Файл: ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ (Понятие, признаки и принципы построения исполнительной власти в Российской Федерации).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 425
Скачиваний: 10
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РФ
1.1. Понятие, признаки и принципы построения исполнительной власти в Российской Федерации
ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РФ
2.1. Правительство РФ как федеральный орган исполнительной власти
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы обусловлена тем, что исполнительная власть – одна из основных составляющих в государственно-правовой системе и в основном именно она устанавливает направления политической связи государственной власти и общества в страны и образец взаимодействия государства на внешнеполитическом уровне. Наиболее важную роль исполнительная власть играет в изменяющихся обществах, в которых происходит смена политических режимов, директив и ценностей и формирование новых. К типу таких государств, несомненно, можно отнести Российскую Федерацию. В нашем государстве исполнительная власть на всех уровнях государственного управления оказывает существенное влияние на процессы в государственно-правовой и социально-экономической сфере жизнедеятельности общества: внешнеполитические связи, общенациональная безопасность, борьба с преступностью, устранение террористических угроз, социальная защита населения, регулирование экономики и финансов. Преобладающее значение в установлении государственной политики оказывают органы исполнительной власти на федеральном уровне. Следовательно, достижение основных целей государственной власти находится в зависимости от результативной деятельности исполнительных органов государственной власти.
Конституция Российской Федерации закрепляет положения о разделении государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также разделения предметов ведения и полномочий Российской Федерацией и ее субъектами[1].
Исполнительная власть, как самостоятельная ветвь государственной власти, выполняет организационно-управленческую, исполнительно-распорядительную функции; осуществляется установленными государственными органами и должностными лицами на основе и во исполнение законодательства с намерением обеспечения текущей работ государства и его управленческого аппарата. Функции и допустимость реализации исполнительной власти репрезентированы Правительству Российской Федерации, федеральным министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Федерации и их должностным лицам.
Исполнительная власть заключается в работе специализированных субъектов, обладающих исполнительными полномочиями, и выражена в государственно-властном аппарате органов исполнительной власти.
Степень научной проработанности темы исследования. Эта тема широко изучается в исследовании, ее рассматривали такие авторы как Тимофеев Н.С. «Местное самоуправление: конституционная модель и московский опыт», Козлов Ю.М., Попов Л.Л. «Административное право», Акавьян С.А. «Государственная власть и местное самоуправление в Москве», и многие другие заслуженные юристы в учебных пособиях и учебниках.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в процессе деятельности органов исполнительной власти в Российской Федерации.
Предметом исследования в курсовой работе являются нормативно-правовые акты регулирующие отношения в сфере исполнительной власти.
Цель работы – исследовать роль, структуру и основные полномочия органов исполнительной власти в Российской Федерации.
Задачи курсовой работы:
- Рассмотреть теоретико-правовые основы функционирования исполнительной власти в РФ;
- Изучить полномочия Президента РФ и Правительства РФ в сфере исполнительной власти;
- Определить особенности правового статуса Федеральной службы безопасности РФ как федерального органа исполнительной власти.
Методологическая основа исследования включает в себя следующие общетеоретические и специальные научные методы познания: сравнительно-правовой, диалектический, логический, метод аналитического толкования правовых норм.
Теоретическая основа выпускной квалификационной работы базируется на отечественных и зарубежных исследованиях, направленных на изучение развития исполнительной власти, вопросам ее формирования и функционирования, векторов и способов усовершенствования исполнительной системы органов государственной власти.
Эмпирическая составляющая выпускной квалификационной работы основывается на Конституции Российской Федерации[2], Федеральном конституционном законе № 1-ФКЗ от 21.07.1994г. «О Конституционном Суде Российской Федерации»[3], Федеральном конституционном законе № 1-ФЗ от 31.12.1996г. «О судебной системе Российской Федерации»[4], федеральном законе от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»[5], Указе Президента Российской Федерации от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»[6], Постановлении Правительства Российской Федерации от 01.06.2004г. № 449 «О регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации»[7], постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации, актах Правительства Российской Федерации, актах федеральных органов исполнительной власти.
Исходя из поставленных задач, на защиту выносятся следующие основные положения курсовой работы:
- в структуре федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в последние годы произошли значительные изменения;
- освещенные полномочия Правительства РФ как высшего органа исполнительной власти является одной из основных составляющих его правового статуса;
- мое мнение состоит в том, что в современных условиях становление правового государства, определение структуры и организации управления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации является одним из главных направлений деятельности законодательных органов в России.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РФ
1.1. Понятие, признаки и принципы построения исполнительной власти в Российской Федерации
На сегодняшний день на территории Российской Федерации принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную является основным принципом организации государственной власти. Общие правовые начала организации и деятельности каждой из ветвей изложены в Конституции Российской Федерации[8].
Все вышеуказанные три ветви власти являются самостоятельными, они наделены определенными полномочиями, функциями, характеризуются специфическими и принадлежащими им признаками. Но тут важно отметить, что принадлежащая им самостоятельность все же относительна, поскольку все они являются элементами государственной власти, связующими звеньями.
Законодательная власть находится во взаимосвязи с исполнительной властью, судебная власть воздействует на исполнительную, отменяя в определенных случаях нормативно – правовые акты. Следовательно, нельзя утверждать об их самостоятельности абсолютной, они все же взаимосвязаны друг с другом.
Итак, исполнительная власть являются составляющим элементов государственной власти, с помощью специально созданных органов она осуществляет свои прямо закрепленные в нормативно – правовых актах полномочия.
Важно отметить, что власть государства – это, прежде всего способность страны, благодаря законным средствам и способам осуществлять подчинение поведения конкретных людей, общества в целом воле государства. Государственная власть выступает одним из уровней публичной власти, наряду с местной властью. То есть публичная власть является определенной многоуровневой системой, включающей в себя как государственную, так и местную власть. Государственная власть осуществляет свое действие на уровне федеральном и региональном.
Термин «исполнительная власть» появился на законодательном уровне в конце XX века, и за это время было опубликовано не мало научных статей, монографий, касаемо определения понятия, но все же к единому мнению относительно того, что все же понимается под данной ветвью власти так авторы и не пришли.
Определение понятию исполнительная власть давали многие авторы, так В.М. Гессен, Н.О. Куплеваский, считали, что это правительственная власть[9].
По мнению Ю.М. Козлова исполнительная власть государства считается специфическим ее проявлением, поскольку она осуществляется за счет определенных органов государственной власти, а также за счет них происходит практическое применение нормативно – правовых актов, которые издаются субъектами представительной власти государства для того, чтобы осуществлять регулирование разных сфер общественной жизни[10]. Автор считает, что такие понятия как «исполнительная власть» и «государственное управление» являются взаимозависимыми, а также взаимосвязанными между собой. Поскольку исполнительная власть – это определенная возможность, способность воздействия на конкретное поведение, на право, подчинение себе иных, а государственное управление – это исполнительная деятельность подзаконного характера, которая осуществляется в процессе руководства хозяйственным, административно-политическим, социально-культурным строительством.
Таким образом, можно говорить о том, что деятельность страны, в рамках которой происходит реализация исполнительной власти и является государственным управлением.
Другой автор, Ю.Н. Старилов, под исполнительной властью понимает такую деятельность страны, которая заключается в управлении государством и обществом. Такая деятельность должна быть подчинена иным ветвям власти государства и осуществляться с помощью специально созданных органов, которые обладают определенными полномочиями. Причем главным является то, что управление выступает сущностью исполнительной власти государства.6
Итак, исполнительная власть – это ветвь государственной власти, которая выражается в осуществлении деятельности по управлению делами государства и общества системой органов государства, которые наделены исполнительно-распорядительными полномочиями и подконтрольны органам законодательной и судебной власти.
Исполнительная власть — это своеобразный инструмент, с помощью которого осуществляется защита интересов граждан и всего общества в целом.
То есть общество, организуя государственную администрацию, осуществляя оплату на то, чтобы она осуществляла свою деятельность в рамках закона, несомненно, ждет, чтобы такая деятельность была эффективной. Под эффективностью следует понимать выполнение работы в определенные сроки и с применением наименьших затрат.
На сегодняшний день в Конституции РФ не дано определение понятия исполнительной власти в РФ, отсутствует глава, прямо посвященная данной ветви государственной власти, а лишь регламентирована глава 6, которая определена Правительству РФ, как органу, который осуществляет исполнительную власть на территории Российской Федерации.
Данную норму права нельзя толковать ограничительно и говорить о том, что исполнительную ветвь власти представляет только Правительство РФ, поскольку он является высшим, но далеко не единственным органом, который осуществляет исполнительную власть. Исполнительная власть представляет собой систему органов, которые находятся в иерархической зависимости. В этом и заключается одна из основных особенностей исполнительной власти.
Исполнительная власть обладает рядом признаком, к которым относят:
- исполнительная власть является самостоятельной ветвью власти государства, наряду с законодательной и судебной;
- полномочия исполнительной власти реализуются специальными государственными органами (органами исполнительной власти);
- исполнительная власть осуществляется на всей территории государства, тем самым можно говорить о ее единстве;
- данная ветвь государственной власти организуется на началах федерализма при разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами государства;
- деятельности исполнительной власти характерен исполнительно – распорядительный характер, а также универсальный характер, который проявляется прежде всего в том, что она осуществляется постоянно и непрерывно;
- в своем распоряжении у нее находятся определенные средства для осуществления принудительных функций.
Принципами построения исполнительной власти государства на территории Российской Федерации являются:
- принцип федерализма;
- принцип сочетания централизации и децентрализации;
- принцип законности.
Важно отметить, что принципом построения исполнительной власти в Российской Федерации является принцип федерализма, который проявляется, прежде всего, в разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами государства.