Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Особенности невербального проявления эмоциональных состояний человека).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ особенностей невербального проявления эмоциональных состояний человека

1.1. Особенности невербального проявления эмоциональных состояний человека

1.2. Чувства как высшая форма проявления эмоций

1.3. Гнев и обида как эмоциональные проявления личности

ГЛАВА IІ. особенности и характеристика эмоций и эмоциональных состояний человека, их невербальные проявления

2.1. Виды, характеристика эмоций, способов эмоционального реагирования

2.2. Понятие об эмоциях в современных научных исследованиях

2.3. Особенности вербализации эмоций в языковой картине мира

ГЛАВА IІI. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ особенностей невербального проявления эмоциональных состояний человека

3.1. Методы исследования человека

3.2. Исследование особенностей эмоциональной сферы подростков в состоянии агрессии

Диаграмма 2.1. Эмоции и чувства, которые являются наиболее характерными для подростков в момент раздражения (результаты анкетирования)

Диаграмма 2.2.

Эмоциональная уравновешенность подростков

Заключение

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Положительные эмоции действительно подпитывают организм и способствуют хорошему здоровью человека. В то же время люди, которые страдают от депрессии и постоянно испытывают чувство тревоги, больше подвержены различным заболеваниям.

Необходимо отметить, что эмоции готовят человека к определенным действиям. Соответствующая эмоция готовит человеческое тело к соответствующему поведению:

- если человек испуган, то тело мобилизуется к бегству;

- если человек испытывает гнев, то тело будет готовиться к нападению.

В организме происходят соответствующие процессы для того, чтобы подготовить нас к действиям в конкретной ситуации.

Так, во время опасности, повышается способность сгущения крови и происходит ее отток от поверхности тела – это уменьшит потерю крови в случае ранения.

Наряду с изучением феномена агрессивности и природы его возникновения, внимание исследователей закономерно привлекало вопросы профилактики и коррекции агрессивных проявлений личности.

Вопросы профилактики и коррекции агрессивного поведения среди несовершеннолетних и молодежи рассматривались во многих монографиях, диссертационных исследованиях и других научных публикациях.

Примерами могут служить:

- монография И. Фурманова «Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения у детей подросткового и юношеского возраста» [13];

- диссертационная работа С. Шебановой «Профилактика и коррекция агрессивного поведения студентов средствами тренинга общения» [16];

- исследования Т. Карпинской «Основные методы и приемы предупреждения и контроля агрессивного поведения» [7];

- Т. Румянцевой «Агрессия и контроль» [10] и многие другие.

Взгляд на агрессию как на результат действия различных факторов дает основания для поиска новых способов экспериментальных исследований, определение перспективных методов предотвращения и коррекции агрессивного поведения, является важным аспектом дальнейшей работы в этом направлении.

Весомым компонентом предупреждения агрессивного поведения является работа над осознанием собственных внутриличностных переживаний и связанных с ними эмоциональных реагированию.

Основными задачами являются, во-первых, выработка умения отделять конструктивные эмоции от деструктивных, во-вторых, стимуляция умение понимать эмоции других людей, мотивацию их поведения и деятельности.

Такая работа способствует овладению приемами контроля собственных проявлений гнева и агрессии, а также развития адекватной самооценки.


Цель курсовой работы заключается в теоретическом обосновании и исследовании особенностей невербального проявления эмоциональных состояний человека.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- изучить и описать понятие об эмоциях в современных научных исследованиях;

- рассмотреть особенности невербального проявления эмоциональных состояний человека;

- рассмотреть виды, характеристика эмоций, способов эмоционального реагирования;

- описать чувства как высшая форма проявления эмоций;

- описать гнев и обида как эмоциональные проявления личности;

- проанализировать особенности вербализации эмоций в языковой картине мира;

- обобщить методы исследования человека;

- организовать и провести исследование особенностей эмоциональной сферы подростков в состоянии агрессии, результаты описать.

Объект исследования – теоретические основы исследования особенностей невербального проявления эмоциональных состояний человека.

Предмет исследования – особенности невербального проявления эмоциональных состояний человека.

Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ особенностей невербального проявления эмоциональных состояний человека

1.1. Особенности невербального проявления эмоциональных состояний человека

Если говорить простым языком, то невербальное общение — это коммуникация без помощи слов. И не только между людьми, а также и при взаимодействии с животными. А также помогает понять собеседника более глубоко и выразить более сложные чувства, к которым невозможно подобрать слов либо если человек не осознает, что с ним происходит, то тело даёт ему и окружающим подсказку о его состоянии.


Но словами ведь можно обмануть, а некоторые движения и процессы в организме в зависимости от проживания какого-либо чувства невозможно подделать.

Голос. По факту, это не только средство общения, но и очень сложный инструмент человека, с помощью которого он может кричать, смеяться, плакать и с изменением интонации или тона даёт понять окружающим о его позиции и состоянии. К примеру, по обычному слову: «Привет», можно определить, рады встрече с вами, поздоровались формально, совсем недоброжелательно к вам относятся, и прочее.

Характеристики голоса. Скорость речи: быстрый темп указывает на импульсивность уверенность, медленный – уравновешенность и сдержанность. А вот если присутствуют колебания, речь то убыстряется, то замедляется, это сигнализирует о неуверенности и невозможности себя контролировать в силу переживаний и лёгкой возбудимости.

Громкость: громкий голос принадлежит человеку с активной жизненной позицией и большим количеством жизненной энергии. Тихий голос означает скромность, сдержанность в проявлениях, а вот скачки свидетельствуют о волнении и переживаниях в момент разговора.

Артикуляция: Чёткое произношение обозначает желание быть понятным, а непонятное – неуверенность в себе и своей точке зрения.

Высота: фальцет принадлежит человеку с высоким уровнем интеллекта, голос из груди – искреннему и эмоциональному, слишком высокий, писклявый – означает испуг, заниженный тембр – уверенность в себе, расслабленность и умение влиять на других, вызывать уважение и восхищение.

Мимика. Мимика – это выражение лица, которое отображает различные чувства, которые проживает человек. Только выражаются они немного по-разному, на каждой из сторон лица, в силу того, что левое полушарие мозга отвечает за интеллектуальную сферу, а правое – за эмоциональную.

1.2. Чувства как высшая форма проявления эмоций

Чувства есть одной из основных форм переживания человеком своего отношения к явлениям действительности. Они являются более устойчивыми и постоянными по сравнению с эмоциями, которые возникают в ответ на конкретную ситуацию, они есть ситуативными.

Структура чувств состоит не только из эмоций, но и из более обобщенного отношения человека, связанного с пониманием, знанием. Тесная связь чувств с эмоциями имеет проявление, прежде всего, в том, что каждое чувство переживается и раскрывается через конкретные эмоции.


Удивление – эмоция, которая быстро наступает и быстро проходит. В отличие от других эмоций, удивление не мотивирует поведение в течение долгого времени. Функция удивления состоит в подготовке субъекта к успешным действиям, к новым или неожиданным событиям.

Гнев – сильная отрицательная эмоция, возникающая в ответ на препятствие в достижении человеком страстно желаемых целей.

Эмоции и чувства имеют различное значение у разных людей. Эмоциональность, как мы указывали ранее, составляет одну из сторон характера человека, то есть в определенной степени определяется наследственными и врожденными предпосылками.

Эмоциональность тем или иным образом входит в основные проявления субъектного поведения. Каждый человек имеет свой эмоциональный строй, свою основную палитру чувств, в которых она преимущественно воспринимает мир.

Совокупность человеческих чувств – это совокупность отношений человека к миру и, прежде всего, к другим людям в живой и непосредственной форме личностного переживания [14].

1.3. Гнев и обида как эмоциональные проявления личности

В зависимости от способа поведения в фрустрационной или конфликтной ситуации выделяют вербальный, физический и опосредованный виды агрессии. Е. Ильин на основе проведенного научного анализа настаивает на том, что опосредованную агрессию также следует делить на два подвида: физический (стук, стук и т.д.) и вербальный (сплетни, злые шутки и т. п.) [6, c. 15].

Состояние агрессии в зависимости от его негативных последствий (обострение конфликта, потеря авторитета, привязанности, социальное осуждение) часто может трансформироваться в другие, также преимущественно негативные психические состояния.

В частности, осуществленный неодобрительный поступок в состоянии агрессии часто приводит к индукции психических состояний стыда и вины, а в результате их длительного действия появляются такие деструктивные последствия, как снижение самооценки, торможение инициативности, активности, преобладание пониженного, подавленного настроения [11].

Современные подходы к коррекции состояния агрессии и агрессивности основываются на учете механизмов возникновения и развития этих психических явлений.

Таким образом, для лучшего понимания новейших технологий психокоррекции агрессивности следует рассмотреть основные детерминанты ее появления и развития на основе анализа научно обоснованных теорий и концепций.


Агрессивное поведение является одной из форм нарушения коммуникативной деятельности в ответ на различные неприятные в физическом и психическом смысле жизненные ситуации, которые вызывают стресс, фрустрацию и тому подобное.

Агрессия может быть:

1) средством достижения определенной цели;

2) средством психологической разгрузки;

3) средством удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

По мнению немецко-американского психоаналитика Э. Фромма [12], агрессия человека – это деструктивность, порожденная самим человеком, проявление ее экзистенциальности и социальности.

Ученый утверждает, что деструкция социальных отношений порождена ситуацией, когда человек сталкивается с невозможностью реализовать свои потребности, в результате чего возникают деформированные устремления и поезда.

Э. Фромм употребляет термин «деструктивность» для злокачественной агрессии, направленной на разрушение и абсолютное господство над другим живым существом.

Психоаналитик высказывает мнение о специфике человеческой агрессивности, отмечает, что человек отличается от животного именно тем, что она – убийца.

Это единственный представитель среди приматов, который без биологических и экономических причин мучает и убивает своих соплеменников и находит в этом удовольствие.

Такая биологически аномальная и филогенетически незапрограммированные «злокачественная» агрессия представляет собой настоящую проблему и опасность для выживания человеческого рода.

Выбор способа поведения человека определяется его индивидуально-психологическими характеристиками, внешними обстоятельствами (ситуационными факторами), опытом и воспитанностью.

Частые аффективные проявления негативных эмоций – ярости, гнева, ужаса, отчаяния – в нормальных условиях могут свидетельствовать или о нервно-психическом заболевании у человека, или о его невоспитанности.

Негативные аффективные реакции могут лежать в основе агрессивного поведения личности. Поэтому изучение психологических особенностей гнева и оскорбления личности возникает актуальной проблемой.

Согласно анализу теоретических подходов отечественных и зарубежных психологов, можно сказать, что аффект – это эмоциональный взрыв, сильно выраженная эмоция, почти всегда возникает в виде реакции, при которой происходит реагирование напряжения.

Любая эмоция может достичь уровня аффекта, если она вызывается сильным или особо значимым для человека стимулом.