Файл: Проблемы профессиональных стрессов.Профессиональное выгорание (педагог).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 630

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты изучения синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности

1.1. Основные теоретические подходы к изучению феномена эмоционального выгорания

1.2. Содержание профессиональной деятельности и личностно-профессиональные особенности специалистов педагогических учреждений

1.3. Факторы, влияющие на развитие эмоционального выгорания и деформацию личности специалиста

глава 2. особенности личностных качеств и стрессоустойчивость педагогов

2.1. Личностные качества педагога

2.2. Стрессоустойчивость педагога как совокупность качеств личности

Глава 3. Методика организации эмпирического исследования особенностей выгорания у специалистов педагогических учреждений

3.1. Организация и методология исследования, объем социальной выборки и ее общая характеристика

3.2. Профилактика выгорания специалистов педагогических учреждений

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованной литературы

Введение

Каждая профессия требует от человека владения соответствующими личностными качествами как базой для формирования профессионализма в области той или иной деятельности.

Учитель должен обладать следующими качествами: любовь к детям, чувство человеческого достоинства, честность, совестливость, справедливость, объективность, выдержка, сдержанность, терпение, организаторские способности, умение работать с детским коллективом, всестороннее развитие, принципиальность и требовательность, оптимизм, любовь к жизни, отзывчивость, гуманное отношение к людям, творческий склад мышления, тактичность.

Современная социокультурная ситуация в России предъявляет высокие требования ко всем аспектам образовательной деятельности, в частности к личности педагога.

В то же время учительская профессия, выступая одной из наиболее интеллектуально и эмоционально напряженных видов профессиональной деятельности, несет в себе множество негативных факторов, которые способны привести к деформации личности педагога.

Одним из таких факторов является профессиональный стресс учителя, который негативно сказывается на эффективности его педагогической деятельности. Именно поэтому одним из профессионально важных качеств личности представителя педагогического сообщества должно быть его способность сопротивляться стрессовым ситуациям, или стрессоустойчивость.

Интерес к изучению стрессоустойчивости приобретает особую значимость в связи с характером педагогической деятельности, обусловленным изменением социальных стереотипов, социальным заказом по обучению и воспитанию молодого поколения с учетом новых стратегий развития общества, повышенной конкуренции.

В зарубежной психологии, прежде всего российской, изучением такого феномена, как стрессоустойчивость, занимались Л. Аболин, Е.П. Ильин, А.К. Маркова, Л. Митина, С.В Субботин, А.И. Щербаков и др.

Проблема синдрома выгорания является наиболее актуальной в современном обществе, так как в ускоряющемся темпе жизни, появляются все новые факторы, влияющие на эмоциональное состояние сотрудников. Различные сферы жизни человека оказывают определенное влияние на его профессиональную деятельность.

Существует множество факторов, предшествующих профессиональному выгоранию, но основным считается стресс. Ответная реакция на продолжительные стрессы межличностных коммуникаций.


Синдром выгорания в зарубежной психологии исследуется уже более 30 лет. В отечественной же науке интерес к данной проблеме возник относительно недавно.

Выгорание – это личностная деформация, оказывающая влияние на все стороны жизни работника. Это динамический процесс, характеризующийся возрастанием выраженности его проявлений.

Нужно отметить, что выгорание отрицательно сказывается не только на профессиональной деятельности человека, но также оказывает влияние на его личную жизнь, на психологическое и физическое здоровье.

Целью данной работы является изучение личностных предпосылок выгорания как следствие стресса у специалистов педагогических учреждений.

Объект исследования – теоретические аспекты изучения синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности.

Предмет исследования – организация эмпирического исследования особенностей выгорания у специалистов педагогических учреждений.

Задачи:

- на основе теоретического анализа литературы по проблеме синдрома выгорания дать определение синдрома выгорания, описать функции, виды, факторы, динамику;

- дать описание предпосылок выгорания, способы выявления, предотвращения развития выгорания и его профилактики; провести теоретический анализ исследований по проблеме синдрома выгорания;

- выявить причины выгорания у сотрудников педагогических учреждений;

- выявить способы предотвращения выгорания;

- рассмотреть личностные качества педагога;

- определить особенности срессоустойчивости педагога как совокупности качеств личности.

Методы исследования: теоретический научный метод (анализ научных источников), эмпирическое исследование.

Теоретико-методологическую основу исследования составили труды в области конфликтов: Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой, П.А. Киршина, В.А. Коноваловой, Бойко, Н.В. Гришиной.

Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности


1.1. Основные теоретические подходы к изучению феномена эмоционального выгорания

Существует множество различных определений для синдрома выгорания, но в основе всех определений лежит: эмоциональное и физическое истощение человека. Развивается вследствие хронического переживания стресса на работе.

Интерес к данному синдрому обоснован тем, что он вызывает непосредственное проявление проблем, связанных с самочувствием работников, эффективностью труда и стабильной работы организации [3].

Социальный психолог К. Maslac (1976 г.) определила синдром эмоционального выгорания как синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам [1].

Р. Кочюнас даёт определение «синдрому выгорания» как «сложному психофизиологическому феномену, сопровождающемуся эмоциональным, умственным и физическим истощением из-за продолжительной эмоциональной нагрузки» [2].

По В.В. Бойко (1999), «эмоциональное выгорание» – «выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на их избранные психотравмирующие воздействия».

По Т.В. Форманюк, «синдром эмоционального выгорания» – «специфический вид профессионального заболевания лиц, работающих с людьми» (учителей, психологов, психиатров и т. п.).

Впервые данный термин предложил Фроуденберг для описания деморализации, разочарования, усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений [3].

Интерес к исследованию синдрома выгорания вырос после того, как ученые Маслач и Джексон схематизировали описательные характеристики данного синдрома и разработали опросник для его количественной оценки [11]. Они выделили три группы переживаний, в которых проявляется синдром выгорания:

  1. Эмоциональное истощение – переживание бессилия и опустошения;
  2. Деперсонализация – дегуманизация отношений с окружающими людьми (проявление черствости, грубости или цинизма);
  3. Редукция личных достижений – занижение собственных достижений, потеря смысла и желания работать [5].

Синдром выгорания проявляется в личностной деформации. Как правило, развивается у тех, чья профессия основана на общении с другими людьми, где от качества коммуникации зависит результат деятельности.

Наиболее часто данный синдром развивается у специалистов «помогающих» профессий. Так как все ситуации делового общения, связанные с высокой ответственностью за людей, сопровождаются высокой интеллектуальной и эмоциональной напряженностью, что является фактором риска выгорания специалистов [10].


Многие современные психологи считают, что эмоциональное выгорание является защитным механизмом в условиях сильных психотравмирующих воздействий.

Эмоциональное выгорание позволяет минимизировать затраты энергии и сберечь от излишней работы некоторые системы организма: например, нервную, эндокринную, сердечно-сосудистую [20].

Синдром профессионального выгорания – отрицательная реакция на рабочие стрессы, которая включает в себя психологические и поведенческие аспекты. Чем сильнее последствия этих стрессов, тем больше усугубляется истощение моральных и физических сил человека, ухудшается здоровье [6].

В настоящее время существует несколько моделей выгорания [8]:

  1. Однофакторная модель – рассматривает выгорание, как состояние физического, эмоционального истощения, вызванное длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях. Главная причина – истощение.
  2. Двухфакторная модель – выделяется двухмерная конструкция, состоящая из эмоционального истощения, включающий в себя жалобы на здоровье, физическое самочувствие, нервное напряжение, эмоциональное истощение; и деперсонализации, проявляющейся в изменении отношений к окружающим, либо к себе.
  3. Трехфакторная модель – включает в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личностных достижений.

Первый компонент рассматривается как основная составляющая синдрома выгорания, выражается в снижении эмоционального фона, равнодушии, эмоциональном перенасыщении.

Вторая составляющая проявляется в деформации отношений с другими людьми.

Третий компонент может быть выражен в тенденции негативного отношения к себе, занижения своих достижений и успехов.

Причины синдрома эмоционального выгорания подразделяют на две группы:

1) субъективные (индивидуальные: связаны с особенностями личности, возрастом (молодые работники больше подвержены риску «выгорания»), системой жизненных ценностей, убеждениями, способами и механизмами индивидуальной психологической защиты, с личным отношением к выполняемым видам деятельности, взаимоотношениями с коллегами, объектами рабочего процесса, членами своей семьи. Так же можно отнести и высокий уровень ожидания результатов своей профессиональной деятельности, высокий уровень преданности моральным принципам и т.п. Больше всего подвержены данному синдрому и первыми выходят из строя, как правило, самые лучшие сотрудники - те, кто наиболее ответственно относится к своей работе, переживает за свое дело, вкладывался в него.


2) объективные (ситуационные): связанны со служебными обязанностями. Их связывают с увеличением профессиональной нагрузки, недостаточным пониманием должностных обязанностей, неадекватной социальной и психологической поддержкой и т.д. [9].

Многие психологи утверждают, что «эмоциональному выгоранию» наиболее подвержены представители «помогающих профессий» (педагоги, социальные работники, психологи, врачи и т.д.).

Существует ряд состояний человека, которые резко уменьшают его мотивацию. Монотонность, психическое пресыщение, утомление – приводит к исчезновению желания выполнять работу, даже ту, к которой вначале имелся положительный мотив.

Но особенно сильно и длительно влияет на снижение мотивационного потенциала состояние депрессии, возникающее у здоровых людей. Состояние тревоги и депрессии является также симптомом «эмоционального выгорания» [7].

В настоящее время выделяют более 100 симптомов, связанных с «выгоранием». Среди них есть те, которые связаны с мотивацией работника (потеря энтузиазма, интереса к профессиональной деятельности).

Исследователь К.Кондо особое значение придает стрессовым ситуациям. Он считает наиболее уязвимыми тех, кто реагирует на стрессы агрессивно, несдержанно.

Стрессогенный фактор вызывает у таких людей, чувство подавленности, уныния из-за неосуществления того, чего хотелось достичь. Кондо относит к типу «сгорающих» также и «трудоголиков» [11].

К профессиональным стрессам можно отнести: вхождение в новую профессиональную среду; ситуацию нововведений и конфликтов в коллективе; ситуации изменения требований к данной профессии, внутренних переживаний и кризисов; ситуации, связанные с профессиональным ростом, с карьерой и др.

Это может способствовать появлению у человека таких стрессовых проявлений, как беспомощность, подверженность конфликтам, эмоциональная напряженность, снижение работоспособности, уровня самокритичности и т.д.

Эффекты, возникающие под влиянием стресса сходны с эффектами синдрома «выгорания». Амбрумова выделяет реакции на стресс, которые сходны с эффектами «выгорания».

Их можно подразделить на пять типов:

1. Реакция эмоционального дисбаланса: характеризуется преобладанием отрицательных эмоций. Снижается настроение. Работник ощущает себя дискомфортно.

2. Пессимистическая ситуационная реакция: выражена изменением мироощущения, установлением депрессивных суждений и оценок, видоизменением структуры ценностей.