Файл: Мотивация персонала и проектирование систем стимулирования труда (педагоги).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 184

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Процессы, оказывающие значительное влияние на социальное развитие личности, на мой взгляд, начали формироваться в конце 20 столетия.

В общественном развитии касающихся всех сфер жизнедеятельности человека просматривается увеличение социального разнообразия , социальных общностей и принципов их организации.

В результате этих процессов начал трансформироваться процесс социализации. В условиях исчезновения многих прежних оснований для социального самоопределения люди оказались перед необходимостью постоянной реконструкции собственного "Я", не прерывного самоопределения как личности. Эта четкая выраженность вышеуказанных процессов, сделала проблему человека все время меняющегося мира в важную, для познания человеческой личности, прав и интересов человека в общем, при этом сделав все большие изменения в сторону на методологическую платформу парадиг (З. Бауман, Г.М. Андреева, Э. Гидденс, А. Тэшфел, Э. Тоффлер, П. Штомпка, А.Ю. Юревич, Г.Ш.Шихирев и др.).

В изучении соответствия развития личности важную роль приобретает в нашей стране ситуация социального развития, без видимых социальных изменений, в результате чего ситуацию социальной нестабильности принимают как общепринятую. Перед человеком встает сложность выбора способов поведения в непредвиденных и быстро меняющихся обстоятельствах, построения собственной системы ценностей и установленных структур (Г.М. Андреева, К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, А.Г. Асмолов, Д.А. Леонтьев, Г.Г. Дилигенский, В.А. Петровский, Т.Г. Стефаненко, В.С. Собкин). На фоне этого допустимые переломные явления при построении личности, можно принять как одну из возникающих и самых значимых психологических проблем в обществе – наравне с всеобъемлющей перестройкой, где имеются ценности и социальные стандарты.

Жизнь постоянно меняется, она не обладает свойством стабильности и полна неопределённости. Человек, сталкиваясь с неожиданностями, должен определить для себя собственное отношение к ситуации, исходя из которого, строится конкретная модель поведения. В силу современного темпа жизни и скорости мирового технического и социального прогресса ситуация предполагает различного рода изменения. Если человек воспринимает ситуацию положительно и имеет высокую толерантность к неопределённости, то не будет возникать сложностей с принятием чего-то нового и изменения привычного в жизни. И такие моменты, к примеру, как переезд, участие в новом проекте, смена работы не будут являться стрессовой ситуацией. Если же отношение к ситуации отрицательно -это может стать критическим для человека и иметь неблагоприятные последствия. Наш интерес заключается в определении того, что больше свойственно человеку: удержание и сохранение существующего уклада жизни или стремление к постоянному развитию и жизненным преобразованиям, а также выявление возможных социально-психологических установок, которыми человек руководствуется.


Обращение к вопросу изменчивости/устойчивости личности на фоне общественных изменений, очень своевременны для социальной психологии и в теории. Даже на такое большое количество исследований зарубежных специалистов (например: у D. Abrams, Т.Г. Стефаненко, В.Н. Павленко, Г.У. Солдатова, В.А. Ядов, Л.Б. Шнейдер), сегоднящнее состояние данной проблемы является предметом споров, так и не пришедших к однозначному решению в настоящее время. Также среди них имеется вопрос о том, как методы реагирования на социальные изменения одного человека отличаются от другого; актуальным есть также вопрос о взаимосвязи одних или других социальных личностей определенной существенной ситуации.

Актуальностью и важностью проблемы мотивации профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования с различным стажем работы есть то, что, изучив особенности системы образования мотивационной сферы педагога, их личностных качеств, которые взаимосвязаны с мотивацией, заведующие будут иметь возможность управлять педагогическим коллективом с большей эффективностью и продуктивностью.

На сегодняшний день существует большое количество элементов, которые способствуют воздействию на мотивацию профессиональной деятельности педагогов с различным стажем работы и, при этом их количество постоянно увеличивается. Кроме того, тот фактор, который сегодня ведет педагогов к мотивации, которая направлена на интенсивную деятельность, завтра, как отмечает Ф. Херцберг (2007) может быть причиной к отторжению того же самого педагога.

Выборка:

- количество – не менее 20 человек;

- социально-демографический состав; женщины, мужчины (однако, разделение при исследовании не проводится).

Выборка: объем выборки составлял 20 специалистов с разным стажем работы.

Исследованию данного вопроса посвящены работы отечественных и зарубежных исследователей (Л.И. Божович, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А. Маслоу, К. Роджерс, Х. Хекхаузен и др.).

В настоящее время изучением данной проблемы занимаются такие исследователи: К.Ю. Белая, Л.М. Денякина, П.И. Третьяков, Л.И. Фалюшина, P.M. Чумичева и т.д.

Особенности профессиональной деятельности – это обобщённая характеристика педагогов со стороны их устремлений, их ценностей. Знание структуры и содержания направленности субъектов предоставляет нам информацию о преобладающей ориентации их мыслей, стремлений, позволяя произвести оценку и прогнозирование их поступков и их мотивов.

Объект исследования – мотивация профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования.


Предмет исследования – особенности мотивации в профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования

Цель данного исследования – исследование сущности и содержания мотивации и стимулирования трудовой деятельности (на примере исследования мотивации в профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования) педагогов дошкольного образования с разным стажем работы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- исследовать сущность понятий «мотив» и «мотивация»;

- дать характеристику основным мотивационным теориям;

- исследовать основные аспекты мотивации профессиональной деятельности педагогов;

- описать организацию и методы исследования;

- произвести описание результатов эмпирического исследования по изучению особенностей мотивации профессиональной деятельности педагогов с разным стажем работы;

- дать рекомендации по повышению профессиональной мотивации педагогов.

Гипотеза исследования построена на предположении о том, что мотивация профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования с различным стажем работы имеет особенности проявления, которые определяются степенью выраженности, а также и доминированием отдельных показателей данной характеристики.

В процессе исследования использовались следующие методы:

- теоретические – анализ литературы по теме исследования;

- эмпирические – тестирование (тест «Мотивация трудолюбия», тест «Что люди хотят получить от своей работы?», тест «Что вами движет?» (по В.П. Пугачеву));

- статистические – методы количественного и качественного анализа (описание, сравнение данных).

Экспериментальная база: исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного образовательного дошкольного учреждения «Детский сад №10» г. Бийск.

Объем выборки составлял 20 педагогов с разным стажем работы.

Практическая значимость работы: результаты, полученные в процессе исследования, могут быть использованы практическими психологами с целью построения определённой работы, которая оптимально будет направлена на повышение мотивации профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования.

Структура работы: работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, приложений.


Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы мотивации профессиональной деятельности

1.1. Сущность понятий «мотив» и «мотивация»

Описано множество теорий, что движет человеком при выборе каких-либо поступков.

Выдающийся российский психиатр, невропатолог и специалист по психологии В.Н. Мясищев отмечал, собственно, что итоги, коих добивается человек в жизни, только на 20-30% находятся в зависимости от его разума, а на 70-80% - от мотивов, которые у человека есть, и которые побуждают его конкретным образом вести себя (по В.Н. Мясищеву). Как фиксировал Д.А. Леонтьев, понятие «мотив» занимает особенное место в ряду ведущих психологических категорий. Оно выполняет важную пояснительную функцию, являясь вместе с тем одним из более неоднозначных и «растяжимых» (по Д.А. Леонтьеву).

Категория мотива весьма тесным образом имеет связь с базисными психологическими мнениями, а именно, деятельностью, энергичностью, поведением, входя в структуру мотивации, а также мотивационной сферы – ведущих категорий, которыми характеризуется личность (по Б.А. Сосновскому).

Необходимо определить ведущее понятие. Само определение понятия мотив – представляет конкретную научную проблему. Одни под мотивом понимают психическое проявление, становящееся побуждением к действию (по К.К. Платонову), иные осознаваемую причину, лежащую в основе выбора поступков и действий. В качестве мотива выступает не сама потребность, а предмет потребности (по А.Н. Леонтьеву).

Установлено, что в большинстве случаев разработанное и применяемое общее положение о связи мотивов и категории «потребность» не дискуссионное, однако, нередко здесь также появляются разночтения. Так, конструктивным, по первому впечатлению, считают следующее заявление: потребности не входят в понятие мотивов. Впрочем, раскрывая данный тезис, как правило, исследователи настаивают на признании факта того, что мотив - это не сами потребности, а явления, предметы беспристрастной реальности. В связи, с чем рассматриваемое положение уже не кажется нам настолько конструктивным. Согласно теории мотивации, которая тщательно разрабатывается в отечественной психологии, необходимо считать то, что анализируя мотивы, необходимо иметь в виду конкретно опредмеченную потребность.


В связи с чем, считаем применение резкого противопоставления категорий «потребность» - «предмет» при рассмотрении вопроса о мотивах вряд ли целенаправленным (о чём упоминал также О.С. Анисимов).

Под мотивом по Л.С. Выготскому понимается внутреннее побуждение личности, к какому-либо виду активности (деятельности, общению, поведению), что связано с удовлетворением конкретной потребности.

В исследованиях А.Н. Леонтьева отмечалось следующее: у предмета деятельности, если он является мотивом, есть возможность быть и вещественным, и идеальным, однако, ключевое заключается в том, что за ним, так или иначе, стоит потребность, и он всегда отвечает определённой необходимости. Так как необходимо быстрее подытожить всегда немного скучноватые обсуждения указанных дефиниций, далее нами будет сформулировано несложное рабочее определение.

Таким образом, под мотивом нами будет пониматься внутреннее побуждение личности к какому-либо виду активности (деятельности, общению, поведению), которая связана с удовлетворением конкретной потребности. Считаем, что необходимо понимать, собственно, что в качестве мотивов могут выступать как идеалы с интересами личности, так и убеждения с общественными установками, значениями, но одновременно нами предполагается следующее: за всеми данными основаниями все равно будут стоять возможные разнообразные потребности личности со всем их обилием.

С учётом имеющихся передовых психологических представлений по вопросам в части категории мотивации (исследователи: Е.С. Кузьмин, В.И. Ковалев, К.К. Платонов, Б.Ф. Ломов, др.), нами будет восприниматься под мотивационной сферой личности возможная совокупность устойчивых мотивов, которые имеют конкретную иерархию и выражают направленность личности (по В.К. Вилюнасу).

Исследователь Л.И. Божович в 1978 году дал более полное определение такому понятию, как «мотив». По его мнению, мотив является причиной осуществления той или иной деятельности. Эти причины могут быть совершенно разными. Например, одни из них связаны с какими-либо предметами окружающего мира, другие с определенными представлениями или идеями, а некоторые из них с ощущениями и переживаниями. Другими словами, мотивы полностью отображают потребность человека в чем-либо. Анализируя такое понимание мотива, мы пришли к выводу, что оно полностью устраняет, возникшие противоречия в его толковании. Л.И. Божович смог объединить в нем энергетическую, динамическую и содержательную стороны.