Файл: Рынок ценных бумаг в России (Возникновение ценных бумаг).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 165

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Смена экономической формации, сопровождавшаяся переходом от рыночного хозяйства к плановой экономике, вывела из гражданского оборота и все инструменты, которые сопутствуют капиталистическому строю. После Октябрьской революции в 1917 году все операции с ценными бумагами на территории Советской России были запрещены, и соответственно правовое регулирование обращения ценных бумаг на некоторый период времени стало неактуальным. Так, Декрет СНК РСФСР от 29.12.1917 «О прекращении платежей по купонам и дивидендам» приостановил выплаты по всем купонам, а также запретил все сделки с ценными бумагами[12]. В Декрете ВЦИК от 21.01.1918 «Об аннулировании государственных займов» был установлен отказ от оплаты (с отдельными исключениями для малоимущих и государственных сберегательных касс) всех государственных займов[13].

Однако впоследствии ситуация в экономике стала меняться, когда было принято несколько базовых документов, в которых содержались правила, касающиеся выпуска и обращения ценных бумаг, - Гражданский кодекс РСФСР 1922 года, Положение о векселях, утвержденное Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 20.03.1922, Декрет СНК РСФСР от 20.10.1922 «О фондовых биржевых операциях», Постановление Президиума ЦИК СССР «О документах, выдаваемых товарными складами в приеме товаров на хранение» и др.

Таким образом, даже в условиях планово-административной системы было понимание необходимости существования ценных бумаг. Особенно это касалось таких ценных бумаг, как облигации, которые активно использовались советским государством для добровольно-принудительного изъятия денег у населения путем выпуска так называемых облигационных займов. В этих случаях вместо денег в качестве зарплаты люди получали облигации.

Вновь интерес к ценным бумагам в СССР возник в 80-х гг. XX в. в связи с переходом к рыночной экономике и возникновением необходимости привлечения и перераспределения финансовых средств. В Постановлении Совмина СССР от 15.10.1988 N 1195 «О выпуске предприятиями и организациями ценных бумаг» было установлено, что предприятия и организации, переведенные на полный хозяйственный учет и самофинансирование, могли выпускать два вида акций: акции трудового коллектива, распространяемые среди членов своего коллектива; акции предприятий (организаций), распространяемые среди других предприятий и организаций, добровольных обществ, банков, а также кооперативных предприятий и организаций. Акции предприятий (организаций) могли выпускать также коммерческие банки. Ряд важных положений, касающихся рынка ценных бумаг, содержался в Постановлении Совмина СССР от 19.06.1990 N 590, которым были утверждены Положение об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью и Положение о ценных бумагах. Одновременно соответствующие правовые акты принимались на уровне Российской Федерации (в то время РСФСР). В качестве примера можно привести Законы РСФСР от 24.12.1990 N 443-1 «О собственности в РСФСР» и от 25.12.1990 N 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности», а также Положение об акционерных обществах, утвержденное Постановлением Совмина РСФСР от 25.12.1990 N 601, и Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, утвержденное Постановлением Правительства РСФСР от 28.12.1991 N 78.


Однако после распада СССР и образования независимого государства - Российской Федерации ситуация кардинальным образом изменилась, и развитие рынка ценных бумаг получило новый импульс. В частности, был принят Указ Президента РФ от 01.07.1992 N 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества». Этим Указом предписывалось до 1 ноября 1992 г. все государственные предприятия и их объединения преобразовать в акционерные общества, утвердив их устав в соответствии с Типовым уставом акционерного общества открытого типа, утвержденным названным Указом. В целях развития конкуренции на финансовых рынках и обеспечения прав акционеров были приняты Указы Президента РФ от 27.10.1993 N 1769 «О мерах по обеспечению прав акционеров» и от 04.11.1994 N 2063 «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации», которые по существу явились предтечей Закона о рынке ценных бумаг. Принятие первой части Гражданского кодекса РФ в 1994 году и Закона о рынке ценных бумаг в 1996 году[14] завершили построение основ правовой системы регулирования ценных бумаг в Российской Федерации.

Следует отметить, что в конце1990-х гг. российский рынок ценных бумаг начал выходить на новый уровень развития. Получение в начале 1997 г. кредитных рейтингов от агентств Standard& Poor's, Fitch, Moody's, выпуск крупнейшими национальными компаниями еврооблигаций и депозитарных расписок (ADR, GDR) свидетельствовали о постепенной интеграции России в мировую финансовую среду. Причем данный процесс носил обоюдный характер - российские эмитенты выходили на иностранные рынки в поисках инвестиций, а иностранные инвесторы и спекулянты приходили в Россию в поисках высоких доходностей. Однако, кризисные события августа 1998 г. подорвали доверие к российскому рынку ценных бумаг и существенно замедлили его развитие. Одновременно с общеэкономическими трудностями сложившаяся ситуация обнажила проблему необходимости качественного улучшения механизмов правового регулирования и формирования на их основе целостной системы норм о рынке ценных бумаг.

Начиная с 2000-х годов развитие правового регулирования рынка ценных бумаг заключалось как в постоянном обновлении базовых законов системообразующего характера, так и в принятии новых законодательных актов специального регулирования. К числу последних можно отнести ФЗ от 29.11. 2001 N 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»[15], ФЗ от 11.11. 2003 N 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах»[16],ФЗ от 10.12. 2003. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»[17], ФЗ от 20.08. 2004 N 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»[18] и целый ряд других.


Таким образом, если в начале 1990-х годов для регулирования нарождающихся рыночных связей хватало по большому счету нескольких подзаконных актов в виде постановлений Правительства РФ и указов Президента РФ, то к концу второго этапа развития указанная сфера отношений стала регулироваться уже значительным количеством федеральных законов. С событийной точки зрения период 1996 - 2008 гг. стал весьма содержательным: предкризисный всплеск рыночной активности, реструктуризация и новация государственного долга в 1998 - 1999 гг., последующее восстановление национальной экономики и, как следствие, фондового рынка на волне роста стоимости товарно-сырьевых активов.

Несмотря на появление летом 2007 г. первых признаков мирового финансового кризиса, российский рынок показывал позитивную динамику, все больше переориентируясь на потребности внутренней экономики: росли объемы инвестиций, привлекаемые компаниями в ходе активизировавшихся первичных размещений акций и облигаций, формировалась система рефинансирования финансовых институтов, появлялись новые финансовые инструменты. Наконец, знаковым событием рассматриваемого периода можно считать достижение российским фондовым рынком исторических максимумов по своей капитализации, которая в мае 2008 г. составила почти 1,6 трлн. долл. Новый, уже современный этап развития законодательства о рынке ценных бумаг можно отсчитывать с лета-осени 2008 г., т.е. с разгара мирового финансового кризиса.

Следует отметить, что и в дореволюционной России, и в СССР, и даже в современной России вплоть до последних изменений в законодательстве существовали определенные противоречия относительного того, что из себя представляет ценная бумага как объект гражданских прав. Формальное отнесение ценных бумаг к движимым вещам, как это было предусмотрено действовавшим в то время законодательством, не означало возможности применения в отношении их всей совокупности норм о вещах. Сходство между ценными бумагами и вещами никогда не было абсолютным и всегда носило внешний характер. Ценные бумаги подчинялись особому правовому режиму и рассматривались как особая разновидность вещей. Даже при отсутствии специальных норм повсеместно действовало следующее правило: нормы о вещах применяются к ценным бумагам только по возможности, то есть в том случае, когда это не противоречит их специфическому статусу, обусловленному обязательственно-правовой природой данных объектов.

Ценные бумаги трансформировались в «ценные бумаги-вещи» искусственным образом. Когда это произошло, термином «бумаги» перестало адекватно отражаться сущность ценных бумаг, поскольку трансформировавшись в самостоятельный объект гражданского оборота, они перестали быть просто бумагами. Кроме этого, в понятие вещей никак не укладывались бездокументарные ценные бумаги. В то же время отнесение ценных бумаг к вещам привело к ряду последствий. В частности, распространение на ценные бумаги норм вещного права позволило увеличить надежность правоотношений по ценным бумагам. Их владельцам была гарантирована защита прав наравне с владельцами движимых вещей. Такое усиление гарантий субъектов гражданских правоотношений привело к ускорению имущественного оборота.


В Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, одобренной решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009 (далее - Концепция)[19], было указано, что действующее в настоящее время правовое регулирование института ценных бумаг нуждается в масштабном реформировании, поскольку в нем содержатся существенные противоречия. В разд. VI Концепции целый подраздел выделен под те изменения, которые необходимо внести в законодательство о ценных бумагах, при всем при том следует отметить, что далеко не все из них учел законодатель при принятии Гражданского кодекса РФ. Наличие подобных рекомендаций обусловлено тем, что дальнейшему развитию рынка ценных бумаг мешало несовершенство законодательной базы, что вызвало потребность для внесения изменений законодательства о ценных бумагах.

Кроме этого, дополнительная рекомендация содержится в п. 3.2 разд. II Концепции: «...необходимо указать на то, что к безналичным денежным средствам и бездокументарным ценным бумагам могут применяться правила о вещах, если иное не установлено законом, иными правовыми актами и не вытекает из существа названных объектов». Однако эта рекомендация не была выполнена.

В соответствии с положениями Концепции 2 июля 2013 г. был принят Федеральный закон N 142-ФЗ «О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»[20]. Эти изменения вступили в силу с 1 октября 2013 г. Они коснулись подразд. 3 разд. I ГК РФ «Объекты гражданских прав». Наиболее существенные изменения затронули нормы, регулирующие ценные бумаги. Это обусловлено как важной ролью, которую играют ценные бумаги в экономике страны, так и несовершенством их правового регулирования. В результате, правовое регулирование института ценных бумаг в связи с внесением указанных изменений в Гражданский кодекс РФ было реформировано весьма существенным образом. Как следствие гл. 7 ГК РФ, посвященная ценным бумагам, была полностью переработана. ЕЕ раздели на три параграфа, содержащие нормы о документарных и бездокументарных ценных бумагах, а также основные положения общего характера, касающиеся всех ценных бумаг. По существу, можно говорить о наличии общей части, нормы которой применимы ко всем ценным бумагам, и об отдельном правовом регулировании документарных и бездокументарных ценных бумаг, которое, тем не менее, обладает общими чертами.


Глава 2. Обращение ценных бумаг

2.1. Виды ценных бумаг

К основным видам ценных бумаг можно отнести - облигации, вексель, чек, депозитный сертификат, сберегательный сертификат, сберегательную книжку на предъявителя, коносамент, акции, эмиссионные ценные бумаги, приватизационный чек (иное название - ваучер).

Рассматривая легитимизированные виды ценных бумаг, стоит напомнить, что список прямо поименованных в п. 2 ст. 142 ГК РФ их разновидностей, изменился. Так, из этого перечня законодатель исключил государственную облигацию, банковский депозитный и сберегательный сертификаты, банковскую сберегательную книжку на предъявителя, приватизационные ценные бумаги. В новой редакции в качестве ценных бумаг прямо указаны акция, вексель, коносамент, облигация, чек. Помимо этого, перечень п. 2 ст. 142 в сравнении с прежней редакцией ГК РФ пополнился за счет закладной и инвестиционного пая.

Одной из важнейших является классификация ценных бумаг на документарные и бездокументарные ценные бумаги. Об этих видах ценных бумаг было изложено выше, поэтому чтобы не повторяться отметим лишь, отметим лишь ряд положений, о которых не было сказано ранее.

Ценная документарная бумага создает для ее владельца две категории прав: вещное право на бумагу и право из бумаги. При этом переход прав на документарную ценную бумагу как вещь автоматически влечет возникновение права, инкорпорированного в данной ценной бумаге.

Для ценных документарных бумаг характерно такое обязательное требование, как соблюдение установленных формальных требований к ним. Документарные ценные бумаги изготавливаются на специальных бланках изготовителями, имеющими лицензию. В ст. 143.1 ГК РФ сказано, что обязательные реквизиты, требования к форме документарной ценной бумаги и другие требования к документарной ценной бумаге определяются законом или в установленном им порядке. При отсутствии в документе обязательных реквизитов документарной ценной бумаги, несоответствии его установленной форме и другим требованиям документ не является ценной бумагой, но сохраняет значение письменного доказательства. Перечень реквизитов устанавливается законодательством для каждой документарной ценной бумаги отдельно. Примером законодательного акта, определяющего требования к документарной ценной бумаге, является Кодекс торгового мореплавания РФ. Так в частности, в пункте 1 ст. 144 данного Кодекса, законодатель закрепил какие данные должны быть включены в коносамент.