Файл: Особенности биологической обратной связи как метода психотерапии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Благодаря своей универсальности БОС-терапия находит успешное применение при лечении головных болей различной этиологии, эпилепсии и эпилептических синдромов, постинсультных и посттравматических нарушений, рассеянного внимания у детей в сочетании с гиперактивностью, заикания, бруксизма, фибромиалгии, гипергидроза, постоперационных нарушений двигательной функции, мышечной активности, сколиоза, рассеянного склероза, дизартрии, гипертонии, бронхиальной астмы, ревматоидного артрита, гиперфункции щитовидной железы, сахарного диабета, язвы желудка и 12-перстной кишки, хронических колитов и гастритов, недержания мочи у взрослых и ночного энуреза у детей, импотенции, острого предменструального синдрома, бессонницы, депрессивных, тревожных состояний.

Высокая эффективность метода БОС отмечена в борьбе с алкоголизмом, наркоманией, никотинозависимостью. Противопоказано проведение БОС-терапии пациентам, находящимся в состоянии острого психоза, страдающих фотосенситивной эпилепсией, выраженным слабоумием.

Каждое занятие БОС начинается с беседы. На первой встрече врач (или тренер, обучившийся на курсах, если цель БОС не лечение) объясняет цель занятий, сущность методики и принцип действия устройства БОС-ИП. Для повышения мотивации пациентов к лечению нужно разъяснить, что это даст каждому из них. В начале следующих занятий проводится короткий опрос пациентов о самочувствии, успешности освоения методики.

Занятия проводятся в положении пациента сидя или лежа. Предпочтительно проведение занятий в положении сидя, поскольку в этом случае приобретенные навыки релаксации легче используются пациентами в реальных жизненных ситуациях.

Сеанс БОС-терапии строится по принципу чередования периодов работы и отдыха, что позволяет избежать переутомления и утраты интереса к занятию. Периоды работы длятся от 3 до 10 мин в зависимости от особенностей пациента и цели конкретного вида тренировки. Первый самый длительный и интенсивный курс БОС-терапии составляет обычно 30-40 сеансов с частотой посещения 2-3 раза в неделю. Каждый сеанс длится 30 - 60 минут в зависимости от того, как строится занятие (из каких видов БОС-терапии оно состоит) [11].

Выводы по первой главе

В первой главе рассмотрены понятие биологической обратной связи и принципы работы метода БОС. Биологическая обратная связь понимается как технология, включающая в себя комплекс исследовательских, немедицинских, физиологических, профилактических и лечебных процедур, в ходе которых человеку посредством внешней цепи обратной связи, организованной преимущественно с помощью микропроцессорной или компьютерной техники, предъявляется информация о состоянии и изменении тех или иных собственных физиологических процессов. Также как метод развития осо­знанного управления неосознаваемыми физиологическими процессами за счет представления их динамики в форме сигналов, доступных восприятию и по­ниманию обучающегося.


Основной задачей метола биологической обратной связи является обучение саморегуляции поведения. Метод основывается на принципе перевода информации, получаемой при помощи специальных датчиков, от тела человека (электрические физиологические сигналы) в картинку или звук - сигналы обратной связи.

2. Психотерапевтические возможности метода БОС

2.1. Особенности применения метода БОС в психотерапии

БОС — это метод развития осо­знанного управления неосознаваемыми физиологическими процессами за счет представления их динамики в форме сигналов, доступных восприятию и по­ниманию обучающегося. Управление сигналами обратной связи, переходящее в целенаправленное воздействие на уро­вень психофизиологической активации, способствует постепенному становлению навыков произвольной саморегуляции [6].

В основе БОС терапии лежит принцип целесообразного саморегулирования непроиз­вольных функций с использованием систем внешней обратной связи. Человеку предостав­ляется информация о текущем состоянии какой-либо функциональной системы его орга­низма. При этом БОС терапия обладает рядом признаков, присущих психотерапии в ши­роком смысле. Это метод лечения, влияющий на состояние и функционирование организ­ма в сферах психической и соматической деятельности; это метод оказания воздействия, активирующего процесс научения; его можно рассматривать как комплекс явлений, про­исходящих в ходе взаимодействия и общения людей.

Так, например, есть основания рассматривать БОС терапию в русле телесно­ориентированной психотерапии. Тогда можно заметить, что этот метод открывает доступ к гораздо более информативным, и, что принципиально, объективным данным, отражаю­щим особенности глубинного реагирования индивида, чем традиционные телесно­ориентированные подходы. Познание личности через познание тела, суть телесно­ориентированной терапии, переходит здесь на новый психофизиологический уровень, приводит к значимому увеличению пространства самоосознавания [5].

Гуманистическое направление применительно к БОС терапии интересно, прежде все­го, своим фокусом на позитивных личностных изменениях клиента, а не просто на устра­нении симптома. Такой взгляд помещает в поле внимания терапевта не только успешность или неуспешность клиента в обучении навыкам саморегуляции, т.е. качество образования новых условно-рефлекторных контуров регуляции и позитивные изменения в проявлени­ях симптома, но и все богатство персонального опыта клиента, с которым связаны прояв­ления симптома и процесс его изменения. Здесь ценность биоуправления также в возможности непосредственного взаимодействия с психосоматическими феноменами клиента и в осуществлении личностного роста через осознавание себя в теле. Информация о взаимовлиянии психики и функциональных систем, предъявляемая в режиме реального времени, дает уникальный материал для целостного и объективного определения значения того или иного факта, формирующего запрос клиента вне его вербального описания. Появляется возможность работать с психологическими защитами на психофизиологическом уровне: определять, какие системы организма оказываются заинтересованы в этих процессах, как они реагируют на психотерапевтическое вмешательство и т.п.


Согласно теории инструментального научения, принципы которой легли в осно­ву метода БОС, условием закрепления навыка выступает наличие следующего за действием подкрепления. Так, неудачная попытка вынуждает человека отказаться от неэффективной стратегии, тогда как сам факт успешного выполнения служит подкреплением для продолжения «движе­ния» в избранном направлении. Каждое новое повторение строится с учетом ин­формации о предшествующих результатах, отраженных «зеркалом» обратной связи [10].

Повседневный опыт человека про­низан множеством обратных связей, не­прерывно поступающих как извне, так и изнутри организма. Однако поскольку в отношении всего спектра психофизиоло­гических реакций «разрешающая способ­ность» человеческого восприятия весьма ограниченна, информация об изменениях вегетативных функций остается, как пра­вило, за пределами осознания. Попытки произвольного управления ими можно сравнить с попытками слепого стрелка по­разить мишень. Однако точное измерение актуального состояния физиологических функций и преобразование данной инфор­мации в доступные восприятию сигналы позволяют преодолеть подобную «слепо­ту» путем создания дополнительной «пет­ли» обратной связи, делая «видимым» то, что в норме не покидает пределы смутных проприоцептивных ощущений. Обратная связь, организованная таким образом, и была названа биологической [6].

Метод БОС хорошо зарекомендовал себя в терапии широкого спектра рас­стройств. Неиз­менное преимущество БОС перед традици­онным лечением состоит в возможностях превращения пациента «из пассивного объ­екта врачебных манипуляций в активного субъекта лечебно-реабилитационного про­цесса. Однако опреде­ление данного метода исключительно в ме­дицинском статусе грозит недооценкой той пользы, которую он мог бы принести вне своего сугубо медицинского применения. Не удивительно, что авторы, обеспокоенные излишней «медикализацией» метода БОС, настаивают на обращении к ценностям его создателей [11].

Очевидно, что применение БОС выходит далеко за рамки компенсации того или ино­го «дефекта», обеспечивая принципиально новые, ранее не задействованные человеком способы и формы саморегуляции, ведущие, в первую очередь, не столько к телесному здоровью, сколько к полноценному психо­логическому функционированию и жизнен­ному благополучию. Эта идея получила свои конкретные, практические воплощения при использовании БОС в профилактике стрес­са, оптимиза­ции различных аспектов когнитивной де­ятельности, фасилитации профессиональных достижений в сфере искусства и спорта. Благодаря развитию механизмов саморегуляции и расширению адаптационных резервов ор­ганизма метод БОС позволяет научиться максимальной мобилизации интеллекту­альных и физических сил по требованию ситуации и быстрому восстановлению после нагрузки, которые характеризуют состояние «оптимального функциониро­вания» или «пика формы». Тем самым было показано, что метод БОС может внести существенный вклад в раскрытие человеческого потенциала и спо­собствовать достижению самоактуализации [11].


Подготовка и проведение процедуры БОС предполагают активное взаимодей­ствие испытуемого и экспериментатора. Не удивительно, что подобное взаимо­действие активизирует формы мотивации, включающие элемент социального под­крепления [3]. Другими словами, использование метода БОС имеет очевидный коммуникативный контекст. Основная цель данной коммуни­кации состоит в обеспечении испытуемого информацией, необходимой и достаточ­ной для продуктивного использования метода. Так, осуществляя комплекс подго­товительных мероприятий, включающий размещение приборов на поверхности тела испытуемого, экспериментатор последо­вательно раскрывает содержание своих действий, разъясняет смысл измеряемых сигналов и демонстрирует их чувствитель­ность к направленным воздействиям ис­пытуемого. Сама инструкция, получаемая испытуемым, яв­ляется важнейшей составляющей межлич­ностной коммуникации.

Однако следует отметить, что по мере становления метода БОС доля внимания к коммуникативной составляющей про­цедуры постепенно изменялась. Первона­чально экспериментатор выполнял фун­кции техника, своеобразного «придатка» психофизиологического оборудования, и у него не было необходимости общаться с испытуемым, субъективные пережива­ния которого попросту игнорировались, поскольку определяющим условием до­стижения позитивного эффекта счита­лось достаточное число повторений. С развитием метода взаимодействие экспе­риментатора с испытуемым пополнилось элементом активного обучения (тренинга) произвольным поведенческим паттернам, опосредствующим достижение требуемого эффекта. Впоследствии полномочия экс­периментатора были еще более расширены за счет его интерпретаций когнитивных и эмоциональных проявлений испытуемо­го, составляющих субъективный контекст объективно наблюдаемых физиологических изменений. Та­ким образом, закономерным следствием развития метода БОС стало усиление его коммуникативной составляющей — обще­ния экспериментатора и испытуемого[11].

Более того, по мнению ряда авторов, дальнейшая эволюция метода БОС связана с использованием регуляторных возмож­ностей самих межличностных отношений, складывающихся между экспериментато­ром и испытуемым. Этот тренд был офор­млен в идее диадической БОС. Данная теоретическая модель предполага­ет использование нескольких «физиологи­ческих мониторов» БОС, транслирующих состояние партнеров по общению. Подоб­ное усиление физиологической составля­ющей опыта, изменяющегося в процессе межличностного взаимодействия, мысли­лось как фасилитация «ко-регуляции» его участников, при которой саморегуляция состояния выступает естественной произ­водной отношений между партнерами по общению. Процедура диадической БОС призвана в режиме реального времени «тренировать» межличностное взаимо­действие ее участников. Тем самым дан­ная модель БОС акцентирует потенциал межличностного взаимодействия. При этом на смену идее гомеостаза приходит предположение о существовании опти­мального уровня напряжения, в связи с чем, в отличие от целенаправленного овладения техниками, сосредоточенны­ми на достижении расслабления, целью диадической ко-регуляции является под­держание психофизиологической актива­ции на уровне, оптимальном для живого и творческого межличностного взаимодей­ствия [11].


Осознание значимости регуляторных возможностей межличностных отноше­ний в процедуре БОС сближает ее с пси­хотерапевтической практикой, намечает формы их активного взаимодействия, ставит вопрос о «психотерапевтической» составляющей метода БОС.

Возможности метода БОС, позволяющие обогащать терапевтическую работу дополнительными психофизиоло­гическими данными, стимулируют его ин­теграцию в психотерапевтический процесс. Так, еще в работе М. Тумим и X. Тумим было показано, что в ходе психотерапевтической беседы обрат­ная связь по кожно-гальванической реак­ции оптимизирует идентификацию реле­вантных содержаний, включая связанный с сопротивлением клиента «вытесненный» психологический материал. Сходным обра­зом, непрерывный мониторинг физиологи­ческих процессов в формате БОС позволяет активизировать ресурсы осознания связи тела и психики, обеспечивая условия для самоисследования и прямой модификации дисфункциональных пат­тернов психофизиологической активности [6].

Отмеченные преимущества метода БОС предоставляют обоснования для его вклю­чения в психотерапевтическую практику в рамках психодинамического, гу­манистического, феноменологического и когнитивно-бихевиоралъного подходов. Возможные сце­нарии развития взаимоотношений между психотерапией и методом БОС предпола­гают два варианта, подразумевающих либо психотерапию, либо метод БОС в качестве платформы для последующей интеграции. По замечанию Д. Хэмиеля и А. Родника, эффективность того или иного варианта интеграции будет зависеть как от специфики решаемой про­блемы, так и от индивидуальных особен­ностей клиента (включая его готовность к установлению и построению терапевти­ческого отношения) [11].

Однако, в какие бы взаимоотношения ни вступали психотерапия и метод БОС как самостоятельные практики, влияние характера межличностного общения на осуществление процедуры БОС является экспериментально доказанным фактом, широко признаваемым веду­щими исследователями в данной области. Несомнен­но, что даже в условиях строгого контро­ля над характером и количеством речевой активности экспериментатора (и даже ее ограничения рамками унифицированной экспериментальной инструкции) комму­никативное «послание» экспериментатора испытуемому включает в себя установки и оценочные суждения, с неизбежностью вовлекающиеся в разворачивающийся коммуникативный процесс и модифици­рующие его.

Взаимодействие мето­да БОС и психотерапии может рассмат­риваться двояко: как внешнее взаимо­действие между разными процедурами (практиками) и как внутреннее взаимо­действие, при котором в самом методе БОС выявляются такие особенности, которые могут служить раскрытию его собственного психотерапевтического по­тенциала. Более того, принимая во вни­мание взаимовлияние коммуникативных и аутокоммуниктивных процессов, сле­дует подчеркнуть, что эксплицируемая методом БОС психофизиологическая информация обогащает в первую оче­редь аутокоммуникацию, оказывая непо­средственное влияние на общение чело­века с самим собой. Отмеченная особенность данной про­цедуры обеспечивает принципиальную возможность использования метода БОС в качестве полноценного эквивалента психотерапевтической практики.