Файл: Формы правления в прошлом и настоящем (Особенности формы правления в современной России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Но после внесения изменений в проект Конституции она была деформирована, в результате чего не вписалась в систему сдержек и противовесов: право президента принимать решение об отставке Правительства без согласия Парламента, распускать Государственную Думу, по своему усмотрению отправлять премьер-министра в отставку - являются элементами разных конституционных моделей, которые не позволяют отнести сложившийся баланс сил ни к одной из них[6].

Исследовав позиции, приводимые вышеперечисленными учеными, можно обнаружить общие моменты. Все ученые говорят о том, что не существует формы правления в чистом виде, и смешанная форма не имеет четких критериев.

Все они указывают на значительный вес Президента в осуществлении управления государством и широту его полномочий считают неоправданной. А также все считают сложившуюся конституционную модель несостоятельной и признают необходимость ее реформирования.

Также следует отметить, что Президент РФ не относится ни к одной из ветвей власти. Можно сказать, что он находится во главе всех этих ветвей и их контролирует.

Президент России обладает весьма широкими и разнообразными полномочиями. Они касаются практически всех сторон жизнедеятельности государства и оказывают огромное влияние на развитие экономики и общества.

Также существует мнение о том, что Российская Федерация за годы существования института президентства стала все больше превращаться в суперпрезидентскую республику.

Весьма существенным, практически неустранимым недостатком президентской и суперпрезидентской республики является высокая степень влияния личных качеств Президента на состояние исполнительной власти и возможность частых конфликтов между Парламентом и Президентом в случаях, когда парламентское большинство и Президент принадлежат к различным политическим силам, особенно, если у них различные ценностные и социальные ориентиры.

Последствия таких конфликтов могут быть весьма разрушительны для страны в целом (пример - Россия 1993-1999 годов). Другими недостатками президентских и суперпрезидентских республик являются размывание ответственности, благоприятные условия для коррупции, нарушение принципа разделения властей, системы сдержек и противовесов, усиление президентской власти, носители которой нередко обнаруживают тенденцию к авторитаризму и деспотизму.

Конституция РФ 1993 года даже по сравнению с Конституцией РСФСР 1978 года сделала огромный шаг назад в организации государственного устройства страны, превратив Россию в авторитарную «республику» (выборную монархию) с совершенно неэффективной структурой органов государственной власти и управления. Она заложила дисбаланс между законодательной и президентской властью в пользу президентской власти, что нарушает необходимое равновесие и устойчивость государственной власти в целом[7].


Нетрудно заметить, что такая организация власти в рамках республиканской формы правления архаична.

Несмотря на формальную отдаленность от исполнительной ветви власти, под подчинением Президента находятся одни из важнейших органов Правительства, такие как Министерство внутренних дел, Министерство иностранных дел, Министерство юстиции, Федеральная служба безопасности и т.д.

Кроме того, Президент, реализуя свои конституционные полномочия по определению основных направлений внутренней и внешней политики государства, осуществляет исполнительную власть на практике, принимая многочисленные указы, обусловленные требованием проведения политической, экономической и социальной реформ, в том числе указы по вопросам, находящимся в компетенции правительства.

Парламент России превращен в придаток президентской власти. Дума не оказывала и не оказывает реального влияния на формирование и деятельность Правительства. У Думы как не было, так и нет полномочий по контролю за деятельностью исполнительной власти.

Значительный перекос полномочий в пользу исполнительной власти не только обесценивает представительные органы, но и разрушает всю ту объективно необходимую систему разделения, взаимодействия и взаимного сдерживания властей, без которой невозможно эффективное и общественно полезное функционирование самой исполнительной власти.

В России, как всегда во все периоды ее истории, большую роль играет личность главы государства.

Но Конституция Российской Федерации в действительности не содержит никаких чрезвычайно исключительных полномочий Президента, выходящих далеко за пределы традиционных полномочий главы государства и способна обеспечивать его успешное функционирование и развитие в выбранной форме правления[8].

Вывод: Таким образом, нетипичные формы правления представляют собой более совершенную модель управления государством, и, тем самым, способствуют развитию и процветанию страны, а также позволяют обеспечить достойную жизнь гражданам такого государства, само становление гражданского общества и правового государства, отношению к человеку и его правам как главной социальной ценности.

Глава 2. Виды форм правления


2.1. Характеристика монархической формы правления

В теории государства выделяют два основных способа устройства государственной власти, характеризующие содержание формы правления: республику и монархию.

В литературе для их различения принято выявлять особенности, которые свойственны каждой из вышеуказанных форм правления. Рассмотрим особенности монархической формы правления и определим характеристику статуса монарха.

В отечественной юридической литературе сформулировано большое количество подходов к понятию «монархия». Содержание большинства из них схоже. Под монархией понимается «форма правления, при которой верховная государственная власть формально (полностью или частично) сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха и передается, как правило, в порядке престолонаследия».

Считаем необходимым и целесообразным выделять следующие группы признаков монархии:

- основные, связанные с реализацией власти: власть переходит по наследству и не зависит от населения, власть реализуется монархом в течение всей жизни, за осуществляемую деятельность глава государства не несет никакой ответственности;

- дополнительные, не связанные с реализацией власти: глава монархического государства является олицетворением нации и его символом, монарх и члены его семьи содержатся за счет средств государства, монарх может обладать различными титулами и званиями;

- специальные признаки характеризуют сущность конкретного вида монархической формы правления (например, парламентской, дуалистической или абсолютной)[9].

Монархическая форма правления является достаточно древней формой правления. В переводе с греческого языка монархия означает власть одного или единовластие.

Впервые монархическая форма правления зародилась в раннеклассовых обществах. В них государственную власть захватывали военачальники, представители больших семейных общин, главы династий, руководители храмов, предводители дружин, организаторы разных социальных классовых движений.

Первые формы монархии имели теократический окрас. По сути, они являлись специфической формой теократического правления.

На первоначальном этапе монархия эффективно обеспечивала выполнение небольшого количества общесоциальных и классовых функций государственного управления. К ним можно отнести: взимание налогов, формирование страховых запасов продовольствия, организация совместных работ (например, строительство ирригационных сооружений), ведение войн, защита от нападения и т.п.


Монарх производил назначение чиновников для управления регионами или разными службами, а те уже назначали руководителей более мелкого уровня. Подобная вертикаль власти при монархической форме правления позволяла построить достаточно эффективную систему управления государством, при которой почти все члены раннеклассовых обществ могли более или менее справедливо решать спорные ситуации[10].

При монархической форме правления король в нормальном режиме управления решал ли те вопросы, которые были связаны с организацией и реализацией государственной власти. Для эффективного управления монарх формировал группу советников. В их числе на ранних этапах данной формы правления были предсказатели, пророки, служители культовых учреждений и т.д.

При монархической форме правления существует и многочисленный аппарат чиновников, который обеспечивает его необходимой информацией, предложениями и советами. Также они формирует принудительную силу для гарантии исполнения решений короля.

В дальнейшем монархические формы правления реализовывались в разных обществах и в разные времена. Как следствие оформился целый набор самых разнообразных форм организации монархий, а сам титул монарха приобрел различные звучания: царь, король, князь, император, фараон, султан, шах, эмир, раджа и т.д.

Для обеспечения эффективной деятельности монархи всегда обеспечиваются дворцовым хозяйством и персональной собственностью (землей, рабами, крепостными и т.д.).

При монархической форме правления король как бы персонифицирует государство, он выступает в качестве главы государства при реализации внешней и внутренней политики. Монарх рассматривается как представитель народа, своеобразный «отец» нации. Он является лицом, которое объединяет граждан в государство.

Монарх осуществляет единоличное правление. Однако, это не значит, что он разрешает все государственные дела самостоятельно. Реальное управление делами государства обеспечивают многочисленные чиновники, министры, советники, которые объединены в разные органы государства и в целом образуют систему органов государственного управления. А король обычно принимает решения по наиболее важным и принципиальным государственным вопросам. При этом все решения соотносятся с экономическими возможностями государства. Негативным следствием единоличных решений монарха нередко является то, что они определяются субъективными (личными) или случайными факторами[11].


Характеристика статуса монарха предполагает, что его власть определяется как верховная (высшая) и суверенная (т.е. независимая). Как правило, власть короля объявляется священной и наделяется религиозной окраской. Она имеет распространение на все сферы государственной жизнедеятельности, в том числе на судебную систему. При обжаловании судебных решений монарх выступает высшей и последней инстанцией.

Таким образом, власть монарха не имеет ограничений и распространяет своё действие на разные области государственной деятельности: законодательную, исполнительную и судебную.

Особенностью монархической формы управления является и порядок её легитимации. Обычно данная власть передается по наследству. В различных странах применяется свой порядок наследования власти. Однако общим является то, что народ никак не причастен к процессу перехода власти от одного лица к другому.

Наследственный способ передачи власти при монархической форме управления обеспечивает легитимность каждого нового монарха. Также он представляет собой достаточно стабильный и комфортный способ перехода власти, он способствует спокойствию и сплоченности соответствующего общества в условиях критических ситуаций.

При характеристике статуса монарха следует отметить бессрочность и пожизненность его властных полномочий. При этом бессрочность монархического правления предполагает только то, что его срок не установлен заранее. Однако в истории существуют примеры того, как непопулярные и неугодные монархи оказываются свергнутыми и убитыми, а их заменяют другими руководителями. Нередко подобные ситуации сопровождаются и вовсе сменой вида формы управления государством.

Монарх наделяется свободой от ответственности. При этом монарх обычно не несет конкретной юридической и политической ответственности за результаты собственного управления, а за ошибки и просчеты отвечают его министры, советники и другие помощники.

Вышеприведенные особенности монархической формы правления отражают типичные формы монархии. В реальной истории отмечались разные исключения от вышеперечисленных юридических особенностей. Различные сочетания указанных особенностей формируют и различные виды монархий.

Монархия как форма правления характеризуется не только юридическими, но и социально-психологическими признаками. Так, власть монарха ассоциируется с чем-то божественным, а сам монарх рассматривается как человек, который наделен божьей благодатью и властью.