Файл: Профессиональный спортивный клуб как объект управления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, соблюдение данных правил является неотъемлемой частью при формулировке целей организации.

Необходимо отметить, что цели организации имеют определенную иерархию. Т. е. наблюдается определенная структура, которая идёт от главной цели до задач и операций. Так, выделяют следующую иерархию целей: основная цель (главная цель организации), функциональные цели (цель маркетинга, цель производственной деятельности и т. п.), цели по уровням иерархии и задачи исполнителям [1, с.126]. Таким образом, иерархия целей имеет определённое сходство с организационной структурой организации, переходя от наибольшей части к наименьшим частям.

Подводя итог всему вышесказанному, стоит отметить, что миссия и цели организации выступают единым целым, т. е. не может быть цели без миссии и наоборот. Это объясняется тем, что, во-первых, эти два компонента являются одними из ключевых при планировании, во-вторых, именно путём реализации своей миссии организация добивается достижения поставленных целей [9, с.122].

Проанализировав понятия «миссия» и «цель» вообще в менеджменте, необходимо понять, что они представляют собой конкретно в физкультурно-спортивных организациях. В спортивных организациях, как и в любых других, целеполагание и определение миссии являются важнейшими аспектами менеджмента.

Как известно, физкультурно-спортивные организации могут быть коммерческими или некоммерческими. Именно это разделение играет роль при постановке целей спортивной организации. Цели коммерческой спортивной организации, в первую очередь, будут полагаться на получение прибыли, в то время как некоммерческая физкультурно-спортивная организация при формировании цели ориентируется на качество оказываемых услуг и популяризацию спорта.

Извлечение прибыли из работы организации, ориентированной на физкультурно-спортивную деятельность путем рационализации труда, можно считать конечной целью менеджмента коммерческой организации, в свою очередь, цель менеджмента некоммерческого бюджетного или автономного учреждения физкультуры и спорта будет состоять в удовлетворении потребностей и спортивных интересов различных категорий населения в услугах физической культуры и спорта [10, с.40].

Что касается формирования миссии физкультурно-спортивной организации, то зависимости от коммерческой или некоммерческой направленности деятельности организации тут не будет, т. к. миссия, как мы уже говорили, предполагает смысл существования организации, её предназначение для общества, что полезного она ему несёт.


Поскольку сами по себе физкультурно-спортивные организации занимаются очень важным и нужным делом, то их миссия будет опираться на формирование и распространение здорового образа жизни, укрепление здоровья, стремление удовлетворить потребности и спортивные интересы населения в физкультурно-спортивных услугах, развитие отдельного вида спорта или спорта в целом, популяризацию спорта и т. п. [10, с.42].

Таким образом, миссия и цели спортивных организаций напрямую связанны с деятельностью, которую они совершают и являются их неотъемлемой частью. Цели будут определяться в зависимости от коммерческого или некоммерческого статуса организации, но в любом случае будут содержать в себе физкультурно-спортивную составляющую. Миссии же будут содержать в себе определение чего-либо глобального, например, развитие спорта, его популяризация и т. п.

Внешняя и внутренняя среда спортивной организации

Любая организация, являясь открытой системой, в процессе своей деятельности непременно взаимодействует с различными факторами и элементами как внутри себя, так и во вне. Эти факторы и элементы составляют внутреннюю и внешнюю среду организации. Внутренняя и внешняя среда оказывает определенное воздействие на организацию, которое необходимо учитывать менеджменту организации и выстраивать правильное взаимодействие организации со внешней и внутренней средой.

Для более детального понятия сущности внутренней среды организации приведем её различные определения, которые используются в менеджменте:

  • «внутренняя среда организации – совокупность ситуационных факторов её внутреннего строения и функционирования, основная часть которых является результатом управленческих решений менеджмента» [1, с.155];
  • «внутренняя среда – это та часть общей среды, которая находится в рамках организации» [11, с.106];
  • «внутренняя среда организации характеризуется организационной структурой и включает все основные элементы и подсистемы, обеспечивающие и осуществляющие протекающие в ней процессы» [9, с.102].

Таким образом, на основе данных определений можно сделать вывод, что внутренняя среда организации представляет собой совокупность внутренних элементов, факторов и подсистем организации, с помощью которых создаются и протекают определенные процессы организации. Необходимо отметить, что внутренняя среда организации подконтрольна её менеджменту, т. е. менеджмент организации может оказывать воздействие на внутреннюю среду.


Так как внутренняя среда организации состоит из различных элементов, то П. А. Михненко выделяет следующие основные элементы внутренней среды организации [1, с.155]:

  • система целей организации;
  • организационная структура управления;
  • ресурсы организации;
  • персонал организации;
  • технологии;
  • организационная культура.

Таким образом, можно заметить, что все вышеперечисленные основные элементы внутренней среды организации связаны между собой и являются результатом управленческих решений менеджмента.

Как уже было сказано ранее, внутренняя среда организации также включает в себя различные подсистемы. К таким подсистемам А. И. Долгов относит следующие:

- социальная подсистема – это комплекс, который обеспечивает подбор людей, их интеграцию в организацию и дальнейшее обучение и повышение квалификации;

- производственно-техническая подсистема – это все ресурсы организации, которые обеспечивают переработку входящих ресурсов в готовый продукт или услугу;

- информационная подсистема – это комплекс средств, который позволяет собирать и обрабатывать информацию для поддержки управленческих решений и технологического управления;

- экономическая подсистема – это экономические процессы, которые происходят в организации;

- маркетинговая подсистема – это совокупность процессов организации по обеспечению потребностей клиентов в продуктах или услугах организации, которые осуществляются с помощью различных маркетинговых инструментов, позволяющих активно воздействовать на рынок, увеличивать рыночную долю и повышать рентабельность продаж [9, с.104-105].

Таким образом, все эти подсистемы взаимосвязаны и функционируют как единое целое в интересах целенаправленной деятельности организации.

На состояние указанных выше основных элементов и подсистем, определённое воздействие могут оказывать различные факторы. Это воздействие может быть, как положительным, так и отрицательным. С. А. Ким выделяет следующие факторы, влияющие на состояние основных элементов и подсистем:

  • экономические;
  • организационные;
  • финансовые;
  • социальные;
  • технолого-технические [11, с.106].

Таким образом, внутренняя среда организации представляет собой некую сложную систему взаимосвязанных частей, которая по своей сути является механизмом, обеспечивающим работу организации. Менеджменту организации необходимо постоянно контролировать и анализировать состояние внутренней среды для предотвращения воздействия каких-либо неблагоприятных факторов и обеспечивать бесперебойное функционирование этой среды для успешной деятельности всей организации.


Разобравшись с понятием внутренней среды, приступим к определению того, что собой представляет внешняя среда организации. Приведем некоторые определения понятия внешней среды организации, которые представлены в некоторых учебниках по менеджменту:

- «внешняя среда организации – совокупность факторов её внешнего окружения» [1, с.131];

- «внешняя среда организации – это все те факторы, которые находятся за пределами организации и могут воздействовать на неё» [11, с.112];

- «внешняя среда – это совокупность внешних факторов, с которыми взаимодействует организация или которые она должна учитывать в своей деятельности» [12, с.27].

Таким образом, внешняя среда характеризуется совокупностью факторов, которые воздействуют на организацию и находятся за пределами этой организации, следовательно, в отличие от внутренней среды, внешняя среда не подчиняется непосредственному контролю и воздействию со стороны менеджмента организации.

Необходимо отметить, что внешняя среда организации делится на две части: на внешнюю среду прямого воздействия (микросреда) и внешнюю среду косвенного воздействия (макросреда).

П. А. Михненко определяет внешнюю среду прямого воздействия как некий набор факторов, которые прямо и непосредственно влияют на деятельность организации [1, с.131]. Такими факторами являются потребители, акционеры, конкуренты, партнёры, государство, трудовые ресурсы. Таким образом, те внешние факторы, с которыми организация непосредственно взаимодействует в процессе своей деловой деятельности относятся к внешней среде прямого воздействия.

К внешней среде косвенного воздействия относят набор таких факторов, которые не оказывают прямого и немедленного воздействия на организацию, но могут сказаться на её деятельности косвенно или с течением времени [18, с.132]. К таким факторам относят политику, группы общества, события в мире, состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные факторы. Таким образом, организация в процессе своей деловой деятельности непосредственно не взаимодействует со внешней средой косвенного воздействия, но эта среда может оказывать определенное воздействие косвенно с течением определенного времени.

Также ещё следует указать, что помимо факторов воздействия, внешняя среда имеет определенные характеристики, которые необходимо учитывать. К таким характеристикам С. В. Люханова относит следующие:

  1. Взаимосвязанность факторов – это означает, что изменение какого-либо фактора может оказать влияние на изменение другого фактора.
  2. Сложность – это число факторов, на которые организация обязана реагировать.
  3. Подвижность – скорость, с которой происходят изменения в окружении организации.
  4. Неопределенность – характеризуется соотношением между количеством информации о среде, которой располагает организация, и уверенностью в точности этой информации [12, с.29].

Таким образом, внешняя среда организации, представляя собой взаимосвязь её различных факторов и характеристик, в такой же степени, как и внутренняя среда, должна учитываться и анализироваться менеджментом организации, т. к. недостаточное внимание к влиянию внешней среды может повлечь за собой неприятные последствия для организации.

Опираясь на данную выше характеристику понятий внутренней и внешней среды организации, приступим непосредственно к определению внутренней и внешней среды в физкультурно-спортивной организации.

Внутренняя среда спортивной организации будет иметь такую же структуру, как и любые другие организации. Только с учётом физкультурно-спортивной направленности деятельности, факторы внутренней среды будут сопряжены с направленностью этой деятельности, т. е. связаны со спортом. Например, персонал будет состоять из тренеров, спортсменов, скаутов, аналитиков и так далее. Система целей, к примеру, будет представлена достижением определённых спортивных результатов. Т.е. внутренней средой физкультурно-спортивной организации является система целей (достижение определённого спортивного результата, самоокупаемость организации), организационная структура управления (линейно-функциональная, линейно-штабная и т.д.), ресурсы организации (спортивные объекты, финансовые ресурсы), персонал (тренеры, спортсмены), технологии (система спортивной подготовки), организационная культура (традиции спортивной организации).

К внешней среде прямого воздействия физкультурно-спортивной организации будут относиться потребители (болельщики, занимающиеся, зрители спортивных мероприятий), акционеры (например, держатели акций профессионального футбольного клуба), конкуренты (другие спортивные организации), партнёры (различные спонсоры спортивной организации, спортивны федерации, спортивные лиги), государство (Министерство спорта Российской Федерации), трудовые ресурсы (тренеры, спортсмены).

К внешней среде косвенного воздействия физкультурно-спортивной организации будут относиться события в мире (проведение мирового первенства по виду спорта), состояние экономики (экономическое развитие страны, покупательная способность населения), научно-технический прогресс (инновационные программы, например, введение системы видеопомощи арбитрам в футболе), социокультурные факторы (численность населения, возрастная структура, культура потребления), политика (политика государства в сфере физической культуры и спорта), группы общества.