Файл: Профессиональный спортивный клуб как объект управления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На основании данного графика можно сделать несколько выводов:

  1. За последние 4 года ПФК «ЦСКА» вышел в операционную прибыль лишь раз в 2018 году, которая составила 12,5 млн долларов.
  2. 2016 год является самым убыточным за 4 года с точки зрения минимальных доходов, максимальных операционных расходов и операционного убытка в размере 33,3 млн долларов. Несмотря на это, забегая вперед, стоит сказать, что этот год оказался прибыльным для ПФК «ЦСКА» за счёт окончания строительства и сдачи в эксплуатацию стадиона и эффективной трансферной политике со стороны клуба.
  3. С 2017 года наблюдается рост доходов и снижение операционных расходов клуба, что связано с окончанием строительства стадиона.
  4. Согласно отчету материнской компании ПФК «ЦСКА», клуб придерживается курса эффективной трансферной политики и минимизации расходов. Данный график показывает, что с 2017 года менеджменту клуба постепенно удается сокращать расходы.

Приведём динамику чистой прибыли ПФК «ЦСКА» за 4 года, которая будет представлена на рисунке 4.

На основании данного графика видно, что московский клуб за последние 4 года выходил в прибыль два раза – в 2016 и 2018 году. Прибыль 2016 года связана с окончанием строительства стадиона и проведением эффективной трансферной политики, в результате которой удалось выгодно продать нападающего Ахмеда Мусу в английский «Лестер». Выход в прибыль в 2018

Рисунок 4 – Динамика чистой прибыли ПФК «ЦСКА» за 4 года

году связан с увеличением выручки и уменьшением расходов, а также с выгодной продажей Александра Головина в французский «Монако».

Таким образом, в финансовой деятельности клуба менеджмент ставит перед собой задачи на минимизацию расходов и проведение эффективной трансферной политики. За последние 4 года процесс минимизации расходов постепенно выполняется руководством клуба. Так, с 2017 по 2018 год удалось на 3,5% уменьшить расходы клуба, но с выходом в прибыль наблюдаются определённые колебания. Здесь стоит учитывать, что у клуба имеются долговые обязательства в размере 240 млн долларов, которые значительно влияют на финансовое состояние клуба. Клубу удаётся реализовывать курс эффективной трансферной политики. Об этом свидетельствуют выгодные трансферные сделки и выход в положительный трансферный баланс.

Рассмотрим результаты команды в чемпионате России и среднюю посещаемость матчей за 4 года. Данные приведены на рисунке 5.

Рисунок 5 – Результаты ПФК «ЦСКА» по итогам ЧР и средняя посещаемость матчей за 4 года


Данный график показывает, что результаты команды за последние 4 года ухудшились. Связанно это с тем, что в команде происходит перестройка. На смену возрастным игрокам приходят молодые, которым необходимо адаптироваться и набраться опыта для стабильного и качественного выступления в чемпионате, но несмотря на это, команде удаётся занимать призовые и еврокубковые места в чемпионате. Трансферная политика руководства имеет сдержанный и осторожный характер. В основном приобретаются молодые игроки. Это также вносит свой отпечаток на выступления в чемпионате, но может принести успех в дальнейшем, т. к. игроки могут реализовать свой потенциал и результативность команды улучшится. В свою очередь, в последствии их можно выгодно продать. Действительно качественным усилением за 4 года был трансфер Николы Влашича из английского «Эвертона».

Посещаемость матчей, как показывает график, увеличилась. Это связано с появлением у клуба своего собственного стадиона. Но стоит отметить, что, имея вместимость 30 457 мест, стадион заполняется не до конца. В сезоне 2018/2019 средняя посещаемость матча составляла 19 288 человек. Это 64% от общей вместимости стадиона, для сравнения, средняя посещаемость матчей Спартака, в том же сезоне, составила 69% от общей вместимости стадиона в 45 360 человек [15, с.37]. Отсюда следует вывод, что у менеджмента клуба есть определенные проблемы с привлечением болельщиков на стадион. Это связано с наличием клубов-конкурентов из Москвы, выступающих в РПЛ. Этими клубами являются «Локомотив», «Динамо» и «Спартак». К тому же доходы в дни матчей составляют 9,9% от общей структуры доходов клуба, для сравнения, у Спартака этот показатель составляет 19,7% [16]. Поэтому руководству ПФК «ЦСКА» стоит улучшить работу коммерческого отдела по привлечению болельщиков на стадион и увеличению доходов в дни матчей.

Рассмотрим структуру доходов и расходов ПФК «ЦСКА» за 2018 год. Данные взяты с официального отчёта РФС [16]. Структура доходов представлена на рисунке 6.

Рисунок 6 – Структура доходов ПФК «ЦСКА» за 2018 год в %

Как мы можем заметить, наибольшей статьёй дохода является доход от организаторов соревнований, т. е. выплаты от РФС, РПЛ и УЕФА. По этому показателю ПФК «ЦСКА» является лидером среди всех остальных клубов. Вторым наибольшим показателем в структуре доходов является прибыль от выбытия нематериальных активов, т. е. прибыль от трансферной деятельности. Стоит отметить, что по показателю коммерческих доходов, т. е. доходов от спонсоров, партнёров, рекламы и т. д., ПФК «ЦСКА» уступает всем топ-клубам России. Для сравнения этот же показатель у Зенита составляет 79%, а у Спартака 49%.


Рассмотрим структуру расходов ПФК «ЦСКА» за 2018 год. Данные представлены на рисунке 7.

Рисунок 7 – Структура расходов ПФК «ЦСКА» за 2018 год в %

Наибольшим показателем, как и во всех футбольных клубах, являются прямые расходы, связанные с реализацией, т. е. зарплаты игрокам, тренерскому штабу и т. д. Отметим, что данная статья расходов у ПФК «ЦСКА» меньше, чем у остальных топ-клубов России. Для сравнения у Зенита данный показатель составляет 73%, а Спартака 66%.

Таким образом, деятельность менеджмента ПФК «ЦСКА» характеризуется проведением политики, направленной на минимизацию расходов, проведением сдержанной и осторожной, но эффективной трансферной деятельности. Данные направления деятельности связаны с необходимостью погашения крупной финансовой задолженности. Слабым местом является коммерческая деятельность по увеличению посещаемости матчей и доходов, получаемых в дни проведения игр.

2.3. Сильные и слабые стороны ПФК «ЦСКА»

Для определения сильных и слабых сторон воспользуемся методом SWOT-анализа. Данный метод применяется для планирования и установления стратегических направлений деятельности предприятия. Его целью является определение существенно влияющих на организацию факторов, их структурирование и формулирование стратегии организации. SWOT-анализ позволяет выбрать оптимальный путь развития, избежать опасностей и максимально эффективно использовать имеющиеся в расположении ресурсы, попутно пользуясь предоставленными рынком возможностями.

Приступим к SWOT-анализу ПФК «ЦСКА». Выделим сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы.

Сильные стороны:

  • богатая история и сложившееся традиции;
  • наличие собственного стадиона;
  • большое количество болельщиков в России и СНГ;
  • наличие крупных спонсоров в лице компаний «Россети» и «Аэрофлот»;
  • сформированный и узнаваемый бренд.

Слабые стороны:

  • наличие крупной финансовой задолженности в размере 280 млн долларов;
  • маленький бюджет относительно других топ-клубов России;
  • ухудшение спортивного результата за последние годы;
  • давление со стороны СМИ в случае неудач клуба;
  • средняя заполняемость стадиона составляет 64% от общей вместимости.

Возможности:

  • улучшение благосостояния компаний «Россети» и «Аэрофлот»;
  • увеличение платежеспособности населения;
  • повышение процента выплат от РПЛ и РФС по результатам ЧР;
  • улучшение экономической ситуации в стране;
  • всплеск популярности футбола вследствие проведения ЧЕ-2020.

Угрозы:

  • ухудшение благосостояния компаний «Россети» и «Аэрофлот»;
  • снижение платежеспособности населения;
  • усиление позиций конкурентов;
  • падение популярности футбола;
  • неблагоприятная экономическая ситуация в стране.

Таким образом, выделив сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы ПФК «ЦСКА» составим матрицу SWOT-анализа, которая будет представлена на таблице 4.

Таблица 4

SWOT-анализ ПФК «ЦСКА»

Возможности

Угрозы

Сильные стороны

- увеличение спонсорского контракта

- проведение маркетинговой кампании по привлечению новых болельщиков, в том числе зарубежных

- расширение ассортимента клубной продукции и услуг

- привлечение новых спонсоров

- приглашение в команду топовых игроков и тренеров из клубов-конкурентов

- совместные рекламные мероприятия с одноименными клубами из других видов спорта

Слабые стороны

- досрочное погашение финансовой задолженности

- увеличение бюджета клуба

- приглашение в клуб высококлассных тренеров и игроков

- проведение маркетинговой кампании по привлечению болельщиков на стадион

- ориентация на игроков академии при формировании команды

- проведение акций и внедрение системы скидок для болельщиков

- сдача инфраструктуры клуба в аренду

- привлечение государственного финансирования

Таким образом, проведённый анализ показывает нам, что необходимо сделать клубу для выгодного использования возможностей, применяя свои сильные стороны и как минимизировать слабые стороны, используя возможности, а также как избежать угроз с помощью сильных сторон и что необходимо делать при самых неблагоприятных условиях.

Заключение

Таким образом, в современных условиях, когда спорт стал отдельной отраслью экономики, управление профессиональным спортивным клубом обрело очень важное и определяющее значение в деятельности спортивной организации. Возрос интерес со стороны потребителей индустрии спорта, тем самым, ожесточив конкуренцию между спортивными организациями. В данных условиях управлять профессиональным спортивным клубом стало сложнее. Менеджменту клуба, в процессе деятельности спортивной организации, необходимо соблюдать баланс между спортивными и финансовыми результатами. Не всем клубам удаётся соблюдать данный баланс и его нарушение зачастую приводит к отрицательным последствиям для спортивной организации. Поэтому управление профессиональным спортивным клубом должно осуществляться грамотно и эффективно со стороны менеджмента клуба.


В ходе курсовой работы были выполнены следующие задачи:

  1. Изучены теоретические материалы по теме управления спортивными организациями.
  2. Проанализирована деятельность ПФК «ЦСКА».
  3. Определены сильные и слабые стороны ПФК «ЦСКА».

Также была достигнута цель курсовой работы, а именно, проанализирована система управления в ПФК «ЦСКА» и выделены сильные и слабые стороны клуба.

По проделанной работе можно сделать вывод, что система управления в ПФК «ЦСКА» характеризуется нацеленностью на сокращение расходов, проведением сдержанной, но эффективной трансферной политики. Данные направления связаны с наличием крупной финансовой задолженности. Проблемной зоной является коммерческая деятельность клуба. Одними из самых сильных сторон клуба являются сформированный и узнаваемый бренд и наличие крупных спонсоров. Самой слабой стороной, которая отражается на деятельности ПФК «ЦСКА», является крупная финансовая задолженность.

Список литературы

  1. Теория менеджмента: Учебник / П. А. Михненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Университет «Университет», 2017. – 520 с.
  2. Теория менеджмента: Учебное пособие / Иванова Е. А. – М.: МИИТ, 2014. – 176 с.
  3. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта: Учебное пособие / А. В. Починкин. – М.: Спорт, 2017. – 384 с.
  4. Управление физкультурно-спортивной организацией: учеб. пособие / Д. А. Обожина; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. – 76 с.
  5. Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (последняя редакция) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [Электронный источник] / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/ (дата обращения 17.11.2019)
  6. Братков К. И. Спортивные организации: виды и характеристики // СМ: всё о спортивном менеджменте и маркетинге. Выпуск 2. – М.: Университет «Университет», 2018.
  7. Менеджмент спортивной организации: Учебное пособие / И. И. Переверзин – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «Физкультура и спорт», 2006. – 464 с.
  8. Теория менеджмента : история управленческой мысли, теория организации, организационное поведение. Кн.2 : учебное пособие / Э. А. Понуждаев, М. Э. Понуждаева. – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 434 с.
  9. Теория организации : учеб. пособие / А. И. Долгов. – 4-е изд., стереотип. – М.: ФЛИНТА, 2016. – 224 с.
  10. Менеджмент спортивных и физкультурно-оздоровительных организаций / Т. А. Конова – «1000 бестселлеров», 2017 – 280 с.
  11. Теория управления: Учебник для бакалавров / С. А. Ким. – М.: Издательство-торговая корпорация «Дашков и К», 2016. – 240 с.
  12. Менеджмент организации : учебное пособие / С. В. Люханова. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. – 331 с.
  13. Корытов С. За кого на самом деле болеют в России. Только цифры [Электронный ресурс] // Чемпионат : Самые популярные клубы России – анализ аудитории РФПЛ. URL : https://www.championat.com/business/article-3315029-samye-populjarnye-futbolnye-kluby-rossii--analiz-auditorii-rfpl.html (дата обращения: 09.12.2019)
  14. Курганский А. В. Организационная структура системы управления профессиональным футбольным клубом [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». URL : https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionnaya-struktura-sistemy-upravleniya-professionalnym-futbolnym-klubom (дата обращения: 14.12.2019)
  15. Комплексное исследование экономики российского футбола. Сезон – 2019-2020 [Электронный ресурс] // РПЛ – Российская Премьер-Лига. Официальный сайт. URL : https://premierliga.ru/netcat_files/86/58/PwC_RPL_Research_Season_19_20.pdf (дата обращения: 19.12.2019)
  16. Публикуемая финансовая информация за 2018 г. [Электронный ресурс] // РФС – Российский футбольный союз. Официальный сайт. URL : https://static.rfs.ru/documents/1/5cf1842b7b80d.pdf (дата обращения: 19.12.2019)