Файл: Местное самоуправление в России: история и современность..pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. История развития местного самоуправления в России.
1.1 Земская реформа второй половины 19 века.
1.2 Городская реформа второй половины 19 века.
1.3 Контрреформы второй половины 19 века.
1.4 Советский этап развития местного управления.
Местные Советы являлись самыми многочисленными органами государственной власти. В Советском Союзе их было более 50 тысяч, в РСФСР функционировало около 28 тысяч. Срок полномочий по Конституции РСФСР 1937 года составлял два года, по Конституции РСФСР 1978 года – два с половиной года. В соответствии с изменениями, внесенными в Конституцию РСФСР в 1989 году, срок полномочий местных Советов стал пять лет.
На протяжении всего советского периода истории России органы власти на местах, каковыми явились Советы и их исполнительные комитеты, были звеньями единой государственной системы управления с высокой степенью централизации и субординации и выступали как звенья единой государственной системы управления. Негосударственная природа местных Советов отрицалась, а термин «местное самоуправление» не применялся, вместо него появился термин «социалистическое самоуправление», под которым понимался определенный уклад, охвативший все сферы общественной жизни.
Глава 2. Местное самоуправление в России: Современность.
Местное самоуправление в России (МСУ) — деятельность местных сообществ, осуществляемая непосредственно или через местные представительные органы, по вопросам местного значения. Местное самоуправление признается и гарантируется в ст. 12 Конституции России (глава 1), что на практике означает отнесение местного самоуправления к основам конституционного строя Российской Федерации. Также в тексте Конституции заложены основные принципы устройства и функционирования органов местного самоуправления. Они раскрываются в главе 8 Конституции России.
МСУ характеризуется наличием определённой территории, закреплённой за муниципальным образованием, выборных органов и форм непосредственного участия граждан в местном самоуправлении, муниципальной собственности и бюджета, муниципальных нормативных актов. Органы местного самоуправления отделены от органов государственной власти, а их самостоятельность имеет под собой экономическую основу - местный бюджет, местные налоги (сборы) и муниципальная собственность. Суть МСУ заключается в том, что население, проживающее на определенной территории самостоятельно и под свою ответственность решает вопросы местного значения, а также владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Население также самостоятельно определяет структуру органов МСУ, которая закрепляется в Уставе муниципального образования депутатами представительного органа.
Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации, признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации.
Правовую основу местного самоуправления составляют:
- Конституция Российской Федерации,
- Европейская хартия местного самоуправления,
- общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации,
- федеральные конституционные законы,
- Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с федеральными законами иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти),
- конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации,
- уставы муниципальных образований,
- решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан,
- иные муниципальные правовые акты.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает вопросы местного значения поселения, муниципального района, городского округа, а также полномочия органов государственной власти по решению вопросов местного значения.
Кроме того, федеральный закон допускает наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с предоставлением им соответствующих субвенций и подконтрольностью органам государственной власти, а также осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий, не переданных органам местного самоуправления.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления:
- местный референдум;
- муниципальные выборы;
- голосование по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления;
- голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования;
- сход граждан;
- другие формы.
Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления:
- правотворческая инициатива граждан;
- территориальное общественное самоуправление;
- публичные слушания;
- собрание граждан;
- конференция граждан (собрание делегатов);
- опрос граждан;
- обращения граждан в органы местного самоуправления;
- наказы избирателей;
- другие формы.
Функции муниципальных образований регулирует Федеральный закон от 06.10.2003 ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
На основании пункта 7 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ на муниципальное образование возложена обязанность и ответственность за создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа, включая и состояние и обслуживание остановочных пунктов. Государственным надзорным органом является территориальные отделы транспортной инспекции Ространснадзор.
На основании статьи 98 и 84 лесного кодекса на муниципальное образование возложена обязанность осуществления муниципального лесного контроля, владение, пользование, распоряжение лесными участками; установление ставок платы и аренды лесных ресурсов; учёт древесины; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах, созданий муниципальных лесничеств.
На основании статьи 12 и 13 ФЗ-131 муниципальное образование наделено правом инициативы по изменению границ и объединению, разделению муниципальных образований, с учетом мнения населения.
На основании статьи 14.1 и 16.1 ФЗ-131 наделен правом на создание муниципальной пожарной охраны; создания музеев, создание муниципальных образовательных организаций высшего образования; осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев; предоставления гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам найма; участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству; осуществлять мероприятий в сфере профилактики правонарушений (через специально созданные муниципальные учреждения в сфере охраны общественного порядка). п.9 ст. 16 наделен правом создания муниципальной милиции.
На основании статьи 19 и 17.1 ФЗ-131 муниципальное образование наделено отдельными государственными полномочиями, отнесенных к вопросам местного значения, для осуществления органам местного самоуправления муниципального контроля. Среди распространенных отдельных государственных полномочий, является экологический и жилищный муниципальный контроль.
К вопросам местного значения муниципального образования, статьями 15 и 16 ФЗ-131 отнесено:
- составление и рассмотрение проекта бюджета; (местная администрация — составляет, совет депутатов — утверждает)
- установление, изменение и отмена местных налогов и сборов;
- владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
- организация в границах муниципального образования, электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий;
- осуществление в ценовых зонах теплоснабжения муниципального контроля за выполнением единой теплоснабжающей организацией мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения;
- дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок, парковочных мест; (государственный надзор ГИБДД)
- обеспечение проживающих и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля;
- организация мероприятий по охране окружающей среды и обеспечение первичных мер пожарной безопасности;
- организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях; (государственный надзор Рособрнадзор)
- создание условий для оказания медицинской помощи населению; (государственный надзор Росздравнадзор)
- создание условий для обеспечения жителей услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
- организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов;
- создание условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры;
- организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью;
- сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в муниципальной собственности;
- формирование и содержание муниципального архива;
- участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;
- утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, аннулирование разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций;
- присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети;
- участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма (через специально созданные муниципальные учреждения);
- организация охраны общественного порядка на территории муниципального образования;
- участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- предоставление служебного помещения для работы участкового полиции;
- утверждение генеральных планов и правил благоустройства;
- организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
- создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований;
- создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения;
- создание условий для массового отдыха жителей муниципального образования;
- организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
- организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений
- осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;
- создание условий для развития сельскохозяйственного производства, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству (волонтерству);
- организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью;
- оказание поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создание условий для деятельности народных дружин;
- обеспечение условий для развития физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального, городского округа;
- создание условий для предоставления транспортных услуг и организация транспортного обслуживания населения;
- обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством;
- Организация и проведение аукционов в соответствии с требованием Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Заключение.
Говоря о реализации конституционного права населения на осуществление местного самоуправления, необходимо осознавать, что эффективность этого процесса во многом зависит не только от наличия всего комплекса необходимых законов, обеспечивающих организационную и экономическую самостоятельность муниципальных образований, но и от понимания населением своих прав и возможностей в осуществлении местного самоуправления, от действительной способности этими правами грамотно воспользоваться, способности реализации права на местное самоуправление.
Для действительной способности реализации права на местное самоуправление представляется необходимым:
- наличие механизмов осуществления права, то есть наличие органов, создаваемых населением для реализации своих прав в решении местных вопросов, процедур прямого волеизъявления (референдумы, конференции, сходы) или зависимости от населения создаваемых им органов (выборы, формы контроля). Эти вопросы в основном решены в рамках первого, организационного этапа;
- наличие возможности осуществления права, то есть наличие финансово-экономической базы для обеспечения реальной самостоятельности населения и дееспособности создаваемых им органов (основная задача второго, экономического этапа);
- наличие осознанной воли в осуществлении права, то есть активное участие в процессе организации местного самоуправления не только государства (через официальные решения его органов и реализацию их должностными лицами), но и населения (через широкое участие в процессе, заинтересованность в его результате). Решение этой задачи, видимо, будет являться в основном целью следующего этапа (назовем его условно "социальным").
Все три составляющие находятся в настоящее время в процессе формирования, но именно их неразрывное сочетание: наличие обладающих экономической и правовой возможностью организационных структур местного самоуправления при активном участии и заинтересованности государства и населения может привести к созданию реального эффективного местного самоуправления, а значит, и обеспечению стабильного поступательного развития российского общества и российского государства.
Литература.
- Прибыткова Л. В. (РАНХиГС) Опыт территоральных преобразований муниципальных образований в субъектах Российской Федерации // Вестник Российского университета дружбы народов. — Серия: Государственное и муниципальное управление. — 2018. — №2.
- Н.А. Омельченко. История государственного управления. В 2 частях. Часть 1. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2016. – 258 с.
- Н.А. Омельченко. История государственного управления. Учебник и практикум. В 2 частях. Часть 2. – М.: Юрайт, 2016. – 328 с.