Файл: ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ (Понятие, признаки и принципы построения исполнительной власти в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 421

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Так, согласно ч. 2 ст. 77 Конституции РФ в пределах ведения Российской Федерации и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации[11].

Итак, вышеуказанный принцип обусловлен в - первую очередь государственным устройством РФ, который выражается в том, что все органы исполнительной власти РФ по своей структурности принято подразделять на:

  1. федеральные органы исполнительной власти;
  2. органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

К субъектам принято относить: республики, области, края, города федерального значения, автономные области, автономные округа.

Принцип федерализма заключается и проявляется в следующих двух основных направлениях:

  1. основная деятельность органов исполнительной власти, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ определяется исходя из нормативно – правовых актов, которые и регламентируют разграничение предметов их ведения.

Так, основополагающим законом страны определено соотношение нормативно - правовых актов органов власти государства и ее субъектов. Так законы органов исполнительной власти на федеральном уровне обязательны для исполнения и соблюдения аналогичными органами субъектов РФ, а и наоборот акты, изданные вышеуказанными органами субъектов РФ обязательно должны соблюдаться органами исполнительной власти федерального значения.

  1. взаимоотношения между органами власти государства на федеральном уровне и органами субъектов РФ регулируются с помощью административного договора. Согласно данному соглашению органы исполнительной власти государства федерального значения только по соглашению с аналогичными органами субъектов РФ имеют право на передачу своих, возложенных на них функций, если это не противоречит нормам главного закона страны, Конституции РФ.

Еще одним принципом построения исполнительной власти государства является принцип сочетания централизации и децентрализации, который оказывает огромное влияние на функционирование всей системы исполнительной власти.

Под централизацией принято понимать сосредоточение большей части функций государства в ведении центральных органов федеральной исполнительной власти.

Децентрализация – это закрепление предметов ведения и полномочий за определенным органом исполнительной власти государства, которые он обязан реализовывать самостоятельно без постороннего вмешательства в его деятельность.


Принцип законности заключается в том, что все органы исполнительной власти государства обязаны соблюдать основополагающий закон страны, а также иные нормативно – правовые акты, принятые на территории РФ.

Подводя итог вышеизложенному, можно говорить о том, что исполнительная власть является самостоятельной ветвью государственной власти, которая выражается в осуществлении деятельности по управлению делами государства и общества системой специальных органов государства, наделенные исполнительно-распорядительными полномочиями.

    1. Система и структура федеральных органов исполнительной власти в РФ

На территории России для реализации предоставленных полномочий исполнительной власти государства созданы специальные органы: органы исполнительной власти государства, которые выражают государственно-правовой интерес.

Важно отметить, что действующее законодательство помимо словосочетания «органы исполнительной власти» употребляет в нормативных актах такие понятия, как «исполнительные органы», «государственные органы управления». Тем самым, можно сделать вывод, что данные понятия являются тождественными.

Так, например, ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»[12] употребляет в одном значении понятия «органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации», «исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации». Тем самым, можно полагать, что в таком словосочетании можно употреблять не только органы власти субъекта РФ, но и все органы исполнительной власти, включая федеральные.

Л.Л. Попов под органами исполнительной власти понимает определенное подразделение структурированного характера государственно – властного механизма, которое образовано с целью его функционирования в системе разделения властей и реализации нормативно – правовых актов в определенных областях жизнедеятельности общества в целом, таких как политических, социальных, экономических и так далее[13].

Итак, другими словами, под органами исполнительной власти понимают часть государственного аппарата, которая имеет право руководить в вышеназванных областях жизни общества от имени государства.

Как и любое иное понятие, «органы исполнительной власти» обладают рядом определенных, характерных и присущих только им признаков. К которым следует относить:


  1. полномочия государственно-властного характера в области нормотворческой, а также правоприменительной деятельности;
  2. наличие самостоятельности, то есть орган исполнительной власти вправе осуществлять свои полномочия без обращения к другим органам для того, чтобы реализовать их, например, при издании нормативного акта;
  3. они находятся в подчинении между собой;
  4. данные органы имеют собственную внутреннюю структуру, определенный штат государственных служащих, а также технический персонал;
  5. они обладают правами, которые принадлежат юридическим лицам, за исключением органа, который состоит из 1 субъекта.
  6. распространяет свои полномочия в пределах определенной территории;
  7. финансирование осуществляется из средств государственного бюджета РФ или субъекта РФ[14].

В систему органов исполнительной власти следует включать:

- федеральные органы исполнительной власти;

- органы исполнительной власти субъектов РФ.

К первой группе органов следует относить:

- Правительство РФ;

- федеральные министерства;

- иные федеральные органы исполнительной власти[15].

Итак, на территории России наивысшим органом, который осуществляет исполнительную власть, следует считать Правительство РФ. В Основополагающем законе страны указан его статус, порядок действия, в частности основополагающие принципы регламентированы в главе 6. Вторым нормативно – правовым актом, который регулирует деятельность Правительства РФ после Конституции России следует считать Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»[16]. Так, согласно его нормам, единую систему исполнительной власти государства представляет Правительство РФ.

Рассматривая «систему» и «структуру» органов исполнительной власти, в частности Правительства России, важно отметить, что данные понятия хоть и являются схожими, но все же имеют некие отличительные черты. Так система – это совокупность составляющих взаимосвязанных между собой элементов, а под структурой принято понимать расположение их в определенной иерархии.

На сегодняшний день структура Правительства РФ включает в себя:

1. Председателя Правительства РФ: Медведева Дмитрия Анатольевича, который вступил в должность 8 мая 2018 г.

2. Заместителей Председателя Правительства РФ.

Согласно Указу Президента РФ от 21 мая 2018 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» председатель Правительства России имеет девять заместителей, включая Первого заместителя Председателя Правительства РФ и Заместителя Председателя Правительства РФ - Руководителя Аппарата Правительства России[17].


В настоящее время Антон Силуанов является Первым заместителем Председателя Правительства РФ, а Ольга Голодец заместителем Председателя Правительства – Руководителя Аппарата Правительства РФ.

На сегодняшний день заместителями Председателя Правительства РФ выступают: А. В. Силуанов, О. Ю. Голодец, Т.В. Голикова, Д.Н. Козак, В.Л. Мутко, который до 19 октября 2016 года возглавлял пост министра спорта РФ, С.Э. Акимов, Д.О Борисов, Ю.П. Гордеев, А.Г. Чурченко и Ю.П. Трутнев.

3. Федеральных министров, которые возглавляют федеральные министерства России.

Председатель Правительства назначается на должность Президентом РФ с согласия Государственной Думы, остальные также назначаются Президентом, но уже по предложению Председателя Правительства РФ.

Важно отметить, что структура Правительства РФ со дня принятия Основополагающего закона страны, начиная с 1993 г. претерпевала изменения.

Первые изменения в Правительстве России были предприняты согласно Указу Президента России от 23 декабря 1993 г. «О преобразовании и реорганизации Совета Министров – Правительства Российской Федерации»[18]. Именно в тот период времени из состава Правительства РФ были выведены главы исполнительной власти субъектов РФ, что позволило исключить их одновременное существование в структурах и законодательной и исполнительной власти, а также исключить зависимость региональных органов исполнительной власти от федерального центра.

Неоднократно менялся состав, и структура высшего органа исполнительной власти на территории России и в период времени с 2004 – 2019 гг. В канун административной реформы Правительство РФ включало в себя 30 человек, за исключением самого Председателя. У Председателя в этот период времени насчитывалось шесть заместителей, и только лишь двое возглавляли министерства: финансов и сельского хозяйства.

После преобразований, которые были проведены состав Правительства РФ уменьшился. В данный промежуток времени существовал только один вице-премьер. В числе 15 федеральных министров один был без портфеля – это руководитель Аппарата Правительства России.

В мае 2004 г. в связи с тем, что структура федеральных органов исполнительной власти подверглась изменению, на территории России образовались два новых министерства за место одного Министерства транспорта и связи. Это были: Министерство транспорта и Министерство информационных технологий и связи, состав правительства пополнился еще одним федеральным министром.


В сентябре того же года создалось новое министерство, благодаря чему появился и новый федеральный министр, это было Министерство регионального развития.

Осенью 2005 г. была учреждена должность первого вице-премьера, до ранга вице-премьера повысили министра обороны. Следовательно, принимая во внимание прежнего вице-премьера, у главы высшего органа исполнительности власти стало три заместителя.

Следующие изменения произошли в 2008 г., когда стали создаваться новые министерства. У Председателя Правительства России насчитывалось семь заместителей.

На сегодняшний день вопросами формирования высшего органа исполнительной власти РФ, а также условия его отставки регулируются Конституцией РФ, а также ФКЗ «О Правительстве РФ».

Правительство РФ формируется в два этапа, к которым относят: назначение Председателя Правительства РФ и его членов.

Председатель Правительства РФ назначается главой государства, но с обязательного согласия Государственной Думы РФ. Важно отметить, что если трижды состав Государственной Думы РФ будет отклонять предложенную Президентом кандидатуру на пост Председателя, то глава государства имеет право на ее роспуск. Согласно Постановления Конституционного Суда РФ (Постановление от 11.12.1998г. № 28-П) Президент РФ при внесении в Государственную Думу предложений о кандидатурах на должность Председателя Правительства РФ вправе представлять одного и того же кандидата дважды или трижды либо представлять каждый раз нового кандидата. За Государственной Думой закреплено право рассмотреть представленную кандидатуру и решить вопрос по назначению предложенной кандидатуры. После трехкратного отклонения представленной кандидатуры Государственная Дума подлежит роспуску, Президент РФ имеет право представлять каждый раз новых кандидатов, а также одну и ту же кандидатуру[19].

Заместителей главы правительства и федеральных министров назначает Президент по предложению Председателя Правительства РФ. Данные кандидатуры глава государства рассматривает, проводит отбор и назначает на должность. Такой процесс не носит характер публичного.

Так, после вступления в должность Президента РФ после проведенных выборов, Владимир Владимирович Путин назначил на пост Председателя Правительства РФ Медведева Дмитрия Анатольевича, который в свою очередь «изменил состав действующего высшего органа исполнительной власти РФ». Так, состав Правительства России претерпел изменения, теперь он обновился почти на 75 процентов. А вот структура практически не изменилась.