Файл: Профессиональный спортивный клуб как объект управления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, подводя итог всему вышеперечисленному, совокупность факторов внутренней и внешней среды физкультурно-спортивной организации оказывает воздействие на её деятельность. Поэтому спортивная организация должна анализировать внутреннюю среду для выявления сильных и слабых сторон, а также изучать и учитывать факторы внешней среды для своего успешного функционирования.

Глава 2. ПФК «ЦСКА» как объект управления

2.1. Общая характеристика ПФК «ЦСКА»

Профессиональный футбольный клуб «ЦСКА», основанный 27 августа 1911 года, является одним из старейших и титулованных футбольных клубов в России. ПФК «ЦСКА» осуществляет свою деятельность в организационно-правовой форме акционерного общества. Полное наименование организации: Акционерное общество «Профессиональный футбольный клуб ЦСКА». Располагается по адресу: 125252, г. Москва, ул. 3-я Песчаная, д. 2А. Согласно данным выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, учредителями ПФК «ЦСКА» являются три организации:

  1. Открытое акционерное общество «Аво-Капитал». Номинальная стоимость доли в рублях – 207 000;
  2. Центральный спортивный клуб Армии. Номинальная стоимость доли в рублях – 199 800;
  3. «Блюкастл энтерпрайзис лимитед». Номинальная стоимость доли в рублях – 394 200.

Стоит отметить, что сто процентов акций АО «ПФК ЦСКА» и ОАО «Аво-Капитал» принадлежат компании «Блюкастл энтерпрайзис лимитед». Данный вывод был сделан на основании отчёта «Блюкастл энтерпрайзис лимитед» за 2018 год. Также согласно данному отчёту, основным видом деятельности компании является операционная деятельность АО «ПФК ЦСКА».

В свою очередь, полным контролем над компанией «Блюкастл энтерпрайзис лимитед» обладает Е. Л. Гинер, т. к. ему принадлежат 75 и более процентов акций компании, согласно официальному документу, опубликованному в корпоративном реестре Великобритании компанией «Блюкастл энтерпрайзис лимитед».

В декабре 2019 года 75% акций ПФК «ЦСКА» перешли во владение к корпорации ВЭБ. Это означает, что московский клуб теперь находится под контролем государства, т. к. ВЭБ является государственной организацией. Такая смена владельца связана с тем, что ПФК «ЦСКА» брал кредит у ВЭБа на строительство стадиона в размере 240 млн долларов, оставив в качестве залога 75% акций клуба. Кредит необходимо было отдать до 2023 года. Руководство клуба планировало погасить кредит за счёт использования стадиона, но подвела посещаемость матчей и слабый спрос на офисные помещения стадиона со стороны арендаторов. Таким образом, не имея возможности погасить задолженность до 2023 года, наблюдательный совет ВЭБа принял решение конвертировать долг клуба в акции, тем самым, став новым владельцем ПФК «ЦСКА». Отметим, что президентом клуба по-прежнему остался Е. Л. Гинер.


Основным видом деятельности АО «ПФК ЦСКА» является деятельность в области спорта прочая, а также 10 дополнительных видов, среди которых можно отметить аренду и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом, деятельность спортивных объектов и деятельность спортивных клубов.

Краткая история профессионального футбольного клуба «ЦСКА» приведена в таблице 1.

Таблица 1

Основные вехи в истории ПФК «ЦСКА»

Год

Событие

1911

Создание при ОЛЛС (Общество любителей лыжного спорта) футбольной секции, на базе которой созданы три команды

1917

Победа в Казанской лиге

1923

Спортсмены ОЛЛС вошли в новое сообщество, которое именовали как Опытно-показательная площадка Всевобуча (ОППВ), данное объединение было подразделением Красной армии

1926

Победа в классе «А» первенства Москвы по футболу

1928

ОППВ передан в Центральный дом Красной армии. Переименование команды в ЦДКА

1935

Победа в чемпионате Москвы по футболу

1945

Первая победа в кубке СССР по футболу

1946-1948

Победа в чемпионате СССР и в кубке СССР в 1945 и 1948 г.

1951

Смена названия на ЦДСА (Центральный Дом Советской армии), победа в чемпионате и кубке СССР

1957

Смена названия на ЦСК МО

1960

Смена названия на ЦСКА

1992

Первый сезон в Лиге чемпионов

2002

Первая победа в кубке России

2003

Первая победа в чемпионате России

2005

Победа в кубке УЕФА

2016

Последняя победа в чемпионате России

Таким образом, прослеживаются основные этапы развития ПФК «ЦСКА» от команды созданной при ОЛЛС до полноценного футбольного клуба, от побед в чемпионате Москвы до завоевания кубка УЕФА, становится понятна взаимосвязь наименования футбольного клуба с армией, а также прослеживается начало зарождения победных традиций в ПФК «ЦСКА» с момента его существования. Отметим, что футбольный клуб имеет богатую и долгую историю, поэтому в таблице 1 приведены годы первых побед в различных соревнованиях. Все завоёванные трофеи и титулы команды будут приведены в таблице 2.

Таблица 2

Титулы ПФК «ЦСКА»

Титул

Год

Чемпион СССР

1946, 1947, 1948, 1950, 1951, 1970,1991

Кубок СССР

1945, 1948, 1951, 1955, 1991

Чемпион России

2003, 2005, 2006, 2013, 2014, 2016

Кубок России

2002, 2005, 2006, 2008, 2009, 2011, 2013

Суперкубок России

2004, 2006, 2007, 2009, 2013, 2014, 2018

Кубок УЕФА

2005


На основании данной таблицы можно сделать вывод, что ПФК «ЦСКА» по праву считается одним из самых успешных и титулованных клубов страны, имея в своём активе огромное количество титулов.

Наличие богатой истории и большого числа титулов, несомненно, влияет на количество болельщиков клуба. Так, ПФК «ЦСКА» входит в топ-3 по числу реальных болельщиков клуба в стране, число которых, по данным на сезон 2017/2018, составляет 1,2 миллиона человек (следует учесть, что сюда не включены «пассивные» болельщики, которые причисляют себя к клубу, но в действительности не следящие за клубом регулярно, а лишь изредка) [13]. Также отметим, что футбольный клуб присутствует в различных социальных сетях, имея большое количество подписчиков. Точное количество участников социальных сетей ПФК «ЦСКА» представлено на рисунке 1.

Рисунок 1 – Количество подписчиков клуба в социальных сетях

Таким образом, в общем в социальных сетях клуб поддерживают около двух с половиной миллион человек. Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что большое количество болельщиков клуба подтверждает факт наличия статуса ПФК «ЦСКА», как одного из самых популярных футбольных клубов в стране.

Многочисленная армия болельщиков, определённо, даёт клубу возможности для привлечения спонсоров и партнёров и эффективной работы с ними. Так, ПФК «ЦСКА» имеет в своём активе семь различных спонсоров и партнёров. Подробная информация о них приведена в таблице 3.

Таблица 3

Спонсоры и партнёры ПФК «ЦСКА»

Название

Вид деятельности

Статус

Россети

Оператор энергетических сетей

Генеральный партнёр

Аэрофлот

Авиационные перевозки

Официальный спонсор, официальный авиаперевозчик

ООО «Хендэ Мотор СНГ»

Торговля автотранспортными средствами

Официальный спонсор

EKA

Оператор нефтепродуктов

Официальный спонсор

BETCITY

Деятельность по организации азартных игр

Официальный спонсор

Piquadro

Производство кожгалантереи

Партнёр

Рособоронэкспорт

Экспорт продукции оборонного и двойного значения

Премиум-партнёр

Наличие таких крупных компаний, как «Россети» и «Аэрофлот» позволяют серьёзно улучшить финансовые возможности клуба. Так, из отчёта материнской компании «Блюкастл энтерпрайзис лимитед» следует, что за 2018 год ПФК «ЦСКА» получил от генерального спонсора 1,975 миллиона долларов (122 миллиона рублей, беря в расчёт средний курс доллара за 2018 год равный 62 рублям), также от других спонсоров и рекламы было получено 19,604 миллиона долларов (1,215 млрд рублей, беря в расчёт средний курс доллара за 2018 год равный 62 рублям). Вдобавок, клуб может получать выгоду от спонсоров и партнёров не только в денежном эквиваленте, но и в виде различных товаров и услуг. Так, по соглашению с итальянским брендом «Piquadro», московский клуб и его футболисты получает различные аксессуары для перевозки багажа.


ПФК «ЦСКА» получает финансовые средства не только от сотрудничества со спонсорами и партнёрами, но и от реализации собственных товаров и услуг, которыми являются:

  • билеты на матчи;
  • экскурсии по ВЭБ Арене;
  • продажа или сдача в аренду коммерческой недвижимости стадиона;
  • проведение мероприятий на стадионе;
  • абонементы на ВИП-сектор;
  • атрибутика и сувениры клуба;
  • продажа прав на ТВ-трансляции.

Таким образом, в данном списке большим плюсом является наличие собственного стадиона, который позволяет использовать его для зарабатывания дополнительных финансовых средств.

2.2 Анализ системы управления ПФК «ЦСКА»

Анализ системы управления начнём с анализа организационной структуры управления ПФК «ЦСКА». Под организационной структурой управления понимают совокупность управленческих связей между управляющей (менеджментом) и управляемой (исполнителями) подсистемами организации, характеризующая порядок взаимодействия между ними в соответствии с иерархической соподчиненностью и полномочиями [1, с.149].

Структура управления или организационная структура управления – одно из ключевых понятий системы управления вообще и профессиональным футбольным клубом в частности. Это понятие тесно связано с целями, функциями, процессом управления, работой персонала и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют управленцы всех уровней и производственной специализации профессионального футбольного клуба [14].

Рассмотрим организационную структуру управления ПФК «ЦСКА», приведённую на рисунке 2.

Рисунок 2 – Организационная структура управления ПФК «ЦСКА»

Можно заметить, что организационная структура управления ПФК «ЦСКА» является структурой линейно-функционального типа. Это означает, что при основных звеньях линейной структуры создаются функциональные подразделения.

Данная структура обладает определенными преимуществами и недостатками. К преимуществам можно отнести высокую квалификацию менеджмента и персонала в пределах своей функциональной области, эффективное достижение функциональных целей. К недостаткам относят слабое представление менеджеров функциональных подразделений об общих целях организации, слабую координацию работы подразделений, незначительные инновации и медленную реакцию на изменения внешней среды [1, с.166]. На практике у большинства футбольных клубов именно линейно-функциональная организационная структура, т. к. она более удобна и эффективна в деятельности клуба.


Высшим органом является совет директоров, который контролирует крупные финансовые сделки клуба. Председателем данного совета является президент клуба, который осуществляет стратегическое управление клубом и отвечает за взаимодействие с внешней средой.

За оперативное управление клубом отвечает генеральный и исполнительный директор.

Руководитель селекционного отдела отвечает за селекционную и трансферную деятельность, комплектование команды.

За доходы клуба, привлечение спонсоров и посещаемость матчей отвечает коммерческий директор.

Директор стадиона отвечает за общее руководство административно-хозяйственной и экономической деятельностью стадиона.

За планирование финансово-хозяйственной деятельности, соотношение доходов и расходов, соблюдение финансового фейр-плей отвечает финансовый директор.

Директор по связям с общественностью и информационной политике отвечает за связи со СМИ и общественностью.

За безопасность команды и зрителей отвечает заместитель генерального директора по безопасности.

За руководство правовой работой и юридической безопасностью отвечает заместитель генерального директора по правовым вопросам.

Заместитель генерального директора по развитию отвечает за организацию работ, направленных на развитие клуба.

В свою очередь, в клубе, помимо руководящего состава, имеется административный состав, который состоит из помощника президента, руководителя билетного отдела, руководителя рекламно-коммерческого отдела, начальника международного отдела, руководителя отдела по работе с болельщиками и главного редактора CSKA TV.

Таким образом, в руководящий состав клуба входит 11 человек, а в административный – 6. В целом система управления ПФК «ЦСКА» состоит из 17 человек.

Для дальнейшего анализа системы управления рассмотрим доходы и расходы ПФК «ЦСКА» за 4 года. Динамика расходов и доходов представлена на рисунке 3.

Рисунок 3 – Динамика доходов и расходов ПФК «ЦСКА»

Все данные приведены на основании отчётов материнской компании «Блюкастл энтерпрайзис лимитед» за 2015-2018 год. Стоит отметить, что на данном графике приведены операционные расходы и доходы, которые будут образовывать операционную прибыль (убыток), которые исключают доходы от другой деятельности и разрешенные вычеты из доходов (налоги, процентные расходы, резервы, бонусы, списания и т. д.). Поэтому конечная чистая прибыль (убыток), которая будет приведена далее, будет отличаться от приведенной разницы доходов и расходов на данном графике.