Файл: Формирование компетентностного портрета современного менеджера (Системный подход к управлению операциями: основные понятия и сущность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 379

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях возрастания конкуренции во всех сферах бизнеса, изменений рынка и индивидуализации спроса все большее значение приобретает эффективность системы управления организацией. Руководители предприятий начинают осознавать, что за счет использования информационных технологий и внедрения инноваций невозможно повысить эффективность предприятия в достаточной мере. Известно, что эффективность организации определяется методами и принципами, используемыми в управлении.

Управление предприятием это сложный и многоаспектный процесс, включающий в себя планирование, организацию, мотивацию персонала, контроль деятельности и иные промежуточные задачи. Современная наука считает управление организацией одним из самых сложных социальных феноменов, в связи с чем этому вопросу уделяется значительное внимание.

Применение системного подхода в построении системы управления организацией позволяет сформулировать принцип самоорганизации, который заключается в формировании в системе управления и производства относительно независимых структурных элементов, управление внутри которых ориентировано на достижение максимальной эффективности их работы. Все независимые структурные элементы входят в единую систему управления, управление которой подчинено общим целям организации.

Рыночные условия для операций требуют развития экономики, прежде всего на микроуровне, то есть на уровне отдельных субъектов хозяйствования, поскольку они являются основой экономики государства, независимо от формы собственности или организационно-правовой формы. [1]

В современных условиях постоянно меняющейся окружающей среды основными факторами, определяющими успешность компании, становятся управленческие. Среди управленческих факторов особо важную роль играет разработанность системы стратегического планирования.

Стратегическое планирование всегда является сложным процессом в силу присутствия неопределенности как во внешних, так и во внутренних условиях. Для такой крупной компании как «Макдоналдс» стратегическое управление особенно сложно, так как условия внешней среды сильно дифференцированы.

Это и определяет актуальность выбранной темы.

Объектом работы является операционный менеджмент.

Предметом работы являются методы операционного менеджмента в деятельности компании «Макдоналдс».


Целью курсовой работы анализ системного подхода в менеджменте на примере организации «Макдоналдс». Данная цель достигается за счет решения следующих задач:

  1. Провести анализ операционного менеджмента: определение, подходы.
  2. Изучить теоретические аспекты стратегического управления в целом.
  3. Исследовать основные проблемы стратегического управления.
  4. Рассмотреть организацию «Макдоналдс» как среду для стратегического планирования, рассмотреть ее основные особенности.
  5. Изучить методы стратегического управления на практике организации «Макдоналдс».

Теоретической базой исследования послужили работы таких авторов как: С. В. Ильдеменова, О.С. Виханский, А.И. Наумов, В.И. Звонников, А.Е. Черницов, В.В. Двоеглазов и др.

Теоретическую базу исследования составили научные публикации отечественных и зарубежных авторов, но анализируемым проблемам, в том числе фундаментальные монографические работы, данные периодической печати, методические материалы научно-практических конференций и семинаров по теме исследования, нормативные документы.

Методологической основой исследования является диалектический метод и основные научные подходы, а именно системный, факторный, комплексный, интеграционный, многофункциональный, динамический; метод эмпирического исследования, метод логического анализа и интервьюирования, сравнительный анализ. 

Данная работа состоит из содержания, введения, двух глав с подразделами, заключения и списка использованной литературы.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ

1.1. Системный подход к управлению операциями: основные понятия и сущность

Общая система предприятия имеет целый перечень подсистем, обеспечивающих реализацию задач функционирования предприятия и достижения основной цели ее деятельности, соответствующим образом формируют систему менеджмента. Успешное функционирование современной организации возможно при условии специализации управленческой деятельности по таким функциональным секторам: финансовый, инвестиционный, маркетинговый, операционный и менеджмент.


На сегодняшний день среди определенных подсистем менеджмента на первый план выходит операционный менеджмент, связанный с производственными процессами предприятия. В современной экономической литературе можно встретить различные взгляды по идентификации операционного менеджмента, каждый из которых в определенной мере раскрывает содержание этого понятия и отражен в таблице 1.

Таблица 1.1 – Определение операционного менеджмента различными авторами

Определение

Подходы авторов

Г. Я. Сороко

это менеджмент в процессе создания товаров и оказания услуг, осуществляемый на уровне операций, начиная по обеспечению, организации непроизводственной сферы, входами и в процессе их трансформации в выходы

М. И. Бухалков

управления процессами трансформации «входов», представленных трудом, капиталом и материалами, совокупность продуктов и услуг, которые представляют ценность для потребителей

Т.Ю. Шемякина

является менеджментом систем или процессов по созданию товаров и (или) оказание услуг

Б.Н. Герасимов

является деятельностью, которая относится к созданию товаров и услуг путем преобразования входов (необходимых ресурсов всех видов) в выходы (готовые товары, услуги)

А.В. Фель

это деятельность, связанная с разработкой, внедрением и совершенствованием систем, на основе которых производятся основная продукция или услуги предприятия

Дж. Хейзер

изучение концепций, процедур и технологий, используемых менеджерами и администраторами, которые задействованы в операциях всех предприятий

Эффективный операционный менеджмент возможен при условии осознания содержания и рациональной реализации функций организации и функций менеджмента, умение высшего руководства предприятия структурировать функции менеджмента согласно функциям организации и формировать адекватную его структуру.

В деятельности современных предприятий выделяют следующие конкретные функции таких, как функция создания продукта, маркетинговая, финансовая, инвестиционная, кадровая и операционная функции.

Выполнение операционной функции обеспечивает операционный менеджмент. Для него свойственен целый аппарат категорий, которые оказываются в непосредственной управленческой деятельности.

Операционная функция должна удовлетворять потребности рынка, поскольку любое предприятие в сфере общественного производства создано для того, чтобы производить реальные ценности для внешней среды – продукцию или услуги. [2]


Поэтому под операционной функцией организации следует понимать действия, в результате которых предприятие производит продукцию или услуги, поставляемые во внешнюю среду.

Широко известные термины «производство» и «операции» имеют много общего, однако под производством в основном понимают выпуск товаров и переработку сырья. Термин «операции» шире, поскольку он включает в себя не только производство товаров, но и предоставление услуг.

Системный подход дает возможность очертить границы системы операционного менеджмента и определить роль в управлении операционной системой при условии координации деятельности предприятия, распределить обязанности и определить компетенции менеджеров-исполнителей, исследуя не только отдельные элементы, но и особенности их взаимодействия.

Подобно маркетингу и финансам, операционный менеджмент является средой бизнеса с четкими управленческими функциями. Это надо понимать особенно четко, поскольку операционный менеджмент часто путают с такими видами деятельности, как исследование операций – OR, научная организация управления – MS и инженерные разработки – IE.[3]

В отличие от других наук, оперативное управление не оставляет инструментов и методов, разработанных и принятых на протяжении всего своего исторического развития. Ярким примером могут быть представлены в хронологической последовательности некоторые практические наработки в сфере управления производством:

 время и анализ рабочего времени;

 экономичный размер заказа;

 контроль качества и его статистическая оценка;

 моделирование производства и планирование сетевых проектов;

 графики закупок, управление запасами и планирования материальных потребностей;

 восстановление бизнес-процессов и тому подобное.

Таким образом, хотя операционные менеджеры часто используют в своей работе методы и инструменты OR/MS (например, при условии графического определения критического пути) и решают вопросы, связанные с инженерными разработками (например, сложности автоматизации производства), чисто управленческая роль операционного менеджмента отличает эту сферу от других упомянутых здесь дисциплин. Следовательно, как указано в таблице 1, сравнивая дефиниции операционного менеджмента, можем отметить, что одна часть действий ориентирована на операционный процесс, а другая – на результат от осуществления операционной деятельности. Действия, в результате которых производятся товары и оказываются услуги, имеют общее название – «операционная функция», сущность которой раскрывается косвенно через срабатывания методов и мероприятий системы операционного менеджмента.


Структура операционной системы определяется составом и взаимосвязями ее элементов и подсистем, а также связями с внешней средой. Структура управления операционной системой охватывает все возможные действия, процессы, приемы, связанные с непосредственным товарооборотом (оказанием услуг), что отражено на рисунке 1.

Рисунок 1.1 – Структура управления системой менеджмента предприятия

В иностранных компаниях разработка операционной системы на производстве традиционно рассматривается как важнейшая функция управления. Различают пространственную (место элементов системы в пространстве) и временную (последовательность изменений состояния элемента и системы в целом) структуру функциональных систем. Чтобы сформировать целостность системы, они взаимосвязаны.

Чтобы оптимизировать бизнес компании, необходимо обеспечить эффективное управление этими отношениями. Бизнес зависит от функции проектирования, разработки новых видов продукции, производственных мощностей и процессов. Инженерная функция должна извлекать информацию о проблемах, связанных с дизайном продукта. Маркетинг должен обеспечивать надежный прогноз спроса и реальных заказов клиентов на выходы операционной системы. И сама функция должна информировать производство о любых жалобах клиентов относительно качества продукта или времени доставки.

Сущность операционного менеджмента выражается в его функциях:

 функция планирования влияет на выбор цели операционной системы, а также инструментов и механизмов, необходимых для ее достижения. Эта функция позволяет использовать симуляцию для выполнения операций в заданном временном поле. моделировать разработку операционной системы для достижения цели;  функция организации. Операционные менеджеры создают и постоянно развивают ее для реализации принятых планов (программ) отдельными исполнителями и подразделениями. Функция организации должно обеспечивать четкость выполнения операций, взаимосвязь исполнителей и подразделений операционной системы и повышать эффективность труда;

 функция мотивации обеспечивает выполнение поручений, то есть прямых функциональных обязанностей. Задача функции мотивации –обеспечить выполнение работы всеми работниками в соответствии с их служебными полномочиями и разработанного плана. Цель функции мотивации – создание внутренней мотивации для исполнителей. Реализация функции мотивации обеспечивается менеджером благодаря формированию ситуации, побуждающей к выполнению работы с высокой отдачей. Это достигается с помощью умелого управления персоналом и адекватного стимулирования его труда;