Файл: Характеристика общей теории права и государства как науки и учебной дисциплины(Предмет теории государства и права как науки).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Характеристика теории государства и права как науки
1.1 Предмет теории государства и права как науки
1.2 Структура науки теории государства и права
1.3 Место теории государства и права в системе наук
1.4 Функции теории государства и права как науки
Глава 2. Характеристика теории государства и права как учебной дисциплины
2.1 Понятие и место теории государства и права в системе юридических дисциплин
2.2 Значение дисциплины теории государства и права для профессиональной подготовки юриста
Специальными целями преподавания теории государства и права выступают:
- создание у студентов четкой и непротиворечивой системы знаний об общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права, иных государственно-правовых явлений;
- выработка у студентов комплексного представления об общетеоретических моделях различных видов (формах) нормотворческой и правоприменительной деятельности, соответствующих правовых актах и правилах их составления, осуществления юридической работы в целом;
- формирование у студентов первичных навыков осуществления нормотворческой, правореализационной и экспертно-консультационной деятельности;
- воспитание студентов в духе уважения законности и надлежащего профессионального правосознания, разумной самостоятельности и инициативности[12].
В свою очередь, из целей преподавания учебного курса «Теория государства и права» вытекают задачи изучения дисциплины, которые предполагают:
-
- изучение методологических основ научного понимания государства и права, государственно-правовых явлений;
- получение целостного представления о понятии, значении, роли и месте теории государства и права в системе гуманитарных наук и дисциплин;
- анализ закономерностей исторического движения и функционирования государства и права;
- исследование взаимоотношений государства, права, государственно-правовых институтов с социальными явлениями и процессами;
- изучение понятийно-категориального аппарата теории государства и права;
- изучение эволюции и соотношения современных правовых семей и систем;
- изучение основных проблем современного государство и право- понимания;
- анализ классических (традиционных) и современных политико- правовых доктрин;
- умение изучать и анализировать различные учебные, учебно- методические и научные источники по учебным темам теории государства и права.
- исследование взаимосвязи теории государства и права с юридической практикой;
- воспитание социально-активного индивидуального правосознания в духе уважения закона, прав и свобод человека и гражданина, нетерпимости к любым проявлениям коррупции;
- формирование юридического мышления и способности использования полученных знаний при дальнейшем изучении юридических отраслевых дисциплин и на практике;
- исследование опыта разработки, принятия и применения правовых актов в России и зарубежных странах;
- умение анализировать современные юридические, политические, экономические и иные социальные процессы в России и зарубежных странах;
- создание представления о взаимосвязи государственно- правового развития общества и формирования политических идеологий;
- воспитание социально значимых ценностных ориентаций в се- мейно-бытовой жизни и профессиональной деятельности.
К специальным задачам изучения учебного курса «Теория государства и права» (авторы исходят из равнозначности понятий «теория государства и права» и «общая теория государства и права») можно отнести:
-
-
- приобретение умений и навыков обобщения материалов правотворческой, правоприменительной и иной социальной практики, конкретных эмпирических данных;
- приобретение умений и навыков разработки, принятия и применения правовых актов;
- свободное ориентирование в системе российского и международного права, отечественного и зарубежного законодательства, в их структуре и содержании;
- формирование умений и навыков ясно выражать и аргументировать свою позицию по государственно-правовой проблематике;
- свободное оперирование юридическими понятиями и категориями на профессиональном и доктринальном уровне[13].
-
Студенты готовятся к осуществлению видов профессиональной деятельности, предполагающей наличие общетеоретических, системных знаний о государственно правовой действительности. Так, выполнение правотворческих функций должно основываться на знаниях о правотворчестве и правотворческой технике, особенностях источников права. Эффективное осуществление правоприменительной деятельности без комплексных знаний о реализации и применении права невозможно. Равным образом это касается правоохранительной (судебной, прокурорской и т.д.), экспертно-консультационной, организационно-управленческой и даже научно-исследовательской и педагогической разновидностей деятельности.
Объем и содержание учебной дисциплины «Теория государства и права» значительно меньше, чем у теории государства и права как юридической науки, что определяется направлением и профилем подготовки студента, а также объемом часов, отводимых основной образовательной программой высшего учебного заведения для изучения данной дисциплины.
Тем не менее, на учебных занятиях по теории государства и права, любой студент юридического факультета, независимо от особенностей ВУЗа и количества часов лекционных или практических занятий, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом получает базовые знания: о природе и сущности государства и права; основных закономерностях возникновения, функционирования и развития государства и права; исторических типах и формах государства и права, их сущности и функции; механизме государства; системе права; механизме и средствах правового регулирования; реализации права; особенности государственного и правового развития России; роли государства и права в политической системе общества, в общественной жизни.
Как уже указывалось выше учебная дисциплина «Теория государства и права» относится к базовой части основной образовательной программы и изучается параллельно с такими юридическими дисциплинами: История отечественного государства и права, История государства и права зарубежных стран, Правоохранительные органы.
В системе юридических дисциплин теория государства и права выступает общеюридической дисциплиной, то есть общей (базовой) для отраслевых, межотраслевых, прикладных (специальных) и международно- правовых юридических дисциплин, предоставляя студентам научную методологию, понятийно-категориальный аппарат, знания о государстве и праве, а также об основных государственно-правовых институтах, явлениях, процессах, необходимых для изучения соответствующих учебных курсов.
Так, например, для изучения дисциплин истории отечественного государства и права, а также истории государства и права зарубежных стран теория государства и права предоставляет формально-юридический, сравнительно-правовой и сравнительно-государственный научные методы, тем самым, позволяя анализировать различные памятники права, систему права и законодательства, форму государства и другие государственно- правовые институты в России и зарубежных странах на различных исторических этапах (например, эволюция российской государственности от Киевской Руси до Российской Федерации: форма правления, форма государственного устройства, форма политического режима, функции государства, механизм государственной власти и др.). В свою очередь история государства и права обогащает методологический инструментарий теории государства и права за счет историко-правового и историко-сравнительного научных методов, а также дополняет теоретические основы российской и зарубежной исторической практикой возникновения, становления, развития государства и права.
Не менее тесная связь теории государства и права с отраслевыми дисциплинами такими, как конституционное право, административное право, уголовное право, уголовный процесс, гражданское право, гражданский процесс, трудовое право, арбитражный процесс и др.
В частности, изучение отраслевых дисциплин невозможно без знания общей теории права, преподаваемой в рамках теории государства и права. Так, например, такие базовые понятия и категории как норма права, источник права, система права, правовые отношения, правонарушение и юридическая ответственность, предмет и метод правового регулирования, механизм правового регулирования и др., позволяют успешно осваивать учебные курсы отраслевых юридических дисциплин.
В свою очередь, отраслевые юридические дисциплины в силу своей взаимосвязи с теорией государства и права, предоставляют ей необходимый учебный и практический материал, для иллюстрации и более глубокого изучения отдельных учебных тем и государственно-правовых понятий, институтов, явлений, процессов. Например, уголовное право дает более глубокое знание и информацию: о составе правонарушения (объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона преступлений), видах наказаний как составной части юридической ответственности (смертная казнь, лишение свободы, исправительные работы, лишение права занимать определенные должности и заниматься определенным видим деятельности), мерах государственного принуждения, применяемых к виновным (принудительные меры медицинского характера, принудительные меры медицинского характера, ответственность несовершеннолетних); гражданское право, предпринимательское право и семейное право: о правовых обычаях как источниках права (правила делового оборота), видах объектов правоотношений (личные неимущественные права, интеллектуальная собственность и др.), применении аналогии права и аналогии закона, субсидиарном применении права.
Однако наиболее обширный обмен знаниями и информацией происходит у теории государства и права с юридическими дисциплинами государственно-правового цикла, отрасли права, которых относятся к публичному праву: конституционное право, административное право, муниципальное право. Поскольку наравне с общей теорией права, при изучении учебных тем активно применяются знания из теории государства (форма государства: форма правления, форма государственного устройства, форма политического режима; функции государства; механизм государственной власти; государственный аппарат; понятие, структура, содержание и сущность государственных органов; государственная власть).
Между тем, конституционное право обогащает теорию государства и права как юридическую дисциплину учебным материалом и конкретной информацией: о монархической и республиканской формах правления; федеративной и унитарной форме государственного устройства; демократии и демократическом политическом режиме; системе органов законодательной, исполнительной и судебной власти; правах и свободах человека и гражданина; институте гражданства и др. Административное право дополняет теорию государства и права учебными знаниями о государственном управлении и сущности государственной власти, деятельности органов исполнительной власти в механизме государства, особенностях административной ответственности и т. д. Муниципальное право: о государственном управлении на местном уровне; местном самоуправлении как форме демократии, форме социального управления, праве человека и гражданина; деятельности органов местного самоуправления в механизме государственной власти.
Являясь общей (фундаментальной) дисциплиной для других учебных дисциплин юридического профиля, теория государства и права также взаимодействует с межотраслевыми, прикладными и международно- правовыми юридическими дисциплинами. При этом степень и характер взаимодействия между учебными курсами постепенно снижается.
Так, если с межотраслевыми юридическими дисциплинами (Прокурорский надзор, Правоохранительные органы) у теории государства и права еще сохраняется значительное взаимодействие в рамках тем и вопросов по общей части учебных курсов (источники права, система законодательства, предмет и метод правового регулирования, виды правоотношений и др.), то взаимоотношения и обмен учебной информацией с прикладными юридическими дисциплинами (Криминалистика, Судебная медицина, Судебная психиатрия, Судебная бухгалтерия и др.) является минимальным, что связано со спецификой учебных курсов и предмета дисциплины (тактика проведения следственных действий, порядок проведения дактилоскопической, баллистической, судебно-медицинской, судебно- психиатрической и иных судебных экспертиз, структура и содержание экспертных заключений, а также научная, техническая и иная информация, необходимая для выводов экспертов, следователей, дознавателей, оперативных работников).
Однако, несмотря на специфику прикладных юридических дисциплин, теория государства и права предоставляет им образовательный материал и информацию по таким важным вопросам профессиональной деятельности как структура и содержание актов применения права (постановления следователей и дознавателей, заключения и справки экспертов, иные правоприменительные акты), юридическая техника (принципы, стиль, правила, способы составления служебных документов) и, безусловно, научная методология, используемая следователями, экспертами, оперативными работниками при принятии решений и составлении правоприменительных актов (логический метод, системный метод, структурно-функциональный метод, сравнительно-правовой метод, метод моделирования, кибернетический метод и др.).
Наконец, международно-правовым дисциплинам теория государства и права дает базовый учебный материал по вопросам о соотношении международного и национального права, источникам права, правовом статусе личности, юридической ответственности и др., получая взамен информацию о правах и свободах человека и гражданина, получивших международное признание; деятельности межгосударственных и международных организаций, оказывающих влияние на государственную власть и механизм государства на национальном уровне (Организация Объединенных Наций, Совет безопасности ООН, Европейский суд по правам человека, Международный уголовный суд и др.), международных правовых актах (декларации, договоры, конвенции, пакты и др.) как источниках права, имеющих прямое действие на всей территории страны, являющейся членом межгосударственной (международной) организации (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и др.).