Файл: Проблемы профессиональных стрессов.Профессиональное выгорание (педагог).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 625

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты изучения синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности

1.1. Основные теоретические подходы к изучению феномена эмоционального выгорания

1.2. Содержание профессиональной деятельности и личностно-профессиональные особенности специалистов педагогических учреждений

1.3. Факторы, влияющие на развитие эмоционального выгорания и деформацию личности специалиста

глава 2. особенности личностных качеств и стрессоустойчивость педагогов

2.1. Личностные качества педагога

2.2. Стрессоустойчивость педагога как совокупность качеств личности

Глава 3. Методика организации эмпирического исследования особенностей выгорания у специалистов педагогических учреждений

3.1. Организация и методология исследования, объем социальной выборки и ее общая характеристика

3.2. Профилактика выгорания специалистов педагогических учреждений

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованной литературы

Тогда= 310,2 / 8 – (46 / 8) 2= 5,7125;

= 6 240,49 / 8 – (223,3 / 8) 2= 0,9536.

= 0,997.

Для n = 8, rкр = 0,71. Таким образом, рассчитанное значение коэффициента корреляции Пирсона большее чем критическое значение, то связь есть существенной.

Таким образом, можем выделить факторы, способствующие возникновению профессиональных стрессов и синдрома эмоционального выгорания у специалистов педагогических учреждений:

- высокий уровень ответственности;

- напряженность и конфликты в профессиональном окружении;

- недостаточные условия для самовыражения;

- однообразие деятельности;

- отсутствие положительного оценивания;

- отсутствие перспектив в работе;

- незаметность результатов работы;

- нерешенные личные проблемы.

Итак, к наиболее распространенным факторам «эмоционального выгорания» относятся внешние факторы, характеризующие особенности профессиональной деятельности, и внутренние факторы, касающиеся индивидуальных характеристик, именно профессионалов. А к наиболее распространенным признакам длительного стресса и синдрома выгорания можно отнести следующие: истощение, усталость, бессонница, негативные установки по отношению к работе, неудовлетворенность работой, пренебрежение выполнением своих обязанностей, нарушение аппетита, усиления агрессивности, негативная самооценка, пассивность, увеличение приема психостимуляторов (кофе, табак, алкоголь), потеря концентрации, невыполнение определенных видов работы, поиск оправданий вместо решений, конфликты на рабочем месте, частые головные боли, расстройства желудка, работа дома, неуверенность, чувство разочарования, чувство неосознанного постоянного беспокойства, повышенная раздражительность.

3.2. Профилактика выгорания специалистов педагогических учреждений

По данным Всемирной организации здравоохранения синдром эмоционального выгорания встречается наиболее часто среди тех сотрудников, чья профессиональная работа укладывается в систему взаимоотношений «человек-человек». Эта система одна из самых энергоемких, механизм которой лежит в разнообразном проявлении человеческой психики [30].


Многолетняя работа в такой системе требует от сотрудника не только высокого профессионализма, самоотдачи и терпения, но и умения освобождаться от накопленных негативных эмоций, то есть владеть механизмами психологической защиты [31].

Наименее подвержены выгоранию те специалисты, которые оценивают свою работу как стабильную и привлекательную, предполагающую возможность профессионального и личностного роста; имеют высокую удовлетворенность качеством жизни в различных ее аспектах, разнообразные интересы, перспективные жизненные планы [32].

По типу жизненной установки такие сотрудники оптимистичны и жизнерадостны; успешно преодолевают жизненные трудности и возрастные кризисы; сохраняют активность жизненной позиции; обладают высоким творческим потенциалом и достаточно общительны [32].

Риск возникновения эмоционального выгорания снижается при высокой профессиональной компетентности и высоком социальном интеллекте. Чем данные факторы выше, тем меньше риск неэффективных коммуникаций, значительнее вариативность в ситуациях межличностного взаимодействия и, меньше пресыщение и утомление в ситуациях межличностных контактов. Развитие творческого потенциала – один из наиболее эффективных способов противостоять развитию синдрома выгорания [33].

Одним из наиболее важных аспектов работы внутриведомственного психолога является обучение сотрудника (личного состава) навыкам саморегуляции и психологической защиты, а при признаках переутомления решения вопроса о направлении на реабилитацию. Периодический курс реабилитации необходим всем, кто работает в данной системе взаимоотношений [31].

Задача психолога, в случае если к нему обратился сотрудник, помочь ему разобраться в своих проблемах, найти пути выхода из трудной ситуации, своевременно направить его на курс реабилитации.

Длительная, затянувшаяся на месяцы, годы семейная или личностная проблема, может привести к стойким нарушениям сна, аппетита, к состоянию апатии и страха неразрешимости ситуации [33].

В случаях, когда сотрудник по долгу своей службы постоянно видит переживания по поводу гибели людей, эмоциональные и поведенческие реакции из-за внезапной потери дома, значимого имущества и т.д., у некоторых профессионалов лабильность психики может варьировать от легкой апатии до глубокой депрессии, а иногда появляются и суицидальные мысли [32].

Повседневный стресс, в результате которого происходит перегрузка психологических и физиологических возможностей сотрудника, когда разрушается психологическая защита и появляется тревога, может стать травматическим.


Начальные проявления травматического стресса могут показаться, особенно для сотрудников педагогических учреждений, не существенными, а игнорирование их способствует развитию посттравматического стрессового расстройства.

ПТСР истощает организм, требуя от человека все больших усилий для выполнения простейшей работы. Посттравматическое стрессовое расстройство способствует потери контроля специалиста над своими эмоциями, поведением [30].

Поддержание благоприятного психологического климата в коллективе, мониторинг психологического состояния сотрудников во время дежурства - одна из основных задач, не только для психолога, но и для начальника. Умение поддержать благоприятный настрой в отряде во многом зависит и от самих специалистов [31].

Специалист профессии особого риска, имея хорошую профессиональную подготовку, порой не владеет необходимыми навыками психологической самопомощи и взаимопомощи, что ставит проблему возникновения синдрома эмоционального выгорания в данной среде особенно остро [32].

При разработке методов профилактики синдрома эмоционального выгорания и способов психологической защиты учитывались такие факторы, как степень риска профессии и личностные особенности сотрудников. В рамках исследований особое внимание было уделено обучению педагогов навыкам самонаблюдения и приемам саморегуляции [32].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Интенсификация жизни, усложнение технологий, повышение требований к личности в профессиональной жизни приводит к тому, что со временем изучения феномена стресса не только не теряет своей актуальности, а наоборот вызывает все большее и большее внимание исследователей из разных областей знаний.

Стресс является комплексным процессом, который включает как физиологические, так и психологические компоненты. С помощью стресса происходит мобилизация организма на самозащиту, к приспособлению к новой ситуации, приводит в действие защитные механизмы, обеспечивающие сопротивление воздействию стресса или адаптацию к нему. Стресс возникает тогда, когда требования превышают имеющиеся ресурсы, из этого можно сделать вывод, что необходимо либо изменить требования, либо увеличить ресурсы.

Важным условием является сформированность умений адекватно распределять обязанности в профессиональной и частной жизни. Выгорание усиливается лишь тогда, когда границы между профессиональной и частной жизнью начинают стираться, а профессиональная деятельность требует значительной части времени.


Для сохранения психологического здоровья специалистов следует ограничивать профессиональную деятельность и не распространять ее на жизнь в семейном кругу, во взаимодействии с друзьями.

Если возникает угроза выгорания, психологу и руководителю необходимо учитывать индивидуально-психологические характеристики личности, изучить психологический климат в профессиональной группе, усовершенствовать и улучшить условия труда и отдыха специалиста, изучить характер профессиональных деформаций и особенности общения в профессиональной группе, преобладающие мотивы профессиональной деятельности.

Профессиональное выгорание личности – это социально-психологического феномен, обусловленный синдромом физического, умственного и эмоционального истощения, что приводит к развитию негативной самооценки, безразличного отношения к профессиональной деятельности, деперсонализации.

Нами были выделены группы факторов, которые прямо или косвенно обусловливают профессиональное выгорание: организационные и индивидуально-личностные факторы деятельности, в частности ее эффективность, удовлетворенность ею, идентификация с профессиональной группой, мотивы деятельности, состояние здоровья.

Профессиональное выгорание личности – это результат негативного влияния профессиональной деятельности на поведение и мышление, нарушение их психологической структуры, что приводит к сужению круга интересов и потребностей исключительно профессиональных; это доминирование в определенной профессиональной группе личностных качеств и оценки объективной действительности сквозь призму профессиональных интересов.

В то же время профессиональное выгорание личности – это индивидуальный процесс, причинами которого является сочетание комбинаций субъективных и объективных факторов, которые зависят от личностных качеств человека, индивидуальной системы профессионального развития и социального взаимодействия.

Дальнейшие перспективы исследования видимы в проявлении и исследовании влияния фактора профессиональной компетентности с целью профессионального самосохранения специалистов педагогических учреждений и преодоления негативных тенденций профессионального выгорания.

Обобщая информацию о личных и профессиональных качествах педагога мы можем определить, что учителю присущи:

- личные качества: наблюдательность, трудолюбие, целеустремленность, настойчивость, скромность, интерес к физической культуре, любовь к детям, тактичность, организованность, самостоятельность, сдержанность, терпеливость. Стоит подчеркнуть, что необходимым является наличие таких качеств, как ораторские способности, артистичность натуры, остроумие, бодрость, веселость, общительность. Особенно важным является готовность к эмпатии, то есть пониманию психического состояния ученика, сопереживание.


- профессиональные качества: педагогический такт, научная эрудированность, умение планировать работу, речевая культура специалиста, профессиональные навыки и умения, требовательность, профессиональное мастерство и самообразование, новаторство, требовательность к качеству своей профессиональной работы, критический взгляд на свои знания, интерес к судьбе детей, организаторские способности.

Стрессоустойчивость рассматривается, как способность человека противостоять воздействию стресс-факторов и профилактики возникновения патологических психических состояний. Можно утверждать, что проблемой изучения стрессоустойчивости занималась достаточно большое количество ученых.

Стрессоустойчивость личности педагога – это структурно-функциональное, динамичное, интегративное свойство личности, результат трансактного процесса столкновения индивида с стрессогенным фактором, который включает в себя когнитивную репрезентацию, объективную характеристику ситуации и требования к личности [4].

Важно отметить, что на адекватность оценки ситуации и собственных ресурсов влияет интенсивность реакций, направленных личностью на смену компонентов стрессовой ситуации, изменение когнитивной репрезентации, отношение, мотивационной, волевой ориентации.

Список использованной литературы

  1. Абабков В., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии / В. Абабков, М. Перре. – СПб: Речь, 2014. – 166 с.
  2. Абрумова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика // Психологический журнал. – 2005. – №6. – 261 с.
  3. Агапова Е. В. Психологические особенности синдрома профессионального выгорания у государственных служащих : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.04 / Агапова Е. В.; [Место защиты: Всерос. центр экстрен. и радиац. медицины им. А.М. Никифорова МЧС России]. - Санкт-Петербург, 2017. - 24 с.
  4. Асеева И.Н. Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и стратегий преодоления стресса у педагогических работников: дис. … канд. психол. наук / И.Н. Асеева. – Самарск. гос. пед. ун-т. – Самара, 2007. – 42 с.
  5. Бабанов С.А. Профессиональные факторы и стресс: синдром эмоционального выгорания // Трудный пациент. – 2009 – № 12. – С.10-13.
  6. Баробанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома «эмоционального сгорания»// Вестник МГУ. – Сер.14, Психология.- 2000. – №1.- 291с.
  7. Боровикова С.А., Водолазскова Т.П. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. – СПб.: Издательство С-П ун-та, 2008. – 19 с.
  8. Водопьянова Н.Е, Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика – СПб: Изд. Дом Питер, 2005 – С. 62. 
  9. Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях / Н.Е. Водопъянова // Психологическое здоровье. – Санкт-Петербург, 2008. – 315 с.
  10. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. – Речь, 2007. – 25 с.
  11. Дубчак Г. М. Понимание профессиональной стрессоустойчивости в психологической литературе / Г. М. Дубчак // Научный вестник Черновицкого университета: сб. наук. пр. – Черновцы: Черновицкий нац. ун-т, 2014. – Вып. 649: Педагогика и психология. – С. 39-47.
  12. Журавлева Л.А. Сергиенко Е.А. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте. – Когито-Центр, 2011. – 512 с.
  13. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – Питер, 2006. – 512 с.
  14. Киреева Н. Н., Анисимов А. И. Социальная зрелость и профессиональное выгорание педагогов // Ананьевские чтения. – 2012: Материалы научной конференции. – СПб., 2012.
  15. Киршин П.А. Опыт изучения и профилактики синдрома эмоционального сгорания педагогов / П.А. Киршин // Актуальные вопросы образования. – 2007. – № 4. – 102 с.
  16. Китаев-Смык Л.А. Организм и стресс. – Смысл, 2012 – 464 с.
  17. Коновалова В.А. Организационные симптомы и факторы профессионального выгорания // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2010. – № 5.
  18. Котова Е.В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания: учебное пособие [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. / Краснояр. гос.пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2013.
  19. Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2004. – №11. – 41 с.
  20. Лешукова Е. Синдром сгорания. Защитные механизмы. – Меры профилактики // Вестник РАТЭПП. – 2002. – № 1-2.
  21. Маркова С.М. Теория и методика профессионального образования: теоретические основы [Текст] / С.М. Маркова // Вестник МГТУ им. М.А. Шолохова. – 2013. – №4. – С. 40-45.
  22. Молчанова Е. Ю. Личностная обусловленность выбора стратегий совладающего поведения сотрудников органов внутренних дел: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.13 / Молчанова Е. Ю.; [Место защиты: Юж. федер. ун-т]. – Ростов-на-Дону, 2016. – 22 с.
  23. Моросанова В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека / В.И. Моросанова. – 2-е издание. – М.: Наука , 2012. – 519 с.
  24. Моцкин Ю.В., Киколов А.И., Тихоревский В.И. Психологические основы профилактики перенапряжения. – М.,2007. – 49с.
  25. Муслимов Н. А. Развитие профессиональных качеств будущих учителей в процессе изучения педагогических дисциплин [Текст] / Н.А. Муслимов, М. М. Кадыров // Молодой ученый. – 2012. – №12. – С. 494-496.
  26. Наенко Н.И. Психическая напряженность. – М, 2006. – 231 с.
  27. Никиреев Е.М. Психолого-педагогические особенности профессиональной направленности личности [Текст] / Е.М. Никиреев // Психология самоопределения личности и групп: история, современное состояние и тенденция развития: материалы Всероссийской научной конференции, 10 апреля 2013 г., г. Уфа. – М. – Берлин: ДиректМедиа, 2014. – С. 19-23.
  28. Никифоров А. М., Рыбников В. Ю., Вавилов М. В. Теория и практика оперативного психологического контроля специалистов экстремального профиля: учеб.-метод. пособие. – СПб.: ВЦЭРМ, 2002. – 53 с.
  29. Одинцова М.А. Захарова Н.Л. Психология стресса. – Москва Юрайт. – 2017. – 299 с.
  30. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии. Эмпирические исследования // Психологический журнал. – 2003. – №1. – 59 с.
  31. Прусова Н.В., Боронова Г.Х. Психология труда. – Эксмо, 2008. – 160 с.
  32. Стрельникова Ю. Ю. Структурно-динамическая модель личностных изменений специалистов профессий экстремального профиля: автореферат дис. ... доктора психологических наук: 19.00.03 / Стрельникова Ю. Ю.; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т]. – Санкт-Петербург, 2016. – 55 с.
  33. Тиунов С.В. Повышение эффективности преподавания на курсах по подготовке спасателей (психологические аспекты) // Современные способы активизации обучения. Материалы методико-практической конференции УМЦ по ГО и ЧС г. Москвы. – М., 2008. – С.26-27.
  34. Тиунов С.В., Крылов М.Ю. Профилактика синдрома эмоционального выгорания у специалистов, работающих в экстремальных условиях // Психологические проблемы семьи и личности в мегаполисе – М.: Изд-во «Институт психологии РАН». – 2012. – С.285-295.
  35. Федунина Н.Ю. Экстренная психологическая помощь. Законы жанра // Московский психотерапевтический журнал. – 2006. – № 4. – С. 6–24.
  36. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2006. – 256 с.