Файл: Профессиональный спортивный клуб как объект управления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальностью курсовой работы является то, что в современном мире значение спорта многократно возросло. Спорт перестал быть лишь только формой досуга или фактором здорового образа жизни. На сегодняшний день спорт стал полноценной отраслью экономики. Спортивные лиги, профессиональные спортивные клубы, фитнес-клубы, спортивные агентства и другие субъекты спортивной отрасли образовали огромную индустрию - индустрию спорта.

Современная индустрия спорта – это большие деньги, огромные капиталовложения и непрерывно растущая конкуренция между субъектами данной индустрии. Особенно явно прослеживается ожесточенная конкуренция между спортивными лигами, профессиональными спортивными клубами, фитнес-клубами за потребителя продукции – болельщика, зрителя, клиента. Финансовая и коммерческая составляющая вышли на одно из первых мест в деятельности современных спортивных организаций. Поэтому для успешного осуществления своей деятельности, управление спортивной организацией должно осуществляться эффективно и грамотно со стороны менеджмента этой организации.

Особенно это важно для профессиональных спортивных клубов, так как именно от качества и эффективности управления зависят спортивные и экономические показатели профессионального спортивного клуба. В условиях рыночной экономики главным определяющим конкурентоспособности и эффективности работы организации становится наличие на ней человеческих ресурсов, способных профессионально решать поставленные перед ними задачи, поэтому важно понимать каким образом функционирует и управляется профессиональный спортивный клуб, какова его структура и особенности управления. Таким образом, система управления клубом и уровень подготовки управленческого персонала являются одними из ключевых факторов успешной работы профессионального спортивного клуба, так как в условиях коммерциализации спорта, его становления полноценной отраслью экономики именно на спортивных менеджеров ложится задача управления и развития профессионального спортивного клуба в соответствии с особенностями и тенденциями современной индустрии спорта.

Объектом курсовой работы является профессиональный футбольный клуб «ЦСКА».

Предметом курсовой работы является система управления в ПФК «ЦСКА».

Целью курсовой работы является анализ действующей системы управления профессиональным футбольным клубом «ЦСКА», а также определение сильных и слабых сторон клуба.


Задачи курсовой работы:

  1. Изучить теоретические материалы по теме управления спортивными организациями.
  2. Проанализировать деятельность ПФК «ЦСКА».
  3. Определить сильные и слабые стороны ПФК «ЦСКА».

Глава 1. Основы управления спортивной организацией

1.1 Понятие менеджмента спортивной организации

Для осмысления понятия менеджмента спортивной организации, в первую очередь, необходимо объяснить термин менеджмента в целом. Так, понятие «менеджмент» имеет несколько смысловых значений:

- «менеджмент – область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путём рационального использования имеющихся ресурсов;

- менеджмент – руководство людьми и процессами в самых разнообразных организациях» [2, с.8];

- «менеджмент – это интеграционный процесс, в котором профессиональные специалисты формируют организации и управляют ими с помощью постановки целей и разработки способов их достижения» [3, с.5];

- «менеджмент – это профессиональная деятельность по управлению организациями, обеспечивающая высокую результативность и эффективность их работы в ближайшей и долгосрочной перспективе, а также целенаправленное и устойчивое развитие» [1, с.57].

Таким образом, понятие менеджмент, несмотря на различную трактовку, характеризуется общим смысловым значением, которое характеризует понятие менеджмента как совокупность методов, форм и средств управления организацией, а также постановку целей и задач, позволяющих использовать управление наиболее эффективно.

Менеджмент может осуществляться в самых различных сферах и отраслях: в сфере культуры и искусства, менеджмент в гостиничном и ресторанном бизнесе, в сфере услуг и так далее. Нас же конкретно интересует менеджмент в сфере физической культуры и спорта или проще говоря – спортивный менеджмент. Поэтому приведем понятие термина «спортивный менеджмент». «Спортивный менеджмент – это специальная теория и практика управления физкультурными и спортивными организациями в условиях рыночных отношений, это один из отраслевых видов менеджмента, одна из отраслевых сфер управленческой деятельности в рыночных условиях» [4, с.8].


Исходя из понятия этого термина следует, что управление осуществляется в отрасли спорта, объектами управления являются различные физкультурно-спортивные организации, а предметом спортивного менеджмента являются отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия субъекта и объекта управления в рамках спортивной организации и её взаимодействия с внутренней и внешней средой.

Теперь необходимо разобраться в том, что подразумевается под понятием физкультурно-спортивных организаций. Ссылаясь на Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», как такового определения понятия «спортивная организация» нет, но вместо него используется термин «физкультурно-спортивная организация». «Физкультурно-спортивная организация – юридическое лицо, независимо от его организационно-правовой формы осуществляющее деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности» [5].

Для более четкого понимания термина «спортивная организация» обратимся к следующему определению этого понятия: «спортивная организация – юридическое лицо, независимо от его организационно-правовой формы осуществляющее подготовку спортсменов, организацию и проведение спортивных соревнований в качестве основных видов деятельности» [6, с.17].

Таким образом, можно сказать, что спортивная организация – это организация, которая осуществляет свою деятельность в сфере спортивной отрасли, подготавливает спортсменов, организует и проводит соревнования, производит и оказывает какие-либо услуги спортивной направленности. Продуктом деятельности спортивных организаций могут быть спортивно-физкультурные услуги, спортивные зрелища и так далее.

Спортивная организация, как и любая другая организация обладает определенными характеристиками. Выделяют следующие общие характеристики организации:

  1. Ресурсы организации. К ресурсам спортивной организации относятся кадры, капитал, информация и т. д.
  2. Зависимость организации от внешней среды. Спортивная организация зависит от внешней среды в отношении ресурсов и клиентов.
  3. Разделение труда в организации. В спортивной организации существует горизонтальное и вертикальное разделение труда.
  4. Необходимость управления в организации. Посредством вертикального разделения труда в спортивной организации задачи её подразделений скоординированы, что обеспечивает достижение поставленных целей [4, с.21-22].

Спортивные организации по своей организационно правовой форме могут быть как коммерческими, так и некоммерческими организациями.


К коммерческим организациям относят:

  • профессиональные спортивные клубы
  • профессиональные спортивные лиги
  • спортивно-оздоровительные клубы

К некоммерческим относят:

  • государственные организации (ДЮСШ, СДЮШОР, ЦСП и т. д.)
  • общественные организации (спортивные федерации, физкультурно-спортивные общества) [6, с.20-21].

Из всего вышесказанного следует, что менеджмент спортивной организации – это управление процессами и ресурсами, направленных на формирование и достижение целей и задач в организации физкультурно-спортивной направленности.

Субъектом управления в спортивной организации является спортивный менеджер. «Спортивный менеджер – это специалист, занимающий, как правило, руководящую должность в физкультурно-спортивной организации, владеющий искусством научного управления и наделенный правом принимать управленческие решения» [7, с.15]. Именно спортивный менеджер является ключевой фигурой в системе менеджмента организации, он осуществляет деятельность по управлению, используя различные рычаги, методы, функции и принципы управления.

Таким образом, суть спортивного менеджмента, менеджмента спортивной организации – это перевод объекта управления в новое качественное состояние под целенаправленным воздействием субъекта управления [7, с.58.]. Т. е. это эффективный менеджмент, который позволяет спортивной организации успешно осуществлять свою деятельность, выходить на новые этапы, уровни развития и быть конкурентоспособным в индустрии спорта.

1.2 Миссия и цели спортивной организации

Деятельность любой организации немыслима без наличия миссии и целей, так как именно постановка этих компонентов определяет то, к чему стремится организация, для чего она существует, помогает определить вектор развития, является неотъемлемой частью планирования. Миссия и цели помогают организации совершать свою деятельность, можно сказать, осознанно, так как с помощью их определения организация знает, что ей необходимо делать, как структурировать работу и так далее. Т. е., по сути, миссия и цели задают смысл деятельности организации, а их отсутствие может привести к бесполезному существованию организации.

Для более конкретного понимания смысла терминов «миссия» и «цель» приведем их определения. Так, понятие «миссия» у различных авторов имеет свою трактовку. Приведем некоторые из них:


  • «миссия (философия организации) – представление собственников и менеджмента компании о её предназначении, уникальности, социальной значимости и основных ценностях» [1, с.134];
  • «миссия организации – это социальное предназначение организации, причина её существования; в различных формах миссия даёт представление о том, для чего организация нужна обществу (а не её владельцам!), каким образом она добивается поставленных целей» [8, с.46];
  • «миссия – это общее предназначение организации, выражающее смысл её существования» [9, с.122].

Таким образом, исходя из вышеперечисленных определений следует, что миссия представляет собой некую ценность, следуя которой организация достигает своих целей и позиционирует свою значимость и важность для общества. П. А. Михненко в своём определении даже определяет миссию как философию организации, т. е. как некие взгляды, принципы, мировоззрение и идеологию организации. Это подтверждает тот факт, что миссия является особо важным и неотъемлемым компонентом организации.

Определение миссии позволяет организации определить кто их клиенты, что компания делает для людей, в каких сегментах рынка она работает, какие технологии использует, какую этику исповедует, какая концепция управления в организации, в чём конкурентные преимущества и каковы обязательства компании перед сотрудниками [1, с.134].

Разобравшись в определении термина «миссия», необходимо понять, что в менеджменте понимают под термином «цель»:

  • «цель – желаемое состояние, которого стремится достичь организация» [1, с.123];
  • «цель – это планируемый результат деятельности фирмы» [8, с.46];
  • «цель – это результат, которого стремится добиться организация в ближайшей перспективе» [4, с.25].

Исходя из данных определений, можно сделать вывод, что цель – это определённый плод от деятельности организации, который она стремится достичь. Постановка целей требует соблюдения определенных правил, которые помогают сделать цель наиболее конкретной, содержательной и понятной. П. А. Михненко выделяет следующие требования, предъявляемые к целям организации:

  1. Объективная достижимость. Это означает, что цель должна быть реально достижимой. Постановка недостижимых целей может привести персонал организации к нервозности и непониманию.
  2. Конкретность формулировки. Данное требование означает, что цели необходимо формулировать очень точно и конкретно. Неясность формулировки может привести к неправильному исполнению цели.
  3. Количественная измеримость. При формулировке цели необходимо использовать точные количественные значения (проценты, рубли, годы и т. п.).
  4. Ориентация во времени. Любая цель должна иметь временные рамки.
  5. Декомпозиция и согласованность. Этот пункт означает, что для достижения главной цели организации необходимо эту главную цель разделить на частные. Частные цели должны быть согласованными между собой и обеспечивать достижение главной цели [1, с.123-125].