Файл: Проблемы профессиональных стрессов.Профессиональное выгорание (педагог).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 628

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты изучения синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности

1.1. Основные теоретические подходы к изучению феномена эмоционального выгорания

1.2. Содержание профессиональной деятельности и личностно-профессиональные особенности специалистов педагогических учреждений

1.3. Факторы, влияющие на развитие эмоционального выгорания и деформацию личности специалиста

глава 2. особенности личностных качеств и стрессоустойчивость педагогов

2.1. Личностные качества педагога

2.2. Стрессоустойчивость педагога как совокупность качеств личности

Глава 3. Методика организации эмпирического исследования особенностей выгорания у специалистов педагогических учреждений

3.1. Организация и методология исследования, объем социальной выборки и ее общая характеристика

3.2. Профилактика выгорания специалистов педагогических учреждений

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованной литературы

Мир воспринимается работником в самых «черных» тонах. Такое восприятие вызывает снижение уровня оптимизма, что, мешает продуктивному планированию своей деятельности. Вызывают снижение самооценки, ощущение незначительности и маловажности собственных возможностей.

3.Ситуационная реакция демобилизации: характеризуется отказом от привычных контактов или их ограничением, что вызывает устойчивые, длительные переживания одиночества, беспомощности. Также наблюдается частичный отказ от деятельности. Работник избегает включения в сферы деятельности, кроме самых необходимых, к которым принуждают его принятые им самим требования общества.

4. Ситуационная реакция оппозиции: характеризуется повышающейся степенью агрессии, возрастающей резкостью отрицательных оценок окружающих деятельности работников.

5. Ситуационная реакция дезорганизации: характеризуется состоянием тревоги. Вследствие этого наблюдаются соматовегетативные проявления (гипертонические и сосудисто-вегетативные кризы, нарушения сна) [4].

Но, профессиональные стрессы и феномен «выгорания» не являются тождественными понятиями. Синдром «эмоционального выгорания» представляет собой не разновидность стресса, а следствием влияния комплекса стрессовых факторов.

Хроническая эмоциональная напряженность способствует развитию негативных черт, сходных с признаками, характерными для переутомления (агрессивность, высокая тревожность, неудовлетворенность собой, сворачивание межличностных контактов и т.д).

Эмоциональное истощение обнаруживает себя в таких чувствах, как беспомощность, безнадежность, тяжелые проявления способствуют появлению эмоциональных срывов и мысли о суициде.

Человек не может эмоционально откликнуться, возникает ощущение исчерпанности эмоциональных ресурсов.

Так же «выгоранию» способствуют группа проблем, связанных с рабочей ситуацией. Такие как перегрузки – информационные, численные и должностные:

  1. Информационные перегрузки: развиваются при переизбытке получаемой, обрабатываемой или предоставляемой информации.
  2. Численные перегрузки: высокое количество объектов деятельности (людей с которыми человек взаимодействует, совершая профессиональную деятельность).
  3. Должностные перегрузки: развиваются при избытке предъявляемых работнику требований и должностных обязанностей.

По данным зарубежных исследователей, при увеличении перегрузок работники начинают неосознанно стремиться к уменьшению контакта — меньше личностно вовлекаются во взаимодействие, чаще прибегают к формальным правилам и методам работы [6].


Так же очень важным является возможность работника влиять на процесс и принятие решений. Если у работника присутствует чувство, что он ничего не может изменить в своей работе, что от него ничего не зависит, что его мнение не имеет значения и т. д, увеличивается вероятность «выгорания».

Ролевая неопределенность (неясная формулировка прав и обязанностей, возможностей человека) и ролевая конфликтность (противоречие различных ролей) – способствуют профессиональному стрессу и «эмоциональному выгоранию» [9].

Синдрому эмоционального выгорания способствуют не только профессиональные аспекты, но и психологические особенности работников. По мнению американских исследователей, развитие «выгорания» более вероятно у людей с меньшей степенью самодостаточности, более импульсивных и нетерпеливых, не имеющих семьи, но в то же время нуждающихся в тех, кто мог бы их поддерживать, одобрять, имеющих цели, которые не согласуются с реальностью.

С возрастом вероятность развития синдрома «выгорания» уменьшается, соответственно ему в наибольшей степени подвержены начинающие работники, люди более молодого возраста.

Однако большинство исследователей считают, что возраст, пол, стаж работы и другие социально-демографические характеристики не связаны напрямую с «эмоциональным выгоранием». Большее значение имеет индивидуальный тип реагирования на стрессовые ситуации [6].

Когда человек испытывает хроническое эмоциональное напряжение, он старается справиться с ним, либо уменьшить его, при этом психологически и физически дистанцируется от своих коллег и родных:

  1. Физическое дистанцирование: проявляется в сокращении сотрудником своего рабочего времени, увеличении рабочих перерывов и т.д.
  2. Психологическое дистанцирование: проявляется в развитии чувства недовольства собой или даже разочарования. Данный синдром часто остается незамеченным для человека, следовательно, работник начинает искать причины в самом себе.

Переживания человека могут сказываться на качестве его деятельности, тем самым подтверждая для работника правильность его негативных суждений в свой адрес. Тенденция к самообвинению может стать настолько сильной, что приводит к возникновению саморазрушительных процессов.

Человек думает, что терпит неудачи на работе, следовательно, он потерпел неудачу в своей жизни. Тогда человек начинает переживать жизненное разочарование [8].

Последствия выгорания активно проявляются в личной жизни человека, во взаимодействии с окружающими и т.д.


Современные исследователи синдрома эмоционального выгорания (Леонова А.Б, Винокур В.А., Алешина Т.Г., Евдокимов В.И., Виданова Ю.И. и т.д.), считают, что основными составляющими эмоционального выгорания, являются: эмоциональное истощение, низкая самооценка состояния здоровья и общей адаптации, повышенная субъективная оценка тяжести испытываемой рабочей нагрузки, низкая удовлетворенность трудом и самооценка качества работы, что соответствует концептуальным представлениям об основных структурных элементах феномена выгорания [24].

1.2. Содержание профессиональной деятельности и личностно-профессиональные особенности специалистов педагогических учреждений

Любая профессия непосредственно сопряжена с риском. А риск, в свою очередь, всегда связан с понятием стресс.

Стресс – это ответная реакция организма на различные неблагоприятные факторы. Данный термин был введен Гансом Селье в 1936 году [12].

В психологии стресс рассматривают как адаптационный период. В зависимости от личностных особенностей человека, стрессовая реакция по-разному влияет на поведение: либо мобилизует, либо дезорганизует состояние человека. Однако в любом случае организм человека находится под угрозой, так как во время стресса все ресурсы человека находятся на пределе.

Повышается уровень адреналина, человек испытывает прилив энергии, повышается сила и выносливость.

Однако, чем дольше человек находится в стрессовом состоянии, тем меньше становится стрессоустойчивость. У человека понижается настроение, возникает ощущение тревоги. Снижается внимание, возникает усталость и раздражение [13].

С точки зрения восприятия самой личности стресс проходит 3 стадии:

  1. Чувство тревоги, связанное с конкретными обстоятельствами. Сопровождается сначала упадком сил, а затем активной борьбой с новыми условиями.
  2. Приспособление к пугающим ранее условиям, максимальное функционирование систем организма.
  3. Стадия истощения, что проявляется сбоем защитных механизмов и дезориентацией в жизни. Снова возникает тревога и ряд других негативных эмоций и чувств [14].

Стресс же в небольших количествах, наоборот благоприятно влияет на человека. Повышает внимание и мотивацию, интерес, активизирует мышление. Но в больших количествах стресс снижает уровень продуктивности, а также негативно отражается на здоровье, ведёт к развитию различных заболеваний [15].

Условия возникновения стресса.

О стрессе можно говорить, когда:

  1. субъект воспринимает ситуацию как экстремальную;
  2. ситуация воспринимается как требования, превышающие способности и возможности личности;
  3. человек ощущает существенную разницу между затратами на выполнение требований и удовлетворением от результатов [16].

Различают два вида стресса: дистресс и эустресс:

  • При эустрессе человек испытывает положительные эмоции, он уверен в себе и готов совладать с ситуацией и сопровождающими ее эмоциями. Эустресс пробуждает человека, заставляет двигаться вперед. Это позитивная взволнованность и радость.
  • Дистресс – результат критического перенапряжения. Он препятствует развитию человека и провоцирует ухудшение здоровья [17].

Кроме этого, стресс бывает кратковременным, острым и хроническим:

  • Кратковременные обычно являются полезными. Острый стресс граничит с шоковым состоянием, это неожиданное и сильное потрясение.
  • Хронический стресс – воздействие различных малозначительных стрессогенов на протяжении долгого времени [17, 15].

Работа специалистов педагогических учреждений протекает в условиях, связанных с влиянием стрессогенных факторов.

Что повышает требования к психологическим фактором личности, среди которых ведущее место занимает профессиональная мотивация, от которой зависит эффективность деятельности сотрудников.

Формирование и оценка профессиональной деятельности сотрудников, является приоритетной задачей профотбора, профессиональной и психологической подготовки сотрудников педагогических учреждений.

Мотивация профессиональной деятельности учителя выступает, как процесс и результат формирования профессионально значимых мотивов [18].

Возникновению этих мотивов способствуют осознание сотрудником значимости своего труда, реализация себя и своих возможностей в деятельности педагога при помощи выполнения поставленных задач, а также общественное признание деятельности и адекватная система стимулов [19].

В настоящее время в большинстве развитых стран мира существует система психологического отбора для различных профессий. Профессиональный психологический отбор заключается в проведении комплексных мероприятий, позволяющих выявить лиц, наиболее пригодных по психологическим качествам к обучению в установленные сроки и успешной профессиональной деятельности по той или иной конкретной специальности [21].


Главной задачей профессионального психологического отбора является оценка профессиональной пригодности кандидата по психологическим показателям и составление на этой основе прогноза эффективности его последующей профессиональной деятельности [22].

Принцип оценки профессиональной пригодности требует всестороннего анализа и сопоставления данных о человеке, проявляющихся в различных видах деятельности и характеризующих его как на уровне частных психологических свойств и отдельных психических процессов (особенности внимания, памяти, мышления и т. п.), так и на уровне целостных личностных образований (например, направленность, характер).

Профессиональный психологический отбор включает: социально-психологическое изучение личности, психологическое и психофизиологическое обследование [23].

Необходимость в проведении профессионального психологического отбора возникает не всегда [21].

Так же к содержанию профессиональной деятельности специалистов педагогических учреждений относится психологическое сопровождение. Включает в себя комплекс психологических мероприятий, направленных на оценку, прогнозирование динамики и коррекцию психологического состояния специалистов, социально-психологических процессов и профессиональной работоспособности сотрудников в различные периоды их профессиональной деятельности [21].

Психологическое сопровождение проводится на этапе подготовки к выполнению профессиональной деятельности специалистов, а также непосредственно в процессе ее выполнения.

Как правило, мероприятия психологического сопровождения осуществляются подготовленным специалистом-психологом.

Психологическая реабилитация сотрудников педагогических учреждений. Выполнение задач в экстремальных условиях напрямую связано с перенесением чрезвычайных стрессовых нагрузок. Впоследствии это может затруднить процесс социальной адаптации в условия «нормальной» жизни. Прежде всего имеет место высокая вероятность возникновения дезадаптационных расстройств, иногда на фоне деформации личности. Подобные расстройства рассматриваются как составляющие посттравматических стрессовых расстройств [18].

В отличие от многих других профессий, деятельность сотрудников педагогических учреждений протекает в условиях достаточно высокой степени риска погибнуть в результате несчастных случаев.

В основе определения степени риска лежит допущение, что каждый вид человеческой деятельности влечет за собой какую-то вероятность аварий и катастроф. И любая угроза для жизни определенным образом воздействует на психическое состояние людей [12].