Файл: Формы правления в прошлом и настоящем (Особенности формы правления в современной России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Фундамент монархии составляет патриархальное сознание, признание неравенства между людьми, их ранжированность согласно имущественному положению и званию. Монархическая власть предполагает безоговорочное доверие, верность и уважение к монарху.

При этом монархия предполагает также принуждение, жесткую дисциплину и четкую субординацию, а монархическое сознание в целом характеризуется заметной консервативностью. Для него характерны терпение, стремление к сохранению традиций и сложившихся норм поведения[12].

Рабовладельческая монархия имела преимущественно форму деспотии и характеризовалась полным произволом власти и бесправием подданных (Ассирия, Вавилония, Древний Рим эпохи расцвета рабовладельческого строя). Истории известны монархии с двумя царями во главе (Спарта). Власть двух консулов в период Римской республики, была настолько сильной, что её часто сравнивают с монархической формой правления. Учёные выделяют их широкие полномочия (командование войском, осуществление верховной административной власти, избрание сенаторов, назначение диктаторов, квесторов и т. д.), которые мало чем отличаются от функций монархов. В некоторых странах Древнего мира, монархи имели сильно ограниченную власть, иногда даже настолько, что отнесение такого государства к типу монархии вызывало у историков серьёзные сомнения (Спарта, Рим периода царей)[13].

В XIII—XVII веках распространённой формой феодального государства в большинстве стран Европы является сословная монархия, при которой наряду со сравнительно сильной королевской властью существуют сословно-представительные собрания, имеющие совещательные, финансовые, а иногда и законодательные функции (Генеральные штаты во Франции, Кортесы в Испании, Земский собор в России).

По мере распада старого феодального строя в XV веке в европейских странах возник абсолютизм — неограниченная монархия, при которой верховная власть целиком и полностью принадлежала одному человеку (императору, королю, царю и т. д.). Итальянский мыслитель XVI века Николо Макиавелли в своем труде «Государь», охарактеризовал абсолютную монархию как самую достойную из всех форм правления. Монарх, по мнению Макиавелли, — тиран, полностью слившийся с миром бездушной причинности. Схожее положение содержит работа Данте «Монархия», который как и Макиавелли считает абсолютного монарха образом идеального правителя. Однако в отличии от монархической концепции Макиавелли, безграничная власть дантовского монарха основана на праве, морали, божественной воле. Расцвет абсолютизма: в Англии — правление Елизаветы I Тюдор (1558—1603), во Франции — Людовика XIV (1643—1715), в России — Петра I (1682—1725) и Екатерины II (1762—96). Абсолютная монархия стремится к максимальной политической централизации. Так, в период консолидации русского абсолютизма (XVIII век) была ликвидирована украинская политическая и национально-культурная автономия: в 1764 году отменена Гетманщина, а 1775 окончательно разрушена Запорожская Сечь.


В результате буржуазных революций в Европе возникает конституционная (ограниченная) монархия, при которой власть главы государства (монарха) осуществляется в пределах, установленных конституцией, и ограничена парламентом. В некоторых странах конституционная монархия сформировались путём эволюции абсолютной монархии.

Конституционный монархии делятся на представительскую, или дуалистическую и парламентарную. В первых есть два центра реальной власти. За монархом, как правило, остается исполнительная власть: он имеет право отклонять законы, издавать чрезвычайные указы, имеющие силу законов и т. п. В современных дуалистических монархиях основной закон предусматривает, ответственность правительства как перед парламентом, так и перед монархом, который наделён почти исключительным правом распускать законодательные органы власти. Дуалистическая монархия считается переходной формой от абсолютной к парламентарной монархии. В последней монарх осуществляет власть через министров, ответственных перед парламентом (классическая формула: монарх царствует, но не управляет). Его власть не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в сфере управления. Правительство формируется на основе парламентского большинства, несёт ответственность перед парламентом и фактически осуществляет управление страной. Особый вид конституционных монархий представляют государства — члены Содружества наций — добровольного межгосударственного объединения, в которое вошли почти все бывшие колонии Британской империи, признающие власть английского монарха. При этом британский монарх является лишь номинальным главой этих государств. По сути они фактически представляют собою независимые государства с самоуправляемой территорией[14].

Другой разновидностью монархической формы правления является традиционная монархия. Как правило, традиционные монархии не являются отдельными государствами, власть такого монарха не выходит за пределы племени, а его полномочия ограничиваются церемониальными культами[15].

Таким образом, считаем, что для всех современных классических монархий можно использовать следующее определение: монархия — это форма правления, при которой государство возглавляет наследственный монарх, осуществляющий формально или реально власть, не зависимую от населения в течение всей жизни, и не отвечающий за осуществляемую им деятельность.


Вывод: Таким образом, монархическая форма правления формирует сложный симбиоз власти, юридических основ её организации и реализации, социально-психологического состояния общества.

2.2. Понятие и виды республики

Истоки первых республиканских государств своими корнями уходят в период рабовладельчества. Именно к IХ-VIII вв. до нашей эры относятся сведения о государствах с республиканской формой правления, которыми стали Римская и Афинская республики, а также иные греческие полисы.

В условиях Северного Средиземноморья в этот период наблюдается тенденция к активному распаду сельскохозяйственных общин и оформлению частной собственности на землю, которая в большинстве случаев является семейной. Все это привело к тому, что общество быстро раскололось на противоречащие по интересам (антагонистические) группы, которые в дальнейшем преобразовались в классы. Основное отличие классов между собой заключалось в отношении к средствам производства, различия в правовом положении в системе власти и в системе распределения отошли на второй план. Соответственно, класс рабовладельцев узурпирует власть, превращая ее в орудие угнетения, кроме того, овладевает землями, орудиями труда и непосредственно рабом как самим производителем.

История свидетельствует о том, что большинство европейских рабовладельческих государств возникли и существовали как города-республики. Необходимость такой формы государства была связана с тем, что только так можно было выявить общеклассовую волю достаточно многочисленных собственников средств производства. Таким образом, можно утверждать, что частная собственность обусловливала необходимость демократических форм. Например, города-республики Венеция, Генуя, Данциг, Новгород, Псков и др. являлись свободными и независимыми, в них господствует частная собственность, купечество, а по форме правления они являются республиканскими, в отличие от восточных деспотий, в основе которых лежала государственная собственность на средства производства[16].

Форму правления Афин V в. до н.э. можно охарактеризовать как республиканскую, основу общественного строя которой составляли крестьяне. Именно сообщество средних и мелких свободных и независимых крестьян образовало собой правящий класс, и отсутствовал слой, который мог бы себя противопоставить ему. Структура органов государственной власти представлена широким кругом государственных учреждений. Главенствующее значение в афинской республике принадлежало коллегиальному органу, именуемому экклесия. Это народное собрание выражало мнение большинства населения посредством частых заседаний. Особенностью работы экклесии стала возможность каждого гражданина инициировать рассмотрение любого вопроса и возможность высказывания собственного мнения по актуальной и обсуждаемой проблеме. Помимо экклесии, структура государственной власти была представлена судебными органами, Буле (Совет пятисот), непосредственно занимавшийся подготовкой вопросов для обсуждения на народном собрании. «Формирование государственных органов осуществлялось на принципах выборности и срочности». «Принцип выборности, по мнению древних греков, заключался в том, что большинство органов государства и должностных лиц должны избираться или назначаться по жребию; под срочностью, в свою очередь, они понимали осуществление полномочий в течение определенного периода времени, обычно в течение года».


Исходя из требований современной юриспруденции, Афины V в. до н.э. нельзя именовать республикой, это обусловлено тем, что участвовать в решении государственных дел, работе экклесии и в формировании органов государственной власти могли только граждане, имеющие политические права. К ним относились только лица мужского пола, за исключением рабов и жителей иностранных государств. «Но даже среди граждан принцип прямого народовластия не мог быть полностью реализован в связи со следующими обстоятельствами:

  1. собрания экклесии проходили довольно часто (до 40 раз в год), и граждане в полном составе не могли присутствовать на всех их заседаниях;
  2. для того чтобы убедить народное собрание и заставить себя слушать, необходимо было владеть искусством речи, которому могли обучиться лишь только состоятельные люди»[17].

Приведенные сведения, могут свидетельствовать о том, что в Афинской республике V в. до н.э. реальным правом голоса, правом принимать участие в делах государства обладали не все граждане.

Развитие политической и государственной сферы жизни общества постепенно привело к формированию у большинства населения мнения о том, что государственная власть в стране должна реализовываться не отдельными лицами, передающими властные полномочия по наследству, а выборными учреждениями, которые в отдельных случаях являлись коллегиальными. Преимущество выборных органов власти заключалось в возможности законным путем сменить правящих за неисполнение данных ранее обещаний или ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей. Именно по этой причине царская власть в Риме была упразднена и заменена на двух консулов, являющихся выборными должностными лицами. «Из ненависти к царской власти римляне упорно следовали принципу коллегиальности. Поэтому после смерти одного из консулов тотчас же назначались выборы нового. Консулы избирались сроком на один год и имели широкие полномочия: обладали верховной военной властью, судейскими полномочиями, имели право созывать заседание сената и народное собрание, а также председательствовать на них». Именно после ликвидации царской власти форма государственного управления в Риме была объявлена республикой, т.е. в переводе с латинского «общественным делом» (res publia). Сенат являлся органом, реализующим законодательную власть, кроме того, ему принадлежала функция по распоряжению финансовыми средствами государства и осуществлению внешних (международных) отношений с другими государствами. Исполнительная власть осуществлялась магистрами. Несмотря на провозглашение и Рима, и Афин республиками, не все граждане могли реально принимать участие в управлении делами государства, т.к. должностными лицами могли стать только люди, обладавшие политическими правами.


Таким образом, можно утверждать, что демократизм первых республик носил избранный (ограниченный) характер, что непосредственно было связано с тем, что правом избирать и быть избранным могли пользоваться только граждане, обладающие политическими правами. Фактически (на деле) государственное управление в Афинской и Римской республиках осуществлялось небольшой группой аристократии, поддерживающей и выражающей интересы своей группы.

В отечественной литературе под республикой понимается форма правления, при которой государственная власть принадлежит выборным на определенный срок единоличным или коллегиальным органам, несущим ответственность за реализуемую деятельность. В большинстве случаев разногласий в подходах к понятию данного термина в современной науке не имеется.

Практически все ученые считают, что республику можно охарактеризовать такими свойствами, как выборность высших органов власти и осуществление полномочий в течение определенного срока. Однако к основным свойствам отдельные исследователи добавляют и другие. Так, считаем верным дополнением, что в республиках глава государства сменяемый, а его власть производна от избирателей или представительного органа[18].

На сменяемость главы государства обращает внимание и М.В. Баглай, подчеркивая наряду с этим, что во всех республиках только парламент избирается населением.

Отдельного внимания заслуживает подход к понятию республики группы авторов, указывающих на то, что органы, осуществляющие верховную государственную власть, ответственны за свои действия.

Таким образом, считаем, что под республикой следует понимать форму правления, в которой государственная власть принадлежит выборным на определенный срок органам, получающим свои полномочия от избирателей или представительного органа и несущим ответственность за реализуемую деятельность в предусмотренных законом случаях.

В зависимости от природы субъекта, формирующего правительство, его подотчетности и подконтрольности данному субъекту, республики делят на три вида: президентский вид; парламентский вид; смешанный вид[19].

В президентских республиках (Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, США и т.д.) именно президент выполняет вышеуказанную роль. В парламентских республиках (Италия, Германия, Индия и т.д.) эту роль исполняет парламент, а в смешанных республиках (Франция, Финляндия, Австрия и т.д.) – совместно парламент и президент.