Файл: Учебно-воспитательный процесс в гимназиях дореволюционной России.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.04.2019
Просмотров: 6995
Скачиваний: 7
16
В содержание образования входили следующие предметы: За-
кон Божий, русский язык, арифметика, начала всеобщей и русской
географии и истории, общие основания геометрии, механика, ес-
тественная история, гражданская архитектура, начала латинского
и одного из иностранных языков, чистописание.
Таким образом, анализ содержания образования этих учебных
заведений дает основания заключить, что училища не имели своей
целью готовить учеников к университетскому классическому об-
разованию и по своему курсу более всего подходили к реальным
училищам, чем к гимназиям.
Отметим, что интенсивное развитие обширной Российской им-
перии в XVIII веке и в начале XIX века, разнообразие политико-
экономических, социально-культурных связей и отношений Рос-
сии с Западом и Европой – все это вызывало острую потребность
в обучении и воспитании людей, способных грамотно осуществ-
лять поставленные цели и задачи по преобразованию страны.
В этих условиях стала очевидной чрезвычайная необходимость
проведения широкомасштабных просветительских реформ, учре-
ждения сети образовательных учреждений и пересмотра всего об-
разовательного фундамента, так как образовательные учреждения,
которые присутствовали в стране в XVIII веке, не отвечали требо-
ваниям общества и государства. Существующие учебные заведе-
ния не справлялись с предложенной им нагрузкой. Гимназий как
учебных заведений, предполагающих в большей степени продол-
жение образования в университете и соответственно увеличение
числа высокообразованных людей в России, катастрофически не
хватало. Главные народные училища не предполагали нужного
уровня образования, к тому же обучение в них не давало возмож-
ности продолжения обучения в высшем учебном заведении.
Вследствие этого возникает вопрос о централизации государствен-
ного аппарата и создании 8 сентября 1802 года восьми министерств,
в том числе и Министерства Народного Просвещения. Причем
МНП было создано из преобразованной Комиссии народных учи-
лищ, первым министром которого стал бывший председатель ко-
миссии граф П. В. Завадовский. МНП контролировало проведение
в жизнь образовательных реформ, а также разрабатывало новый
устав учебных заведений.
17
Воспитатель Александра I Ф.-Ц. Легарп наставлял императора
в вопросах просвещения, отмечая в своих записках 1801 года:
«Пусть в больших городах учреждаются университеты, гимназии
и другие училища, но вместе с тем пусть открываются и сельские
школы, в которых будут учить, по крайней мере, читать, писать и
считать»
1
. Он был обеспокоен вопросами правления народным
образованием и предложил Александру I «учредить совет лиц,
назначенных государем, с целью удержать министра от произво-
ла. Центральное учреждение должно иметь свои ветви в губерни-
ях и инспекторов, назначенных от дворянства»
2
. И уже 8 сентября
1802 года, когда был подписан указ о правах и обязанностях Се-
ната и манифест об учреждении министерств, в помощь министру
был организован совет, «состоящий из Муравьева, Клингера, Чар-
торыжского, Новосильцева и др.»
3
.
Таким образом, государь, опираясь на опыт и знания бывшего
председателя Комиссии народных училищ, в то же время окружил
его по меркам прошлого столетия людьми, имеющими новую мо-
бильную точку зрения на развитие образования в России, для то-
го, чтобы МНП составило новый училищный устав, сообразный
потребностям времени. До принятия этого устава министерству
было положено руководствоваться Высочайше утвержденными
24 января 1803 года предварительными правилами народного про-
свещения, в которых в общих чертах было определено новое уст-
ройство учебной части, общее для всей империи.
На основании этих правил было положено иметь гимназии
во всех губернских городах. Правила были предложены к дора-
ботке, и уже спустя год появился новый Устав учебных заведе-
ний, подведомственных университетам. Именно в этих важней-
ших документах определялись и структура образования в стране и
система управления учебными заведениями в начале XIX века.
МНП разделило всю империю на учебные округа, во главе ко-
торых стояли университеты – высшие учебные заведения; сред-
1
Очерки истории российского образования: К 200-летию Министерства об-
разования Российской Федерации : в 3 т. Т. 1 [Министерство образования Рос-
сийской Федерации]. – М. : МГПУ, 2002. – С. 32.
2
Там же. – С. 33.
3
Там же. – С. 34.
18
нюю ступень занимали гимназии, которые, как уже упоминалось,
полагалось иметь в каждом губернском городе. Существовала и
промежуточная ступень – уездные училища – в каждом уезде
по одному, и, наконец, низшая – приходские училища, которые
должны были быть в селах и немногочисленных городах. Очевид-
но, малые и главные народные училища в структуру системы об-
разования не входили и, следовательно, должны были быть реор-
ганизованы.
Новые правила, прежде всего, были реализованы на практике
в западных, возвращенных от Польши провинциях, т.е. в тех, ко-
торые составляли Виленскую, Ковенскую, Гродненскую, Мин-
скую, Волынскую, Киевскую и Подольскую. Именно в этих окру-
гах уже существовала «целая стройная, хотя и не получившая
надлежащего развития, система средних учебных заведений, под-
чиненных Виленской академии или главной школе и называвших-
ся окружными и под-окружными училищами». Именно из этих
окружных училищ и были образованы гимназии западных губер-
ний на основании Высочайше утвержденного 18 мая 1803 года
Устава Императорского Виленского университета. Спустя год,
в 1804 году, 21 марта, было подобным образом пересмотрено и
устройство училищ Дерптского учебного округа. А вслед за тем
издан общий устав учебных заведений для остальных округов,
который был Высочайше утвержден 5 ноября 1804 года. В этот
устав вошли многие параграфы образовательного устава Вилен-
ского университета и училищ его округа, что, в свою очередь,
явилось основной преемственной чертой в становлении всей сис-
темы образования России в целом, а именно: подчинение универ-
ситетскому правлению всех учебных заведений округа.
Таким образом, допустимо сделать вывод о том, что россий-
ская система образования, с доминирующей ролью университетов
в учебных округах и само их образование, не была случайно соз-
данной. А тот факт, что правительство решилось опробовать но-
вый устав в более развитых губерниях и проанализировать ре-
зультаты, говорит о понимании необходимости образовательных
реформ в России, о том, что их следовало проводить осторожно,
не нарушая самобытности русского характера, используя весь по-
ложительный опыт, к примеру, тех же западных провинций.
19
Если до 1804 года в России насчитывалось всего несколько
университетов – Тартуский (1632) (к сожалению, по данному
учебному заведению не нашлось архивных источников), Дерпт-
ский, Виленский и Московский (единственный в Центральной
части страны) и соответственно гимназий при них, что не могло
обеспечить всю империю специалистами и образованными людь-
ми, то проблема образования народа стояла чрезвычайно остро.
Поэтому в достаточно короткий срок в России открываются еще
три университета – Казанский, Санкт-Петербургский и Харьков-
ский; по такому же принципу образуются и учебные округа.
С развитием в стране образования эти университеты становятся
центрами науки в своих округах.
Пензенская губерния и все находящиеся в ней учебные заведе-
ния в то время относились к Казанскому учебному округу, что
определенным образом отражалось на развитии гимназического
образования в губернии, и именно Казанский университет являлся
центральным учебным заведением округа.
Интересен тот факт, что еще в 1787 году, с одобрения Екатери-
ны II, Комиссией народных училищ был выработан план универ-
ситетского устройства Российской империи, по которому предпо-
лагалось открыть университеты в Пензе, Чернигове и Пскове
1
.
Однако, как показало время, данный проект так и остался неосу-
ществленным. Более того, приход на трон Александра I означал
ратификацию других целей отечественного образования, что при-
вело к последующему известному истории устройству универси-
тетов.
Очевидно, что развитие сети учебно-воспитательных заведе-
ний, практическая работа школ и учителей – все это предполагало
и требовало своего теоретического осмысления, определения це-
лей и задач обучения, а также решения многих насущнейших во-
просов образования вообще. Свои педагогические взгляды и раз-
мышления о развитии образования в России в то время излагали
в своих трудах многие видные деятели. Так, В. Н. Татищев в «Раз-
1
Очерки истории российского образования: К 200-летию Министерства об-
разования Российской Федерации : в 3 т. Т. 1 [Министерство образования Рос-
сийской Федерации]. – М. : МГПУ, 2002. – С. 25.
20
говоре двух приятелей о пользе наук и училищ» отразил взгляды
на науку и просвещение среднего дворянства. Это особенно важ-
но, учитывая то, что в XVIII веке образование было в основном
привилегией именно дворянства. И. И. Бецкой, Ф. И. Янкович вы-
сказывали инновационные для того времени идеи обучения и вос-
питания, которые перекликались с просветительскими идеями
Д. Локка, Я. А. Коменского. Отметим, что на развитие образова-
ния в России вообще и гимназического образования в частности
большое влияние оказали педагогические взгляды Ж.-Ж. Руссо,
Ф. Вольтера, Д. Дидро, Ш. Монтескьё.
«О смысле слова
воспитание» рассуждала в своих работах
Е. Р. Дашкова – директор Петербургской Академии наук. Она от-
мечала, что воспитание состоит из «физического воспитания,
из нравственного воспитания и, наконец, из школьного, или клас-
сического»
1
. Очевидно, за третью составляющую воспитания
должны были отвечать учебные заведения, в которых закладыва-
лись «основы просвещения» – гимназии.
Более того, российская императрица Екатерина II также при-
нимала активное и непосредственное участие в литературной,
культурной и педагогической жизни общества. Среди педагогиче-
ских сочинений Екатерины II особый интерес вызывает инструк-
ция князю Н. И. Салтыкову при назначении его воспитателем ве-
ликих князей. Императрица четко указывала в своем наставлении,
«что от детей требуется». Отметим также, что на педагогические
взгляды Екатерины повлияли сочинения Д. Локка, М. Монтеня –
это естественным образом нашло свое отражение в процессе ста-
новления и развития российских учебных заведений.
Предпосылками развития российского среднего образования, а
в частности гимназического, явились ученые труды отечествен-
ных и зарубежных педагогов и общественных деятелей и филосо-
фов, таких как Г. В. Лейбниц, Х. Вольф, И. Кант, а также И. М. Ша-
ден, который подробно изложил свои воспитательные взгляды
в трех речах, отмечая видение принципов воспитания благородно-
1
Дашкова, Е. Р. О смысле слова «воспитание» / Е. Р. Дашкова // История пе-
дагогики в России : хрестоматия / сост. С. Ф. Егоров. – М. : Издат. центр «Акаде-
мия», 2002. – С. 93.