Файл: Формы правления в прошлом и настоящем (Особенности формы правления в современной России).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 144
Скачиваний: 1
В президентской республике выбор президента осуществляется непосредственно народом независимо от парламента. Президент одновременно выступает и главой государства, и руководителем правительства. Он самостоятельно назначает правительство и руководит его работой.
Парламент в президентской республике не имеет права на вынесение вотума недоверия правительству, но и президент не вправе распустить парламент. Однако парламент обладает возможностью ограничения действий президента и правительства при помощи законодательства, а также через принятие и утверждение бюджета.
В ряде ситуаций в президентской республике парламент может отстранить от должности президента (например, при нарушении им положений Конституции). В свою очередь, президент имеет право отлагательного вето на решения законодательного (представительного) органа республики[20].
В условиях парламентской республики правительство создается законодательным органом и несет ответственность перед ним. Парламент вправе посредством голосования выразить вотум доверия или недоверия правительству в целом, главе правительства, конкретному министру.
Официально главой государства считается президент. При этом его избирает парламент, коллегия выборщиков или народ посредством прямого голосования.
В подобной ситуации в государственной властной системе республики он занимает весьма незначительное место: его обязанности в большинстве случаев ограничены представительными функциями. По объему и важности они похожи на функции главы государства при конституционных монархиях. Реальным руководителем же республики является глава правительства.
Особенностью смешанных (полупрезидентских и полупарламентских) республик выступает двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом. В этих республиках президента и парламент выбирает непосредственно народ.
Главой государства в смешанных республиках выступает президент, который назначает руководителя правительства и министров с учетом сложившейся в парламенте расстановки политических сил.
Глава государства обычно выступает председателем на заседаниях кабинета министров, а также утверждает его решения.
При этом парламент наделяется правом контролировать работу правительства через процедуру утверждения бюджета страны, а также путем вынесения правительству вотума доверия или недоверия[21].
Таким образом, на современном этапе республика выступает наиболее популярной формой управления государства. Выделяют три основных вида республик: парламентская, президентская и смешанная. Каждый вид республики имеет свою характеристику и особенности.
Республика как форма правления в настоящее время имеет тенденцию достаточно плотного сближения самых различных его видов. Сухая статистика всем нам говорит, что на нашей огромной планете из 190 имеющихся государств, 140 официально позиционируют себя именно как республики.
Вывод: Итак, республика – это форма управления государством, которая характеризуется тем, что все главные органы страны или избираются на указанный период времени, или формируются национальными учреждениями (парламентом, например), а граждане наделены политическими и личными правами. Отличительной чертой такой формы является то, что глава республики выбирается, а не назначается. То есть ни о какой передаче власти по наследству речь не идет. Суверенитет при этом является достоянием всего народа, а права каждого человека уважаются, и максимально учитывается его персональное мнение.
Заключение
Таким образом, у каждого государства есть определённый механизм, модель, согласно которой осуществляется контроль и управление обществом. Одним из элементов этой модели является форма правления. Она определяет, кому принадлежит власть в стране. Существует два основных вида государственного управления: монархический и республиканский.
При монархическом правлении власть полностью или же частично принадлежит одному лицу. В зависимости от особенностей структуры государства, пост главы передается по наследству. Монарх считается олицетворением своей нации. В большинстве случаев он занимает должность пожизненно и передает её потомкам. В своих решениях он остается независимым, а принятие государственных происходит только по его воле.
Монарха нередко отождествляли с Богом или Его посланником, который руководствуется волей Всевышнего. Благодаря этому глава страны был неприкасаемым, а его приказы выполнялись безоговорочно. При таком виде правления высшее государственное лицо не зависит от народа и отдалено от него. В случае недовольства (при традиционной монархии) у населения практически нет рычагов давления. Повлиять на суверена зачастую можно лишь бунтами, восстаниями, забастовками.
В республике глава правительства, президент, не наследует власть. Он избирается народом или назначается выборными организациями (парламентом, радой и т. д.) на определённый срок. При таком виде правления население обладает политическими правами и личной свободой. Республику часто отождествляют с демократией, но это ошибочно. Тем не менее главным источником власти в ней является народ. Правительство несёт юридическую ответственность, оно подотчётно гражданам, и его действия должны соответствовать их воле.
Если власть не соответствует ожиданиям населения, народ имеет официальные рычаги давления на неё, а также может потребовать смены правящего аппарата. Все выборные органы в республике обладают определённым сроком полномочий.
Современная Россия является президентской республикой. Такая форма правления прописана в Конституции РФ. Полномочия главы государства, избираемого прямым всенародным голосованием, заметно превалируют над уровнем правовых компетенций Государственной Думы. Президент России вправе как объявить об отставке Правительства, так и распустить нижнюю палату парламента, правда, лишь в случае возникновения непреодолимых политических или социально-экономических коллизий. Правительство России не несет ответственности за свои действия перед Государственной Думой, кроме бюджетного контроля. Недоверие к кабинету министров, выраженное большинством депутатов, не обязывает высший орган исполнительной власти нашей страны подать в отставку в полном составе.
Список литературы
- Авдеев Д.А. Современная форма правления России / Д.А. Авдеев // Российское право: образование, практика, наука. - 2016. - № 6 (96). - С. 25-28.
- Авдеев Д.А. Юридическая природа, содержание и виды формы правления: новый взгляд и уход от стереотипов (к постановке проблемы) / Д.А. Авдеев // Государство и право. - 2015. - № 12. - С. 30-37.
Безземельная О.А. Происхождение и формы государства / О.А. Безземельная, У.М. Хасанова // News of Science and Education. 2017. Т. 6. № -1. С. 061-064.
- Горохов Д.Ю. К вопросу о форме правления в современной России: теоретический аспект / Д.Ю. Горохов // Успехи в химии и химической технологии. - 2014. - Т. 28. - № 7 (156). - С. 116-118.
- Демченко С.В. Современные формы правления / С.В. Демченко // НаукаПарк. - 2016. - № 3 (44). - С. 23-25.
Дмитриев Ю.А. О понятии и структуре формы государства. / Ю.А. Дмитриев, В.О. Миронов // Актуальные вопросы образования и науки. 2015. № 1-2 (47-48). С. 29-35.
Ишанова М.В. Форма государства: понятийные интерпретации. / М.В. Ишанова, Е.И. Грушко, Е.Н. Кутелева // Приволжский научный вестник. 2014. № 11-1 (39). С. 85-88.
- Лымарь А.А. К дискуссии о форме правления: история и современность / А.А. Лымарь, Н.Ю. Станищук // Фундаментальные исследования. 2014. № 8-7. С. 1705-1709.
Овчинникова О.Д. Историко-правовые аспекты возникновения республиканской формы правления и анализ его понятия / О.Д. Овчинникова // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. - 2016. - № 2 (31). - С. 107-108.
Тынымсеитова С.М. Форма правления государства сквозь призму историко - правовой мысли / С.М. Тынымсеитова // Новая наука: От идеи к результату. 2017. Т. 1. № 3. С. 193-197.
Чекмазова Н.А. О некоторых проблемах классификации форм правления / Н.А. Чекмазова, В.И. Бубна, М.А. Шалак // Современные проблемы права, экономики и управления. 2016. № 2 (3). С. 307-312.
Цамаев Р.Р. Монархия или республика: реальность и перспектива / Р.Р. Цамаев // Евразийский научный журнал. 2017. № 2. С. 15-16.
- Янина А.С. Особенности формы правления в Российской Федерации / А.С. Янина // Электронный научный журнал. - 2015. - № 1 (1). - С. 383-387.
-
Безземельная О.А. Происхождение и формы государства / О.А. Безземельная, У.М. Хасанова // News of Science and Education. 2017. Т. 6. № -1. С. 061-064. ↑
-
Ишанова М.В. Форма государства: понятийные интерпретации. / М.В. Ишанова, Е.И. Грушко, Е.Н. Кутелева // Приволжский научный вестник. 2014. № 11-1 (39). С. 85-88. ↑
-
Дмитриев Ю.А. О понятии и структуре формы государства. / Ю.А. Дмитриев, В.О. Миронов // Актуальные вопросы образования и науки. 2015. № 1-2 (47-48). С. 29-35. ↑
-
Ишанова М.В. Форма государства: понятийные интерпретации. / М.В. Ишанова, Е.И. Грушко, Е.Н. Кутелева // Приволжский научный вестник. 2014. № 11-1 (39). С. 85-88. ↑
-
Авдеев Д.А. Современная форма правления России / Д.А. Авдеев // Российское право: образование, практика, наука. - 2016. - № 6 (96). - С. 25-28. ↑
-
Горохов Д.Ю. К вопросу о форме правления в современной России: теоретический аспект / Д.Ю. Горохов // Успехи в химии и химической технологии. - 2014. - Т. 28. - № 7 (156). - С. 116-118. ↑
-
Янина А.С. Особенности формы правления в Российской Федерации / А.С. Янина // Электронный научный журнал. - 2015. - № 1 (1). - С. 383-387. ↑
-
Авдеев Д.А. Современная форма правления России / Д.А. Авдеев // Российское право: образование, практика, наука. - 2016. - № 6 (96). - С. 25-28. ↑
-
Цамаев Р.Р. Монархия или республика: реальность и перспектива / Р.Р. Цамаев // Евразийский научный журнал. 2017. № 2. С. 15-16. ↑
-
Тынымсеитова С.М. Форма правления государства сквозь призму историко - правовой мысли / С.М. Тынымсеитова // Новая наука: От идеи к результату. 2017. Т. 1. № 3. С. 193-197. ↑
-
Лымарь А.А. К дискуссии о форме правления: история и современность / А.А. Лымарь, Н.Ю. Станищук // Фундаментальные исследования. 2014. № 8-7. С. 1705-1709. ↑
-
Тынымсеитова С.М. Форма правления государства сквозь призму историко - правовой мысли / С.М. Тынымсеитова // Новая наука: От идеи к результату. 2017. Т. 1. № 3. С. 193-197. ↑
-
Чекмазова Н.А. О некоторых проблемах классификации форм правления / Н.А. Чекмазова, В.И. Бубна, М.А. Шалак // Современные проблемы права, экономики и управления. 2016. № 2 (3). С. 307-312. ↑
-
Цамаев Р.Р. Монархия или республика: реальность и перспектива / Р.Р. Цамаев // Евразийский научный журнал. 2017. № 2. С. 15-16. ↑
-
Чекмазова Н.А. О некоторых проблемах классификации форм правления / Н.А. Чекмазова, В.И. Бубна, М.А. Шалак // Современные проблемы права, экономики и управления. 2016. № 2 (3). С. 307-312. ↑
-
Овчинникова О.Д. Историко-правовые аспекты возникновения республиканской формы правления и анализ его понятия / О.Д. Овчинникова // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. - 2016. - № 2 (31). - С. 107-108. ↑
-
Демченко С.В. Современные формы правления / С.В. Демченко // НаукаПарк. - 2016. - № 3 (44). - С. 23-25. ↑
-
Авдеев Д.А. Юридическая природа, содержание и виды формы правления: новый взгляд и уход от стереотипов (к постановке проблемы) / Д.А. Авдеев // Государство и право. - 2015. - № 12. - С. 30-37. ↑
-
Авдеев Д.А. Юридическая природа, содержание и виды формы правления: новый взгляд и уход от стереотипов (к постановке проблемы) / Д.А. Авдеев // Государство и право. - 2015. - № 12. - С. 30-37. ↑
-
Демченко С.В. Современные формы правления / С.В. Демченко // НаукаПарк. - 2016. - № 3 (44). - С. 23-25. ↑
-
Овчинникова О.Д. Историко-правовые аспекты возникновения республиканской формы правления и анализ его понятия / О.Д. Овчинникова // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. - 2016. - № 2 (31). - С. 107-108. ↑