Файл: Особенности коммуникаций в организации ( Теоретические опыт основы и характеристика быть коммуникаций указ в организации ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические опыт основы и характеристика быть коммуникаций указ в организации
1.1. Коммуникационный процесс: понятие, основные факт элементы, этапы, их фаза характеристика
1.2. Классификация итог коммуникаций указ в организации
1.3. Коммуникационные факт барьеры
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования
93% сотрудников Департамента в той или иной степени признают важность личностной составляющей в процессе обмена информацией, считая важным в общении наличие эмоций, жестов, мимики. Это позволяет правильно оценить и воспринять получаемую информацию.
Таблица 2.9
Как бы Вы могли описать психологическую обстановку, которая сложилась в Вашей организации?
Варианты ответов |
Кол-во человек |
Дружеская |
10 |
Комфортная |
5 |
Только работа, ничего личного |
0 |
Здесь можно сказать, что, по мнению сотрудников Департамента, в коллективе сложился благоприятный морально-психологический климат. Абсолютно все отмечают обстановку в коллективе как позитивную, дружную. Это положительно влияет на работу каждого сотрудника в отдельности, и коллектива в целом. Так как в комфортных (почти «домашних») условиях человек работает более плодотворно.
Таблица 2.10
Приходится ли Вам задерживаться на работе, либо приходить в свой выходной в связи с нехваткой рабочего времени и как часто?
Варианты ответов |
Кол-во человек |
Часто приходится тратить свое личное время на работу |
1 |
Иногда приходится остаться после рабочего дня, чтобы доделать важную работу |
3 |
Я всё успеваю сделать в течение рабочего дня |
11 |
27% опрошенных отмечают, что время от времени приходится оставаться во внерабочее время для того, чтобы сделать определённую работу. Это может быть по нескольким причинам: 1) из-за нехватки или неверного восприятия поступающей от руководства информации, что, учитывая обстановку в коллективе, маловероятным; 2) из-за неправильного планирования своего рабочего дня или чрезмерной должностной загруженности.
Таблица 2.11
Важна ли в Вашей работе своевременно полученная информация?
Варианты ответов |
Кол-во человек |
Очень важна, так как от неё зависит качество и оперативность моей работы |
11 |
Важна, но на качество моей работы она не влияет |
4 |
Не важна |
0 |
Из ответов видно, что сотрудники отмечают в той или иной степени важность своевременно полученной информации как необходимое условие качественного выполнения работы. Однако при анализе ответов на вопрос № 5 было отмечено, что 47% опрошенных не уделяют коммуникациям должного внимания, сводя его до уровня простого межличностного общения. Это означает, что неэффективное управление коммуникациями может негативно сказаться на работе Департамента и всей компании. Особенно, если эта информация передается по вертикали от руководителя к подчинённым и наоборот.
Таблица 2.12
Насколько полно Вы получаете необходимую для Вашей работы информацию?
Варианты ответов |
Кол-во человек |
Вся необходимая информация доходит до меня оперативно и в полном объеме |
11 |
Информация доходит своевременно, но иногда приходится запрашивать дополнительные сведения |
4 |
Мне часто приходится искать (запрашивать) недостающую информацию самостоятельно |
0 |
Мне постоянно поступает большой объём информации, часто дублирующей одни и те же данные |
0 |
В целом 73% сотрудников отмечают, что получают необходимую для работы информацию своевременно и достаточном объёме. Это свидетельствует о том, что в Департаменте хорошо функционируют нисходящие и горизонтальные коммуникации.
Таблица 2.13
По каким каналам коммуникаций проходит больший объём информации в Вашей организации?
Варианты ответов |
Кол-во человек |
По неформальным каналам (слухи) |
3 |
По формальным каналам (приказы, распоряжения и так далее) |
12 |
Замечено, что сотрудники, работающие в офисе, как правило, не испытывают недостатка в информации. Работники низших уровней (рабочие и так далее) не получают достаточно информации, поэтому пользуются слухами. В Департаменте большинство сотрудников (80%) отметили, что доверяют информации, полученной по формальным каналам. В коллективе, где сложились комфортные отношения между коллегами, нет необходимости использовать неформальные каналы получения информации. Неформальные каналы коммуникаций, конечно, имеют место в любой организации, и умело управляемые руководителем, приносят пользу. Но необходимо следить за объёмом и качеством передаваемой таким каналом информации, поскольку степень достоверности такой информации не всегда высока, и может привести к результату, противоположному ожидаемому.
Таблица 2.14
Схема какого типа общения является для Вас более комфортной в эмоциональном плане?
Варианты ответов |
Кол-во человек |
Руководитель - руководитель |
3 |
Руководитель - подчинённый |
3 |
Подчиненный - подчинённый |
9 |
60% сотрудников Департамента предпочитают общение на уровне «подчинённый-подчинённый», считая его более комфортными в эмоциональном плане. Общение типа «руководитель-подчинённый» отмечают 20% опрошенных скорее как необходимое. В отношениях типа «начальник-начальник» можно сказать, что здесь, возможно, сотрудники проводят аналогию типу «подчинённый-подчинённый», предполагая комфортность общения в рамках одного уровня.
Таблица 2.15
В какой форме доводит до Вас информацию Ваш непосредственный руководитель?
Варианты ответов |
Кол-во человек |
Письменно (письма, приказы) |
3 |
Устно (распоряжения в устной форме лично и по телефону) |
8 |
С использованием электронных средств связи |
4 |
Так как численный состав Департамента не слишком велик, 53% опрошенных ответили, что получают информацию от непосредственного руководителя в устной форме. Это может считаться не слишком хорошим показателем. Так как информация, переданная в устном виде, может быть неверно понята (передана) либо быть отмечена как недостаточно важная.
Таблица 2.16
Насколько полной информацией Вы владеете относительно положения Вашей компании на рынке, её деятельности и стратегических планах?
Варианты ответов |
Кол-во человек |
Я знаю о своей компании всё |
4 |
Я в курсе процессов, связанных непосредственно с моим местом работы (в пределах моего офиса, отдела, кабинета) |
10 |
Я просто выполняю свою работу, остальное меня не касается |
11 |
67% опрошенных признают, что их знания о положении организации, перспективах её развития по факту ограничены, локальны. То есть, выполняя свою непосредственную работу, они не имеют представления о целях функционирования организации, её долгосрочных и краткосрочных планах, о миссии компании. Это говорит о том, что руководство использует избирательный тип информирования сотрудников. Хотя, предоставляя сотрудникам более полную информацию о стратегическом развитии всей компании, о её перспективах, руководитель достиг бы большей эффективности работы подчиненных.
Таблица 2.17
Какого принципа придерживается Ваше руководство относительно предоставления информации сотрудникам компании?
Варианты ответов |
Кол-во человек |
Руководство предоставляет полный доступ к информации |
4 |
Избирательно предоставляет информацию |
10 |
Предоставляет только ту информацию, которая необходима для качественного выполнения поставленных перед сотрудниками задач |
1 |
Большинством сотрудников (67%) отмечен избирательный уровень информирования, который, по их мнению, использует руководство компании. 27% опрошенных считают, что находятся в курсе всего, что происходит в компании. Грамотная внутренняя информационная политика - это то, с помощью чего руководство компании может влиять на своих сотрудников с целью достижения максимальной отдачи в работе. В условиях рыночной конкуренции, доступность информации может быть также негативна, как и её недостаточность.
Таблица 2.18
Какие проблемы в коммуникационных связях, по Вашему мнению, имеют место в Вашей компании?
Варианты ответов |
Кол-во человек |
Наличие большого количества посредников между отправителем и получателем приводит к искажению первоначальной информации |
3 |
Отсутствие оперативности поступления информации |
3 |
Поступление большого количества лишней информации, не относящейся к моей работе |
4 |
У нас все коммуникационные связи функционируют нормально |
5 |
33% сотрудников довольны сложившимися в Департаменте коммуникационными связями. Однако 27% опрошенных отметили большой объём лишней либо дублирующей информации, что отнимает много рабочего времени на её обработку и сортировку. Также отмечено искажение первоначальной информации либо несвоевременность её поступления, что является следствием недостатков структурного построения организации. Это свойственно при вертикальном типе коммуникаций, так как информация проходит через несколько структурных уровней и в процессе передачи может искажаться «посредниками». Можно предложить руководству пересмотреть и скорректировать организационную структуру компании с целью построения эффективного коммуникационного процесса, позволяющего избежать искажения или блокирования информации на каком-либо участке передачи.
Таблица 2.19
Как Вы оцениваете достоверность информации, поступающей Вам от руководства организации?
Варианты ответов |
Кол-во человек |
Поступающая мне от руководителя информация полностью достоверна (75-100%) |
8 |
Процент доверия достаточно высок (50-75%) |
7 |
Примерно половина данных, поступающих от руководителя, требует перепроверки (25-50%) |
0 |
Я не очень доверяю информации, поступающей от руководства(0-25%) |
0 |
Все опрашиваемые высказали мнение о высокой достоверности информации, поступающей от руководства. Это достаточно высокий показатель, характеризующий степень доверия персонала к руководству компании. Чем выше процент доверия к информации, поступающей от руководства, тем оперативнее она усваивается, что позволяет ускорить процесс коммуникации и предоставить обратную связь.
Таблица 2.20
Есть в Вашей организации возможность донести до вышестоящего руководства какие-либо предложения, касающиеся деятельности организации?
Варианты ответов |
Кол-во человек |
Есть, нужно только оформить предложение в официальном виде |
7 |
Теоретически такая возможность существует, но практически это сделать очень сложно |
8 |
Нет такой возможности |
0 |
Все опрошенные сотрудники отметили, что имеют возможность высказать своё мнение, идеи, внести какие-либо предложения по совершенствованию той или иной функции в деятельности компании. Это свидетельствует о наличии обратной связи с руководством. То, что сотрудники имеют возможность донести свои идеи до руководства, говорит о существовании обратной связи. Однако, её простое наличие - ещё не свидетельствует об эффективности использования коммуникаций в организации. Важно развивать идею обратной связи, совершенствовать её. Это повысит заинтересованность сотрудников в работе, будет стимулировать стремление к достижению лучших результатов, что приведёт к повышению эффективности деятельности компании в целом.
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования
Подводя итоги анкетированию, проведённому с целью анализа эффективности коммуникаций в ООО «Ремакстел» в разрезе Сервисного Департамента, были выявлены следующие недостатки коммуникационной системы:
- в компании применяется ограниченное количество видов коммуникационного общения;
- недостаточное понимание важности процесса организационных коммуникаций в эффективной деятельности компании;
- личное общение и телефонные переговоры носят стихийный характер - это, с одной стороны, позволяет оперативно решать возникшие вопросы, с другой - занимает больше рабочего времени и снижает достоверность получаемой информации;