Файл: Учебно-воспитательный процесс в гимназиях дореволюционной России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.04.2019

Просмотров: 6995

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

16

В содержание образования входили следующие предметы:  За-

кон Божий, русский язык, арифметика, начала всеобщей и русской 
географии  и  истории,  общие  основания  геометрии,  механика,  ес-
тественная история, гражданская архитектура,  начала  латинского 
и одного из иностранных языков, чистописание.  

Таким образом, анализ содержания образования этих учебных 

заведений дает основания заключить, что училища не имели своей 
целью готовить  учеников к университетскому классическому об-
разованию и по своему курсу более всего подходили к реальным 
училищам, чем к гимназиям.  

Отметим, что интенсивное развитие обширной Российской им-

перии в XVIII веке и в начале XIX века, разнообразие политико-
экономических,  социально-культурных  связей  и  отношений  Рос-
сии с Западом и Европой – все это вызывало острую потребность 
в  обучении  и  воспитании  людей,  способных  грамотно  осуществ-
лять  поставленные  цели  и  задачи  по  преобразованию  страны.  
В  этих  условиях  стала  очевидной  чрезвычайная  необходимость 
проведения  широкомасштабных  просветительских  реформ,  учре-
ждения сети образовательных учреждений и пересмотра всего об-
разовательного фундамента, так как образовательные учреждения, 
которые присутствовали в стране в XVIII веке, не отвечали требо-
ваниям  общества  и  государства.  Существующие  учебные  заведе-
ния не справлялись с предложенной им нагрузкой. Гимназий как 
учебных заведений, предполагающих в большей степени продол-
жение  образования  в  университете  и  соответственно  увеличение 
числа  высокообразованных  людей  в  России,  катастрофически  не 
хватало.  Главные  народные  училища  не  предполагали  нужного 
уровня образования, к тому же обучение в них не давало возмож-
ности  продолжения  обучения  в  высшем  учебном  заведении. 
Вследствие этого возникает вопрос о централизации государствен-
ного аппарата и создании 8 сентября 1802 года восьми министерств, 
в  том  числе  и  Министерства  Народного  Просвещения.  Причем 
МНП было создано из преобразованной Комиссии народных учи-
лищ, первым министром которого стал бывший председатель ко-
миссии граф П. В. Завадовский. МНП контролировало проведение 
в  жизнь  образовательных  реформ,  а  также  разрабатывало  новый 
устав учебных заведений.  


background image

 

17

Воспитатель Александра I Ф.-Ц. Легарп наставлял императора 

в  вопросах  просвещения,  отмечая  в  своих  записках 1801 года: 
«Пусть в больших городах учреждаются университеты, гимназии 
и другие училища, но вместе с тем пусть открываются и сельские 
школы, в которых будут учить, по крайней мере, читать, писать и 
считать»

1

.  Он  был  обеспокоен  вопросами  правления  народным 

образованием  и  предложил  Александру I «учредить  совет  лиц, 
назначенных  государем,  с  целью  удержать  министра  от  произво-
ла. Центральное учреждение должно иметь свои ветви в губерни-
ях и инспекторов, назначенных от дворянства»

2

. И уже 8 сентября 

1802 года, когда был подписан указ о правах и обязанностях Се-
ната и манифест об учреждении министерств, в помощь министру 
был организован совет, «состоящий из Муравьева, Клингера, Чар-
торыжского, Новосильцева и др.»

3

Таким образом, государь, опираясь на опыт и знания бывшего 

председателя Комиссии народных училищ, в то же время окружил 
его по меркам прошлого столетия людьми, имеющими новую мо-
бильную точку зрения на развитие образования в России, для то-
го,  чтобы  МНП  составило  новый  училищный  устав,  сообразный 
потребностям  времени.  До  принятия  этого  устава  министерству 
было  положено  руководствоваться  Высочайше  утвержденными  
24 января 1803 года предварительными правилами народного про-
свещения, в которых в общих чертах было определено новое уст-
ройство учебной части, общее для всей империи.  

На  основании  этих  правил  было  положено  иметь  гимназии  

во  всех  губернских  городах.  Правила  были  предложены  к  дора-
ботке,  и  уже  спустя  год  появился  новый  Устав  учебных  заведе-
ний,  подведомственных  университетам.  Именно  в  этих  важней-
ших документах определялись и структура образования в стране и 
система управления учебными заведениями в начале XIX века.  

МНП разделило всю империю на учебные округа, во главе ко-

торых  стояли  университеты – высшие  учебные  заведения;  сред-

                                                 

1

  Очерки  истории  российского образования:  К 200-летию Министерства  об-

разования  Российской  Федерации :  в 3 т.  Т. 1 [Министерство  образования  Рос-
сийской Федерации]. – М. : МГПУ, 2002. – С. 32. 

2

 Там же. – С. 33. 

3

 Там же. – С. 34. 


background image

 

18

нюю ступень занимали гимназии, которые, как уже упоминалось, 
полагалось  иметь  в  каждом  губернском  городе.  Существовала  и 
промежуточная  ступень – уездные  училища – в  каждом  уезде  
по  одному,  и,  наконец,  низшая – приходские  училища,  которые 
должны были быть в селах и немногочисленных городах. Очевид-
но, малые и главные народные училища в структуру системы об-
разования не входили и, следовательно, должны были быть реор-
ганизованы.  

Новые  правила,  прежде  всего,  были  реализованы  на  практике  

в западных, возвращенных от Польши провинциях, т.е. в тех, ко-
торые  составляли  Виленскую,  Ковенскую,  Гродненскую,  Мин-
скую, Волынскую, Киевскую и Подольскую. Именно в этих окру-
гах  уже  существовала  «целая  стройная,  хотя  и  не  получившая 
надлежащего развития, система средних учебных заведений, под-
чиненных Виленской академии или главной школе и называвших-
ся  окружными  и  под-окружными  училищами».  Именно  из  этих 
окружных училищ и были образованы гимназии западных губер-
ний  на  основании  Высочайше  утвержденного 18 мая 1803 года 
Устава  Императорского  Виленского  университета.  Спустя  год,  
в 1804 году, 21 марта,  было  подобным  образом  пересмотрено  и 
устройство  училищ  Дерптского  учебного  округа.  А  вслед  за  тем 
издан  общий  устав  учебных  заведений  для  остальных  округов, 
который  был  Высочайше  утвержден 5 ноября 1804 года.  В  этот 
устав  вошли  многие  параграфы  образовательного  устава  Вилен-
ского  университета  и  училищ  его  округа,  что,  в  свою  очередь, 
явилось основной преемственной чертой в становлении всей сис-
темы образования России в целом, а именно: подчинение универ-
ситетскому правлению всех учебных заведений округа.  

Таким  образом,  допустимо  сделать  вывод  о  том,  что  россий-

ская система образования, с доминирующей ролью университетов 
в учебных округах и само их образование, не была случайно соз-
данной.  А  тот  факт,  что  правительство  решилось  опробовать  но-
вый  устав  в  более  развитых  губерниях  и  проанализировать  ре-
зультаты,  говорит  о  понимании  необходимости  образовательных 
реформ  в  России, о  том, что их следовало проводить  осторожно, 
не нарушая самобытности русского характера, используя весь по-
ложительный опыт, к примеру, тех же западных провинций. 


background image

 

19

Если  до 1804 года  в  России  насчитывалось  всего  несколько 

университетов – Тартуский (1632) (к  сожалению,  по  данному 
учебному  заведению  не  нашлось  архивных  источников),  Дерпт-
ский,  Виленский  и  Московский  (единственный  в  Центральной 
части  страны)  и  соответственно  гимназий  при  них,  что  не  могло 
обеспечить всю империю специалистами и образованными людь-
ми,  то  проблема  образования  народа  стояла  чрезвычайно  остро. 
Поэтому  в  достаточно  короткий  срок  в  России  открываются  еще 
три  университета – Казанский,  Санкт-Петербургский  и  Харьков-
ский;  по  такому  же  принципу  образуются  и  учебные  округа.  
С  развитием  в  стране  образования  эти  университеты  становятся 
центрами науки в своих округах.  

Пензенская губерния и все находящиеся в ней учебные заведе-

ния  в  то  время  относились  к  Казанскому  учебному  округу,  что 
определенным  образом  отражалось  на  развитии  гимназического 
образования в губернии, и именно Казанский университет являлся 
центральным учебным заведением округа. 

Интересен тот факт, что еще в 1787 году, с одобрения Екатери-

ны II, Комиссией народных училищ был выработан план универ-
ситетского устройства Российской империи, по которому предпо-
лагалось  открыть  университеты  в  Пензе,  Чернигове  и  Пскове

1

Однако, как показало время, данный проект так и остался неосу-
ществленным.  Более  того,  приход  на  трон  Александра I означал 
ратификацию других целей отечественного образования, что при-
вело  к  последующему  известному  истории  устройству  универси-
тетов.  

Очевидно,  что  развитие  сети  учебно-воспитательных  заведе-

ний, практическая работа школ и учителей – все это предполагало 
и  требовало  своего  теоретического  осмысления,  определения  це-
лей и задач обучения, а также решения многих насущнейших во-
просов образования вообще. Свои педагогические взгляды и раз-
мышления  о развитии образования  в  России  в то время излагали  
в своих трудах многие видные деятели. Так, В. Н. Татищев в «Раз-

                                                 

1

 Очерки  истории  российского  образования:  К 200-летию  Министерства  об-

разования  Российской  Федерации :  в 3 т. Т. 1 [Министерство  образования  Рос-
сийской Федерации]. – М. : МГПУ, 2002. – С. 25. 


background image

 

20

говоре двух приятелей о пользе наук и училищ» отразил взгляды 
на науку и просвещение среднего дворянства. Это особенно важ-
но,  учитывая  то,  что  в XVIII веке  образование  было  в  основном 
привилегией именно дворянства. И. И. Бецкой, Ф. И. Янкович вы-
сказывали инновационные для того времени идеи обучения и вос-
питания,  которые  перекликались  с  просветительскими  идеями 
Д. Локка,  Я. А. Коменского.  Отметим,  что  на  развитие  образова-
ния  в  России  вообще  и  гимназического  образования  в  частности 
большое  влияние  оказали  педагогические  взгляды  Ж.-Ж. Руссо, 
Ф. Вольтера, Д. Дидро, Ш. Монтескьё.  

«О  смысле  слова 

воспитание»  рассуждала  в  своих  работах 

Е. Р. Дашкова – директор Петербургской Академии наук. Она от-
мечала,  что  воспитание  состоит  из  «физического  воспитания,  
из нравственного воспитания и, наконец, из школьного, или клас-
сического»

1

.  Очевидно,  за  третью  составляющую  воспитания 

должны были отвечать учебные заведения, в которых закладыва-
лись «основы просвещения» – гимназии. 

Более  того,  российская  императрица  Екатерина II также  при-

нимала  активное  и  непосредственное  участие  в  литературной, 
культурной и педагогической жизни общества. Среди педагогиче-
ских сочинений Екатерины II особый интерес вызывает инструк-
ция князю Н. И. Салтыкову при назначении его воспитателем ве-
ликих князей. Императрица четко указывала в своем наставлении, 
«что от детей требуется». Отметим также, что на педагогические 
взгляды  Екатерины  повлияли  сочинения  Д. Локка,  М. Монтеня – 
это естественным образом нашло свое отражение в процессе ста-
новления и развития российских учебных заведений. 

Предпосылками развития российского среднего образования, а 

в  частности  гимназического,  явились  ученые  труды  отечествен-
ных и зарубежных педагогов и общественных деятелей и филосо-
фов, таких как Г. В. Лейбниц, Х. Вольф, И. Кант, а также И. М. Ша-
ден,  который  подробно  изложил  свои  воспитательные  взгляды  
в трех речах, отмечая видение принципов воспитания благородно-

                                                 

1

 Дашкова, Е. Р. О смысле слова «воспитание» / Е. Р. Дашкова // История пе-

дагогики в России : хрестоматия / сост. С. Ф. Егоров. – М. : Издат. центр «Акаде-
мия», 2002. – С. 93.