Файл: Проблемы профессиональных стрессов.Профессиональное выгорание (педагог).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 626
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Основные теоретические подходы к изучению феномена эмоционального выгорания
1.3. Факторы, влияющие на развитие эмоционального выгорания и деформацию личности специалиста
глава 2. особенности личностных качеств и стрессоустойчивость педагогов
2.1. Личностные качества педагога
2.2. Стрессоустойчивость педагога как совокупность качеств личности
3.1. Организация и методология исследования, объем социальной выборки и ее общая характеристика
3.2. Профилактика выгорания специалистов педагогических учреждений
В работе специалистов педагогических учреждений особое значение приобретает необходимость формировать адекватные способы совладания с профессиональными стрессами, так как неадаптивное поведение снижает эффективность профессиональной деятельности, приводит к развитию психической дезадаптации и синдрому профессионального выгорания.
Риск развития подобных негативных эмоциональных состояний предполагает проведение их своевременной психодиагностики и психокоррекции.
1.3. Факторы, влияющие на развитие эмоционального выгорания и деформацию личности специалиста
Продолжительная деятельность сотрудников экстремального профиля (10 лет и более), как правило приводит к негативным последствиям: усиление психического напряжения, повышенной тревожности, утомляемости, социальной интроверсии, пессимизму, ригидности. При этом присутствуют позитивно – адаптивные личностные изменения: повышение конформизма, устойчивости к монотонному труду, упорства, практичности, мужественности, эмоциональной устойчивости, доброжелательности [25].
Деятельность экстремального профиля значительно повышает риск возникновения ПТСР. Так же риск возникновения соматических последствий [25].
Выгорание сотрудника наиболее опасно в начале своего развития. Человек, как правило, почти не осознает симптомов, поэтому первыми замечают изменения в его поведении коллеги.
Очень важно вовремя увидеть данные проявления и правильно организовать систему поддержки таких сотрудников. Поэтому особое внимание следует обратить на те факторы, которые приводят к развитию данного синдрома. Факторы, вызывающие эмоциональное выгорание, группируются в три больших блока: личностные, ролевые, организационные [21]:
Личностный фактор. Переживание несправедливости. Исследования выгорания на основе теории справедливости: люди оценивают свои возможности относительно окружающих в зависимости от факторов вознаграждения, и своего вклада.
Люди ожидают справедливых взаимоотношений, при которых то, что они вкладывают и получают от них, пропорционально вкладываемому и получаемому другими людьми [21].
Эмоционально выгорающие профессионалы, как правило, не способны преодолевать эмоциональные стрессы, связанные с работой, и когда синдром развивается в достаточной степени, у сотрудников обнаруживаются и другие негативные проявления. Например, обнаружены высокие корреляции выгорания с низкой морально составляющей работников, прогулами и высокой текучестью кадров [27].
Влияние возраста, стажа работы и удовлетворенности профессиональной деятельностью. По данным некоторых исследований, профессиональный рост, обеспечивающий сотруднику повышение его социального статуса, уменьшает степень выгорания. В этих случаях может появиться отрицательное взаимоотношение между стажем и выгоранием: чем больше стаж, тем меньше выгорание.
Когда сотрудник неудовлетворен карьерным ростом, профессиональный стаж способствует выгоранию работников [8].
Влияние возраста на синдром эмоционального выгорания неоднозначно. В некоторых исследованиях обнаружена предрасположенность к выгоранию лиц старшего, а также и молодого возраста.
В отдельных случаях состояние молодых специалистов объясняется эмоциональным шоком, который они испытывают при столкновении с реальной действительностью, часто не соответствующей их ожиданиям относительно профессиональной деятельности [8].
Организационный фактор. Группа организационных факторов включает в себя условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности, является наиболее представительной в области исследований выгорания. Не случайно в некоторых исследованиях подчеркивается доминирующая роль этих факторов в возникновении синдрома эмоционального выгорания [11].
Многие исследования свидетельствуют о том, что повышение нагрузки в деятельности, сверхурочная работа – стимулируют развитие выгорания. Аналогичные результаты получены при изучении взаимосвязи между продолжительностью рабочего дня и выгоранием, поскольку эти две переменные тесно связаны друг с другом [28].
Также огромную роль играет контакт сотрудника с клиентами. Непосредственный контакт с клиентами, острота их проблем, как правило, способствуют возникновению синдрома эмоционального выгорания. Любая критическая ситуация с клиентом, независимо от ее специфики, отрицательно воздействует на сотрудника и приводит к выгоранию [28].
Развитию синдрома выгорания также способствует неопределенность или недостаток ответственности. Администрация может предотвратить развитие синдрома, если обеспечит работникам возможность профессионального роста, наладит поддерживающие социальные и другие положительные моменты, повышающие мотивацию сотрудников [3].
Работники, получающие социальную поддержку от начальства, могут лучше сопротивляться стрессовым воздействиям и тем самым быть менее подвержены выгоранию [14].
Ролевой фактор М.А. Беребин разделил факторы, влияющие на «эмоциональное выгорание» на две группы: внешние и внутренние.
К внешним факторам относятся:
- Хроническая напряженная эмоциональная деятельность. Эта деятельность связана с целенаправленным восприятием партнеров и воздействием на них.
Специалисту, работающему с людьми, приходится постоянно подкреплять эмоциями различные аспекты общения: активно решать проблемы, внимательно воспринимать собеседника, усиленно запоминать и быстро интерпретировать визуальную, звуковую и письменную информацию, быстро принимать решения;
- Повышенная ответственность за исполняемые функции. На всех, кто работает с людьми, лежит нравственная и юридическая ответственность за благополучие их клиентов. Нужно постоянно находиться в состоянии субъекта;
- Психологически трудный контингент, с которым имеет дело специалист. В процессе деятельности сотрудник начинает предотвращать подобные случаи и прибегает к экономии эмоциональных ресурсов.
Работает механизм психологической защиты, но эмоциональная отстраненность может быть использована неуместно, и тогда сотрудник не включается в нужды и требования клиентов. На этой почве возникает конфликт.
Внутренние факторы:
- Склонность к эмоциональной ригидности. Выгорание, как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто менее восприимчив, наиболее эмоционально сдержан;
- Интенсивная интериоризация. Данное психологическое явление возникает у сотрудников с повышенной моральной ответственностью за порученное им дело. Постепенно эмоциональные ресурсы истощаются, и возникает необходимость прибегать к тем или иным приемам психологической защиты [29].
Риск возникновения выгорания может увеличиваться в случаях: нехватки условий для самовыражения личности, когда не поощряются, а наоборот, подавляются креативность и инновации.
Как показывают результаты некоторых исследований, развитие синдрома эмоционального выгорания более вероятно у сотрудников с меньшей степенью зрелости, более импульсивных и нетерпеливых, нуждающихся в тех, кто мог бы их поддерживать или одобрять, имеющих цели, которые не вполне согласуются с реальностью. Большее значение имеет индивидуальный тип реагирования на стрессовые ситуации [6].
Чувство контроля сотрудника над тем, что происходит, может иметь решающее значение. Если специалист учится реагировать адаптивным способом, он более успешно и эффективно действует и повышает свою функциональную активность и уверенность. Поэтому не только внешние факторы, но и личностные характеристики сотрудников, приходящих в профессию, играют огромную роль в формировании синдрома выгорания [29].
К. Маслач и М. Лейтер считают, что выгорание – результат несоответствия между личностью и работой. Увеличение этого несоответствия повышает вероятность возникновения эмоционального выгорания сотрудников [8].
Подводя итоги, можно сказать, что причина синдрома эмоционального выгорания – это комбинация целого ряда факторов, но индивидуальная ситуация профессионального развития может усугублять или же сглаживать их влияние.
Формирование синдрома выгорания в профессиональной деятельности может быть связано со следующими факторами: ситуации изменения или утраты социального статуса; ситуация потери работы; ситуация риска; ситуации с экстремальными условиями; неопределенные ситуации и т.д.
Характерными для выгорающих сотрудников являются перегрузки – большое количество клиентов, много требований, избыток информации.
При увеличении перегрузок специалисты начинают неосознанно стремиться к уменьшению контактов – меньше личностно вовлекаются во взаимодействие, чаще прибегают к формальным правилам, используют более безличные методы работы [6].
Еще один важный в данном контексте аспект – это возможность влияния на процесс работы и принятия касающихся сотрудника решений. Если у специалиста присутствует чувство, что он ничего не может изменить в своей работе, что от него ничего не зависит, что его мнение не имеет значения, то вероятность развития синдрома выгорания увеличивается. Ролевая неопределенность, как противоречие разных ролей также способствуют профессиональному стрессу и выгоранию.
глава 2. особенности личностных качеств и стрессоустойчивость педагогов
2.1. Личностные качества педагога
В профессии учителя аккумулировано тысячелетний опыт преемственности поколений.
Педагог – это связующее звено между поколениями, носитель общественно-исторического опыта. В мире профессий, меняется многое, практически все, специальность учителя остается неизменной, хотя содержание, условия его труда, количественный и качественный характер меняются. В субъективной характеристике педагога всегда сочетаются аксиологическая (ценностная) и когнитивная (экономика знаний) плоскости.
Педагогическая профессия предъявляет ряд специфических требований, среди которых основными являются профессиональная компетентность и дидактическая культура.
Умение педагогического общения можно отнести к главным качествам в профессиональной деятельности учителя. Организация непосредственного общения требует наличия у учителя умение привлекать к себе внимание.
Управление учебным процессом осуществляет учитель. Именно он определяет цели и задачи процесса в конкретных условиях, программирует развитие личности ученика, обосновывает систему педагогических средств, форм, методов, их этапность, направленность на решение конкретных педагогических задач [4].
Существенной особенностью педагогического труда является и то, что он с начала и до конца является процессом взаимодействия людей. Это усиливает роль личностных взаимоотношений в педагогическом труде и подчеркивает важность моральных аспектов.
Следует заметить, что основные профессионально значимые качества учителя для высокопроизводительной деятельности можно объединить в следующие группы:
- качества, которые определяют направленность личности: социальные нужды, идейные убеждения, осознание социального, общественного долга, а также нравственная ориентация, общественная активность, общественная ответственность;
- качества, которые определяют педагогическую направленность личности учителя: любовь к детям, педагогический такт, наблюдательность, требовательность, организационные возможности, справедливость, целеустремленность, реальная самооценка, сдержанность, профессиональная работоспособность;
- качества, которые определяют познавательную активность: интересы, интеллектуальная активность, готовность к самообразованию, ощущение нового [6].
Основой профессионального мастерства учителя являются: знания; умения и навыки; направленность и мотивация личности; общая одаренность и педагогические способности; некоторые свойства нервной системы, темперамента и характера, эмоциональные характеристики личности; оптимальное состояние здоровья; любовь к детям и интерес к физической культуре, спорту.