Файл: Проблемы профессиональных стрессов.Профессиональное выгорание (педагог).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 631

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты изучения синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности

1.1. Основные теоретические подходы к изучению феномена эмоционального выгорания

1.2. Содержание профессиональной деятельности и личностно-профессиональные особенности специалистов педагогических учреждений

1.3. Факторы, влияющие на развитие эмоционального выгорания и деформацию личности специалиста

глава 2. особенности личностных качеств и стрессоустойчивость педагогов

2.1. Личностные качества педагога

2.2. Стрессоустойчивость педагога как совокупность качеств личности

Глава 3. Методика организации эмпирического исследования особенностей выгорания у специалистов педагогических учреждений

3.1. Организация и методология исследования, объем социальной выборки и ее общая характеристика

3.2. Профилактика выгорания специалистов педагогических учреждений

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованной литературы

Общеизвестно, что профессия учителя требует определенных требований к здоровью: постоянного нервного и физического напряжения, а потому предполагает развитие голоса, хорошее зрение, умение долго стоять, много ходить, свободно и легко двигаться.

Не менее важное значение имеют его умение держать себя с достоинством, быть всегда бодрым и жизнерадостным, дисциплинированным, внутренне собранным и подтянутым, сдержанным, вежливым, приветливым.

С первого дня своего существования человек всегда стремился к знаниям, а также к передаче своих познаний следующему поколению. Это занятие стало предпосылкой к появлению профессии учитель. Только люди с сильной выдержкой, терпением и жаждой знаний могут называть себя таким высоким званием. Эта профессия одна из древнейших и одна из самых тяжелых, ведь педагог должен учить малознакомых ему людей с разными характерами и способностями, должен находить к каждому из них особый подход и метод обучения, должен уметь уделять внимание каждому отдельно и в равной степени [4].

Современный учитель, педагог должен сочетать в себе простые человеческие качества, которые ценились испокон веков: любовь к окружающим, терпение, чуткость и современные методы обучения.

Конечно, учитель-наставник должен быть честным, иначе с детьми, нельзя: они сразу чувствуют фальшь, и не будут уважать человека, который их обманывает.

Доброта и искренняя любовь к своему делу – вот что возвышает учителя над другими видами деятельности. Бескомпромиссное желание помогать людям, давать знания, совершенствовать личность старшеклассника.

Учитель должен не только уметь раскрыть тему и все доступно объяснить, но и должен уметь общаться с современными старшеклассниками. В понимании подростков, учитель-наставник имеет хорошее чувство юмора, может разрядить напряженную атмосферу в любой ситуации и дать время отдохнуть, рассказать интересную историю из жизни, чтобы помочь методом ассоциирования запомнить определённый материал, может найти индивидуальный подход к каждому ученику и поддержать его в трудной ситуации.

Такой учитель является живым примером для старшеклассников, образцом для подражания. К такому учителю совестно прийти на урок, не подготовившись, не изучив материал. В результате чего появляется стремление к знаниям, к творчеству.

Учитель – это не просто профессия или род занятости. Учитель – это искусство. Искусство быть тем, кем бы тебя хотели видеть твои ученики. Искусство великодушности и искренности, чистой любви, как к ученикам, так и ко всему человечеству.


2.2. Стрессоустойчивость педагога как совокупность качеств личности

Проблематика стрессоустойчивости человека в различных профессиях с давних времен привлекала внимание психологов различных направлений. В исследованиях многих авторов было показано, что длительное воздействие стресса приводит к таким неблагоприятным воздействиям, как снижение общей психической устойчивости организма, появление чувства неудовлетворенности результатами своей деятельности, тенденция к отказу от выполнения заданий в ситуациях повышенных требований, неудач и поражений.

Анализ факторов, которые вызывают подобные симптомы в различных видах деятельности, говорит о том, что существует ряд профессий, к которым собственно принадлежат те или иные профессии, в которых человек начинает чувствовать внутреннюю эмоциональную опустошенность вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми. Появился термин «бессильный помощник», который описывает состояние психической перегрузки в профессиях типа «человек-человек» [1].

Именно, к числу этих профессий относится профессия педагога. Особенностью деятельности педагога является то, что он кроме профессиональных знаний и умений в значительной степени использует свои интеллектуальные и эмоционально-волевые ресурсы личности.

Стрессоустойчивость – совокупность личностных качеств, которые позволяют человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки и перегрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности без особых вредных последствий для этой деятельности, окружающих и своего здоровья.

Стрессоустойчивость педагога является одной из тех качеств, от которой зависит не только успешность овладения профессиональной деятельностью, усиление производительности образовательного процесса, но и самореализация педагога как личности.

Ведущая роль в системе противодействия стресса у учителей-мастеров своего дела принадлежит адаптации, которая заключается в эффективном решении педагогических проблемных ситуаций и задач.

В целом же можно говорить о том, что стрессоустойчивость педагога проявляется в умении преодолевать эмоциональное напряжение, подавлять негативные проявления в поведении, вызванные стрессовыми ситуациями, проявлять выдержку и тактичность [2].


Стрессоустойчивость поддерживают внутренние (личностные) и внешние (межличностные) ресурсы.

Внутренние ресурсы:

- активная мотивация преодоления;

- интернальный локус контроля;

- уверенность в себе;

- положительное и рациональное мышление;

- понимание собственных целей; эмоционально-волевые качества;

- эмоциональный интеллект;

- опыт преодоления стрессовых ситуаций;

- умение обратиться за помощью и принять ее;

- навыки психической регуляции;

- надежда;

- психологическая компетентность;

- навыки тайм-менеджмента;

- копинг-стратегии;

- ассертивное поведение;

- состояние здоровья;

- забота о сохранении и укреплении здоровья;

- отсутствие вредных привычек;

- наличие времени для отдыха;

- здоровое питания;

- здоровый сон и др.

Основными внешними ресурсами является материальная, межличностная и социальная поддержка – поддержка близких, друзей, сотрудников.

Кроме того, профессиональную стрессоустойчивость понимаем, как способность человека противостоять негативному влиянию стрессовых факторов профессиональной деятельности, которая обусловлена индивидуальным комплексом ее врожденных и приобретенных свойств и процессов, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели трудовой деятельности в сложной эмоциогенной ситуации [1].

Необходимо подчеркнуть, что профессиональная стрессоустойчивость является тем свойством, которое обусловлено ​​индивидуальностью человека. Исходя из этого, можно утверждать, что профессиональная стрессоустойчивость является отдельным проявлением психической устойчивости, проявляется во время действия профессиональных стрессовых факторов и их специфичность определяется конкретным видом профессиональной деятельности.

Понятие стрессоустойчивости последнее время рассматривается преимущественно как состояние физического, эмоционального и психического истощения, способность к социальной адаптации, обеспечение успешной самореализации, достижения жизненных целей, сохранения работоспособности и здоровья, как совокупность последствий психотравмирующих ситуаций, которые приводят к дезадаптивным или психосоматическим расстройствам.

Умение успешно справляться со стрессом и свести к минимуму его негативное влияние является важным для каждого человека [2].


Глава 3. Методика организации эмпирического исследования особенностей выгорания у специалистов педагогических учреждений

3.1. Организация и методология исследования, объем социальной выборки и ее общая характеристика

Эмпирическое исследование особенностей выгорания у сотрудников педагогических учреждений.

В исследовании приняли участие учителя школы № 2 г. Краснодара. Выборка в количестве 40 человек.

Материалы для исследования были представлены в бумажной форме. Основной целью данного исследования является выявление предпосылок выгорания у специалистов педагогических учреждений.

Гипотеза исследования: стресс влияет на развитие синдрома выгорания у сотрудников педагогических учреждений.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы, сформулированной в данной работе, была разработана программа, включающая следующие этапы:

1. Разработка диагностического блока;

2. Проведение эмпирического диагностического исследования;

3. Количественная и качественная обработка данных;

4. Сравнение результатов.

Ход работы в данном исследовании осуществлялся на основе следующих шагов:

1) на основе анализа научной литературы, практических исследований и теоретического изучения проблемы были подготовлены методы, осуществлен подбор испытуемых;

2) сбор первичной информации: подбор и анализ методов, контроль надежности и достоверности получаемых данных;

3) количественная и качественная обработка полученных данных, собранных в соответствии с выдвинутой гипотезой;

4) сравнительный анализ и интерпретация полученных результатов.

Проведение эмпирической части исследования производилось с помощью выполнения диагностической части, в которую были включены специально подобранные методики.

В исследовании использовались следующие методы:

Субъективно-оценочные методы:

1. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко (Приложение 1)

2. Диагностика профессионального выгорания К. Маслач, С. Джексон (Приложение 2)

3. Шкала психологического стресса p sm-25 Лемура-Тесье-Филлиона (Приложение 3)


Статистические методы:

  1. Сравнительный анализ данных.

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко. Методика позволяет диагностировать ведущие симптомы синдрома эмоционального выгорания и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения». С помощью смыслового содержания и количественного показателя, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома выгорания, можно дать довольно объемную характеристику личности, оценить адекватность эмоционального реагирования в конфликтной ситуации.

Методика состоит из 84 суждений, которые позволяют диагностировать три симптома эмоционального выгорания: напряжение, резистенция и истощение. Каждая фаза выгорания, диагностируется на основе четырех, характерных для нее симптомов.

Диаграмма 1. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко. Фаза «Напряжение»

Диаграмма 2. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко. Фаза «Резистенция»

Диаграмма 3. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко. Фаза «Истощение»

Диагностика профессионального выгорания К. Маслач, С. Джексон. Признаки профессионального выгорания:

1) чувство безразличия, эмоционального истощения, изнеможения

2) деперсонализация;

3) негативное профессиональное самовосприятие – ощущение своей собственной некомпетентности.

Авторами данной методики являются американские психологи К. Маслач и С. Джексон. Она предназначена для измерения степени «выгорания» в профессиях типа «человек – человек». Данный вариант адаптирован Н.Е. Водопьяновой.

Диаграмма 4. Диагностика профессионального выгорания

К. Маслач, С. Джексон

Шкала психологического стресса psm-25 Лемура-Тесье-Филлиона. Шкала PSM-25 предназначена для измерения феноменологической структуры переживания психологического стресса. Респонденту предлагается отметить в 25-ти позициях свое состояние за последнюю неделю с помощью 8-балльной шкалы (от оценки «никогда» до оценки «постоянно»).

Диаграмма 5. Шкала психологического стресса psm-25

Лемура-Тесье-Филлиона

В данной работе была проведена математическая обработка полученных данных в Excel, использовались методы описательной статистики и корреляционный анализ.

Полученные результаты позволяют сделать вывод, что представленные формы усталости являются отражением феноменов, которые являются достаточно близкими к основным компонентам профессионального выгорания.