Файл: ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ (Понятие, признаки и принципы построения исполнительной власти в Российской Федерации).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 419
Скачиваний: 10
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РФ
1.1. Понятие, признаки и принципы построения исполнительной власти в Российской Федерации
ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РФ
2.1. Правительство РФ как федеральный орган исполнительной власти
Свои полномочия Правительство реализует посредством принятия постановлений и распоряжений по стратегическим и текущим вопросам управления, а также используя право законодательной инициативы путем разработки и внесения в Государственную Думу проектов законов, формирующих необходимую правовую базу. Активное участие Правительства в законотворческом процессе, обязательность его заключений по всем проектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, дают возможность Правительству осуществлять возложенные на него функции и намеченную экономическую программу.
Для обеспечения деятельности Правительства и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых Правительством решений образуется Аппарат Правительства. Он взаимодействует с Администрацией Президента и аппаратами палат Федерального Собрания.
В соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Правительство руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность.
Рассматривая вопрос о структуре федеральных органов исполнительной власти нельзя не уделить внимание вопросу о месте и роли федеральных министерств и иных органов исполнительной власти.
Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.
В систему федеральных органов исполнительной власти входят кроме Правительства РФ отраслевые и межотраслевые федеральные органы исполнительной власти. Их структурный состав достаточно разнообразен и в разное время включал министерства, государственные комитеты, комитеты, федеральные службы, агентства, надзоры, межведомственные комиссии и другие органы государственного управления, осуществляющие полномочия исполнительной власти. В настоящее время систему федеральных органов исполнительной власти составляют: министерства РФ, федеральные службы России, Российские агентства.
Министерство Российской Федерации - как и другие федеральные органы исполнительной власти - это самостоятельный орган системы. Он имеет центральный аппарат, реализующий функции данного органа в пределах определенной компетенции по предметной области государственного управления, которая входит в его ведение.
Министерство Российской Федерации - это «федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента РФ, деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.» Хотя традиционно министерство является органом отраслевого управления, по сути многие министерства являются межотраслевыми и распространяют свои полномочия на все другие орган, объекты управления по определенной сфере функционального характера.
Правительство назначает и освобождает от должности заместителей федеральных министров, кроме того оно вправе отменять и приостанавливать действие актов министерств.
В систему федеральных органов исполнительной власти входят и такие органы, как федеральные службы и агентства. Это органы исполнительной власти, которые осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) Федеральной службы России; российское агентство - генеральный директор; федеральный надзор России - начальник федерального надзора России.
Говоря о структуре федеральных органов исполнительной власти нельзя не упомянуть о том, что для осуществления своих полномочий Правительство может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Оно устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов исполнительной власти, размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.
Подводя итог, можно сказать, что Правительство РФ - это коллегиальный орган, который возглавляет единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Систему федеральных органов исполнительной власти составляют кроме Правительства РФ отраслевые и межотраслевые федеральные органы исполнительной власти. Их структурный состав достаточно разнообразен. За прошедший год их структура значительно изменилась. В настоящее время систему федеральных органов исполнительной власти составляют: министерства РФ, федеральные службы России, Российские агентства.
2.2. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти
Сообразно Конституции Президент РФ не считается органом исполнительной власти. Президент РФ считается главой страны. Он является гарантом Конституции, прав и свобод человека, и гражданина, воспринимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, делает возможным подобающую работу и сотрудничество органов государственной власти. Президент РФ сообразно Конституции и федеральными законами определяет наиважнейшие направленности внутренней и наружной политической деятельности страны. Как руководитель государства он считается представителем Российской Федерации изнутри государства и в интернациональных отношениях.
Помимо этого, Президент РФ содержит широкую зону ответственности в сфере исполнительной власти. А именно, Президент РФ содержит конституционные возможности, которые плотно связаны с формированием Правительства РФ.
Он назначает, с одобрения Государственной Думы, Председателя Правительства РФ; обладает полномочиями председательствовать па заседаниях Правительства РФ; принимает решения об отставке Правительства РФ; по предложению Председателя Правительства РФ, назначает на должность и освобождает от должностей заместителей Председателя Правительства РФ, а так же федеральных министров.
Президент РФ уточняет по представлению Председателя Правительства Русской Федерации структуру и систему федеральных органов исполнительной власти и заносит в нее изменения.
Стоит обозначить, что Президент РФ имеет более важные возможности в сфере государственного управления в области обороны и безопасности, исполняет полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ. Согласно ст. 32 Закона о Правительстве РФ[24] осуществляет руководство рядом федеральных органов исполнительной власти.
Таким образом, Президент Российской Федерации сообразно с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами отвечает за работу федеральных органов исполнительной власти, управляющий вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства РФ положения о них и назначает руководителей и заместителей руководителей эти органов, определяет между ними функции, а также исполняет другие полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ. Правительство РФ организовывает работу указанных федеральных органов исполнительной власти.
Президент РФ организовывает и возглавляет Совет Безопасности РФ, статус которого:
- определяется федеральным законом;
- назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ;
- утверждает военную доктрину РФ.
2.3. Особенности правового статуса Федеральной службы безопасности РФ как федерального органа исполнительной власти
Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России) – это федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, спецслужба, исполняющая в пределах своих полномочий решение задач по обеспечению безопасности Российской Федерации.
В соответствие со статьей 8 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности»[25], работа органов ФСБ исполняется по данным основным направлением:
- контрразведывательная деятельность;
- борьба с терроризмом;
- борьба с преступностью;
- разведывательная деятельность;
- пограничная деятельность;
- обеспечение информационной безопасности.
Иные назначения работы органов ФСБ принимаются решением федеральным законодательством. Права и обязанности Федеральной службы безопасности Российской Федерации постановлены статьями 12 и 13 федерального закона «О федеральной службе безопасности» № 40-ФЗ[26].
- Контрразведывательная деятельность - деятельность органов ФСБ в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и другой деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а так же отдельных лиц, направленной на нанесении ущерба безопасности Российской Федерации.
- Органы ФСБ в соответствии с законодательством РФ осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, противозаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооружённых формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя РФ. На органы ФСБ нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью.
- Разведывательная деятельность осуществляется органом внешней разведки федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в соответствии с Федеральным законом «О внешней разведке».
- Направлениями пограничной деятельности являются:
- защита и охрана Государственной границы Российской Федерации в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы Российской Федерации;
- обеспечение соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
- защита и охрана экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также охрана за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации.
- Обеспечение информационной безопасности - деятельность органов ФСБ, осуществляемая ими в пределах своих полномочий:
- при формировании и реализации государственной и научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности, в том числе с использованием инженерно-технических и криптографических средств;
- при обеспечении криптографическими и инженерно-техническими методами безопасности информационно-телекоммуникационных систем, а также систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в России и её учреждениях, находящихся за пределами России.
Структура органов ФСБ. К органам федеральной службы безопасности относится:
- Федеральная служба безопасности Российской Федерации;
- управление ФСБ России по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации;
- управление ФСБ России в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления. УВКР ФСБ РФ являются преемником СМЕРШ, ТГУ КГБ СССР;
- управление ФСБ России по пограничной службе;
- другие управления ФСБ России, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов ФСБ;
- авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности.
Так, органы федеральной службы безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию не только шпионажа, террористической деятельности, но и организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды.