Файл: Корпоративная культура в организации (Методика формирования корпоративной культуры).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • Корпоративные издания (журнал, газета, бюллетень)
  • Внутрифирменное обучение
  • Наставничество
  • Наличие праздничных и знаменательных дат компании
  • Корпоративные праздники и вечеринки
  • Встречи руководства с коллективом, в том числе с рядовыми сотрудниками

Репутация компании, безусловно, зависит от компетентности её сотрудников. Коллектив ООО "Продсервис" с первых лет существования предприятии начал вести активную деятельность в формировании корпоративной культуры. Работники боролись за улучшение условий работы, отладку быта, активно занимались культурной деятельностью. Руководство предприятия на всех этапах его функционирования поддерживало инициативу сотрудников, помогало в решении социальных вопросов.

В ООО "Продсервис" здоровая корпоративная культура, которая отвечает условиям успешного менеджмента:

  • четкое кредо;
  • соотнесение целей фирмы с естественным поведением людей (человеческий фактор);
  • корпоративный дух;
  • политика всеобщей заинтересованности;
  • эффективное руководство.

Основой состава корпоративной культуры ООО "Продсервис" являются:

  • мифы, легенды, которые сложились за период деятельности предприятия (каждый работник знает историю предприятия и ощущает себя её частью);
  • ценности, нормы, правила поведения, которые разделяют работники и которые сохраняются в коллективе предприятия с начала существования;
  • ритуалы, связанные с порядком принятия на работу, социализацией новых рабочих, организацию корпоративных вечеринок, другими видами коллективного отдыха;
  • этика делового отношения, связанная с мотивацией персонала, предоставлением социальных благ, и с отношением между руководством и подчиненными.
  • наличие корпоративного духа (работник ощущает себя частью единого целого коллектива - семьи).

В основе корпоративной культуры лежит миссия предприятия. Миссия является той обобщающей идеей, первоначальным импульсом, задающим параметры всем другим элементам корпоративной культуры и направляющая работников на объединение усилий для достижения целей предприятия.

Миссия ООО "Продсервис" состоит из нескольких пунктов:

  • Целостность. Мы действуем честно и искренне во всем, что мы делаем. Мы говорим, что мы имеем в виду, делаем то, что мы говорим и этим укрепляем доверие к нашей команде.
  • Командная работа. Мы работаем для достижения общих целей путем открытого общения, взаимной поддержки и win-win отношения. Мы уважаем наши различия и делаем упор на наши сильные стороны.
  • Инновации. Мы открыты в мышлении, бросая вызов традиционному мышлению, улучшаем наши процессы и реализацию новых идей быстрее, чем наши конкуренты.
  • Постоянный рост. Мы предоставляем среду, в которой наши коллеги и наш бизнес могут расти и процветать.
  • Фокусирование внимания на людях. Мы фокусируемся на наших коллегах, клиентах и деловых партнерах, и они признают нас в качестве предпочтительных партнеров.
  • Видение компании. Быть стабильной компанией, признанной в регионе одним из лидеров отрасли, через преданность наших заинтересованных сторон; коллег, клиентов, деловых партнеров и владельцев.
  • Политика совершенства в бизнесе. Наше стремление к совершенству и постоянному усовершенствованию демонстрируется через нашу приверженность ресурсов для инноваций и обучения. С помощью нашей системы управления бизнесом, мы предоставляем льготы для наших клиентов, коллег, деловых партнеров, владельцев и общества, прислушиваемся к их потребностям этим повышая их лояльность, а так же развивая взаимовыгодные отношения.

Миссия задает систему ценностей. Ценность — важность, значимость, польза, полезность какого-либо материального или духовного блага. Корпоративная культура задает ценности знаний, опыта, традиций, ценности потребителя и сотрудника.

Рис 2.3. Основные слагаемые корпоративной культуры ООО "Продсервис"

В рамках корпоративной культуры задается система мотивации; материальные и нематериальные формы вознаграждения и другие слагаемые, что видно из рисунка 2.3.

Главное правило фирмы – продавать тот продукт, в котором уверен. Чтобы лучше продавать, надо лучше знать. Участие в выставках, ярмарках и т.п., ознакомительные выездные семинары (информационные мероприятия) – это очень важно. Нюансы, которые видят сотрудники фирмы своими глазами, помогают правильно сориентировать потенциального клиента. Правильный выбор, информация и совет – залог долгосрочных отношений, а значит, еще одним постоянным клиентом будет больше.

В настоящий момент в фирме сформировался сбалансированный, профессиональный коллектив. Это дает возможность компании проводить встречи, наглядно демонстрирующие уровень корпоративной культуры компании – проведение презентаций по странам, которые посетили работники.

Исходя из того, что компания непрерывно развивается и пополняет ассортимент реализуемых товаров, по которой можно определить ее стратегию - это стратегия развития ассортимента товаров, предполагающая решение задачи роста за счет продажи нового продукта на уже освоенном фирмой рынке.

На сегодняшний день корпоративная культура ООО "Продсервис" качественно отличается от всех остальных подобных предприятий. Это находит свое проявление, прежде всего в месторасположении предприятии и влиянии местных традиций на общественные отношения. Отличительной чертой коллектива ООО "Продсервис" является сплоченность и взаимовыручка. Это находит свое отражение в том, что руководств с пониманием относится к таким достаточно частым явлением организации как подмена. Зачастую работники подменяют один другого на договорных основах и паритетных началах, что значительным образом облегчает учет и нормирование труда, и не создает никаких дисбалансов или конфликтных ситуаций при оплате труда.

Кроме того, сам подход к оплате труда и организации труда также разработан с учетом не только психологических аспектов каждого сотрудника и в целом межличностных отношений, но и с учетом педагогической дидактики. Другими словами, сотрудники не только работают, но и в процессе труда обогащают собственные знания и развивают культурный и моральный аспекты личности. Такой подход способствует созданию в коллективе атмосферы сонаправленности собственно целей сотрудников и миссии всего предприятия.


Что касается организации труда необходимо отметить тот факт, что на предприятия нередки соревновательные действия между смежными по функциям отделами. Данные соревнования негативно не влияют на качество предоставляемых предприятием услуг, но наоборот повышаю их качество. Таким образом, в ООО "Продсервис" создается не просто система управления качеством, а система интегрированного мониторинга качества закупаемого товара. Это способствует поддержанию торговой марки на высоком уровне и постоянному развитию конкурентных преимуществ, что позволяет в свою очередь выходить на новые рынки, завоевывать их и полностью охватывать продукцией реализуемой компанией.

Еще одним отличительным аспектом корпоративной культуры, который нашел свое отражение в способе организации труда является коллективный труд в нерабочее время (субботники и т.п.). Такой труд не является обязательным, однако, сложившаяся на предприятии система ценностей и взаимоотношения способствуют тому, что такую работу выполняет подавляющее большинство сотрудников.

Коллективу были предложены различные методики анализа компании на выявление типа корпоративной культуры (приложения 1-5).

В работе проанализирована модель «Два измерения – четыре культуры». Данная типология основана на двух понятиях: социальности и солидарности.

Для оценки уровня социальности и солидарности среди сотрудников компании было проведено анкетирование на диагностику корпоративной культуры Гоффи (Приложение 5).

Социальность - это степень искренней дружелюбности между членами сообщества. Солидарность - это мера способности сообщества преследовать общие цели быстро и эффективно, вне зависимости от индивидуальных связей. Солидарность является степенью эмоциональных отношений и поддерживается посредством постоянных личностных отношений, характеризующихся высоким уровнем искренней взаимности. При высоком уровне солидарности отношения базируются на общих обязанностях, взаимных интересах и разделяемых целях, которые способны принести выгоду всем вовлеченным сторонам.

Если расположить эти характеристики в виде двух измерений в одной плоскости, то в результате появится четыре типа культуры: сетевая, меркантильная, фрагментированная и общная.

Результаты анкетирования представлены в таб. 2.4. и таб. 2.5.

Таблица 2.4. Социальность

ОБЩИЙ

Сотрудники

Никогда

Иногда

Часто

Всегда

Никогда

Иногда

Часто

Всегда

1

Люди стремятся завязать дружбу в моем подразделении и поддерживать сильные личностные отношения.

2

Люди в моем подразделении ладят друг с другом очень хорошо.

3

Люди в моем подразделении часто общаются вне работы.

4

Люди в моем подразделении по-настоящему нравятся друг другу.

5

Когда люди оставляют организацию, они все равно поддерживают отношения со своими прежними коллегами.

6

Люди в моем подразделении оказывают друг другу услуги из личных симпатий.

7

Люди в моем подразделении доверяют друг другу личные тайны.


Таблица 2.5. Солидарность

ОБЩИЙ

Сотрудники

Никогда

Иногда

Часто

Всегда

Никогда

Иногда

Часто

Всегда

1

Наша группа (подразделение, отдел, команда) принимает и разделяет одни и те же бизнес-цели.

2

Работа выполняется эффективно и производительно.

3

Наша группа предпринимает серьезные меры для искоренения плохой работы всех ее членов.

4

Наша коллективная воля к победе находится на высоком уровне.

5

Когда возникают возможности для получения конкурентного преимущества, мы быстро реагируем и пытаемся ими воспользоваться.

6

Мы разделяем сходные стратегические цели.

7

Мы знаем откуда идет конкуренция.

Рис.2.7. Сравнительная диаграмма социальности и солидарности ООО "Продсервис"

Рис. 2.8. Сравнительный график среднеарифметических показателей социальность/солидарность ООО "Продсервис"

Согласно анкетирования корпоративная культура ООО "Продсервис" находится между общной и меркантильной культурами. В целом уровень солидарности чуть выше уровня социальности.

Ни одна из этих культур не является “самой лучшей”. В действительности, каждая из них является оптимальной для конкретного вида организации. Другими словами, менеджерам не стоит защищать один тип в ущерб другому. Социальность подобна смеху, который и является ее высшим проявлением, приходит естественно. Социальность является степенью эмоциональных, не инструментальных отношений (т.е. отношений, при которых люди не используют друг друга ради удовлетворения собственных амбиций), при существовании которых отдельные личности рассматривают друг друга в качестве друзей. Последние чаще всего разделяют определенные идеи, интересы, пристрастия и ценности и ведут себя друг с другом на равных. В своей чистой форме, социальность является тем типом социального взаимодействия, который ценится уже сам по себе. Этот тип часто поддерживается посредством постоянных личностных отношений, характеризующихся высоким уровнем искренней взаимности. В подобном контексте не существует так называемых “сделок”. Мы помогаем друг другу, разговариваем, делимся, плачем и смеемся, и все это не влечет за собой никаких обязательств.


В противоположность социальности, солидарность развивается не в сердце, а в голове, хотя в бизнес окружении и она может приходить естественным путем. Отношения в этом случае базируются на общих обязанностях, взаимных интересах и разделяемых целях, которые способны принести выгоду всем вовлеченным сторонам. Однако, не менее часто, солидарность возникает между людьми не похожими и не связанными продолжительными социальными отношениями.

В ООО "Продсервис" разработан и действует корпоративный этический кодекс. В цивилизованной экономике, разработка и принятие корпоративного кодекса является делом чести каждой компании, которая претендует на высокую репутацию на рынке. Наличие у компании корпоративного кодекса и, что существенно, его соблюдение значительно повышает ее инвестиционную привлекательность.

Корпоративный кодекс это свод норм и правил, описывающий те модели поведения и единые стандарты отношений и совместной деятельности, которые существуют в компании.

Корпоративный кодекс ООО "Продсервис" выступает воплощением философии компании. В нем, в частности, закрепляются добровольные обязательства перед работниками и внешним миром, которые компания принимает на себя сверх тех, что предписаны законодательством. Кодекс декларирует более высокий уровень деловой культуры, предполагает соблюдение высоких идейных принципов и норм, содействует четкому позиционированию компании по отношению к своим клиентам и сотрудникам.

Кодекс ООО "Продсервис" используется:

  1. Как инструмент управления - регулировать поведение сотрудников на рабочем месте.
  2. Как инструмент развития (поддержания) корпоративной культуры - четко обозначать основные цели и ценности компании и усиливать корпоративную идентичность субъектов корпорации всех уровней (акционеров, руководства, персонала).
  3. Как инструмент повышения инвестиционной привлекательности.

Корпоративный кодекс в компании принимается, прежде всего, с целью улучшения корпоративного управления конфликтам. Надлежащий уровень такого управления существенно уменьшает риск возникновения разногласий. Для эффективного управления современный менеджер должен учитывать всю совокупность интересов (клиентов, наемных работников, поставщиков, конкурентов, правительства).