Файл: ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ (Понятие, признаки и принципы построения исполнительной власти в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 419

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Свои полномочия Правительство реализует посредством принятия постановлений и распоряжений по стратегическим и текущим вопросам управления, а также используя право законодательной инициативы путем разработки и внесения в Государственную Думу проектов законов, формирующих необходимую правовую базу. Активное участие Правительства в законотворческом процессе, обязательность его заключений по всем проектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, дают возможность Правительству осуществлять возложенные на него функции и намеченную экономическую программу.

Для обеспечения деятельности Правительства и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых Правительством решений образуется Аппарат Правительства. Он взаимодействует с Администрацией Президента и аппаратами палат Федерального Собрания.

В соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Правительство руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность.

Рассматривая вопрос о структуре федеральных органов исполнительной власти нельзя не уделить внимание вопросу о месте и роли федеральных министерств и иных органов исполнительной власти.

Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.

В систему федеральных органов исполнительной власти входят кроме Правительства РФ отраслевые и межотраслевые федеральные органы исполнительной власти. Их структурный состав достаточно разнообразен и в разное время включал министерства, государственные комитеты, комитеты, федеральные службы, агентства, надзоры, межведомственные комиссии и другие органы государственного управления, осуществляющие полномочия исполнительной власти. В настоящее время систему федеральных органов исполнительной власти составляют: министерства РФ, федеральные службы России, Российские агентства.

Министерство Российской Федерации - как и другие федеральные органы исполнительной власти - это самостоятельный орган системы. Он имеет центральный аппарат, реализующий функции данного органа в пределах определенной компетенции по предметной области государственного управления, которая входит в его ведение.

Министерство Российской Федерации - это «федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента РФ, деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.» Хотя традиционно министерство является органом отраслевого управления, по сути многие министерства являются межотраслевыми и распространяют свои полномочия на все другие орган, объекты управления по определенной сфере функционального характера.


Правительство назначает и освобождает от должности заместителей федеральных министров, кроме того оно вправе отменять и приостанавливать действие актов министерств.

В систему федеральных органов исполнительной власти входят и такие органы, как федеральные службы и агентства. Это органы исполнительной власти, которые осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) Федеральной службы России; российское агентство - генеральный директор; федеральный надзор России - начальник федерального надзора России.

Говоря о структуре федеральных органов исполнительной власти нельзя не упомянуть о том, что для осуществления своих полномочий Правительство может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Оно устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов исполнительной власти, размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

Подводя итог, можно сказать, что Правительство РФ - это коллегиальный орган, который возглавляет единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Систему федеральных органов исполнительной власти составляют кроме Правительства РФ отраслевые и межотраслевые федеральные органы исполнительной власти. Их структурный состав достаточно разнообразен. За прошедший год их структура значительно изменилась. В настоящее время систему федеральных органов исполнительной власти составляют: министерства РФ, федеральные службы России, Российские агентства.

2.2. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти

Сообразно Конституции Президент РФ не считается органом исполнительной власти. Президент РФ считается главой страны. Он является гарантом Конституции, прав и свобод человека, и гражданина, воспринимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, делает возможным подобающую работу и сотрудничество органов государственной власти. Президент РФ сообразно Конституции и федеральными законами определяет наиважнейшие направленности внутренней и наружной политической деятельности страны. Как руководитель государства он считается представителем Российской Федерации изнутри государства и в интернациональных отношениях.


Помимо этого, Президент РФ содержит широкую зону ответственности в сфере исполнительной власти. А именно, Президент РФ содержит конституционные возможности, которые плотно связаны с формированием Правительства РФ.

Он назначает, с одобрения Государственной Думы, Председателя Правительства РФ; обладает полномочиями председательствовать па заседаниях Правительства РФ; принимает решения об отставке Правительства РФ; по предложению Председателя Правительства РФ, назначает на должность и освобождает от должностей заместителей Председателя Правительства РФ, а так же федеральных министров.

Президент РФ уточняет по представлению Председателя Правительства Русской Федерации структуру и систему федеральных органов исполнительной власти и заносит в нее изменения.

Стоит обозначить, что Президент РФ имеет более важные возможности в сфере государственного управления в области обороны и безопасности, исполняет полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ. Согласно ст. 32 Закона о Правительстве РФ[24] осуществляет руководство рядом федеральных органов исполнительной власти.

Таким образом, Президент Российской Федерации сообразно с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами отвечает за работу федеральных органов исполнительной власти, управляющий вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства РФ положения о них и назначает руководителей и заместителей руководителей эти органов, определяет между ними функции, а также исполняет другие полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ. Правительство РФ организовывает работу указанных федеральных органов исполнительной власти.

Президент РФ организовывает и возглавляет Совет Безопасности РФ, статус которого:

  • определяется федеральным законом;
  • назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ;
  • утверждает военную доктрину РФ.


2.3. Особенности правового статуса Федеральной службы безопасности РФ как федерального органа исполнительной власти

Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России) – это федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, спецслужба, исполняющая в пределах своих полномочий решение задач по обеспечению безопасности Российской Федерации.

В соответствие со статьей 8 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности»[25], работа органов ФСБ исполняется по данным основным направлением:

  • контрразведывательная деятельность;
  • борьба с терроризмом;
  • борьба с преступностью;
  • разведывательная деятельность;
  • пограничная деятельность;
  • обеспечение информационной безопасности.

Иные назначения работы органов ФСБ принимаются решением федеральным законодательством. Права и обязанности Федеральной службы безопасности Российской Федерации постановлены статьями 12 и 13 федерального закона «О федеральной службе безопасности» № 40-ФЗ[26].

  1. Контрразведывательная деятельность - деятельность органов ФСБ в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и другой деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а так же отдельных лиц, направленной на нанесении ущерба безопасности Российской Федерации.
  2. Органы ФСБ в соответствии с законодательством РФ осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, противозаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооружённых формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя РФ. На органы ФСБ нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью.
  3. Разведывательная деятельность осуществляется органом внешней разведки федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в соответствии с Федеральным законом «О внешней разведке».
  4. Направлениями пограничной деятельности являются:

  • защита и охрана Государственной границы Российской Федерации в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы Российской Федерации;
  • обеспечение соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
  • защита и охрана экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также охрана за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации.
  1. Обеспечение информационной безопасности - деятельность органов ФСБ, осуществляемая ими в пределах своих полномочий:
  • при формировании и реализации государственной и научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности, в том числе с использованием инженерно-технических и криптографических средств;
  • при обеспечении криптографическими и инженерно-техническими методами безопасности информационно-телекоммуникационных систем, а также систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в России и её учреждениях, находящихся за пределами России.

Структура органов ФСБ. К органам федеральной службы безопасности относится:

  • Федеральная служба безопасности Российской Федерации;
  • управление ФСБ России по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации;
  • управление ФСБ России в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления. УВКР ФСБ РФ являются преемником СМЕРШ, ТГУ КГБ СССР;
  • управление ФСБ России по пограничной службе;
  • другие управления ФСБ России, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов ФСБ;
  • авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности.

Так, органы федеральной службы безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию не только шпионажа, террористической деятельности, но и организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды.