Файл: Проблемы профессиональных стрессов.Профессиональное выгорание (педагог).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 624

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты изучения синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности

1.1. Основные теоретические подходы к изучению феномена эмоционального выгорания

1.2. Содержание профессиональной деятельности и личностно-профессиональные особенности специалистов педагогических учреждений

1.3. Факторы, влияющие на развитие эмоционального выгорания и деформацию личности специалиста

глава 2. особенности личностных качеств и стрессоустойчивость педагогов

2.1. Личностные качества педагога

2.2. Стрессоустойчивость педагога как совокупность качеств личности

Глава 3. Методика организации эмпирического исследования особенностей выгорания у специалистов педагогических учреждений

3.1. Организация и методология исследования, объем социальной выборки и ее общая характеристика

3.2. Профилактика выгорания специалистов педагогических учреждений

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованной литературы

Результаты диагностирования уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко показали, что фаза «Истощение» характеризуется психофизическим переутомлением человека, опустошенностью, нивелированием собственных профессиональных достижений, нарушением профессиональных коммуникаций, развитием циничного отношения к тем, с кем приходится общаться по рабочим вопросам, развитием психосоматических нарушений и проявляется в таких симптомах, как:

1) эмоциональный дефицит – развитие эмоциональной не чувственности на фоне перенапряжения, минимизация эмоционального вклада в работу, автоматизм, опустошения человека при исполнении профессиональных обязанностей;

2) эмоциональное отчуждение – создание защитного барьера в профессиональных коммуникациях;

3) личностное отчуждения (деперсонализация) – нарушение профессиональных отношений, развитие циничного отношения к тем, с кем приходится общаться при выполнении профессиональных обязанностей, и к профессиональной деятельности вообще;

4) психосоматические и психовегетативные нарушения – ухудшение физического самочувствия, развитие таких психосоматических и психовегетативных нарушений, как расстройства сна, головные боли, проблемы с артериальным давлением, желудочные расстройства, обострение хронических болезней и тому подобное.

Вследствие проведенного эмпирического исследования обнаружено, что среди исследуемых работников педагогических учреждений явление эмоционального выгорания не слишком есть распространенным, поскольку синдром эмоционального выгорания среди большинства работников является не сформированным. Развитие профессионального выгорания у испытуемых оказывается именно из-за наличия компонента «резистенция», которая характеризуется неадекватным эмоциональным реагированием, уменьшением взаимодействия с коллегами, прекращением профессиональных обязанностей, желанием побыть в одиночестве, расширением сферы экономии эмоций и тому подобное.

По результатам корреляционного исследования установлено, что работникам педагогических учреждений, переживающих профессиональное выгорание, присуща внутренняя напряженность, замкнутость, нерешительность, низкая способность к самоконтролю и эмоциональной лабильности.

В процентном соотношении результаты диагностики представлены в Диаграмме 1, 2, 3.

На одном из этапов исследования анализировался уровень выраженности выгорания у специалистов педагогических учреждений. Необходимо сказать, что с этой целью использовалась методика «Синдром выгорания» в профессиях системы «Человек – человек» К.Маслач, С.Джексона.


В процессе исследования установлено, что для достаточно большого количества представителей-специалистов педагогических учреждений характерно наличие основных составляющих синдрома профессионального выгорания.

Таким образом, высокий уровень такой составляющей профессионального выгорания, как «Эмоциональное истощение» (занижение эмоционального фона, равнодушие или эмоциональное перенасыщение и др.), выявлены в 22,5% опрошенных специалистов педагогических учреждений.

 Высокий уровень выраженности следующей составляющей, которой является «Деперсонализация» (деформации отношений с клиентами, подчиненными и др.), она может проявляться, как зависимость от других, или как рост негативизма, циничности установок и чувств, зафиксировано у 42,5% опрошенных.

 И высокий уровень еще одной составляющей – «редукции личных достижений» (отрицательное оценивание себя, своих профессиональных достижений и успехов, ограничения своих возможностей и др.) констатировано в 32,5% респондентов.

 Итак, часть опрошенных представителей педагогических учреждений, имеют высокий уровень выраженности всех составляющих синдрома профессионального выгорания. И наиболее выраженным среди них есть такая составляющая, как «деперсонализация». Скорее всего, это можно объяснить сложностью деятельности респондентов.

Полученные данные свидетельствуют, на наш взгляд, о достаточно серьезных психологических проблемах в деятельности представителей педагогических учреждений и необходимость предоставления им психологической помощи по определенных вопросах.

Согласно точке зрения большинства исследователей, такие понятие как «усталость», «стресс», «нервное истощение», «профессиональная деформация», «профессиональное выгорание» хоть и родственные, но относительно самостоятельные феномены. Отсюда следует, что нужно четко отличать понятие «профессиональное выгорание» от вышеперечисленных смежных понятий.

Основное различие между выгоранием и усталостью заключается в том, что в последнем случае человек способен быстро восстановиться, а в первом – нет.

Первое отличие между стрессом и выгоранием скрывается, прежде всего, в продолжительности процесса: выгорание – это длительный, «растянутый» во времени рабочий стресс. Вторым отличием является то, что стресс – это все-таки адаптивный синдром, мобилизует все стороны психики человека, а выгорание – это срыв в адаптации. Третьей отличительной чертой между стрессом и выгоранием является степень их распространения. Стресс может чувствовать каждый, а выгорание проявляется только в профессиональной деятельности. Четвертым отличием является то, что стресс не обязательно может быть причиной выгорания. Известно, что люди способны прекрасно работать в стрессовых условиях (например, в процессе войны, стихийных бедствий, эпидемий), если считают, что их работа является важной и значимой. И последним отличием является то, что выгорание в отличие от стресса является феноменом необратимым: возникнув в человека, он продолжает развиваться, и можно только определенным образом затормозить этот процесс.


Диагностика эмоционального выгорания по методике российского психолога В. В. Бойко – это проявление напряжения, резистенции и истощения. Исследуемым было предложено ответить на 84 вопроса, каждый из которых соответствует одному из ведущих симптомов выгорания.

Напряжение характеризуется ощущением эмоциональной истощенности, усталости, обусловленной собственной профессиональной деятельностью, которое проявляется в таких симптомах:

- человек воспринимает рабочие и профессиональные условия, межличностные отношения как психотравмирующие;

- возникает неудовлетворенность собой как личностью и профессионалом, собственной профессиональной деятельностью;

- ощущение безысходности ситуации, желание изменить профессиональную деятельность;

- развитие тревожности, усиление нервных и депрессивных настроений.

Резистенции как чрезмерное эмоциональное истощение, провоцируют возникновение и развитие защитных реакций, формирующих человека как эмоционально закрытую систему, отстраненную, равнодушную, а любое эмоциональное влечение к профессиональным делам и общению вызывает у него чувство переутомления.

Третий компонент характеризуется психофизическим переутомлением, опустошенностью, нивелированием собственных профессиональных достижений, нарушением профессионального общения, развитием циничного отношения к профессиональной когорте, психосоматическими нарушениями.

Согласно представленному «ключа» подсчитывают: сумму баллов отдельно для каждого из 12 симптомов выгорания; сумму показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования выгорания; итоговый показатель синдрома эмоционального выгорания – это сумма показателей всех 12-ти симптомов. По показателю выраженности проявления каждого из симптомов определяется фаза сформированности эмоционального выгорания.

Заметим, что система консультаций, семинаров и тренингов – это целенаправленная профилактика профессионального выгорания, диагностика имеющихся психических состояний, подбор эффективных психологических приемов, которые может самостоятельно использовать каждый специалист, помогать друзьям, знакомым.

Профилактические, лечебные, реабилитационные мероприятия проявления и преодоления профессионального выгорания личности должны способствовать ограничению воздействия факторов стресса: снятие психического напряжения, повышение профессиональной мотивации, выравнивание баланса между затраченными усилиями, материальной, моральной наградой, социальным одобрением.


С целью преодоления профессионального выгорания предлагаем специалистам использовать технические перерывы, тайм-ауты, деловые игры для сохранения психического и физического здоровья; овладеть умениями и навыками саморегуляции, релаксации, расширить круг общения за пределы профессионального, поддерживать хорошую физическую форму, менять виды деятельности на непрофессиональные.

Целенаправленная профилактика профессионального выгорания предусматривает развитие умений и навыков равномерного распределения профессиональных нагрузок; быстрые перестройки с одного вида деятельности на другой; конструктивное решение конфликтов, повышения профессионального мастерства и квалификации путем самообразования и краткосрочного обучения, изучение опыта успешных специалистов.

Стоит сказать, что жертвой эмоционального выгорания может стать как отдельно взятый человек, так и целый коллектив. Это связано с тем, что работник, которому характерно эмоциональное выгорание, становится пессимистом, у него сильное негативные восприятие и оценка ситуации. Находясь в процессе рабочей деятельности и в постоянном взаимодействии с людьми, которые находятся под влиянием тех же стрессоров, происходит развитие у них одинаковых симптомов выгорания.

Это, в конце концов, и составляет основную проблему и опасность синдрома «эмоционального выгорания».

Особенно опасно эмоциональное выгорание на стадии появления, потому что «выгорающий» сотрудник, как правило, не осознает его симптомы и изменения, которые в этот период легче заметить со стороны.

Как и любую болезнь, эмоциональное выгорание легче предупредить, чем лечить, поэтому важно знать и предупреждать появление факторов, которые могут привести к развитию этого явления.

В связи с тем, что эмоциональное выгорание – это достаточно сложное явление, то совершенство его изучения напрямую зависит от методов исследования, которые применяются в определённых случаях.

Вернуть человека, который «выгорел» к нормальному образу жизни очень трудно. Поэтому особенно актуально возникает вопрос о профилактике этого синдрома. Он должен начинаться с распознавания и понимания сути проблемы.

Первый шаг состоит в контроле за процессом выгорания – взять на себя ответственность за свое собственное переживание стресса и потом обязать себя изменяться.

Человек должен удовлетворять свои личные потребности для того, чтобы у него «было что отдавать» своим коллегам. Однако нет общего мнения относительно того, к каким мерам нужно прибегать.


Метод математической статистики – коэффициент корреляции Пирсона.

Синдром «профессионального выгорания» – одно из проявлений стресса, с которым сталкивается человек в своей профессиональной деятельности. Этот срок – общее название последствий длительного рабочего стресса и определенных видов профессионального кризиса. Поскольку данные современных исследований наглядно показывают, что «профессиональное выгорание» можно отличить от других форм стресса как концептуально, так и эмпирически, возникает необходимость в систематических научных исследованиях этого синдрома.

В отличии от стресса, эмоциональное выгорание является особой формой профессиональной дезадаптации человека, что приводит к снижению качества работы, потери интереса к ней и даже к смене профессии и рода деятельности.

Оно является причиной нарушений физического и психического здоровья.

Профессиональное выгорание является одним из проявлений профессиональной дезадаптации. Стоит отметить, что существует прямая корреляционная связь между показателями степени стресса и синдрома эмоционального выгорания специалистов педагогических учреждений.

Диаграмма 6. Стресс и профессиональное «выгорание»: сравнительный анализ

Коэффициент корреляции Пирсона (r-Пирсона) применяется для исследования взаимосвязи двух переменных, измеренных в метрических шкалах на одной и той же выборке. Он позволяет определить, насколько пропорциональная изменчивость двух переменных.

Таблица 1

Таблица исчесления коэфициента кореляции Пирсона

і

х

у

ху

х2

у2

1

2

26,4

52,8

4

696,96

2

3,5

26,9

94,15

12,25

723,61

3

4

27,3

109,2

16

745,29

4

5,2

27,7

144,04

27,04

767,29

5

6,3

28,1

177,03

39,69

789,61

6

7,1

28,4

201,64

50,41

806,56

7

8,4

29,1

244,44

70,56

846,81

8

9,5

29,4

279,3

90,25

864,36

Всего

46

223,3

1 302,6

310,2

6 240,49