Файл: ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ (Понятие, признаки и принципы построения исполнительной власти в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 424

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Так сократился пост одного из двух ранее вице – премьеров. В предыдущем Правительстве РФ его место занимал Зубков Виктор. Так же ушел из данного органа Игорь Сечин. Было создано новое министерство, которое стало именоваться как министерство по связи с «открытым правительством», образовался новый пост министра: министр по развитию Дальнего Востока. Министерство здравоохранения и социального развития разделилось и теперь каждое из них осуществляло свою деятельность самостоятельно.

Министерство труда и социального развития РФ возглавил Максим Топилин. Министерство здравоохранения РФ возглавила Вероника Скворцова.

В 2014 году Указом Президента РФ было образовано Министерство Российской Федерации по делам Крыма, функции которого впоследствии были переданы Министерству экономического развития РФ.

Заместители Председателя Правительства РФ, а также министры имеют право подать в отставку, причем на существование высшего органа исполнительной власти РФ такие действия никак не отразятся, а в случае в отставки Председателя – произойдет отставка всего Правительства РФ в целом.

Члены Правительства РФ не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, а также не имеют право на то, чтобы занимать другую любую должность в органах местного самоуправления. Они вправе заниматься только лишь научной, преподавательской либо творческой деятельностью.

Для того чтобы решать какие – либо срочные, оперативные вопросы может быть создан Президиум. Он является постоянным органом Правительства РФ и включен в его состав. Структура данного органа может претерпевать изменения, ставя в зависимость состав Правительства РФ.

Данным органом проводятся заседания, на которых может присутствовать глава государства в лице его председателя, на которых заслушиваются различные вопросы, относящиеся к правительственной деятельности. Могут принимать решения, которые выражаются в издании распоряжений и постановлений высшего органа исполнительной власти государства, которые должны быть в обязательном порядке утверждены большинством голосов от присутствующих на заседании. Такие распоряжения и постановления не могут быть противоречивы нормативным актам, утвержденным Правительством РФ, а если они будут им противоречить, то высший орган вправе отменить такое решение.

Согласно нормам действующего законодательства под министерством РФ принято понимать федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет государственную политику и управление в определенной сфере деятельности, координирует деятельность в данной области других федеральных органов исполнительной власти.


Каждое министерство обладает своей определенной структурой. Так, министерством образования и науки РФ руководит Васильева Ольга Юрьевна, то есть является его министром. В ее подчинении находятся заместители министра, курирующие различные подвопросы данной сферы жизни общества. Данное министерство делится на департаменты, например, можно выделить департамент бухгалтерского учета, или департамент науки и технологий. Каждое министерство обладает рядом полномочий, в которые входит, в частности проведение заседаний, где рассматриваются основные организационные вопросы[20].

Министерства издают инструкции и приказы, а также занимаются общим руководством функционирования подотчетных органов. Так, например, Минобрнауки России 25 мая 2017 г. был издан приказ № 463 «Об установлении первой и высшей квалификационных категорий педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации и Правительства Российской», или инструкция «О заполнении бланков дипломов».

Важно отметить, что министры несут индивидуальную ответственность за исполнение задач, которые были возложены на них.

Федеральным министерствам могут быть предоставлены определенные поручения Председателя Правительства РФ. Так, например, после состоявшейся встречи 26 августа 2019 года в г. Санкт – Петербург Д.А. Медведева с участниками форума «Развитие высшего образования», Минобрнауки России (О.Ю.Васильевой), Минтруду России (М.А.Топилину) было дано поручение: обеспечить широкое обсуждение с научно-педагогической общественностью и заинтересованными общественными объединениями профсоюзов вопроса о направлениях совершенствования системы оплаты труда работников сферы высшего образования. Согласованные предложения данные министерства должны представить в Правительство Российской Федерации в установленном порядке до 1 августа 2020 года.

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что Правительство РФ является высшим органом исполнительной власти на территории России, рассматривая «систему» и «структуру» Правительства РФ, важно отметить, что данные понятия хоть и являются схожими, но все же имеют некие отличительные черты. Так система – это совокупность составляющих взаимосвязанных между собой элементов, а под структурой принято понимать расположение их в определенной иерархии. На сегодняшний день структура Правительства РФ включает в себя: Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров, которые возглавляют федеральные министерства России.


ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РФ

2.1. Правительство РФ как федеральный орган исполнительной власти

Правительство осуществляет государственную власть в Российской Федерации наряду с Президентом, Федеральным Собранием и судами Российской Федерации. Согласно ст. 11 федеральное Правительство осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации. Правительство Российской Федерации в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина[21].

Несмотря на то, что Конституция РФ не употребляет по отношению к Правительству термина «высший», оно тем не менее является высшим исполнительным органом государственной власти в масштабе всей страны Правовое положение Правительства определяется в Конституции РФ и Федеральным конституционным законом 1997г. «О Правительстве Российской Федерации».

За последние годы была проведена реорганизация федеральных органов исполнительной власти, в частности сокращено количество министерств с тем, чтобы они не дублировали друг друга и не вмешивались в управление сферами, не отнесенными Конституцией РФ к ведению Федерации. Была также проведена реорганизация структуры аппарата Правительства, направленная на сокращение действия отраслевого принципа и усиление функциональной направленности работы аппарата.

В результате преобразований федеральная исполнительная власть была разделена на две ступени: Правительство России и федеральные органы - министерства и иные органы.


Конституция РФ закрепляет определенный порядок формирования Правительства.

Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы и освобождается от должности Президентом Российской Федерации. Включение в Конституцию специальной статьи о порядке назначения и согласования с Государственной Думой кандидатуры Председателя Правительства связано с более сложной процедурой решения этих вопросов, а также с весьма серьезными последствиями для Государственной Думы неоднократного отклонения кандидатур на этот пост. Дело в том, что из содержания этой статьи не следует, что Президент в обязательном порядке представляет вновь избранной Государственной Думе кандидатуру главы Правительства, и полномочия Правительства автоматически прекращаются в связи с избранием нового состава парламента. В то же время обязательность досрочного роспуска Государственной Думы в случае трехкратного отклонения кандидатуры Председателя Правительства ставит депутатский корпус перед весьма ответственным выбором.

Председатель Правительства РФ освобождается от должности Президентом РФ в случае невозможности исполнения Председателем Правительства своих полномочий или по заявлению Председателя Правительства об отставке. Освобождение Председателя Правительства от должности одновременно влечет за собой отставку Правительства.

Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются ни должности и освобождаются от должности Президентом по предложению Председателя Правительства.

Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность.

Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству РФ и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.

Правительство Российской Федерации для осуществления своих полномочий может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Правительство Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.


Правительство Российской Федерации устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, устанавливает размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

Правительство Российской Федерации вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов.

Правительство Российской Федерации вправе учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий[22]:

  • организует реализацию внутренней и внешней политики РФ;
  • осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;
  • обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;
  • формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;
  • реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

Правительство Российской Федерации по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному конституционному закону и федеральным законам.

В соответствии с Федеральным конституционным законом Правительство в пределах своих полномочий: организует реализацию внутренней и внешней политики; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы. В ряде случаев, если это не противоречит Конституции РФ, Правительство по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Федерации может передавать им осуществление части своих полномочий. Кроме того, Правительство осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов Федерации на основании соответствующих соглашений[23].

Одной из основных функций Правительства является организация исполнения федеральных законов, систематический контроль за их исполнением органами исполнительной власти всех уровней и принятие необходимых мер по устранению допущенных нарушений. Данная задача предопределяет содержание и характер его полномочий, под законность его решений,(т.е. принятие их на основе и во исполнение Конституции, федеральных законов и указов Президента).