолютная власть развращает абсолютно». Большинство людей связывает власть с насилием, силой и агрессией. Однако сила - вовсе не обязательный компонент власти.[6]В управленческой литературе власть определяется как способность оказывать влияние на поведение людей. Власть может относиться к отдельному человеку, группе людей и организации в целом. Определение власти как организационного процесса подразумевает,что:власть - это потенциал, имеющийся у ее пользователя, т.е. она существует не только тогда, когда применяется;между тем, кто использует власть, и тем, к кому она применяется, существует взаимозависимость;- тот, к кому применяется власть, имеет некоторую свободу действий.Власть может существовать, но не использоваться. Если сотрудник работает по правилам, то у начальника нет необходимости применять к нему имеющуюся у него власть.Власть- это функция зависимости, а точнее, взаимозависимости. Чем больше один человек зависит от другого, тем больше власти и у того, и у другого.[7] Обладание властью - это возможность влияния на удовлетворение потребностей. Власть - это возможность влиять на поведение других. В дополнение к формальным полномочиям, руководителю требуется применять власть для достижения эффективного функционирования организации.

В различных подразделениях организации руководитель зависит от своего непосредственного начальства, от подчиненных, коллег. Без содействия этих людей руководитель не может эффективно осуществлять свои функции. Руководители также напрямую зависят от поставщиков, заказчиков, конкурентов, профсоюзов и т.д. Линейный управляющий зависит от штатного персонала и т.д. Эта зависимость от факторов и людей, которыми зачастую нельзя управлять напрямую, является основной причиной трудностей, которые испытывают руководители. Если руководитель не в состоянии эффективно взаимодействовать с этими многочисленными «неуправляемым» силами, он не может выполнять свою собственную работу, а это может привести к понижению качества деятельности предприятия. Власть и влияние являются незаменимыми инструментами руководителя – лидера в разрешении сложных ситуаций. Таким образом, власть является необходимым условием успешной деятельности организации. Без власти нет организации и нет порядка.[8]