Файл: Оценка готовности детей к школе ( ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Состояние здоровья и анализаторных систем. Для определения состояния здоровья перед поступлением в школу ребенок должен пройти медицинский осмотр и получить заключение о том, что он здоров и может обучаться в общеобразовательном учреждении. Особое внимание уделяется проверке зрения и слуха, которые имеют первостепенное значение для восприятия информации.

При наличии каких-либо медицинских отклонений или противопоказаний необходимо отсрочить зачисление в первый класс, пройти курс лечения или позаботиться о создании для ребенка специальных условий обучения.

Общее физическое развитие. Определяется по наличию основных физических качеств:

  • ловкость;
  • скорость;
  • сила;
  • скоординированность движений.

Уровень развития основных видов движений:

  • бег;
  • прыжки;
  • наклоны;
  • приседания;
  • ползание.
  • Развитие мелкой моторики рук:
  • держать ручку или карандаш;
  • проводить четкие линии;
  • перекладывать мелкие предметы;
  • складывать лист бумаги.

Гигиенические умения, навыки самообслуживания. Ребенок должен самостоятельно:

  • умываться;
  • чистить зубы;
  • мыть руки;
  • пользоваться туалетом;
  • одеваться;
  • застегиваться и завязывать шнурки;
  • следить за своим внешним видом;
  • пользоваться столовыми приборами;
  • убирать за собой посуду;
  • организовывать рабочее место;
  • собирать, складывать и убирать свои вещи.

Знания по основам здоровья. Ребенок обладает знаниями о:

  • важности быть здоровым;
  • необходимости беречь здоровье;
  • режиме дня;
  • значимости занятий спортом.

Физически здоровый и подготовленный ребенок быстрее адаптируется к условиям школьной жизни, изменившемуся режиму дня и уровню нагрузок. Чтобы физически подготовить ребенка к школе, нужен комплексный подход. Нужно выполнять утреннюю зарядку, проводить закаливание. Также, необходимо развивать мелкую моторику рук: собирать конструкторы, заниматься лепкой и вышиванием. Следует морально подготовить ребенока, что в школе ему нужно будет сосредотачиваться на длительное время. Еще до школы можно поручать ответственные задания, которые требуют тишины и концентрации.

2.Критерии интеллектуальной готовности. Основные показатели интелактуальной готовности ребенка к школе — это:

Умение мыслить и способность к воображению. Перед тем, как идти в школу, ребенок уже должен уметь логично отвечать на некоторые несложные вопросы, анализировать предложенную ситуацию. Также, он должен уметь придумать историю или небольшой рассказ. Есть множество занятий в игровой фоме, которые помогают развить мыслительные способности


Знание букв и умение читать. Даже 20 лет назад, детей брали в школу, «начиная с нуля». Теперь, ситуация поменялась. В наш информационный век темпы развития детей ускорились. Поэтому, согласно программе, дети дошкольного возраста должны быть знакомы с буквами и уметь читать, хотя бы по слогам

Начальные навыки письма. Чтобы ребенок научился писать быстро и без проблем, его рука должна быть подготовлена к школе. Он должен уверенно держать ручку, уметь рисовать ею геометрические фигуры

Правильная речь. Умение говорить правильно, не картавить и не шепелявить, очень важно для готовности к школе. Также, ребенок должен уметь формулировать свои мысли, составлять логичные предложения.

Интелектуальная готовность включает:

  • достаточный багаж знаний об окружающем мире;
  • умение оперировать имеющимися знаниями для решения различных задач;
  • любознательность, потребность в получении новых знаний;
  • уровень мыслительной деятельности, который обеспечит усвоение новых знаний;
  • наличие словесно-логического и образного мышления;
  • развитую речь, достаточный словарный запас;
  • сформированные сенсорные навыки;
  • устойчивое внимание;
  • крепкую память.

Интеллектуальная подготовка к поступлению в школу является необходимым условием для успешного овладения учебной программой.

3.Критерии социальной готовности. Социальная готовность базируется на таких компонентах:

коммуникативность;

  • стремление общаться со сверстниками, устанавливать с ними дружеские отношения;
  • умение уступать в споре и делиться, быть толерантным;
  • умение выслушивать собеседника;
  • готовность соблюдать очередь;
  • готовность идти за лидером или самому проявлять лидерские качества;
  • понимание социальной иерархии, готовность подчиняться требованиям старших.

Основы взаимоотношения ребенка с окружающим миром закладываются в семье и развиваются в процессе посещения дошкольного учреждения. «Домашние» дети труднее приспосабливаются к условиям школьного коллектива.

4.Критерии личностной готовности. Личностная готовность к поступлению в школу связана со степенью формирования внутреннего настроя ребенка на то, что меняется его роль в обществе, меняется отношение взрослых и их система запросов к нему. Первоклассник должен сознательно принимать позицию школьника и иметь устойчивую внутреннюю мотивацию к обучению. Важно, чтобы его положительная мотивация не базировалась на внешних аспектах (приобретение новой одежды, портфеля, обладание канцелярскими принадлежностями и т.д.), а на том, что посещая школу, он станет умнее, сможет развивать свои способности и навыки.


К тому же ребенок должен быть готов, что в семье его будут считать более взрослым и самостоятельным. Поэтому увеличится количество требований и семейных обязанностей. В этом плане особенно сложная ситуация складывается в семьях, где еще есть дети дошкольного возраста.

5. Критерии эмоционально-волевой готовности. Эмоционально-волевая готовность подразумевает наличие таких аспектов:

  • радостное ожидание поступления в школу;
  • принятие целей образовательной деятельности и положительное отношение к ним;
  • способность подчинять свои мотивы коллективным;
  • умение сознательно управлять своим поведением в соответствии с нравственными установками;
  • стремление преодолевать трудности;
  • стремление достигать высоких результатов в своей деятельности;
  • сознательное определение некоторых положительных и отрицательных качеств своего характера и готовность меняться;
  • присутствие сдержанности, усидчивости, самостоятельности, настойчивости, дисциплинированности и организованности.

Чтобы чувствовать себя комфортно в школе, ребенок должен быть срессоустойчивым и коммуникабельным. Нужно учит ребёнка правилам поведения в коллективе, навыкам общению при конфликтных ситуациях

Высокий уровень эмоционально-волевой готовности к школе является ключом к успешному обучению. Ведь в таком случае, даже имея проблемы на начальном этапе школьной адаптации, ребенок сможет их преодолеть и не будет испытывать трудности в дальнейшем.

6.Критерии специальной готовности. Специальная готовность к школьному обучению заключается в том, что ребенок обладает некоторыми универсальными учебными умениями:

  • называть буквы;
  • читать слоги или слова;
  • считать, прибавлять и отнимать в пределах 10;
  • писать отдельные элементы;
  • рисовать простые предметы;
  • выполнять несложные физические упражнения. [9]

В дошкольных подготовительных группах педагоги и психологи проводят диагностику речевых способностей ребёнка. Согласно этой диагностике, дети в возрасте 6-7 лет должны:

  • правильно выговаривать все буквы алфавита;
  • различать отдельные звуки и называть слова с ними, а также определять местоположение нужного звука в начале, середине или конце слова;
  • делить на слоги простые слова (мама, рама, собака, ракета) и составлять из отдельно взятых слогов целые слова;
  • производить звуко-буквенный анализ простых слов;
  • самостоятельно составлять предложения, согласовывая в них слова по роду, падежу и числу;
  • уметь подбирать к словам синонимы (слова с одинаковым значением: собака-пёс, рисунок-картинка) , антонимы (слова с противоположным значением: острый-тупой, тяжёлый-лёгкий) , а также описывать основные свойства предметов (машинка маленькая, пластмассовая, зелёная) ;
  • уметь пересказать любимую сказку, запомнить наизусть маленькое стихотворение, составлять рассказ из предложенной серии картинок;
  • владеть достаточным словарным запасом речи, связно составлять повествование;
  • уметь образовывать уменьшительно ласкательные формы слов (кот-котик, мама-мамочка), находить звуковые различия в словах (конец-гонец, ножка-ложка) , формировать прилагательные из существительных (зима-зимний, яблоко-яблочный) .

Обычно такие умения формируются в ходе специальных занятий, которые проводятся в детском саду. Их наличие необходимо для изучения школьных предметов, предусмотренных учебным планом. [8]

Таким образом, готовность - целостное образование. Отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечет за собой отставание или искажение в развитии других. Комплексные отклонения наблюдаются и в тех случаях, когда исходная психологическая готовность к школьному обучению может быть достаточно высокой, но в силу некоторых личностных особенностей дети испытывают значительные трудности в учении. Психологическая готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности

Выводы по главе 2

В данной главе были рассмотрены особенности оценки готовности детей к обучению в школе. Стоит отметить, что важно учитывать при комплексной оценке готовности ребенка к школе: физическое состояние (активность или пассивность), психическое состояние (наличие или отсутствие различных отклонений от нормы, эмоциональное состояние – стабильность или же нестабильность), умственные способности (уровень интеллекта, особенности мышления). Таким образом, только комплексно изучая все вышеописанные компоненты готовности, можно определить ее уровень в той или иной степени, а также то, что будет способствовать его улучшению или же наоборот, что мешает достигнуть необходимого уровня готовности.

На основе изученной литературы были выявлены наиболее валидные и качественные методы и способы оценки готовности ребенка к школе, такие как индивидуальны и групповые тесты, различные проективные методики. Так же была определенна последовательность изучения отдельных компонентов готовности ребенка и собственно критерии готовности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате анализ психолого-педагогической литературы, мы заключили следующее:

Готовность к школе – это не только запас знаний, которые нужны для благополучного использования на практике, но и восприимчивость к совместной деятельности, прохождение различных трудностей и благоприятное соотношение учёбы и школы в целом. Готовность к школе – дает возможность к дальнейшему продуктивному обучению в целом.


Педагогам, родителям и, конечно, педагогу-психологу необходимо внимательно наблюдать эмоции и чувства ребёнка, когда происходит ответственный этап в его жизни, и помочь, ведь это дополнительно увеличивает его готовность к школе. И в свою очередь своевременно оказать необходимую помощь и поддержку, в зависимости от конкретной индивидуальной ситуации.

Психологическую готовность – это в первую очередь ответственность педагога-психолога. В годовой план работы входит проверка уровня готовности ребенка к школе еще до поступления с помощью профессионального инструментария. А также комплексная оценка развития детей для прогнозирования дезадаптационных рисков (рисков школьных трудностей); выявление причин, затрудняющих продвижение дошкольника на более высокий уровень развития; выбор наиболее адекватной программы и условий обучения, а также разработки рекомендаций для педагогов и родителей по снижению рисков дезадаптации являются основной целью диагностического обследования.

Благодаря своевременному выявлению тех или иных трудностей возможно оказание необходимой помощи ребенку и создание для него необходимых условий обучения.

Таким образом готовность к школе неотъемлемая часть работы педагога-психолога заключающая в себе фундаментальную важность для всего образовательного процесса в целом.

Список литературы

1.Анастази А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982. — с. 535.

2.Божович Л.И. Личность ребенка и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. М.: Академия, 1968. — с.217.

3.Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе». — М.: Академический Проект, 2005. — с.23.

4.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. СПб, 2004. — 270 с.

5.Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. М.: Педагогика, 1980. — с. 167.

6.Каменская В.Г. «Детская психология с элементами психофизиологии. М.:ФОРУМ, 2005.- с. 223.

7.Косякова О.О. Психология раннего и дошкольного детства. Ростов-на-Дону: Феникс. 2007. — с. 175.

8.Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Академия, 1991. — с.152.

9.Кулагина И. Ю. Личность школьника. М.: Сфера, 2001. — с. 107−110.

10.Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М., 2002., С.122−123.

11.Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М.: Сфера, 2001. — с. 158.